Шорникова Дарья : другие произведения.

Последний страж

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Немного об играх со временем и о том, чем это кончается


Последний страж

  
  
   Все, что сокрыто теперь, раскроет некогда время.

Гораций

  
  

Пролог

   Девочка сидела на горячем прибрежном песке и смотрела на горизонт. Ее босые ноги омывала теплая морская вода. Она построила замок из песка, с круглыми башенками и мощными стенами, и даже выкопала ров. Но стоило ей пустить воду, как некрепкий фундамент замка стал смываться обратно в море, и вскоре целое крыло постройки исчезло.
   Девочка не бросила свою затею, и снова накопала сырого донного песка, продолжая строить игрушечный замок. Она вырыла яму поглубже и построила фундамент из песка и ракушек, как вдруг среди даров моря блеснуло что-то круглое. Девочка стала копать быстрее и вытащила медальон на цепочке размером с каштан. Он позеленел от времени, но не терял блеска. Она вымыла его водой с песком и увидела, что на поверхности диска начертаны какие-то странные символы. Медальон состоял из двух частей, и девочка попыталась поддеть створки перочинным ножом, но у нее ничего не получилось. Она только порезала палец.
   Медальон на ощупь был приятно-теплым, как мамина рука. Но девочке почему-то не нравилось это тепло, и она хотела выбросить медальон в море. Соблазн оказался велик, и она не сделала этого.
   Вода вновь ринулась в атаку на замок и все же смыла его. Но девочку это не печалило, ведь она нашла ценную вещицу, которую можно продать, чтобы выручить деньги. Солнце уже почти село, когда она прибежала домой.
   - Мама, мама, смотри, что я нашла, - крикнула она на бегу.
   - Где ты это взяла, Ано? Уж не украла ли ты этот медальон?
   Женщина с седыми вьющимися волосами взяла в смуглые руки находку. У нее были такие же зеленые глаза, как и неочищенная поверхность медальона.
   - Я сидела у моря и копала песок. Среди ракушек я его нашла. Если хочешь, мы можем его продать.
   - Нет, оставь его себе. Я слышала, что такие знаки носили королевские стражи. Я думаю, когда мы поедем в город, мы узнаем наверняка.
   - Но почему это так важно, мама?
   - Ты же знаешь, что символ Имы снимают с тела тогда, когда человек умирает. Говорят, страж лишается силы, если забрать его медальон. А может быть, это сказки, чтобы запугать таких маленьких наивных девочек, как ты, Ано.
   Мать потрепала рыжие вихры девочки и позвала ее домой. Вскоре и старый отец вернулся с рыбалки с корзиной летающей рыбы. Ано не рискнула показывать ему медальон, так как отец был слишком суеверным.
   - На западе королевства снова война, - сказал мужчина. - Двое моих друзей не вернулись из моря. Скорее всего, их уже нет в живых.
   - Мы не поедем на ярмарку, пока вся деревня не будет готова. Мы сможем нанять охранный отряд вскладчину.
   - Ты права, так будет безопаснее.
   Бедняки съели свой скудный ужин и отправились спать, потому что у них не было времени, чтобы бездельничать. Девочка долго не могла уснуть: она крутила в руках медальон, который светился сильнее, когда на него падал косой лунный луч.
   Когда она пошла к окну, ей показалось, что она слышит отдаленные крики и видит красное зарево. Собака залилась громким лаем, и вдруг смолкла, точно лишилась голоса. Девочка покачала головой, чтобы прогнать дурные мысли, и легла спать...
   - Где частица души стража, говори!!!
   - Я ничего не знаю, только отпустите мою дочь, отпустите ее!
   Девочка проснулась от крика своей мамы. Она сбежала вниз и увидела трех людей в темных балахонах, один из которых поймал за руку ее мать.
   - Беги, Ано! - крикнула она, и мгновение спустя упала на пол.
   Окно было отворено, и девочка выпрыгнула через него в траву, ободрав колени руки.
   - Ах вот ты где, маленькая воровка! Разве тебе не говорили, что нехорошо брать чужие вещи?
   Большой и страшный черный человек схватил ее в охапку и поднял одной рукой. Он держал ее за ногу вверх тормашками и тряс, как куклу, пока девочка не выронила медальон. Ано попыталась вырваться и, вцепившись во вторую руку человека, укусила его. Он от неожиданности ослабил хватку, и девочка упала на землю, потеряв сознание...
   К пылающим руинам дома подошли двое: седовласый старик в белых одеждах и юноша в небесно-голубых. Юноша нагнулся над телом девочки, которое почти не тронуло пламя, и перевернул ее на спину.
   - Похоже, мы опоздали. С нее сняли символ Имы, - сказал человек в голубом.
   - Нет, она жива. Они забрали не тот медальон.
   - Но как? Это невозможно!
   - Похоже, его сила, а может, и сама девочка, спугнула их. Они знали, что мы скоро явимся, узнав о медальоне. В любом случае, это девочка ничего не вспомнит. Мы должны взять ее в обитель и воспитать ее, как равную себе.
   - Тем самым мы нарушим правила и обеты.
   - Это исключительная ситуация. Девочке крупно повезло. Не забывай, что и в обездоленных и сирых кроется великая сила и мудрость. Эта девочка... Ано... она еще многому научит всех нас. А пока, возьми ее. Пойдем, мы здесь ничего не сможем сделать...
  

