Важнейшей причиной школьных затруднений - учебных и поведенческих - является нарушение социально-психологической адаптации ребенка к условиям школьного обучения. Дезадаптация, в свою очередь, может привести к формированию девиантного, поведения в более старшем возрасте. Именно этим обусловлена необходимость организации и проведения программы психолого-педагогогических мероприятий, направленных на помощь в скорейшей адаптации первоклассников и профилактики школьной дезадаптации.
Адаптированность - уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.
В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого-педагогическое сопровождение обучаемых.
Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.
Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.
Первый этап - ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.
Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.
Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.
Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.
При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.
Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.
Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.
Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация.
Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении - ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, плохое поведение - сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе.
В логике системно-ориентационного подхода сопровождение - это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого наиболее эффективным методом. Таким методом в современной практике образования можно назвать новый компонент - психолого-педагогическую поддержку в процессе сопровождения. Ее основные принципы: согласие ребенка на помощь и поддержку, опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать трудности; сотрудничество, содействие; доброжелательность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. Целью психолого-педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих самостоятельному продвижению ребенка в образовании.
Как известно, основными факторами социально-психологической адаптации учащихся являются:
особенности эмоционального и личностного развития, обусловленные семейным воспитанием, опытом общения со сверстниками другими взрослыми, в том числе в условиях организации жизни в ДОУ;
психофизиологическими характеристиками личности ребенка;
уровнем интеллектуального развития, в т.ч. общей осведомленности, навыков письма, счета и рисования, тонкой моторики.
Следовательно, реализация комплексной психолого-педагогической программы сопровождения адаптации первоклассников должна осуществляться в направлении вышеназванных факторов.
Настоящая программа предназначена для реализации психолого-педагогических мероприятий, направленных на облегчение вхождения в ритм и содержание школьной жизни первоклассников.
В программе предполагаются мероприятия по 3 основным направлениям:
1. Сотрудничество школы с ДОУ **** в рамках обеспечения преемственности "детский сад- школа"
2. Работа с детьми, посещавшими другие дошкольные учреждения
3. Работа с "домашними" детьми, т.е. детьми, не посещающими детский сад.
Цель - создание условий для успешного освоения образовательных программ и формирование позитивной Я-концепции личности, что предполагает раскрытие творческого потенциала, формирование и развитие познавательных потребностей, социальной ответственности, развития индивидуальности каждого учащегося.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения задач:
1. Создать систему взаимодействия ДОУ ?**** и школы в рамках проблемы преемственности "детский сад - школа", включающую в себя проведение совместных психолого-педагогических мероприятий;
2. Создать систему психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации первоклассников через активное взаимодействие педагогов ДОУ, учителей начальной школы, психологической службы ДОУ и школы, в т.ч.:
организовать и реализовать программу подготовки будущих первоклассников к успешному освоению образовательных программ начальной школы;
организовать и реализовать сопряженную программу психолого-педагогических занятий, направленных на освоение школьного пространства, в том числе норм и правил школьной жизни, умение общаться, взаимодействовать, в т.ч. разрешать конфликты социально-приемлемыми способами, а также развитие познавательных способностей и креативности;
3. Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого ребёнка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;
4. Организовать регулярные консультации педагогов и психологов школы и ДОУ;
5. Организовать регулярные групповые и индивидуальные консультации родителей по вопросам педагогики и психологии развития детей;
6. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы психолого-педагогического развития и коррекции отдельных учащихся, нуждающихся в индивидуальной помощи специалистов.
7. Осуществлять психолого-педагогический мониторинг динамики социально- психологической адаптации и развития учащихся ( в групповой и индивидуальной форме)
Принципы психолого-педагогической программы:
принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка;
принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка;
принцип приоритета личностного развития , когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;
принцип эмоционально-ценностных ориентации учебно - воспитательного процесса.
Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников к школе
Работа с документами Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями
Выпуск из ДОУ, запись в школу Изучение представлений дошкольных психологов.
Протоколы диагностики
( методика ""SCHOOL").
Групповая и индивидуальная психолого-педагогическая диагностика: определение уровня актуального развития, прогноз школьных трудностей (в т.ч. по по диагностико-адаптационной методике "SCHOOL"будущих первоклассников, которые не относятся к ДОУ ? ****) Консультации и малые педсоветы с психологами и педагогами ДОУ.
Рекомендации психологов учителям по результатам психологической диагностики особенностей личности будущих первоклассников ( выбор оптимальной образовательной программы Родительское собрание "Скоро в школу"
Индивидуальные консультации психолога по результатам диагностики.
Психолого-педагогические рекомендации родителям по выбору образовательной программы для ребенка
Рекомендации консультаций у специалистов (логопед, невролог)
I четверть Изучение медицинских документов, составление справки о состоянии здоровья детей.
Анализ анкет.
Учет посещения занятий и динамики поведения детей.
. Организация занятий по программе сопровождения адаптации (со 2 недели сентября).
Индивидуальная психологическая работа с первоклассниками, у которых выявлены признаки затруднения адаптации ( по запросу педагогов и родителей).
Консультации в режиме динамического наблюдения.
Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце четверти Анкетирование родителей "Хорошо ли вашему ребенку в школе?"
Родительское собрание по результатам анкетирования
Индивидуальные консультации психолога по протеканию адаптации по запросу педагогов и родителей.
II четверть Учет посещения занятий и динамики поведения детей.
Журнал консультаций Занятия по программе сопровождения адаптации. Динамическое наблюдение в разных видах деятельности
Индивидуальная психологическая работа с первоклассниками, у которых выявлены признаки затруднения адаптации ( по запросу педагогов и родителей). Консультации в режиме динамического наблюдения.
Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце полугодия Индивидуальные консультации психолога по протеканию адаптации по запросу педагогов и родителей.
III четверть Анализ результатов протекания адаптации.
Учет посещения занятий и динамики детей.
Журнал консультаций Индивидуальная психологическая работа с первоклассниками, у которых выявлены признаки затруднения адаптации ( по запросу педагогов и родителей.
Динамическое наблюдение в разных видах деятельности Консультации в режиме динамического наблюдения. Родительское собрание "Адаптация к школе - радости и трудности".
Опрос:"Адаптировался ли ваш ребенок к школе?"
Консультации по протеканию адаптации в тяжелой форме, рекомендации обязательных консультаций детского невролога
IV четверть Анализ результатов динамики развития.
Протоколы диагностики.
Оформление представлений на ПМПК.
Журнал консультаций. Диагностика: определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на ПМПК Подготовка представления на ПМПК Консультации по результатам диагностики и подготовка родителей к обследованию ребенка на ПМПК.
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе "Школа - мой дом"
Начало школьной жизни - серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям - развивается произвольность. Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. Недоразвитие мелкой моторики рук не позволяет некоторым детям достаточно успешно овладевать основами красивого письма. Поэтому важно уделять внимание развитию мелких мышц в разных видах деятельности. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.
Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.
Основной целью программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников.
Занятия строятся в доступной и интересной форме. Используются методы: техники и приемы саморегуляции, рисуночные методы, метод направленного воображения, игры.
Общие рекомендации по проведению занятий:
Занятия входят в систему сопровождения адаптации первоклассников к школе, поэтому в ходе их проведения проходят консультации с учителем на протяжении всего учебного года, встречи с родителями детей индивидуально и на родительских собраниях.
Часть занятий носит двойственный характер: они содержат не только развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания.
Программа рассчитана на работу в группе из 10-14 человек, поэтому класс рекомендуется делить на подгруппы и проводить занятия одновременно с уроком ритмики или обучения письму.
Для занятий каждый ребенок должен иметь тетрадь в клетку, альбом, цветные карандаши. На занятиях по ТРИЗ необходимо иметь пластилин, цветную бумагу, ножницы, краски, лоскутки, фантики и пр.
Продолжительность занятия 30 - 40 минут.
Оптимальная периодичность встреч - 1-2 раза в неделю.
Важно создать доброжелательную обстановку в классе, чтобы каждый чувствовал себя уверенно и не боялся сделать ошибку.
Занятие 1: "Волшебная дверца"
Цель занятия: развитие совместной деятельности, воображения, творчества, навыков лепки и рисования (тонкая моторика)
Модификация ТРИЗ - создаем своими руками волшебный мир, один на всех.
Занятие 2: Этологическая прогулка по школе
Цель занятия - познакомить с пространственно-предметным устройством школы
Рисуем то, что больше запомнилось (понравилось)
Занятие 3 "Планета мечты"
Цель занятия: развитие совместной деятельности, воображения, творчества, навыков лепки и рисования (тонкая моторика)
Модификация ТРИЗ "Планета мечты"
Занятие 4: "Дорога, которая ведет..."
(Модификация ТРИЗ)
Цель занятия: развитие совместной деятельности, воображения, творчества, навыков лепки и рисования (тонкая моторика)
Занятие 5: "Азбука настроения"
Цель занятия: развитие коммуникативных навыков и произвольности
Кричалка
Угадай настроение нарисованного героя.
Изобрази настроение.
Упражнения на внимание: повторяй за мной
Занятие 6 "Знакомимся с инопланетянами"
Цель занятия: Развитие коммуникативных навыков
Здороваемся по-инопланетному
Ладушки
Угадай настроение: Азбука настроения
Рисуем инопланетянина
Занятие 7"Подводное царство"
Цель занятия : комплексное - развитие коммуникативных навыков, внимания, произвольности, воображения и тонкой моторики
"Шифровка пиратов"
Корректурная проба ( ищем морской жемчуг на дне)
Переводилки и раскраски
Игра: "Море бушует- раз"
Занятие 8 :"Животные"
Цель занятия: развитие речевого мышления
Пиктограммы
Рисуем двумя руками
Найти все зеленое, круглое, деревянное
Физкультминутка "Зайка"
"Назови одним словом"
"Кто больше назовет"
Занятие 9: "Съедобное - несъедобное"
Цель занятия: развитие произвольности и речевого мышления
"Отгадайте, что это?"
Штриховка
Игра с мячом "Съедобное - несъедобное"
Кроссворд "У самовара"
Настроение
Занятие 10 "Карта"
Цель занятия: развитие пространственного мышления
Рисуем комнату - вид сверху
Находим предмет по карте
Занятие 11 :Новогодний сюрприз"
Цель занятия: ориентация в пространстве школы, тренировка умения работать в команде
Ищем клад по карте.
Примечание: аналогичную программу занятий можно использовать при работе с дошкольниками в рамках подготовки к школе.
Список использованных источников:
1. Бахурина Е.С. "Комплексная методика диагностики "школьной зрелости" "SCHOOL" - Издано ДСП Минтруда РФ в 1999 г ( или интернет-ресурс
http://www.psylist.net/praktikum/school0.htm
2. Бахурина Е.С. Этологический подход в терапии детской адаптационной тревожности - ж-л "Психология и школа", ? 3, 2006, с. 3-11
3. Бахурина Е.С. Техника коррекци эмоциональных комплексов через рисование у детей 5-9 лет. - ж-л "Психолог в детском саду", ? 4, 2004
4. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? - М., 1991. - 176 c.