Фильм Чарли Чаплина "Новые времена"
http://video.mail.ru:80/mail/amd.64/2070/2169.html
Программа курса "Социально-психологический практикум"
Данный спецкурс предназначен для студентов 3 года обучения, проходящих подготовку по специальности 52 100 ("психология") Спецкурс рассчитан на 24 часа лекционных и 6 часов семинарских занятий. Спецкурс завершается зачетом.
"Социально-психологический практикум" дополняет такие теоретические и прикладные дисциплины, как "Социальная психология", "Психология менеджмента", "Конфликтология" и "Политическая психология".Практическая направленность курса позволяет студентам получить представления о практической социальной психологии, об основных формах работы психолога в консалтинговых фирмах, об участии психолога в PR-технологиях, рекламных агенствах, а также в качестве менеджера по персоналу.
В настоящее время вышеперечисленные области общественной практики в нашей стране переживают бурное развитие, в условиях конкурентной борьбы формы практической работы социального психолога меняются также быстро, при этом возрастают требования к теоретической подготовке практического социального психолога. В настоящее время практический социальный психолог должен владеть, помимо солидной теоретической подготовки, знаниями и умениями в области смежных прикладных наук и областей практики - социологии, менеджмента, психотерапии.
Работа социального психолога по коммерческому заказу имеет свои специфические особенности, в отличие от академической, сугубо научной работы. Критерии успешности деятельности практического социального психолога, требования к применяемым формам работы определяются в первую очередь экономической эффективностью и наглядностью для заказчика.
В силу вышесказанного целью данного спецкурса является овладение представлениями об основных методах и критериях работы практического социального психолога, поэтому основными задачами курса являются:
получение представлений об особенностях работы практического социального психолога с коммерческим заказчиком, общем круге проблем и задач, решение которых находится в рамках компетентности социального психолога;
получение представлений о содержании работы смежных специалистов, а также о видах работ, в которых социальный психолог может принимать участие (в консалтинговой фирме);
знакомство с основными методами сбора данных о кадровых и социальных процессах, используемых в социальной психологии и социологии;
знакомство с основными формами групповой тренинговой работы, требованиями, предъявляемыми к профессиональным и личностным качествам ведущего;
получение опыта практического применения отдельных методов сбора информации о кадровых и социальных процессах;
получение опыта участия в деловой игре, фокус-группе, групповой дискусии и некоторых видах социально-психологических тренингов;
знакомство с особенностями индивидуального коучинга.
Однако серьезное освоение методов практической социальной психологии требует специальной и длительной подготовки специалиста. Поэтому в данном курсе, в силу своей временной ограниченности, методы практической социальной психологии могут быть представлены лишь обзорно, демонстрация их может быть лишь фрагментарной. Следовательно, одной из задач курса является мотивирование студентов к дальнейшему углубленному освоению методов, используемых практическим социальным психологом.
Основные понятия, которые должны быть освоены студентами при изучении курса:
- опрос
- анкетирование
- рабочая гипотеза
- брэйнсторминг
-деловая игра
- контент-анализ
- фокус-группа
- тренинг продаж
-отбор и подбор кадров
- кадровый ассессмент
- коучинг
- миссия
- организационное развитие
-групповая дискуссия
- нововведение
-сопротивление нововведениям
- оценка сопротивления нововведениям
- социодрама
- конфликт
- анализ коммуникаций в организации
- рабочая гипотеза
- шкалирование
- интервью
- глубинное интервью
- тренинг личностного роста
- социально-психологический тренинг
- Т-группы
- игротехника
- группы встреч
- коммуникативный тренинг
- конструкттивный и деструктивный конфликт
- наблюдение
- групповая динамика и управление ею
- разработка программы тренинга
- организация тренингового пространства
- состав участников
- сценарий, опыт и импровозация
- реинжиниринг
"Социально-психологический практикум" завершается зачетом. На зачете студент должен продемонстриовать знания основных проблем и особенностей практической работы социального психолога, показать владение основными понятиями курса, а также продемонстрировать умения и навыки выбора адекватных практической задаче методов.
