Homo Sapiens : другие произведения.

Налоговая система и инвестиции в Китае

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Китайский взлет - результат философской религии или вынужденной жесткости?


   Налогообложение в КИТАЕ
  
  
  
  
   Цифровой материал использован от Консалтинговой группой ОКНО В КИТАЙ www.ChinaWindow.ru
  
  
  
   Налоговая Администрация КНР
    Государственная Налоговая Администрация КНР является полномочным органом управления в сфере налогообложения на всей территории Китая. Она разрабатывает налоговые законопроекты и устанавливает планы сбора налогов на провинциальном уровне. Министерство Финансов КНР также время от времени издает циркуляры, содержащие вопросы, касающиеся налогообложения. Но сбор налогов на местном уровне является компетенцией Налоговой Администрации. Государственная Налоговая Администрация и Министерство Финансов, однако, оба имеют право принимать решения по таким вопросам, как уменьшение ставки налогов, предоставление иных налоговых льгот и исключений.
   В 1994 году налоговая система Китая претерпела существенные изменения. В настоящее время все налоги КНР разделены на три отдельные группы:
   1)      Центральные налоги, которые включают в себя таможенные пошлины, потребительский налог, НДС, взимаемый таможней, а также налог на хозяйственную деятельность (бизнес-налог), взимаемый с банков, финансовых организаций, государственных предприятий и иностранных торговых корпораций.
   2)      Совместные налоги, включающие НДС, Налог на использование природных ресурсов, налог на ценные бумаги и бизнес-налог, взимаемый с других банков и страховых организаций.
   3)      Местные налоги, включающие налог на прибыль предприятий, бизнес-налог от других источников, налог на недвижимость, подоходный налог с физических лиц, гербовые сборы и некоторые другие налоги, такие как налог на наследство и налог на повышение стоимости земли.
   Государственные налоговые управления на местном уровне подконтрольны Государственной Налоговой Администрации, тогда как местные налоговые управления являются органами местного правительства. Государственные налоговые управления с местными налоговыми управлениями занимаются всеми налогами, которыми облагаются предприятия с иностранными инвестициями
   Предприятия с иностранными инвестициями должны зарегистрироваться в налоговых органах в течение 30 дней с момента получения лицензии на хозяйственную деятельность. При регистрации выдается свидетельство о регистрации, срок действия которого - 12 месяцев, с последующим продлением.
   Налоги КНР
   Ниже приводится краткий обзор налогов, которыми облагаются предприятия с иностранными инвестициями. Следует учесть, что это не исчерпывающий список, и сюда не включены некоторые мелкие налоги. Это общая картина, дающая потенциальному иностранному инвестору базисную информацию об основных налоговых обязательствах в Китае. Кроме того, в различных регионах существуют различные местные налоги.
   Налог на хозяйственную деятельность (бизнес-налог)
   Данный налог применяется во всех ситуациях, когда имеет место:
   - Предоставление налогооблагаемых услуг
   - Передача нематериальных активов
   - Продажа недвижимости.
   Данный налог исчисляется на основании товарооборота. Отчетность по нему и периодичность его оплаты - ежемесячные. Ставка налога различается в зависимости от видов деятельности в следующих размерах:
   - Транспорт: 3%
   - Строительство, инженерные работы: 3%
   - Финансовая деятельность: 8%
   - Почта и телекоммуникации: 3%
   - Культура и спорт: 3%
   - Индустрия развлечений: 5-20% (бары, рестораны: 10%)
   - Услуги: 5%
   - Приобретение нематериальных активов: 5%
   - Продажа недвижимости: 5%
   Налог на прибыль предприятий
   Применяется ко всем предприятиям с иностранными инвестициями и иностранным компаниям, получающим доходы в Китае.
   Размер налога устанавливается ежегодно в течение пяти месяцев после окончания года. Ежеквартальные платежи этого налога производятся на основании этой цифры, однако, при предоставлении ежеквартальных отчетов. Любые суммы, оплаченные свыше необходимой суммы налога, возвращаются или зачитываются в следующие периоды. Налог рассчитывается в юанях. Размер налога рассчитывается на основании валовой прибыли в течение года за минусом себестоимости, расходов и убытков. Ставка налога - 30% для предприятий, зарегистрированных в Китае. Для тех предприятий, которые в Китае не зарегистрированы, ставка составляет 20% (часто этот налог называется "удерживаемым"), и в случае отсутствия бухгалтерской отчетности в Китае, данный налог часто рассчитывается на основании общей суммы контракта. Существуют также ставки налога в размере 15% и 24%, которые применяются по отношению к предприятиям с иностранными инвестициями, учрежденным в некоторых специальных районах Китая и занимающихся определенной деятельностью. По данному налогу предприятиям с иностранными инвестициями, занимающимися определенными видами деятельности, могут предоставляться налоговые каникулы на срок до пяти лет.
   Подоходный налог с физических лиц
