Шторм Жанна : другие произведения.

Как справляться с эмоциями, когда нас обидели?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обижаться - нормально, и это можно использовать.

  Как справляться с обидой
  
  Многие считают, что обида родом из детства, когда мы недостаточно хорошо понимали мир и не могли осознать понятие справедливости. Отчасти это так, но обижаются и расстраиваются все люди. Является ли обида эмоцией? В каком-то смысле да, но это очень упрощённое описание сложнейшего чувственного состояния.
  
  В хорошо известном толковом словаре авторства Ожегова С.И. даётся такое определение этого состояния. Обидой называют оскорбление и огорчение, причинённое несправедливо, и вызванное этим чувство. Даже в этих словах видно, как много реакций, действий и последствий содержится в обиде. Однако в определении словно содержится указание, что огорчение словно кто-то причинил человеку извне. Так бывает далеко не всегда.
  
  Есть такая черта характера, как обидчивость. Она бывает поведенческой, когда человек намеренно использует демонстрацию обиды на окружающих с целями манипуляции. Также обидчивость возникает, если представления о том, как было бы лучше для человека, никаким образом не соответствуют реалиям. Человек искренне сам огорчается, когда картина его мира не совпадает с действительностью. Но ведь его никто извне намеренно не обижал, а состояние, тем не менее, возникает.
  
  Таким образом, в ситуации с обидчивостью человека можно предположить два объяснения. Первое - манипуляция с целью вызвать у других субъектов чувство вины и получить желаемое. Конечно, такие техники люди используют иногда неосознанно, например, по отношению к близким, когда не получают достаточно внимания. Сознательное воздействие демонстрацией обиды вероятнее всего направлено на получение конкретных благ или как понуждение к действию другого субъекта.
  
  На самом деле обижаться естественно для людей. Это тонкое и очень личное состояние эволюционно необходимо человеку. Во-первых, чтобы сигнализировать о том, что с нами обошлись несправедливо. Во-вторых, чтобы предупредить нас об опасности. Обижающий нас человек, неважно, намерено или нет - в сущности, агрессор, и наша реакция призывает нас внимательно изучить ситуацию и принять меры по защите.
  
  Когда нас обидели, и мы в состоянии осознать наше состояние, открывается поле возможностей. Важно отметить, что бывают ситуации, когда вместе с обидой мы испытываем сильные чувства разочарования, огорчения, растерянности, даже горя. Человеку в такой ситуации очень сложно анализировать свои эмоции и реальную ситуацию, трудно справиться с неконструктивными действиями. В такой ситуации нужно дать себе время и безопасное пространство, чтобы острые эмоции схлынули. Тогда можно попробовать использовать эмоциональные сигналы нашего организма и разобраться в причинах такой сильной реакции.
  
  Как преодолевать чувство обиды и сохранять ресурс
  
  Вот несколько способов работы с состоянием обиды во благо себе, если вы не находитесь в слишком сильном состоянии эмоционального стресса. В том случае, когда вы заметили обиду: это может быть искусственно созданная ситуация, словесная интервенция в вашу сторону, поступки других людей.
  
  Шаг первый. Осознать свое состояние и сказать себе: я испытываю чувство обиды. Далее назвать сопутствующие обиде эмоции словами, например, грусть, разочарование, возмущение, злость и т.д. В этом случае получится конкретизировать, какая наша социальная роль и часть личности задета. Это позволит сохранить устойчивость, поскольку остальные сферы жизни данная "атака" в нашу сторону не затрагивает.
  
  Шаг второй. По возможности, вступить в диалог с "обидчиком", чтобы исключить ситуации, когда вы восприняли действие или слова как направленные против вас. Во многих случаях люди имеют совершенно другие цели и прояснение обстановки улучшит ситуацию. Даже если вас действительно хотели задеть, проясняющий вопрос уже разрядит обстановку. Вы не отмалчивались, а встали на свою защиту. К тому же вопрос вынуждает обидчика ответить честно или оправдаться.
  
  Шаг третий. Понизить значимость обидного действия в вашу сторону можно, если напомнить себе некоторые очевидные вещи. Во-первых, мы не несем ответственность за проблемы, эмоциональное состояние и поведение других людей. Во-вторых, об этом обидчику можно сообщить и даже, возможно, проявить сочувствие и понимание. Так мы возвращаем тот негатив, который предназначался нам. В-третьих, для переживания состояния обиды лучше отвести другое время и место. Пообещав себе это сделать позже, мы сохраним работоспособность в настоящий момент. Здесь время поможет нам уравновесить эмоции и уделить потом ситуации отдельное время.
  
  Обижаться - это нормально, это очень по-человечески и, что важно, это можно использовать. Подобные ситуации могут нам подсветить множество несоответствий нашего восприятия жизни реальности. Появится возможность скорректировать или изменить отношение, поведение и в будущем уберечь себя от негативных реакций.
  
   Статья опубликована на портале Pakhotin
  
   Автор психолог, ОРКТ практик Жанна Шторм
  
  
  #эмоции #обида #коммуникация #психологонлайн #психология #оркт #консультацияпсихолога #психотерапия

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"