Глава 1. Неведение

  
   В маленькую комнату с низким потолком и двумя кроватями вбежал черноволосый мальчик. Он подкрался к кровати, немного приподнял ее, и закричал.
   - Просыпайся, лежебока! Между прочим, ты спишь в моей комнате!
   Одеяло на кровати зашевелилось, и из-под него вылезла сонная рыжеволосая девочка, которая на вид казалась младше мальчика. Она протерла кулачками изумрудно-зеленые глаза и уставилась на непрошенного гостя.
   - Кто ты такой? И где я? Это не мой дом.
   - Уж и не знаю, где ты живешь, но это моя комната. А зовут меня Рем, и я не понимаю, почему ты тут спишь.
   - Я тоже этого не знаю. Я вообще не могу понять, что произошло. Я помню, что меня зовут Ано, и что мама велела мне выпрыгнуть из окна и убежать.
   - Ты хорошо убежала. Сейчас ты находишься в обители, которая воспитывает королевских стражей.
   - Неужто? Никогда бы не подумала, что я сюда попаду. Мама говорила, что когда-нибудь отвезет меня в город, чтобы узнать, есть ли во мне талант.
   Заинтригованный мальчик подсел на край кровати и удивленно посмотрел на девочку. Он подумал, что она немного сумасшедшая, но очень симпатичная. Утренний свет сделал ее волосы похожими на медные нити, которые спутались, подпаленные на кончиках. Девочка окончательно стащила с себя одеяло и посмотрела на свои руки: они были забинтованы и намазаны какой-то вонючей мазью. Мальчик указал пальцем на медальон, который висел у девочки на шее, и покачал головой.
   - А это что за штука?
   - Не знаю. Я нашла его в тот вечер, когда все и произошло. Просто выкопала из песка.
   Мальчик вдруг отпрянул и замахал руками.
   - Да ты никак... проклятая! У тебя символа Имы нет!
   Девочка судорожно пощупала тело под сорочкой и ужаснулась: нательного знака жизни действительно не было.
   - Я правда не знаю, что произошло, Рем. Может быть, ты отведешь меня к старшим, чтобы они разобрались, что к чему?
   - Ох, и не нравится мне все это... ну, пойдем, Ано.
   Мальчик взял Ано за руку и повел по сводчатым залам, каменным галереям, в которых сновали туда-сюда дети и взрослые, и то и дело раздавались крики и лязг оружия.
   - Вообще-то ты слишком взрослая, чтобы здесь учиться. Сюда берут маленьких семилетних детей, а тебе никак не меньше десяти.
   - Мне одиннадцать.
   - А мне тринадцать, и я учусь здесь уже шесть лет. Правда, я только два года упражняюсь с оружием и три занимаюсь атлетикой, и старшие говорят, что я слишком мал.
   Рем не успел рассказать больше. Он оставил девочку у больших каменных ступеней, которые вели к массивной двери.
   - Дальше ты должна пройти сама. Там каждый будущий страж бывает дважды: первый раз при посвящении, а второй раз... впрочем, второй раз я туда не хочу.
   Девочке было немного страшно, но она сделала первый робкий шаг, потом еще один. У самой двери она оглянулась назад на мальчика, но тот только строго посмотрел на нее и кивком головы повелел идти дальше. Дверь на удивление легко поддалась и открылась.
   Ано ступила на стеклянный пол, который не скользил. В высоком сводчатом зале стены были украшены затейливыми рисунками и рунами. Деревянные скамьи пустовали, рассчитанные на сотни гостей. В дальнем конце зала сидел на маленьком ковре седовласый старик, придерживая посох, которым он чертил светящиеся знаки на полу.
   - Не бойся, Ано. Подойди.
   Он казался очень старым, его голос скрипел, как несмазанные дверные петли.
   - Ты обретешь здесь второе рождение, Ано. Знаешь ли ты, почему мы приютили тебя?
   - Нет, старейший.
   - Знамение подсказало нам, что человек, нашедший медальон стража, обретет мудрость, утерянную в веках, и подскажет нам ее. Дай мне медальон.
   Девочка нехотя сняла свой амулет и передала старику. Тот взял его дрожащей рукой и тут же одернул ее, точно обжегшись.
   - Да... теперь я понимаю, почему они не смогли забрать его. Ты пыталась открыть?
   - Я не смогла. Створки плотно захлопнулись.
   - Значит, в тебе недостаточно знания. Когда ты вырастешь, он сам откроет тебе свои тайны. Я думаю, не нужно объяснять тебе, какова роль стражей?
   - Нет, старейший.
   - Тогда ступай с миром. Ты будешь учиться наравне с другими и служить нашему королю.
   Старик прикоснулся рукой к ее лбу и замолчал. Ано поклонилась ему и вышла за дверь. Таинственный зал остался за ее спиной.
   Рядом с мальчиком стоял юноша в голубых одеждах. Он спрятал руки в рукавах перед грудью, так, что кистей не было видно. Он кивал, пока Рем говорил.
   - Я все слышал, Рем. Тебе придется делить с Ано комнату, пока вы не вырастете.
   - Но я всегда жил один!
   - Хочешь кого-то еще в соседи? - лукаво спросил юноша.
   - У нее нет даже символа Имы!
   - Это тебя останавливает? У нее есть медальон стража. Не думаю, чтобы он выбрал плохое тело для вместилища души. Иди, покажи ей новый дом.
   Рем смотрел на Ано с некоторым недоверием. Девочка заметила, что у мальчика очень темные глаза, почти такие же, как и волосы. Его левую щеку пересекал шрам.
   - Что это? - коснувшись шрама ладонью, спросила она.
   - Боевое ранение. Память, - как-то без радости ответил мальчик. Он одернул ее руку. Его пальцы были холодными. - Пойдем. Раз уж ты стала моей нитари, мне велено тебя опекать.
   - Кто такой нитари?
   - Это ученик, за которого ты поручаешься. Я - нитари для того юноши в голубых одеждах. Здесь, в обители, так заведено.
   - Мы будем учиться вместе, Рем?
   - Вообще-то, я бы хотел остаться среди сверстников. Хоть у меня нет близких друзей, важно обучаться наравне с теми, кто обладает достаточным знанием. Тебя придется многому научить, но я думаю, ты очень способная, Ано.
   Бледное лицо мальчика стало чуть добрее, а на губах застыла тень улыбки. Ано поняла, почему мальчик казался ей странным: он почти не умел улыбаться.
   Девочку увлекла прогулка: она то и дело спрашивала, что за люди в цветных одеждах ходят вокруг, кто изображен на картинах, и почему комнаты бывают то деревянные, то каменные. Рем терял терпение, но не подавал виду, чтобы не показаться девочке невежливым. Когда они вышли в открытый двор-колодец, где вместо каменного пола росла густая зеленая трава, а роль колонн играли деревья, Ано попросила мальчика остановиться. Во дворе на скамьях сидели дети в серых одеждах и наблюдали, как девушка в черном балахоне совершает прыжки и кувырки. Девочку увлекло это зрелище, и она захотела узнать, чем все кончится. Вскоре ей показалось, что воздух стал густым и тягучим, как смола. Прямо перед ней откуда-то с неба свалился юноша. Он неудачно приземлился в низкий куст и что-то пробормотал, потирая ушибленную спину.
   - Первый раз, говорят, так у всех бывает. Когда возвращаешься в свое время, это происходит внезапно, и ты бываешь не готов.
   - Это страж?
   - Да. Он только что вернулся с испытания наблюдения за Временем. Через пару минут придет в себя и расскажет, что видел.
   - А ты уже бывал в прошлом, Рем?
   - Нет, я еще не посвящен. Думаю, через пару лет меня допустят.
   Каменные галереи старого замка были тихи и пустынны. Основная часть детей была на занятиях. Косой свет лился через резные окна в галереи и рисовал на камнях причудливую мозайку. В другом открытом дворе на деревянной арене Ано увидела учеников, упражняющихся с мечами и деревянными палками. Они всей полудюжиной навалились на мастера в красных одеждах, но он ловко уклонялся от их ударов.
   Старая винтовая лестница привела их на другой этаж. Там дети сидели прямо на деревянном полу и чертили на пергаменте какие-то знаки. Когда Рем проходил мимо учителя в голубых одеждах, он спрятал руки в рукава и поклонился. Учитель ответил ему тем же.
   - Запомни: это знак вежливого приветствия. Когда тебе выдадут форму, ты должна будешь соблюдать правило.
   - А какие еще есть правила?
   - Не стоит опаздывать на занятия. Не следует утаивать то, что ты узнал, когда возвращался в Прошлое. Мы стоим друг за друга горой, ведь только стражи владеют той мудростью, которую так ценит наш король.
   - Кто из стражей служит королю?
   - Те люди в красных одеждах. Они получают особые полномочия. Говорят, им удавалось менять течение времени... но этого никто не знает наверняка. Каждый раз, когда ты что-то меняешь в прошлом, ты меняешь настоящее. Но будущего тебе никогда не узнать. Оно меняется каждую секунду.
   Рем привел Ано в узкому лазу в башню и сказал, что будет ждать ее в спальне. Девочка открыла маленькую дверь, вырвав клок паутины, и по скрипящей лестнице стала подниматься в башню. Ей казалось, что ступеньки не кончаются, и она словно делает шаг вперед и два назад. Наконец, дышать стало свободнее, и она попала в узкий проход, захламленный книгами и свитками. Пробираясь к свету, она уронила несколько стопок книг и сама испугалась жуткого грохота их падения.
   - Это ты, неуклюжая Ано?
   - Да, учитель.