   Ставка налога является прогрессивной в зависимости от размера зарплаты, могут быть также некоторые региональные различия, а в некоторых случаях существует даже возможность для переговоров с налоговыми органами. Но, в общем, для иностранцев, работающих в Китае, применяются следующие ставки (Исчисление, отчетность и периодичность оплаты данного налога - ежемесячные):
   Ежемесячный доход в размере 4000 юаней КНР налогом не облагается. (1 USD ~ 8,2 юаней КНР)
   Сумма, превышающая размер 4000 юаней, облагается налогом по следующим ставкам:
   4000 - 4500 5%
   4501 - 6000 10%
   6001 - 9000 15%
   9001 - 24000 20%
   24001 - 44000 25%
   44001 - 64000 30%
   64001 - 84000 35%
   84001 - 104000 40%
   104001 и выше 45%
   Налог на добавленную стоимость
   Исчисляется в размере17% и взимается при продаже товаров и некоторых услуг. Хотя в итоге налог оплачивается конечным потребителем, он взимается на всех этапах производства и реализации. Обязательство по оплате НДС возникает немедленно при выставлении инвойса (не после его оплаты), что означает, что НДС может должен быть взыскан даже несмотря на возможный безнадежный долг.
   Некоторые свободные торговые зоны возмещают часть НДС за товары, продаваемые за пределы зоны, однако такая практика не приветствуется со стороны Центрального Правительства, поэтому вскоре возможно прекращение существования подобной льготы.
   Потребительский налог
   Потребительский налог взимается в дополнение к НДС при некоторых специальных видах потребления, таких как сигареты, алкогольные напитки, косметика, ювелирные изделия, бензин, автомобили и т.д. Он подлежит уплате всеми предприятиями и частными лицами при импортировании, производстве и переработке вышеуказанных товаров. Этот налог взимается только один раз в процессе бизнеса и оплачивается конечным потребителем. Ставка налога варьируется в зависимости от различных категорий потребления от 3 до 50%.
   Удерживаемые налоги
   Иностранные предприятия без легального присутствия в Китае облагаются в размере 20% от доходов, полученных из Китая (существуют некоторые региональные различия и различия по видам деятельности). К таким доходам относятся, например, проценты на капитал, арендные платежи, авторские гонорары и т.п. Это должно быть учтено и определено в счете, выставляемом китайскому предприятию (включая предприятия с иностранными инвестициями), чтобы оно могло "удержать" данный налог и передать его правительству. То есть китайское предприятие в данном случае выступает в роли агента правительства по сбору налогов. Предприятиям с иностранными инвестициями нужно здесь быть осторожными: Когда вы прибавляете к стоимости ваших товаров (работ, услуг) проценты, арендные или авторские платежи, подлежащие оплате иностранному предприятию согласно соответствующему договору или соглашению, эта прибавка будет рассматриваться как оплата средств иностранному получателю, с которых должен удерживаться налог. У предприятия с иностранными инвестициями, соответственно, возникнет обязательство по уплате удержанного налога в течение определенного периода времени, независимо от того были ли эти средства фактически оплачены иностранному предприятию или нет.
   Налогообложение представительств иностранных компаний
   Две наиболее распространенные ошибки, допускаемые представительствами иностранных компаний, это предположение, что все необходимые документы уже оформлены с момента получения регистрационного сертификата представительства, и что поскольку представительство не может заниматься торговой и иной хозяйственной деятельностью, оно не обязано платить налоги. Обе эти мысли неверны.
   Представительство должно после получения регистрационного сертификата, также зарегистрироваться в налоговом управлении, которое выдает свидетельство о налоговой регистрации. Подразумевается, что представительство получает доход в виде средств, предоставленных ему для покрытия своих расходов в Китае. Этот доход подлежит налогообложению, и в данном случае применяется бизнес-налог и налог на прибыль иностранных предприятий. Представительство должно подавать отчетность по указанным налогам ежемесячно или ежеквартально (в зависимости от местонахождения существуют некоторые региональные различия), даже в том случае, если представительство освобождено от налогов. В случае невыполнения этой обязанности могут быть наложены серьезные санкции, а также возможно закрытие представительства.
   В целом сумма налогов, взимаемых с представительства, составляет около 10% от произведенных им расходов.
   Санкции за нарушения налогового законодательства
   Никакие правительства не любят уклонения от налогов, и Китай в этом правиле не исключение. Штрафы за просрочку уплаты, за неуплату налогов и другие нарушения (незнание не является оправданием) могут быть суровыми - часто до пятикратной суммы задолженности с погашением также и основного обязательства. В случаях явного нарушения закона могут изыматься лицензии и конфисковаться средства. Если у вас имеются какие-либо сомнения в правильности исчисления и уплаты налогов - немедленно обращайтесь за профессиональной помощью, ибо этот вопрос один из тех, где лучше всего не допускать путаницы. Деньги, потраченные на хорошую консультацию намного меньше сумм штрафов и других санкций.

