Третьего дня часа в четыре ночи явился ко мне дьявол. Разумеется, во сне. Сказал что пришёл объяснить мне одну важную вещь. Я ему сказал, что он зря ко мне пришёл, потому что я в него не верю точно так же как и в бога. Он ответил, что он это знает, и что не смотря на это он в меня верит.
Выглядел он как обычный мужик средних лет, работающий в хайтеке. Серый костюм, галстук, несмотря на жару, никаких рогов и прочих дьявольских атрибутов.
Дьявол сказал, что пришёл разочаровать меня в идее справедливости, в которую он знает что я верю. Чувство справедливости - объяснил он - это одно из самых низменных чувств, ибо основано оно на жадности, ревности и страхе.
Тут я уже заинтересовался и попросил объяснить детально. Объяснение последовало довольно интересное. Итак, жадность по словам дьявола преобразуется в требование справедливости довольно часто - то есть, когда человек не имеет никаких прав на какие-то ништяки, которые аппетитно уплетает кто-то другой. В этом случае завидующий человек обращается к идее справедливости, выражаемой в виде формулы: "почему ему всё, а мне ничего? НАДО ДЕЛИТЬСЯ!"
Завидующий человек не берёт во внимание тот факт, что уплетающий ништяки возможно тяжело работал чтобы их заполучить или овладел ими посредством ума или превосходства в силе, доказанной в стычке с возможными конкурентами.
Человек, взывающий к справедливости и дележке не хочет ни работать за ништяки, ни за них подраться. Он хочет чтобы кто-то отозвался на вопль о справедливости, отобрал часть ништяков у их обладателя и вручил ему. Драться за справедливость он не хочет. Да и какой смысл драться за справедливость? Ведь если уж драться с обладателем ништяков, то только за то чтобы отобрать у него всё.
И тем не менее, иногда дерутся и за справедливость. Но почему? А потому что боятся что не смогут победить сильного конкурента и отобрать всё. А вот отбить себе некоторую часть пирога будет легче, потому что с частью обладатель ништяка расстанется легче и не будет биться за неё столь яростно.
Ревность же проявляется тогда, когда некто наслаждается тем, чем другой человек пренебрегает и не видит в этом никакой услады. Однако сама мысль о том что кто-то получает от жизни больше удовольствия, приводит его в состояние сильнейшей досады. И возникает формула: "я не хочу этого, оно мне не нужно. Но я также и не хочу видеть, что кто-то другой получает от этого удовольствие. По справедливости надо это запретить!"
Таким образом, согласно мнению дьявола, идея справедливости зиждется на самых отвратительных человеческих качествах - зависти, жадности, ревности и трусости. Более того, идея справедливости не исчезнет даже если исчезнет экономика как редкость ресурсов, и все ништяки польются полным потоком без ограничения как при коммунизме. Идея справедливости не исчезнет, она просто переместится в человеческие отношения.
Даже в условиях неограниченного потребления люди будут наблюдать друг за другом, за тем, кто и как наслаждается тем или другим, и завидовать черной завистью, ревновать, интриговать, и конечно же взывать к справедливости. Дефицитным ресурсом останется публичный успех, внимание общества к отдельным его представителям, количество поклонников чьих то талантов, чьего то умения блистать в свете и тому подобное.
Человек - существо с мелкой и пристрастной душонкой, которая не даёт жить полной жизнью ни себе ни другим, потому что её гложет зависть, ревность, жадность и страх. Человека надобно ненавидеть. Ненависть - это единственное истинное чувство, которое чуждо всем этим блошиным играм. Ненависть, основанная на презрении к человеческой породе.
Человек становится разумной личностью, не угнетаемой мелкими блошиными чувствами лишь тогда, когда он проникается пониманием того, что человеческая справедливость ещё более омерзительна чем человеческая несправедливость. Человек лишь тогда становится разумной личностью, когда он начинает желать смерти себе и всем представителям своего рода, потому что не видит иного выхода.
Сообщив мне всё это, дьявол попросил меня тщательно обдумать всё сказанное, после чего отбыл в места своего постоянного обитания. Я проснулся, твёрдо помня всё сказанное и после некоторого размышления признал, что по сути изложенного дьявол несомненно прав, и быть может имеет смысл в него поверить, раз он так хорошо разбирается в таком сложном предмете как человеческая психология.