   - Твои шаги такие громкие, что я услышал их еще на лестнице...
   Девочка увидела, как из-за высокого письменного стола поднялся юноша в голубых одеждах, тот самый, которого она видела перед залом посвящения.
   - Садись. Я - учитель Рема. Но я не страж. Всего лишь хранитель знания и библиотекарь. Видишь, сколько тут книг и свитков? Это все записи и память, которую принесли Стражи.
   - Зачем все это?
   - Если мы не будем помнить своего прошлого, то не поймем настоящего и будущего. Возвращаясь к ошибкам, которые мы не в силах исправить, мы учимся не совершать их в дальнейшем.
   - Но ведь есть королевские стражи, которые поворачивают время вспять!
   - Ты еще слишком мала, чтобы понимать, как это сложно и почему не всегда возможно исправить ошибку.
   Лицо у юноши было очень доброе, а глаза чистые, как горный ручей.
   - Расскажи мне, учитель, зачем я здесь.
   - Мы нашли тебя у руин твоего дома. Огонь не тронул тебя. У тебя не было символа Имы, и я решил, что ты уже умерла.
   - Те люди, которые пришли ко мне домой, искали это, - Ано указала на медальон на своей шее.
   - Ты права, Ано. Они действительно искали этот медальон и почему-то не смогли его взять. Даже если ты снимешь его и оставишь, никто не сможет взять его. Душа стража времени выбрала тебя вместилищем для себя. Поэтому мы и должны обучить тебя, чтобы сила медальона не была потрачена впустую.
   - Я не знаю, есть ли у меня талант. Мама всегда говорила, что я замечаю вещи, на которые другие не обращают внимания. Но какой в этом прок?
   Светловолосый юноша широко улыбнулся и вздохнул.
   - Ты нетерпелива. Дети часто бывают такими. Сейчас я попрошу тебя вспомнить кое-что из того, что ты видела на пути в эту башню. Сколько людей было в открытом зеленом дворе?
   Ано задумалась. Картинка с летающим человеком живо встала у нее перед глазами: трое сидели на скамьях, девушка кувыркалась, и юноша упал с неба.
   - Хорошо, Ано. Вспомнишь ли ты, что чертил старейший на стеклянном полу зала посвящения?
   Девочка попросила листок бумаги и уголь. Она закрыла глаза и стала быстро чертить закорючки и завитки, не придавая им значения.
   - Молодец. А можешь ли ты вспомнить, что было в тот день, когда ты нашла медальон.
   Сколько ни пыталась Ано вернуться в свои воспоминания, четкой картины не получалось. Юноша положил ей руку на плечо.
   - Не печалься, Ано. Со временем ты научишься вспоминать еще более отдаленное время. В тебе действительно есть талант, твоя мать не ошиблась. Ты будешь учиться с младшими детьми. Тебе выдадут книги и форму.
   - Чему я буду учиться?
   - Мы разовьем твой дар памяти. Страж должен запоминать все, что видел, дабы при первой же просьбе показать это другим. Мы воспитаем из тебя непоколебимого воина, который готов защищать короля и его семью. Самое важное - сила духа. Тебе придется пережить немало неприятного в своих путешествиях в Прошлое.
   Ано поклонилась учителю и ушла к двери. На этот раз она шла осторожнее, чтобы не уронить ни одной ценной книги. Когда она ступила на узкую лестницу, то вдруг задала юноше вопрос.
   - Почему вы, учитель, не стали стражем?
   Юноша слега нахмурился и закрыл глаза.
   - Я не смог пройти последнее испытание. Ступай, Ано.
   Девочка все же немного запуталась: коридоры и галереи так петляли и изгибались, в них было столько дверей и проходов, что невнимательный чужак сразу потерялся бы. Дети, которых она встречала на своем пути, смотрели на нее с любопытством, но без страха и злобы. В открытых дворах то и дело появлялись из ниоткуда люди в черных одеждах и шли кто к той самой высокой башне, а кто к залу посвящения.
   Рем сидел на краю кровати и читал толстую книгу. Он не заметил прихода Ано. Ей пришлось чихнуть, чтобы привлечь его внимание.
   - Наконец-то ты вернулась, Ано. Я уже собирался идти искать тебя. Тебе принесли одежду. Многие девушки носят такие же вещи, как и юноши, и даже такие же прически. Если тебе не хочется быть похожей на мальчишку, никто тебя не заставит.
   - Мы будем учиться вместе?
   - Только иногда. Тренировать память и восприятие ты пока будешь одна. Когда наберешься опыту, я помогу тебе постичь искусство владения оружием.
   - Скажи мне, Рем. Что значит цвет одежды?
   - Серые балахоны носим мы, ученики. Голубые - библиотекари и учителя. Черные - все, кто стал стражем. Красные позволяют отличить королевских стражей. А белое дозволено лишь Старейшему. Хватит на сегодня вопросов. Пойдем лучше обедать, а потом у тебя первое занятие.
   Ано очень понравился ее новый наряд: суконные штаны, холстинная рубаха-балахон с широкими рукавами, пеньковый кушак и торба для книг, да мягкие туфли. Она удивилась, как такие туфли не стираются (бедняки носили деревянную обувь), но мальчик ответил ей, что обувь снашивается дольше одежды.
   Рем повел Ано какой-то ему одному ведомой дорогой, по запыленным коридорам, о которых, как казалось девочке, забыли. Она почувствовала запах еды и догадалась, что они почти у цели. Дети спустились с каменного уступа и спрыгнули в галерею. Вереница жителей обители растянулась очередью в обеденный зал. Ано взяла тарелку летучей рыбы и овсяной каши. Она не знала другой еды. Мальчик жевал темное мясо.
   - Ты не увидишь меня до самого вечера. Не потеряйся: иди за теми учениками в сером, - Рем указал на кучку детей в темном углу. - Они тоже новички.
   Ано кивнула в ответ и побежала к своим новым знакомым. Она познакомилась со всеми и была принята, как своя. Девочка не могла понять, отчего эти дети так беззаботны и шумны. Она выросла в той семье, которая с трудом зарабатывала себе на жизнь, и привыкла постоянно находиться за работой. У нее просто не оставалось времени на разговоры и чудачества.
   За детьми пришел учитель и повел их в светлый зал. Он задавал каждому такие же вопросы, которые задал Ано учитель в голубых одеждах в высокой башни. Кто-то отвечал хуже, кто-то лучше, но учитель не ругал их. Когда он опросил всех, то начертил углем на доске символы и попросил перечертить их на пергамент и запомнить.
   - Расскажите нам, как появились стражи, - робко спросил один из детей.
   - Что ж, у нас есть время до ужина. Слушайте, мои ученики.
   Жил однажды в нашем государстве король. Он был боязлив, забывчив и слаб волей. Этот король окружил себя людьми, которым приказал рассказывать о том, что они видели и слышали. Он щедро платил им, и слуги исправно исполняли свой долг. Однажды кто-то из слуг проведал, что король богаче, чем кажется. Он рассказал об этом другим слугам, и они вместе обокрали короля. Случилось проходить мимо дворца одному монаху. Он увидел, что из кладовых тащит мешки с добром королевская свита, и остановил их. Слуги неохотно рассказали о своем короле монаху, ибо тот монах умел разговорить любых людей. Тогда монах пришел к королю и поведал ему о предательстве слуг. Король разгневался и велел казнить их, когда увидел, что его кладовые пусты. Он попросил монаха о помощи, и тот согласился с одним условием, которое не очень нравилось королю: монах будет возвращаться в прошлое и запоминать все, что видел. Если король перестанет ему платить или откажется слушать монаха, то монах нарушит течение времени. Суеверный король принял эти условия. С тех пор наша обитель воспитала не одно поколение стражей-наблюдателей, которые верой и правдой служат королевской семье.
   До заката Ано вместе с другими детьми чертила неведомые символы, не понимая, зачем она делает это. Она думала, что это необходимо, и нельзя отлынивать от работы. Рутина аккуратного письма не утомляла ее. Когда у нее в глазах стало рябить, учитель отпустил ее. Оказалось, что Ано уходила из учебной комнаты самой последней.
   Она добрела до спальной комнаты и в бессилии упала на кровать. Рем подошел к ней и сел рядом. У него в руках был кувшин с теплым молоком, которым он напоил девочку.
   - Первое время очень устаешь. Я познал смысл рун только два года спустя, и это пришло ко мне вместе с другими откровениями.
   - Мне кажется бессмысленным такое обучение. Я слышала, что монахи переписывают священные книги буква в букву, не вникая в смысл. Как будто у них прибавится от этого ума.
   - Ох, Ано. Не говори об этом учителям, они не любят слишком умных детей. Ты же не хочешь провести остаток жизни в библиотеках среди пыльных книг и архивов?
   Ано услышала звонкий смех мальчика. Оказывается, Рем умел смеяться.
   - Они, верно, рассказали тебе легенду про стражей?
   - Да. Про глупого короля и умного монаха.
   - Мне кажется, - шепотом сказал Рем, - что в этой сказке есть какой-то подвох. В ней что-то не так. Слишком уж просто согласился король и слишком вовремя появился монах.
   Пока мальчик говорил это, девочка закрыла глаза и мирно засопела. Он тяжело вздохнул и накрыл ее одеялом. Ему предстояло тренировать свое восприятие, и он снова уселся читать книгу.
  