Государственные механизмы Китая для привлечения инвестиций

  
   0x08 graphic
Для проведения определенных параллелей и сравнений приходится вновь обращаться, к примеру, Китая. Следует заметить, что политический курс на стабильность реформ, удерживаемый правительством страны на протяжении длительного периода, не вызывает сегодня у инвесторов сомнений. Государство активно вкладывает средства в развитие всех необходимых сфер, способствующих притоку инвестиций и обеспечивающих их эффективную работу. Необходимо заострить внимание на том, что именно местные органы власти имеют широкие права и полномочия, как по созданию органов управления, так и по установлению тех или иных льгот для инвесторов. В настоящее время в Китае создана гибкая система льгот, учитывающая множество оттенков, как внешних экономических взаимосвязей, так и внутренних, между производителями и государством.

Из всех стран, которые развивались
в конце 20 века, Китай одним из первых предпринял попытку резкого ускорения своего развития и временного сжатия переходного периода между аграрной, сельскохозяйственной державой и высокотехнологичным индустриальным обществом. Достичь этого ему удалось при помощи Свободных Экономических Зон (СЭЗ). Создав, достаточно гибкую систему налогообложения и жестко установив главенство закона, правительству Китая удалось создать атмосферу полного взаимопонимания между собой и инвесторами, предложив последним настолько привлекательные условия налогообложения, что последние не могли отказаться.
   Так, согласно действующей в Китае налоговой системе предусматривается взимать такие виды налогов: подоходный; единый торгово-промышленный; налог на автомобили и суда; налог на недвижимость; таможенные пошлины.
   Для сравнения можно сказать, что единый подоходный налог для государственных предприятий установлен в размере 55%, для совместных предприятий во внутренних районах - 33% (в том числе 3% -- местный налог), для предприятий в СЭЗ налог составляет всего лишь 15%.

Если
, инвестор реинвестирует свою прибыль в развитие производства в Китае на срок более 5 лет, то ему, возвращается 40% уплаченного подоходного налога от реинвестируемой суммы.

Инвестиции в низко
рентабельные отрасли, депрессивные, отдаленные районы получают освобождение, полное или частичное, на пять лет, а затем на десять лет -- скидки на сумму подоходного налога в размерах от 15 до 30 процентов.

В свободных экономических зонах о.Хайнань и Пудун имеются особенности в системе налогообложения, которые распространяются на предприятия, занимающиеся развитием инфраструктуры и сельского хозяйства. Льгота на подоходный налог устанавливается на пять лет и предусматривает нулевую ставку, а с шестого года по десятый предприятие уплачивает 50% ставки, общий срок льготы может достигать 15 лет.

На предприятиях промышленности, транспорта и связи со сроком финансирования более 10 лет первые два года ставка подоходного налога равна нулю, с третьего по пятый может быть снижена до 50%. Кроме того, на предприятиях с новейшими технологиями этот срок решением управления зоны может быть снижен до 50% на протяжении 6-8 лет.
   Предприятия, экспортирующие 70% продукции, после окончания льгот платят подоходный налог в размере 10%. Если, реинвестируемая часть прибыли вложена в сельское хозяйство, строительство, инфраструктуру, высокие технологии и экспортно - ориентированные производства, то возврат изъятой суммы подоходного налога составляет 100%. Иностранцы, получающие доходы в Китае, выплачивают 10-процентный подоходный налог, скидки на личный подоходный налог могут достигать 50%.
   Все иностранные предприятия платят налог на сооружения, составляющий 1,2% от их стоимости, или 18% от арендной платы. Эти виды налога заменяют земельный налог, который уплачивают китайские предприятия, имеющие землю в своем пользовании.