1. Введение
Понятие практической социальной психологии. Различия и сходство академической и практической социальной психологии. Ориентация практических задач и проблем социальной психологии на главное требование рынка - экономическую эффективность.Круг лиц, задействованных при выполнения практического заказа. Проблема поиска общего языка социального исследователя с заказчиком. Критерии выполненной работы.
2. Содержание и формы деятельности практического социального психолога
Сферы и направления деятельности практического социального психолога: консультация, работа в организации, клубная работа. Особенности работы социального психолога в государственной организации и частной фирме. Функции социального психолога в бизнес-консалтинговой фирме, PR-технологиях и рекламном деле. Основные этапы работы специалистов-консультантов в организации.
3. Методы сбора первичной информации о кадровых и социальных процессах
3.1. Методологические основы проведения исследования кадровых и социальных процессов
Логика построения теории о социальных и кадровых процессах.Формулирование гипотез. Операционализация и инструментализация. Шкалирование и уровни измерения : номинальная, порядковая, интервальная шкала, шкала отношений. Программа исследования. Типы программ исследования: поисковая, описательная, объяснитетельная.
3.2.Методы сбора данных
Методы сбора данных. Наблюдение. Виды наблюдения. Карта наблюдения. Опрос. Виды опроса: очное интервью, телефонное интервью, анкетирование.Этапы проведения опроса опроса. Разработка анкеты. Требования к составлению анкеты. Типы вопросов. Формулирование вопросов. Выборочный опрос. Специализированный опрос. Контент-анализ документов. Анализ документальной коммуникации в организации.Социометрия. Сбор информации методом фокус-группы. Методика оценки сопротивления нововведениям в организации.
4. Методы групповой работы с персоналом
4.1. Классификация методов групповой работы с персоналом
Брэйнстроминг, деловые и имитационные игры, групповая дискуссия, психологический тренинг. Критерии и ограничения в применении групповых методов работы с персоналом.Социально-психологический тренинг: его отличия от других видов психологического тренинга.Содержательные различия тренинговых групп и иных форм групповой деятельности (клуб, организация, коллектив, корпорация).Качественное своеобразие тренинговых групп:собственно Т-группы, инкаунтер-группы (группы встреч), темоцентрированные группы, группы тренинга умений, социодрама.
4.2. Общие принципы проведения СПТ
Подготовка ведущего тренингов. Требования к профессиональным и личностным качествам ведущего группы.Групповая динамика и управление ею. Фазы развития группы, ролевое распределение, цели и групповые нормы, формирование и влияние. Формы группового и индивидуального сопростивления и их утилизация. Организация социально-психологического тренинга. Постановка цели, сбор информации, опыт.Разработка программы, этапы. Количественный состав участников.Особенности проведения СПТ в зависимости от возрастного, полового и профессионального состава участников. Анализ работы ведущего.
5. Отбор и повышение квалификации персонала
5.1.Технологии отбора и подбора кадров
Маркетинг персонала. Кадровый потенциал. Профессиональные требования, отбор и обучение: взаимосвязь. Основные методы отбора: селекционное интервью, структурированное интервью, глубинное интервью, личностные тесты и тесты когнитивных способностей , рекомендации, образцы труда, самопрезентации. Понятие ассесссмента. Современные тенденции в ассессменте. Методика оценки персонала " 360 градусов". Оценка кадрового потенциала в процессе деловой игры, ролевых игр и других форм групповой работы.
5.2. Методы совершенствования персонала.
Изменение требования к служащим в условиях непрерывных нововведений. Оценка организации для определения необходимости работы по совершенствованию персонала. Пределы повышения компетентности и способности к обучению.Анализ индивидуальных целей Анализ профессиональных задач. Методы совершенствования персонала. Критерии успешности мероприятий по совершенствованию персонала
5.3. Коучинг.
Управленческая компетентность: критерии и оценки качеств руководителя.Коучинг в PR-технологиях: в поисках харизмы.Отличия коучинга (индивидуального тренинга)от группового тренинга и от психотерапии.