  

Глава 2. Неприятие

   Ано лежала на кровати на животе и болтала ногами. Она читала трудные руны, как детские сказки, быстро листая страницы.
   - Ловко ты овладела ими, Ано!
   Из-за спины раздался голос Рема. Ано приподнялась на локтях и обернулась: мальчик нес ей кусок яблочного пирога.
   - Тебе ведь исполняется пятнадцать?
   - Ты запомнил эту чепуху, Рем?
   Она засмеялась. Рем сел рядом и заплел ее пышные рыжие волосы в косу.
   - Если бы ты могла объяснить мне смысл двух свитков, я бы принес тебе еще кусок пирога. Мне нужно показать их старейшему, а я опять потратил все время на испытание воли.
   - Давай, я посмотрю.
   - Знаешь, мне немного страшно. Завтра у меня испытание Временем. Я боюсь, что все забуду.
   - Не бойся, Рем. Ты старше и опытней меня. Мне еще как минимум год до возвращения в свое прошлое.
   Ано взяла пергамент с пылающими рунами и закрыла глаза: так ей было проще понимать то, что скрывали послания. Когда она прочитала первые строки, то будто окунулась в глубокий колодец, на дне которого переливалась черная водная гладь. На этой рябящей поверхности всплывали образы и лица, которые постепенно собирались в картину. Ано увидела, как сражаются люди в алых одеждах и воины, закованные в латы. Это была великая сеча, которую король проиграл. Страж, который возвращался к этому моменту времени, записал его на свиток, который не умеет лгать.
   Второй свиток показал стража, который колдовал над своим медальоном. Очевидно, это и был ритуал по сокрытию его души. Ано вырвалась из скользкого колодца и пересказала Рему содержание свитков.
   - Я благодарен тебе. Не забудь, Ано, что вечером я буду обучать тебя бою на мечах. Сейчас мне пора на испытание воли.
   - А у меня уроки тренировки восприятия. Это очень трудно.
   - Да, я слабо ориентируюсь в темноте. Даже не представляю, как Элида вообще может так жить.
   Ано нервно поежилась, когда вспомнила про эту девушку. Элида была слепа, но испытания восприятия она проходила лучше других учеников. Каким-то внутренним зрением или чутьем она распознавала окружение и даже находила дорогу в обители.
   Ано нехотя отправилась на свой урок: ей уже наскучили долгие плутания по темным коридорам с косыми стенами и кривыми полами. Она знала наверняка, как создают учебные лабиринты. Больше всего ей не нравилось быть подвешенной вверх ногами на суку дерева и пытаться запомнить расположение предметов. Потом жертву снимали, ставили на вращающуюся платформу и резко ее останавливали. Учителя объясняли это тем, что при внедрении в чужое время возникает схожий эффект.
   Ано стала лучшей ученицей своей возрастной группы. Она обогнала многих детей, выучив древние руны и письмена. Потрясающая память почти никогда ее не подводила. Старейший намеревался перевести ее к старшим детям, но его останавливало лишь то, что Ано может быть не готова к ментальной угрозе, таящейся в сплетениях нитей прошлого.
   С трудом дождавшись окончания занятия, она убежала в тенистую каменную галерею как раз рядом с тренировочными дворами. Она любила сидеть на теплом деревянном пне и, приложив ухо к башенной стене, слушать, о чем говорят библиотекари и учителя. Сегодня учитель говорил слишком громко, и Ано слышала его речь отчетливо.
   - Итак, вы спрашивали меня, как происходит посвящение в Стражи. Если вы не хотите терпеть до завтра, я открою завесу тайны. Все вы в детстве носили и носите сейчас символ Имы. Этот знак дается ребенку при рождении и освещает его жизнь до самой смерти. Кто-нибудь из вас знает, зачем вы носите его?
   - Чтобы защититься от вторжения в разум?
   - Наоборот, это других людей защищают от вас. Тот, кто носит символ Имы, не может путешествовать во времени. Если даже он проскользнет в дыру в ткани времен, то не запомнит того, что видел. Именно поэтому стражу важно носить свой медальон, в который он вкладывает свою душу. Тогда он не сойдет с ума, увидев свое прошлое, даже если попытается его изменить. Завтра все вы попрощаетесь с детством и получите новые амулеты, если вы хотите так их называть. Помните, назад пути не будет.
   Наверху раздался гомон и стук шагов: возбужденная молодежь отправлялась на ужин. Ано сложила руки под балахоном в знак приветствия и кивала всем, кто проходил мимо нее. Несмотря на то, что эти молодые люди были немногим старше ее, она чувствовала себя неловко рядом с ними. Рем уходил последним. Он разговаривал со своим учителем.
   - С завтрашнего дня ты перестанешь быть моим нитари, Рем. Тщательно запиши все, что увидишь. Это может быть важно. Ты не всегда сможешь вернуться к тому, что уже увидел.
   - Да, учитель.
   - И не погоняй сильно свою нитари. Она сегодня очень устала, - сказал юноша в голубых одеждах и подмигнул девушке.
   - Я вовсе не устала. Я готова к борьбе.
   - Я дам тебе меч длиннее. Тяжелым длинным оружием отбивать удары проще, чем мечеломом.
   Ано и Рем вышли на траву в открытом дворе. Высокая башня библиотеки спрятала солнце, и его косые лучи падали сквозь резные оконца. Старый дуб давал уютную тень для вечернего отдыха, но будущим стражам было не до сна. Рем снял рубаху и остался в одних штанах. Ано увидела, что его грудь тоже вся в шрамах. Юноша подозвал ее поближе, пока она не подошла на расстояние удара, и показал, куда надо бить, чтобы противник свалился с ног. Меч был слишком тяжел для девушки, и она неловко замахнулась двумя руками и ударила под ноги, затем вбок, но Рем успевал отклоняться. Он перемещался так ловко, что Ано не успевала за ним. Когда он сделал подсечку, девушка не смогла удержать равновесие и упала на спину. Меч противника задел ее плечо, и серые одежды обагрились кровью.
   - Извини. Думаю, хватит на сегодня, - сказал Рем и сел рядом с Ано в траву. Из торбы он вытащил кусок материи и забинтовал девушке руку.
   - Я очень медлительная. Никогда не научусь фехтованию.
   - Наверное, я плохой учитель. Я не думаю, чтобы умение владения мечом было так важно для будущего стража. Но если Старейший хочет, чтобы мы умели постоять за себя...
   Ано представила армию людей, материализующихся в воздухе по первому зову короля, падающих на землю и тут же выхватывающих мечи и бегущих в атаку. Ей стало смешно. Она рассказала шутку Рему, и тот тоже улыбнулся.
   Вечером обычно разговорчивый юноша вдруг стал молчалив. Он сидел в углу на своей кровати и о чем-то думал. Ано не решилась спросить, что же его тревожит.
   Утром она проснулась в одиночестве. Рем уже ушел на последние сборы. Девушка хотела застать его еще до отбытия. Она стремглав побежала в зал посвящения, но он уже опустел. Старейший сразу же догадался, кого искала Ано, и указал ей путь.
   Стражи собрались в вымощенном камнем дворе. Они выстроились в шеренгу и склонили головы. Рядом с ними проходил королевский страж, снимал с них символ Имы и надевал бронзовый медальон, произнося напутственные слова. Рем ожидал своей очереди самым последним. Он нервно теребил в руке дубовый лист.
   Тот, кто получал медальон, выходил в центр каменной площадки и что-то шептал. Ано снова ощутила сгущение воздуха. Ей даже удалось разглядеть сквозь рябь, как меняется пространство, словно отрывается край полотна картины и под ним проступает другая фреска. Наконец, очередь дошла и до Рема.
   - Прощайся со старой жизнью, Рем. Отныне и навеки ты клянешься в верности нашему королю и присягаешь перед Старейшим, что не будешь использовать Время себе во благо и во зло другим без высшего указания.
   - Клянусь, страж.
   - Облачись в черные одежды и прими это вместилище души. Очисти помыслы и будь готов принять мир таким, как он есть.
   Юноша снял с себя потертые серые одежды, оставшись в одной набедренной повязке. Ано подумала, что он слишком худ, чтобы быть таким сильным и стойким. Он облачился в черные штаны и рубаху и надел медальон. Его створки были плотно закрыты.
   Девушка не смогла укротить свое любопытство и выглянула из-за колонны.
   - Что ты делаешь здесь, Ано? - спросил юноша.
   - Я пришла пожелать тебе удачи, Рем" - Она подошла к нему и шепотом сказала на ухо. - Если ты узнаешь что-нибудь про меня, прошу, расскажи.
   - Я постараюсь все запомнить. У меня есть свиток.
   Ано сжала своими тонкими пальцами холодную руку Рема.
   - И еще самая малость. Будь осторожен, Рем.
   Юноша кивнул в ответ, едва сдерживая волнение. Он отвернулся и шепнул что-то себе под нос. Воздух перед ним зашевелился и стал жидким. Рем протянул вперед руку, и она исчезла за невидимой преградой. Он сделал шаг, другой и вовсе исчез из настоящего.
  
   Рем почувствовал острый приступ тошноты и головокружения. Он неудачно приземлился в густую траву и ободрал руки. Или ему только показалось, что он ободрал их. Он находился около утлой лачуги рыбака, покосившейся и увешанной рыболовными сетями. На низкой скамье перед домом сидела молодая, но почему-то седая женщина с изумрудными глазами. Она перебирала рыбу и бросала потроха в дырявое ведро. К ней подошел мужчина и вывалил содержимое сети к ее ногам.
   - Хороший сегодня улов. Завтра продавать поедем.
   - Как раз соленая рыба приготовилась. Купим зерна, чтобы испечь хлеба. Я устала грызть пироги на костной муке.
   Мужчина сел рядом с женщиной и стал помогать ей перебирать рыбу. Рем подошел к ним и дернул колокольчик сети: ничего не произошло. Юноша облегченно выдохнул: вмешаться в развитие событий он не мог. Осталось понять, что же он должен сделать.
   Вечернюю тишь нарушило громкое лошадиное ржание. К дому бедняков подкатила повозка, в которой сидел высокий мужчина с черными длинными волосами. В руках он держал какой-то сверток. Рем знал только одного человека, у которого могло быть такое строгое и печальное лицо.
   - Я принес ее. Королевские стражи поведали мне мою судьбу. Я не смогу воспитать двоих детей.
   - Поймите, господин, мы очень бедны, и нам нужны лишние руки.
   - Я дам вам денег, чтобы вы могли воспитать ее. У меня растет сын, и я не хочу потерять обоих детей. Посмотрите, как она прекрасна.
   Он развернул пеленки, и Рем увидел младенца с огненно-рыжими короткими волосиками.
   - Посмотри, у нее такие же глаза, как у меня.
   - Доброй дороги вам, господин. Если жизнь этой малышки так важна для нашего короля, мы сделаем все, что от нас зависит.
   Бедняки поклонились господину и унесли ребенка в дом.
   "Папа, папа!" - закричал Рем и побежал вслед за темноволосым мужчиной.
   Он обернулся. Юноша подумал, что его услышали. Нет, мужчина просто посмотрел на дом, в котором он оставил свою дочь. Рем не мог вспомнить, какие же глаза у его матери. Он отчетливо видел ее лицо и не мог вспомнить только цвет глаз.
   Повозка тем временем удалялась от одиноко застывшего в немой ненависти юноши на пыльной дороге...
  