Достаточно дифференцирован подход к взиманию с иностранных и совместных инвестиций единого торгово-промышленного налога. Он исчисляется
:
   - у промышленных предприятий с доходов от продажи товаров
   - у предприятий, закупающих сельхозпродукцию, с суммы закупки
   - у импортирующих предприятий - с суммы импорта
   - у торгующих предприятий - с суммы продаж
   - у предприятий транспорта, связи и сферы услуг - с валовых доходов.
   Вид продукции, которым занимается предприятие, также имеет значение для ставок налогообложения:
   - табачные изделия облагаются налогом в размере 40-60%
   - алкоголь - 30-60%
   - прокат черных металлов - 13%
   - электроэнергия - 5%
   - машины и оборудование - 5%
   - подавляющее количество промышленной продукции - до 20%
   - предприятия розничной торговли платят 3%
   - предприятия транспорта и связи - 2,5%
   - предприятия сферы услуг - 3-7%
   Единый торгово-промышленный налог не взимается, если оборудование ввозится как часть инвестиционного капитала; если сырье, полуфабрикаты и другие компоненты завозятся для производства экспортной продукции; в случае экспортных производств, кроме нефти и нефтепродуктов и товаров с особыми правилами налогообложения. Если предприятие имеет трудности со сбытом на внутреннем рынке, что затрудняет уплату налога в начале его деятельности, то оно может быть освобождено от уплаты налога полностью или частично.
   В четырех СЭЗ (Шэньчжене, Чжухае, Шаньтоу, Сямэне) при импорте минеральных масел, сигарет, алкогольных напитков и предметов первой необходимости налог уменьшается в два раза. В СЭЗ Хайнань это правило действует для всех товаров, если они реализуются на острове. Налог не берется с готовой продукции, реализуемой на месте, за исключением вышеназванных товаров.

Таможенная пошлина не взимается с предприятия в случае, если оно завозит импортные товары для собственных нужд; на произведенные экспортные товары, кроме тех, которые необходимы для страны; по импорту потребительских товаров, кроме подконтрольных, ставки пошлины на которые уменьшены вдвое.

Плата за землю также имеет дифференциацию ставок по районам и видам производств. Землю получает китайский партнер, и она считается его паем в уставном фонде совместного предприятия. Но в Шэньчжене предприятия, внедряющие высокие технологии, не платят налог на землю 5 лет, а последующие пять лет платят 50%. В Чжухае такие и малоприбыльные предприятия освобождены от платы за землю. В Сямэне предприятия в течение строительного срока платят 50%, а хуацяо освобождены на весь срок. На о. Хайнань при аренде горных и неосвоенных участков предоставляется скидка 5-10%; при внедрении высоких технологий - 5-10%; для инвесторов Гонконга, Макао, Тайваня применяются дополнительные льготы.

Применятся сдача в аренду под комплексное освоение территорий по минимальным ставкам для жилья на 70 лет, промышленного использования - 50 лет, объектов науки, спорта, культуры, образования, медицины - 50 лет, торговли, туризма, развлечений - 40 лет.
   Как считают специалисты, занимающиеся исследованием специальных экономических зон, льготы, предоставляемые инвесторам, еще не могут быть основанием для большого притока инвестиций в регион. Этому способствует целый набор факторов: политическая стабильность в государстве; наличие программы вывода экономики на более эффективные рубежи и ее последовательная реализация с помощью известных в мировой практике методов.

Дифференциация льгот предусмотрена для регионов, для отраслей, для временных периодов, для национальности инвестиций, для стоимости земли, услуг и т.д. Государство прикрепляет к инвестору множество льготных нитей и, как опытный кукловод, управляет героями кукольного спектакля. Так китайская система льгот стимулирует деятельность инвестиционного капитала, получая при этом постоянные дивиденды для развития своей экономики и повышения благосостояния народа.

Если сравнивать став
ки налога на прибыль Китая и России, установленные для инвесторов, то можно отметить, что китайские ставки в два раза ниже -- 15% (у нас - 24%).
   В России, к тому же, выползают следующие налоги на предприятии:
   10-18% - НДС
   28% - отчислений предприятия в пенсионный фонд,
   2,9% соцстрах от фонда оплаты труда,
   1,1% - федеральный медицинский фонд,
   2,0 % - местный территориальный
   0,2 - 1.9% страховой, от вида деятельности,
   13% - подоходного налога.
   Как, видно, ставка налога на добавленную стоимость в России равна 18%
   В Китае единый торговый налог дифференцирован по видам деятельности и по видам продукции. Наибольший уровень налога имеют табачные и алкогольные изделия -- 30-60%, а электроэнергия, машины и оборудование - 5%, розничная торговля, транспорт, связь и сфера услуг -- 2,5-7%.