6. Создание команды
Пробемы мотивации труда и эффективность производства.Этапы развития бизеса. Инжиниринг и реинжиниринг бизнеса. Построение управляющей команды."Золотые" правила формирования Корпоративная культура. Миссия организации. Виды оргконсультирования. Особенности инновационного консультирования.
Тематический план
1.Введение - 2 часа (л)
2.Содержание деятельности практического социального психолога - 2 часа (л)
3.Методы сбора информации о кадровых и социальных процессах
3.1.Методологические основы проведения исследования кадровых и социальных процессов -2 часа
3.2.Методы сбора данных - 4 часа
4.Методы групповой работы с персоналом-
4.1. Обзор методов групповой работы с персоналом - 3 ч (л)
4.1. Классификация методов групповой работы с персоналом - 1 час (л)
4.2. Общие принципы проведения СПТ - 1 час (л)
4.3. Тренинг сенситивности - 1 час (пз)
4.4. Ролевой тренинг - 2час (пз)
4.3.Социодрама и тренинг социально-психологической компетентности -2 час (пз)
4.4. . Тренинг продаж - 1 час (пз)
5.Отбор, подбор и повышение квалификации персонала
5.1.Технология отбора и подбора кадров - 3часа (л)
5.2.Методы совершенствования персонала - 1 час (л)
5.3. Коучинг - 2 часа
6.. Создание команды - 4 часа (л)
_______________
Итого: 24 час - лекций и 6 часов - пз
Вопросы к зачету
1. Практическая и академическая социальная психология
2.Сферы и направления деятельности практического социального психолога:
3. Социальный психолог в бизнес-консалтинговой фирме и в качестве менеджера по персоналу в организации
4.Программа исследования
5. Методы сбора данных о кадровых и социальных процессах: общая классификация
6. Опрос
7. Интервью
8. Контент-анализ
9.Фокус- группа
10.Методика оценки сопротивления нововведениям в организации.
11.Наблюдение
12.Классификация методов групповой работы с персоналом
13.Социально-психологический тренинг
14.Групповая динамика и управление ею
15.Разработка программы тренингов
16.Отбор и подбор кадров
17.Методы совершенствования персонала
18. Коучинг
19.Создание команды
20. Кадровый ассессмент
Требования к студентам на зачете:на зачете студент должен продемонстритовать владение основными понятиями практической социальной психологии, а также знания основных методов сбора информации о кадровых и информационных процессах, знание методов активного социально-психологического обучения и оценки персонала, основные направления работы социального психолога в колнсалтинговой фирме и в качестве менеджера по персоналу, современные технологии и тенденции развития кадровой работы.
3.Танаев В, Карнаух И. Практическая психология управления. М, 2003
4.Мангейм Дж. Б, Рич Р.К. Политология: методы исследования.Пер. с англ. М, "Весь мир" , 1997
5. Практическая социальная психология. - Сб. под ред.
6.Большаков В. Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения. - СПб,: "Светоч", 1994. - 316 с.
7.Киппер Девид. Клинические ролевые игры и психодрама, - М,: "Класс", 1993. - 222 с.
8.Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения, Екатеринбург, АРД ЛТД, 1997. - 144 с.
9. Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг, - М,: "Совершенство", 1998
10. Ньюстром Д. У. Сканнел Э.Е. Деловые игры и современный бизнес. - М,: Бином, 1997
11. Пидкасистый П. И. Хайдаров Ж. С. Технология игры, - М,: МПУ, 1996
12.Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. - М,: Российское педагогическое агентство, 1995.
13.Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика, - М,: Прогресс, 1993
14.Харин С. С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. - Мн,: Изд. В.П. Ильин, 1998
15.Селихов С. Технология социально-психологических тренингов.М, 2001
16. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения:тренинги, дискуссии, игры. М, "Ось-89", М, 2001.
17.Библиотека приключений тренинга и консалтинга. Управленческая культура
организаций. Сост. Л. Кроль, Е. Пуртова. М, Класс, 2004
18.Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб, Питер, 2002
19.Развитие организации и HR- менеджмент. М, Класс, 2002.
20.Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М, Логос,
2002
21.Феофанов В.Ю, Организационная культура и развитие организации.//www.Job-Portal