   - Эй, Ано! Ты спишь?
   Девушка услышала этот голос сквозь сон. Она протерла глаза и зажмурилась: слабый свет свечи был нестерпимо ярок.
   - Что тебе надо?
   - Тебя зовут в зал посвящения. Говорят, что ты должна поторопиться.
   Свечу потушили. Ано наскоро набросила серый плащ на голое тело и на ощупь выбралась из комнаты. Она мысленно построила лабиринт ходов и галерей и, не открывая глаз, пошла по проложенному маршруту. Скудного света луны вполне хватило бы, чтобы увидеть стены и дверные проемы, но девушке это только мешало.
   В зале на стеклянном полу сидели Старейший, Рем и его учитель. Отраженный луч осветил лицо Рема, искаженное гримасой боли. Его волосы спутались и были влажными.
   - Подойди, Ано. У нас есть важная весть для тебя.
   Дрожа, девушка села рядом со стражами. Рем молча протянул ей рунический свиток.
   - Читай его.
   Ано не хотела разворачивать его. Скрытым чутьем она понимала, что весть не сулит ей ничего хорошего. Она увидела то, что записал Рем во время путешествия. Все, до мельчайших подробностей. Она - сестра Рема.
   - Невозможно...
   - Ты можешь принимать правду, можешь противиться ей. Свиток не лжет. Страж может упустить что-то из виду, но древние руны донесут истину до адресата.
   - Зачем? Зачем меня отняли у родителей?
   - Воля стражей.
   - Вы - стражи! Скажите же мне, зачем!!! - гневно ответила Ано. Рем молчал.
   - Ты поможешь обрести нам утерянное знание. Медальон, который ты нашла, откроет тебе тайные откровения. Когда ты окунешься в колодцы времени, то увидишь там то, что недоступно нам. Мы должны были спрятать тебя от раздора и войн.
   - Ценой смерти моих приемных родителей? Ненавижу вас!
   Ано разорвала свиток, и две ровных половинки, легко кружась, упали на пол. Девушка бежала, не останавливаясь, в спальню. Она уткнулась в самый дальний угол и заплакала. Бурный поток слез горя излился из ее изумрудных глаз. Она просто сидела и дрожала.
   Рем нашел ее, услышав сдавленные всхлипы. Он накрыл ее одеялом.
   - Когда я увидел это, то преисполнился ненависти. Эту ложь скрывали от нас.
   - Я - охотничий пес. Стражи дунут в горн, и я побегу по следу.
   Ано сорвала медальон с шеи и бросила его на пол. Юноша поднял его и вложил в руку девушки.
   - Не снимай его. Так ты останешься без защиты.
   - Откуда тебе знать, что это не мое проклятие?
   - Попытайся мне поверить. Я знаю тебя уже четыре года, и ты почти не изменилась за все это время. Такая же задумчивая, молчаливая и очень добрая. Ты даже не понимаешь, сколько в тебе доброты.
   Он погладил Ано по голове. У нее были мягкие шелковистые волосы.
   - Ложись лучше спать. Завтра это будет уже прошлым днем, в который можно будет вернуться.
   Впрочем, и эти слова уже стали недосягаемыми.
  
   Утром Ано действительно почувствовала себя лучше. Неприятная история отложилась в памяти, словно кошмарный сон, который грозит вернуться, стоит только потушить свечу. Ано пыталась избегать встречи с Ремом, и даже не пошла на обед. Это было первым шагом для тренировок воли: перетерпеть все в одиночку и не срывать злость на людях.
   Вечером Ано ожидала Рема для боя на мечах, но юноша почему-то не пришел. Девушка отрабатывала удары на соломенном чучеле, но оно не отвечало на удары и быстро рассыпалось.
   - Неподвижный безоружный противник - не враг тебе.
   Ано узнала этот голос, похожий на тихое шипение змеи.
   - Как ты узнала, что это я, Элида?
   - Больше никто здесь не упражняется. Рем только что отбыл в прошлое. Просил передать, что не вернется раньше полуночи. Я услышала звук шагов и хруст травы и поняла, что так может двигаться только девушка. Бить по соломенной кукле страж не станет. Только один человек мог без напарника учиться бою на мечах. Это ты, Ано.
   Ано всегда удивлялась способностям Элиды. Слепая нитари хотела стать библиотекарем, потому что ей не все доверяли.
   - Я могу помочь тебе и быть твоим соперником. У меня нет меча, и я возьму палку.
   - Это будет неравный бой, Элида.
   - Попрошу тебя не недооценивать меня, - мягко сказала она.
   Легкие одежды Элиды зашуршали в траве. Девушка даже не сняла наглазную повязку. Она ловко замахнулась деревянной палкой, и удар просвистел около уха Ано. Ано сделала выпад и промахнулась: Элида успела отскочить назад. Бой и вправду завязался неравный. Ано на один шаг отставала от своей слепой соперницы, которая двигалась только по центру двора, не отступая к краям.
   - Ты не пытаешься учиться. Я чувствую твои движения, но ты не желаешь чувствовать моих. Страж наблюдателен от природы. Он должен уметь применять этот дар. Глухая оборона позволит противнику раскрыть свою тактику.
   Ано начала уставать. Каждый удар слепой девушки был для нее новинкой. И все же, она запомнила, что после каждого удара сбоку Элида делает шаг назад, чтобы не упасть. После каждого выпада - отводит свободную руку назад. Мелкие наблюдения сложились в четкую схему боя, и в конце концов, Ано смогла сразить соперницу. Изможденные девушки сели на скамью.
   - Ты схватываешь на лету. Рем обучил тебя основным приемам. Будешь тренироваться дважды в день: со мной и с ним, и научишься быстрее.
   - Как же ты видела меня, Элида? Если ты можешь сражаться, то почему тебя не отпускают следить за временем?
   - Сражения в залах, где ты знаешь каждый камень и каждую травинку - это одно. В новых местах я часто путаюсь. Я вовсе не всеведуща, как может показаться.
   - Поэтому ты хочешь стать библиотекарем?
   - Я могу учить других детей. Или ты думаешь иначе?
   Ано отрицательно покачала головой. Она подала Элиде руку и повела ее в обеденный зал. Все же слепая девушка была несколько беспомощна в обычной повседневной жизни.
   Ано сидела в спальне и смотрела на дверь. Она ждала шороха и скрипа и знакомых тихих шагов, но Рем не торопился с возвращением. Теплое молоко в кувшине совсем остыло. Девушка накинула балахон и вышла на граничную крепостную стену.
   Ночь была тихая и светлая. Окрестные леса и угодья Ано видела во всей их красе. Вековые дубы глухо шуршали серебристой листвой, а вода во рве, окружавшем обитель, искрилась, как драгоценный камень.
   - Наверное, снизу все выглядит еще красивее.
   Ано обернулась: луна высветила черные волосы и бледное лицо Рема. Девушка бросилась ему на шею.
   - Истосковался я по тебе. Время в прошлом течет иначе: я пропал там на целую неделю. Изголодался и промерз: никак не ожидал, что окажусь один в зимнем лесу.
   - Ты ушел сегодня утром.
   - Да. Многие стражи, которые часто возвращаются назад, проводят в прошлом больше времени, чем в настоящем. Они кажутся старше, чем на самом деле.
   - И живут они тоже вчерашним днем.
   Глаза Ано светились в темноте, будто кошачьи. Рем держал в своих ладонях ее ледяные руки.
   - Я снова видел своего отца. Так жутко... видеть его и слышать, и оставаться невидимым. Я видел, как он сражается.
   - Кем был твой отец, Рем?
   - Он был воином на королевской службе. В мирное время он зарабатывал на жизнь тем, что охранял торговые караваны и сопровождал бедняков на городские ярмарки.
   - Ты захотел стать стражем, чтобы быть похожим на него?
   - Не знаю, Ано. Отец говорил, что ему напророчили, что один из его детей станет великим стражем. Он не посмел воспротивиться высшей воле, и отправил меня на обучение в обитель. После того, как я встретил тебя, я уже сомневаюсь в его выборе.
   - Ты сам видел, что он отдал меня в семью бедняков.
   - Ты не похожа на мою мать, Ано. Это пугает меня.
   - Может, ты просто плохо ее помнишь?
   Рем тряхнул головой и нахмурился: он так и не вспомнил, какие же глаза были у его матери. Ано поманила его в комнату и показала новые расшифрованные свитки, которые ей доверили в архивах. Юноша бегло посмотрел их, и сказал, что слишком устал, чтобы думать и запоминать.
   Ано потушила свечу. Она слышала, как пьет молоко Рем и как тихо он дышит. Она даже не почувствовала, как он поцеловал ее в лоб, прежде чем уйти на крепостную стену...
  