Приведенные цифры демонстрируют преи
мущество Китайской системы от Российской и в этом виде налога. Льготы, по китайскому законодательству получают и суммы инвестиционных средств, направляемых на реинвестиции. Наше законодательство об этом ничего не говорит. Значительные льготы получают экспортно ориентированные производства и предприятия, внедряющие высокие технологии. Аналогичные подходы и к арендной плате за землю.

В некоторых странах
, кроме России, налоговые взаимоотношения инвестора и государства начинаются после возврата инвестором своего капитала, здесь разрешена ускоренная амортизация основных фондов, таможенные льготы представлены в широком спектре их видов и сроков и дифференцированы по ассортименту товаров и видам деятельности, территориям.

Все это указывает на то, что нормативная база специального режима и
нвестиционной деятельности в России должна продолжить свое совершенствование и развитие.
   В частности, в России имеются не только территории, где функционируют приоритетные виды производств, которые являются ключевыми, базовыми для работы других отраслей, а также для формирования бюджета, но и депрессивные территории, где необходимо создание новых предприятий. В каждом из этих случаев экономические стимулы привлечения инвестиций должны иметь свои особенности, но этого законодательная база не предусматривает. Как и не предусматривает полной экономической самостоятельности своих территорий. Централизация власти и нахождение министерств и ведомств в одном месте, никоем образом не стимулирует приток капиталов из-за границы, тем более на долговременной основе. Однако, если рассмотреть инвестиции для развития регионов в макроэкономической плоскости, то мы получим обратный эффект - ведущей и объединяющей роли государственной власти между государственными интересами и частным бизнесом.
  
В первом случае
, льготы должны обеспечить необходимый приток инвестиций для реконструкции и модернизации предприятий базовых отраслей, но эффект мультипликации, который получится в смежных отраслях, может в значительной степени превысить сумму льгот, предоставленных инвесторам. Для формирования бюджета инвестиции должны привлекаться на других условиях, а во втором случае, льготы должны стимулировать приток капитала для создания новых рабочих мест и удержания населения на традиционных местах их проживания, где есть соответствующая социально-бытовая инфраструктура. Эти льготы менее значительны, чем те затраты, которые государство потратило на подготовку рабочей силы в данном регионе и на создание всей социально-бытовой инфраструктуры для нее.

Здесь уместно сказать о том, что эффективно осуществить данные мероприятия без методов централизова
нного руководства весьма сложно, однако централизованное руководство не может одновременно быть и стратегом и тактиком, так как одновременно быть в центре и на местах не возможно. Тут же возникает вторая проблема, аккумуляцию средств, для развития чрезвычайно важных для региона видов экономической деятельности может осуществлять структура, которая обладает соответствующими полномочиями. Одного частного капитала здесь недостаточно, так как он имеет свои частные интересы, конкурентные по своей внутренней природе и противоречивые по отношению к государству и обществу. Поэтому его объединение на добровольных началах для решения региональных задач проблематично. Только органы государственной власти могут эффективно осуществлять эту работу, что и наблюдается в Китае.

Как было отмечено выше, инвестиционная политика местных органов власти должна быть направлена на достижение трех целей: создание рабочих мест в депрессивных районах, развитие базовых предприятий, пополнение бюджета. Реализация этой программы должна, соответственно, иметь три этапа. Но в разных городах эти этапы будут развиваться по-разному. В зависимости от целей государства должны устанавливаться и льготы для инвесторов.
  
  
   РЕЗЮМЕ:
  
   Таким образом, мы выяснили, что в Китае на данном этапе развития - сосуществования частного бизнеса и государства, создались уникальные взаимовыгодные отношения, следствием чего явилось гибкая экономическая политика и жесткая законодательная база. Гибкость экономической политики Китая обусловлена желанием государства создать благоприятные условия всем категориям инвесторов, как собственным, так и иностранным. Жесткость законов, позволила уравнять возможности всех игроков рынка и создать одинаковые правили игры, не взирая на приоритеты - интересов государственных структур и частного бизнеса. Жесткая борьба с проявлениями коррупции, позволила Китаю практически устранить препоны и бюрократические проволочки в оформлении инвестиционных проектов и документации в различных сферах деятельности. Дифференцированный подход в налогообложении различных видов деятельности, позволил стимулировать развитие самых необходимых сфер в экономике.
   Реальная экономическая свобода местных административных образований Китая, позволила очень точно принимать решения, на местном уровне, относительно направлений и перспектив развития того или иного региона. Однако, политическое руководство остается за центром. Но, при этом центр старается не вмешиваться в принятие экономических решений регионов, в отличие от России.
  
  
  
  
Оценка: 6.00*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"