Глава 3. Непослушание

   Ано немного нервничала. Она стояла в самом хвосте живой очереди на испытание воли. Прямо перед ней один юноша смотрел на тарелку с яблочным пирогом, сглатывая слюнки. Это было самым простым - устоять против соблазнов сна, еды, золота. Гораздо труднее было противиться предложениям вечной жизни, славы и абсолютного знания. Ано прошла и эти испытания. Осталось самое страшное - познать себя.
   Она подошла последней к зеркалу, отражающему душу. Оно выглядело, как обычное зеркало: стекло, заднюю поверхность которого залили амальгамой. Местами по углам отражающая поверхность истерлась и почернела. Ано увидела в зеркале себя, и ее отражение вдруг стало стремительно стареть. Из красивой семнадцатилетней девушки она вмиг превратилась в сгорбленную древнюю старушку с жидкими волосами и ужасным морщинистым лицом. Время взяло свое. Девушка не испугалась таких перемен: все рано или поздно умирают.
   Поверхность зеркала подернулась рябью, и вместо Ано отразился Рем. Он был бледен и ужасно худ. Под глазами залегли темные круги, а щеки его были измараны кровью. Правой рукой в черной перчатке он зажимал рану под сердцем.
   "Ты опоздала. Мы проиграли этот бой. Зря ты не послушалась Старейшего. Если бы мы обладали утерянным знанием, то вышли бы из боя победителями!"
   Ано от неожиданности вскрикнула и зажала рот руками. Призрак громко захохотал. Девушка собрала волю в кулак, и мысленно пригрозила призраку. Он растворился.
   - Молодец, Ано. Ты справилась с испытанием воли. Ты готова совершить свое первое путешествие в прошлое. Когда отдохнешь, приходи в зал посвящения, - сказал ей учитель.
   Радостная Ано выбежала из библиотеки и с великим удовольствием провела почти полдня лежа в траве под сенью дуба во дворе, где когда-то упражнялась на мечах вместе с Ремом. Она пыталась представить, что же увидит в своем первом воспоминании.
   Солнце клонилось к закату, когда она решилась покончить с прошлой жизнью. Она пришла в зал посвящения последней. Старейший уже ожидал ее: как всегда сидя на полу он чертил руны.
   - Ты пришла, Ано. Ты готова. Мне не нужно совершать обряд, потому что ты сама совершила его долгих шесть лет назад. Кажется, это было так давно... Символ Имы более не сдерживает тебя. Если тебе есть что сказать твоим друзьям, то говори.
   Ано посмотрела, кто пришел провожать ее. На скамьях сидели только ее первый учитель в голубых одеждах, Элида и Рем.
   - Будь внимательна, Ано. Не забывай то, чему мы учили тебя, - сказал учитель.
   - Будь проницательна, Ано. Смотри в корень, а не на поверхность, - сказала Элида.
   - Теперь ты перестала быть моей нитари, - прошептал Рем. - Ты перестанешь завидовать мне, а я тебе. Отныне мы будем на равных.
   Медальон по-прежнему не открывался, но девушка и не собиралась этого делать. Она прошептала слова, разрывающие ткань времен. Густоту воздуха она ощущала даже кожей. Рем подошел к ней и крепко обнял ее.
   - Будь осторожна, сестра.
   - Не скучай, братишка.
   Ано сделала самый важный первый шаг.
  
   Она упала с небольшой высоты прямо в грязь. К счастью, на черных одеждах дорожная слякоть была не видна. Мир вокруг выглядел блеклым и бесцветным, но с каждой секундой он становился все ярче, наливаясь красками. Ано огляделась: она стояла прямо посередине дороги. На нее во весь опор мчалась повозка, запряженная гнедой лошадью. В ней сидел черноволосый мужчина, который держал в руках какой-то сверток.
   Ано поспешила за повозкой, чтобы узнать, куда же она поедет. Дорога привела девушку к родному дому. При виде покосившейся лачуги и седой матери глаза Ано наполнились слезами, а сердце сжала тоска. Здесь прошло ее детство.
   Мужчина передал маленькую девочку новым родителям и быстро уехал прочь. Ано проскользнула в приоткрытую дверь и села слушать разговор своих родителей.
   - Мы вырастим ее втайне от короля. Если тот человек не хотел потерять это дитя, мы должны ее беречь.
   - Если в ней есть талант, то стражи рано или поздно найдут ее.
   - Нам придется раскрыть ей правду, когда она вырастет. А пока, эта девочка не должна знать ничего о том, кто она. У нее не будет друзей, потому что ей уготована тяжелая судьба.
   - Я научу ее читать древние руны, как бабка учила меня.
   - Море закалит ее. Она вырастет сильной.
   Теперь Ано поняла, почему ей все так легко удавалось: она уже учила все это раньше.
   Воздух стал горячим и задрожал. Одна картинка сменила другую. Ано увидела, как ее мать перебирает рыбу, сидя на земле. Маленькая девочка бежала к ней, подбрасывая в руках медальон. Тот самый медальон стража, который должен открыть великое знание. Медальон на шее взрослой Ано стал ледяным.
   Она не знала, что нужно делать, и просто сидела в кустах и ждала появления тех людей в черном. Они пришли затемно, сожгли мельницу и прирезали собаку. А потом выломали дверь в дом. Отец Ано пытался защитить жену и приемную дочь, но он не мог противостоять трем воинам. Маленькая Ано выпрыгнула в окно и ободрала коленки. Она не успела убежать, и один из воинов поймал ее и схватил за ногу.
   - Не тронь! - крикнула девушка.
   - Кто здесь? - отвлекся на минуту человек в черном.
   Ано спохватилась слишком поздно. Ее услышали. Рем говорил, что если не сохранить душу в медальоне, можно обезуметь или натворить бед. В тот самый момент маленькая девочка изловчилась и укусила человека. Он попытался сдернуть бронзовый медальон с ее шеи, но будто обжегся, и схватил другой, символ Имы. Он исчез в никуда: наверное, тоже был стражем, подумалось девушке. К потерявшему сознание ребенку спешили Старейший и юноша в голубых одеждах. Ано поняла, что теперь можно уходить.
  
   - Да ты бредишь! Пей холодную воду, полегчает.
   На горячий лоб Ано лег холодный кусок материи. Рем сидел на краю ее кровати и обтирал ее лицо.
   - Сколько я была там?
   - Несколько минут. Ты неудачно упала и потеряла сознание. А потом начала что-то говорить, что изменила течение времени. Я отнес тебя в спальню подальше от всеслышащих стражей.
   - Но я действительно изменила ход времени. Я сделала так, чтобы черные стражи унесли мой символ Имы и оставили медальон.
   - Успокойся, Ано. Ты ничего не изменила. Все произошло ровно так, как и должно было. Ты видела свое воспоминание со стороны.
   Спорить с Ремом было бесполезно: он свято верил в то, что поменять ход времени могут только великие стражи. Более того, Ано поняла, что также заблуждалось большинство учеников в обители.
   Рем выхаживал ее три дня. Никто, кроме него и Элиды, не знал, что Ано вернулась. На исходе третьего дня девушка стала чувствовать себя лучше и снова порывалась вернуться назад.
   - Я хочу узнать, откуда пришли эти люди, Рем.
   - Я не могу отпустить тебя.
   - Нет, ты можешь. Что нужно сделать, чтобы вернуться туда, где все началось?
   - Учителя говорили нам, что надо произнести особые слова и четко представлять, что хочешь увидеть.
   - Другого шанса у меня не будет. Я отправлюсь назад сейчас же.
   - Постой, Ано. Возьми с собой сухари и кусок пирога. Если ты пропадешь надолго, хотя бы не умрешь с голода.
   Забота Рема тронула девушку. Она не стала напоминать ему, что с детства привыкла к легкому голоду. Но от сухарей она не отказалась. Рем угрюмо сидел в стороне и исподлобья смотрел на Ано. Девушка прошептала заветные слова и дождалась, пока воздух не станет достаточно густым.
  
   Ано лежала на холодном каменном полу. Она ощущала легкое головокружение от мерцавших перед глазами цветных рун на потолке. И кто перенес ее в зал посвящения?
   Ано не слышала ни звука. В жуткой тишине не звучали ни детские голоса, ни шаги учителей. Ано подошла к стеклянной опорной колонне и стукнула по ней: ничего. Мир будто бы стал сонным и сумеречным. Девушка сидела на полу долго и потеряла счет времени. Она слышала только шепот своих мыслей. Два мужских голоса вывели ее из оцепенения. Говорившие приближались к залу, и Ано поспешила спрятаться за колонной.
   - Здесь мы будем одни, и нас никто не услышит, Старейший.
   - Благодарю тебя, мой ученик. Я только что вернулся из странствий и почувствовал, что мир изменился.
   - Вы думаете, вам удалось обрести мудрость?
   - Не мне, а нам, мой верный нитари. Медальон стража покинул плен песков.
   - Вы уверены в этом?
   - Да, - ответил седовласый старик. - Мы должны действовать.
   - Кто нашел его?
   - Ребенок. Девочка. Кажется, ее зовут Ано. Дочь рыбака.
   - Мы можем не успеть, если ренегаты уже в пути.
   - Я делаю важный шаг. Впервые я пойду против данных обетов: я изменю будущее. Мы должны заставить эту девочку поверить, что она рождена быть стражем.
   - В ней нет таланта? - спросил юноша в голубых одеждах.
   - Не сомневаюсь, что есть. Пойми, неразумный ученик. Она несет медальон стража домой. Никто не в силах забрать его у нее, если она сама того не пожелает.
   - Вы предвидели это?
   - Да. Мудрость, скрытая в этой маленькой вещице ее прежним хозяином, откроется, когда Ано впустит стража в свое тело. Ей нужен друг и близкий человек. Никто из нас и не сможет приблизиться к ней.
   - Вы дадите ей брата, учитель?
   - Верно, - хрипло ответил старик. - Я пойду на эту ложь. Мы убедим твоего нитари Рема, что он ее брат. Она не сможет не полюбить его. А он не сможет не помочь ей.
   - Я близок с этим мальчиком, насколько это возможно. Я смогу убедить его исполнить ваш план.
   - Будь осторожен. Этот мальчик доверяет своему отцу и королевской власти. Только так мы можем надавить на него. Оставь меня... я должен все обдумать, прежде чем пойду назад.
   Ано заплакала. Снова - ложь. Свитки действительно не лгали. Старейший изменил само время и использовал доверие Ано. Она готова была убить старика, но ее силы не хватало даже на то, чтобы обратить на себя его внимание. Ано пришлось вернуться в настоящее ни с чем.
  
   В родном времени что-то было не так: не те стены, не те дети, не те наставники. Листва на деревьях пожелтела и облетала, хотя Ано прошла посвящение в месяц жатвы. Те, кто попадались на ее пути, почему-то сторонились ее. Первым делом Ано пошла в свою комнату: там было как всегда темно, немного пыльно и тихо. Вещи Рема лежали, сложенные, на кровати, а их хозяин отсутствовал. Девушка не рискнула показаться на глаза остальным жителям обители и стала есть пирог, который заставил взять ее Рем. Юноша словно смотрел в будущее.
   Рем пришел затемно. Девушка услышала его шаги и зажгла свечу. Когда он увидел ее, то пал перед ней на колени. Лицо его было бледным, нечесаные волосы отрасли почти до плеч.
   - Ано... ты жива. Мы боялись, что ты не вернешься. Долгих два месяца.
   - Сколько? Я пробыла в прошлом всего несколько минут. И, Рем, мне нужно сказать тебе что-то очень важное.
   - Мне тоже, Ано.
   Они произнесли одновременно "Я не твоя сестра, Рем. Я не твой брат, Ано"
   - Но как, как ты узнал это?
   - Мне сказала Элида. Она сидела в библиотеке и случайно услышала разговор моего учителя про свитки, которые надо уничтожить, потому что они показывают правду. Элиду всегда недооценивали.
   - Я видела тот разговор. Нас предали. Мы живем во лжи, Рем.
   Юноша поправил растрепавшиеся волосы рукой, на которой была перчатка.
   - Свитки не врут. Соврало время. Старейший совершил ужасное деяние. Он заплатит за это! - Рем сжал ладонь в кулак.
   - Что с твоей рукой?
   - Это расплата за доверчивость и наивность. Когда я узнал, что ты никогда не была моей сестрой, я попытался вернуться назад и спасти моего отца. Я не смог... теперь у меня два шрама. Первый я получил мальчишкой, когда попытался спасти мать.
   - Ты не верил мне, что нельзя менять время.
   - Теперь я верю. Я схожу с ума. Я никогда не сниму эту перчатку, даже если ожог заживет.
   - Тот свиток еще не сожжен? Я должна предъявить его Старейшему. Тогда мы докажем его вину.
   Рем схватил Ано за руку и потащил в башню библиотеки. Элида уже ждала их у тяжелой двери. Она была как всегда молчалива. Юноша пошел первым и наткнулся на своего учителя.
   - Не смей доносить на нас. Мы возьмем то, что по праву принадлежит нам.
   - Вы не понимаете. Сегодня войны дошла и до наших стен. Мы не выстоим и недели, - невозмутимо ответил учитель.
   - Когда остальные узнают правду, вашей лживой власти придет конец.
   - Ты никогда не поймешь, Рем. Мы делали это для вашего же блага, чтобы вы могли учиться... Возьми его, если хочешь.
   Свиток был старый и потемневший от времени. Руны уже почти потеряли свою силу. Ано торопилась предъявить обвинение старейшему, опасаясь, что запись исчезнет. Она ненавидела эту бесконечную лестницу, ведущую в зал посвящения, эту огромную дверь и стеклянный пол.
   Старик сидел совсем один. Он больше не чертил руны. Он казался дряхлее любого живого существа, будто годы враз взяли свое. Ано на мгновение прониклась жалостью к этому старику.
   - Пришла обвинить меня? Я ждал этого сотню лет.
   Эти слова поставили девушку в тупик. Она выронила свиток.
   - Вы лгали нам, учитель. Вы растили нас всех во лжи ради своего тщеславия.
   - Я признаю свою ошибку. Я держал вас в неведении. Медальон, который ты взяла, не имеет никакой силы. Медальоны стражей вообще не имеют никакой силы.
   - Зачем мы носим их?
   - Так мы контролируем ваши шаги. Медальон показывает, что происходит с вами. Именно он, связанный с руническими свитками, переносит на них воспоминания.
   - Вы подделали прошлое.
   - Да. Я хотел взять твой медальон, в который вложил мудрость великий страж. А мудрости в нем не оказалось. Я сам попал в свою ловушку.
   - Тогда почему вы не вернулись назад, чтобы все исправить?
   - Я столько раз пытался все изменить, что испортил все насовсем. Ано, я потерял в путешествиях всю свою молодость и старость. Я живу в этой обители немногим больше тридцати лет. Признайся, тебе ведь знакомо чувство растерянности, когда возвращаешься не туда, куда ожидала? Я хочу умереть, Ано.
   - Кто будет править вместо вас? Кто смирится с той ложью, которая осталась нам в наследство?
   - Это неважно. Сегодня война докатилась и до нас. Ренегаты уже стучатся в наши ворота. Все, что вы сможете сделать - это защитить детей, чтобы научить их жить заново.
   - Почему вы выбрали именно Рема из всех детей?
   - Мне всегда нравился этот мальчишка. Нетерпеливый, упорный, гордый. Он доверял мне.
   - Я могу что-то исправить?
   - Никто не может, Ано. Никто из тех, кто не виновен. Будущее не определено. Помни об этом.
   Старик тяжело закашлялся. Он схватился за горло, а потом умер. Ано подняла его воротник: у него на шее не было ни медальона стража, ни символа Имы. И тогда девушка все поняла. Рем смотрел непонимающим взглядом, когда она пыталась объяснить ему свои догадки.
   - Если я не успею к сражению, спрячьте детей. Их будут искать в первую очередь. Заставьте учителей призвать обратно из прошлого всех стражей.
   - Мы можем забрикадироваться в галереях и залах, - сказала Элида.
   - Что будешь делать ты, Ано?
   - Я впущу владельца медальона в свое тело. Я узнаю правду, если она вообще есть на этом свете.
   Рем погладил Ано по щеке рукой в перчатке.
   - Я верю в тебя. Возвращайся как можно скорее.
   Бронзовые створки медальона раскрылись сами. Внутри было пусто.
  
   В этом мир не было ни земли, ни неба, ни стен, ни крыши. Кругом - непроницаемая чернота и россыпь мелких звезд. Ано стояла на незримой опоре, заменявшей пол. Прямо из окружавшего мрака появился страж (девушка в этом не сомневалась). Призрак превратился в точную копию Ано. Он говорил не тихим, но и не громким голосом.
   - Благодарю тебя за освобождение моей души, Ано.
   - Где мы?
   - Я живу вне времени, в прошлом, настоящем и будущем одновременно. Я просто есть.
   - Ты - то великое знание, которое искал всю жизнь старейший?
   - Нет. Но я могу открыть тебе простую истину, которую забыли.
   - Спаси нас от лжи, - взмолилась Ано.
   - Ложь - непременный противник Истины, иначе ты не поняла бы, есть ли Истина. Ты хочешь найти другой взгляд на вещи.
   - Кто же прав? Рем - мой брат?
   - Нет. Но он может быть им. Все зависит от твоего восприятия. Так учат наставники.
   - Зачем старейший отбирал детей у родителей?
   - Он, как и король, хотел власти и силы. Люди неисправимы. Я понял это уже после своей смерти. Когда старейший узнал, что может управлять временем и без медальона, он устрашился. Чем выше взбираешься, тем больнее падать. Он придумал обеты, чтобы их нарушать.
   - Значит, дело не в символе Имы и даже не в медальоне?
   - Символ Имы заставляет людей думать, что они защищены. Стражи верят, что так люди не вмешиваются во время. Ошибаются и те, и другие.
   - Так что же на самом деле?
   - Человеческая память несовершенна. Любое возвращение в прошлое с годами забывается и становится призрачным. Люди не умеют запоминать.
   - Но, если дать им власть над временем, они натворят бед!
   - Это - одна из причин, по которой старейший построил обитель. Он захотел наделить привилегиями горстку избранных. Ты знаешь, чем это кончается.
   - Что могу сделать я?
   - Все, что захочешь, Ано. Твоя судьба в твоих руках. Те, кто думали о других, спасая других, возвращались ни с чем. Те, кто спасал себя, теряли других. Ты можешь сделать то, чего им не удавалось.
   - Мне нужно только понять, что нужно изменить.
   - Ты действительно обладаешь талантом, Ано.
   - А как же вы, вы же останетесь заточены навеки!
   - Нет. Я уже спасся. В этом был весь секрет. Человеческая память несовершенна.
   Призрак стал растворяться, а мир светлеть. Ано падала все быстрее и быстрее. Она пыталась ухватиться за несуществующие ветви или веревки, но ее обволакивала бесприютная пустота.
   Горячий воздух обжигал легкие, а от дыма чесался нос. Ано вернулась домой. Деревянный двор был объят пламенем. Это означало, что баррикады не устояли. Девушка взвалила на себя два тела, не тронутых огнем, и унесла их подальше от подальше от пламени, чтобы предать земле после сражения.
   С крепостных стен градом стрел лучники обсыпали ренегатов. Стены сотрясались от ударов тарана. Ано направилась в обеденный зал, где находился тайный лаз в подземелья. Полдюжины стражей охраняли маленькую неприметную дверь. Они обнажили мечи и вглядывались во тьму ночи. В их глазах плясали отсветы пламени.
   Девушке пригодились уроки боя на мечах. Несколько людей в таких же черных балахонах, какие носили стражи обители, попытались застать ее врасплох, но им это не удалось. Ано могла вести бой почти вслепую, как Элида.
   Зал посвящения был разрушен до основания. Звездное небо отражалось в осколках стеклянного пола, как мозаика, хрустящая под ногами. Многие галереи обрушились и потемнели от копоти. Ано не встретила на своем пути детей: Элида, похоже, выполнила ее наказ. Своих друзей девушка нашла около второго тайного лаза. Рем разорвал свой балахон на куски и перевязывал им раны. Элида помогала носить раненных. Ано была встречена без особой радости.
   - Они атаковали так внезапно, что мы даже не успели отозвать своих людей, - прошептала Элида. - Я проводила всех детей в подземелье. Несколько учителей с ними.
   - Ты снова оказалась права, Ано, - сказал Рем. - Всех стражей отозвали назад. Как раз вовремя: вторую волну мы не сдержали бы.
   - Я видела стража, Рем. Он открыл мне правду.
   - Не говори. Я не хочу слышать.
   - Ты должен! - Ано взяла его голову в свои руки. - Смотри мне прямо в глаза. Мне теперь не нужны слова, чтобы поделиться мудростью. Человеческая память несовершенна. Мы все забываем.
   - Мы рады обманываться, чтобы казаться умнее, - засмеялась слепая девушка.
   - Мы можем изменить это. Достаточно сделать первый шаг. Я могу изменить судьбы других, но...
   - Ты не ручаешься за себя. Зачем такая жертва, сестра моя?
   - Разве это не честь для стража? Открывать правду? Легенда о монахе не так проста.
   - Куда бы ты ни направилась, я пойду с тобой, Ано.
   - В этом нет нужды, Рем. Из-за меня вы все стоите одной ногой в могиле. Никакой тайны не было. Медальон не дает власти.
   - Когда все закончится, я отведу детей в лес, в старый монастырь. Мы научим их жить по-новому, - сказала Элида, улыбнувшись.
   - Мы прощаемся, Ано?
   - Надеюсь, что не навсегда, брат.
   Только теперь она увидела, что Рем истекает кровью. Он с трудом держался на ногах. Ано поцеловала его и повесила на его шею медальон.
   - Сохрани на память, как безделушку. Он не имеет над тобой власти. Отныне все могут возвращаться в свое прошлое, чтобы учиться на своих ошибках. Достаточно помнить.
   - Мы будем помнить тебя, Ано.
   Этот голос звучал откуда-то издалека, потому что девушке не нужны были слова, чтобы позвать к силам времени. Она как никогда раньше четко видела тот вечер, с которого все началось. Она была готова принести себя в жертву.
  

Эпилог.

  
   Девочка сидела на горячем прибрежном песке и смотрела на горизонт. Ее босые ноги омывала теплая морская вода. Она построила замок из песка, с круглыми башенками и мощными стенами, и даже выкопала ров. Но стоило ей пустить воду, как некрепкий фундамент замка стал смываться обратно в море, и вскоре целое крыло постройки исчезло.
   Девочка не бросила свою затею, и снова накопала сырого донного песка, продолжая строить игрушечный замок. Она вырыла яму поглубже и построила фундамент из песка и ракушек, как вдруг среди даров моря блеснуло что-то круглое. Девочка стала копать быстрее и вытащила медальон на цепочке размером с каштан. Он позеленел от времени, но не терял блеска. Она вымыла его водой с песком и увидела, что на поверхности диска начертаны какие-то странные символы. Медальон состоял из двух частей, и девочка попыталась поддеть створки перочинным ножом, но у нее ничего не получилось. Она только порезала палец.
   Медальон на ощупь был неприятно-холодным, как морская галька. Девочка смотрела, как на старом металле играли лучи солнца. Она бросила его обратно в море. Пусть море примет в подарок медальон, чтобы улов отца девочки был богат.
   Ано посмотрела, как вода поглотила песочный замок, и пошла домой. Мама не любила, когда девочка задерживалась у моря.
   - Ано! Почему ты так долго? Отец уже принес рыбу. Нам надо все почистить до завтра.
   - Мы едем в город?
   - Мы купим тебе новое платье и башмаки. А еще я хочу испечь хлеба, и нам нужна пшеница.
   Седая мать Ано потрепала дочь по голове. Руки женщины совсем пропахли рыбой.
   Ано услышала конское ржание: к дому подкатила повозка. Из нее вышли высокий темноволосый мужчина и мальчик. На вид он был немного старше Ано. Отец низко поклонился гостям.
   - Доброго здравия вам, благородные господа.
   - Мы с моим сыном будем сопровождать ваш обоз в город. На дорогах сейчас небезопасно.
   - Мы заплатим вам.
   - В этом нет нужды. Вчера умер Старейший, и король велел собраться всем ученикам и стражам на его похороны. Мы сами едем в город и вас сопроводим бесплатно.
   - Вы великодушны. Мы должны обсудить кое-какие детали, - сказал отец Ано. - Пройдите в дом.
   - Останься тут, сын, - сказал высокий человек. - Познакомься с этой девочкой.
   Черноволосый мальчик со строгим лицом и шрамом на щеке смотрел на рыжую девочку с большими изумрудными глазами. Они молча стояли друг напротив друга, пока Ано первой не протянула руку.
   - Меня зовут Ано. Мой отец - рыбак. А кто ты?
   - Я - будущий страж Рем. Мы не могли видеться на ярмарке?
   - Не знаю. Человеческая память несовершенна. Все забывается со временем.
   На суровом лице мальчика появилась улыбка.
   - Ты умеешь возвращаться назад во времени?
   - Пока нет, но я умею хорошо запоминать все, что видел, сестра.
   - Это я тоже умею, брат. В этом никогда не было никакой тайны.
   Ано улыбнулась в ответ. Рем взял ее за руку, и они вместе побежали к морю провожать солнце.
  

3 ноя. 11 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"