|
|
||
философия |
Когда мы наблюдаем какие-то явления, мы пытаемся их выразить на языке понятий. Но использовать мы можем только тот язык, который существует и те понятия, которые уже выработаны. Если это неизвестные явления, то для того, чтобы выразить их в понятиях, необходимо ткнуть в эти чувственные явления человека носом и соотнести с этими чувственными данными какое-то слово. Но в субъективном мире сделать это невозможно в силу его индивидуальности и неповторимости. Даже в субъективном мире отдельного индивида невозможно воспроизвести непосредственным образом то же самое явление. Мир субъективности, подобно объективному физическому миру, есть объект, есть пространственно-временной (?) мир, в некоторой точке которого субъект находится.
Джемс говорил, что личность включает в себя познающее и познаваемое. Субъект, Я субъекта - это познающая сторона личности. Что касается познаваемого, то оно дано субъекту
в качестве объекта и в содержание понятия личности (как познающего) начала не входит.
Познаваемое есть чувственная реальность человека.
Если иметь ввиду противоположность понятий материи и субъективного, то попытка объяснить субъективное материальным образом беспочвенно в том отношении, что материя является
носителем субъективности, и отождествлять материю и субъективность можно будет только тогда, когда явится возможность создавать субъективности посредством создания соответствующих материальных конструкций. Так, если мы возьмём телевизор, то он состоит из множества деталей, и в результате на экране вы видим образы.
Но это мы воспринимаем эти образы. Определенная организация деталей
телевизора предоставляет нам такую возможность. Но сам по себе телевизор - это железка, созданная субъективностью. В нём отсутствует субъективность как таковая, сколько бы мы ни рассматривали детали, из которых он состоит. И, однако, он является частью субъективного мира, поскольку создан им и для него. В этом смысле субъективность не существует вне физического мира и она и определяется через свою противоположность - физический мир, и обнаруживает свою силу и мощь через него.
Поэтому когда речь идет о наблюдаемых явлениях субъективного порядка, то к ним не применимы категории физического мира. В то же самое время субъективные категории больше запутывают, чем что бы то ни было разъясняют. Итак, с одной стороны, для описания субъективного мира применяются субъективные категории которые сами по себе ничего не объясняют и не разъясняют. В то же самое время физические категории как относящиеся к материи, определенная организация которой порождает субъективность либо которую организует субъективность, что одно и то же по своей родовой сути, тем более не применима, что в субъективном мире материального-то мы и не обнаруживаем.
Поэтому выход из положения видится в том, что за применением субъективных категорий
следует видеть объективную реальность. Человеческий мозг, поскольку он имеет дело с чувственным миром, не может не оперировать физическими категориями, и поэтому и субъективность рассматривается
им как форма физического мира.
Это небольшое предварение понадобилось потому, что явления кажущегося (а кажется - значит, так и есть, по выражению героини одного романа) есть явления, и любое явление должно рассматриваться и исследоваться, а не отрицаться как всего лишь кажущееся, с тем, чтобы от явления, а всякое явление - это ведь кажимость сущности - добраться в конечном счете до сущности.
Я неоднократно рассказывал о фактах, которые порождают ощущение, что мы существует в параллельных физических мирах - посюстороннем и потустороннем, и потусторонний мир является относительно нашего поведения гораздо более существенным и действенным сравнительно с непосредственно воспринимаемым чувственным миром. Такие понятия, как бог, ангел-хранитель и т.п. являются религиозными выражениями, отображающими наблюдения этого рода. Но за этими субъективными понятиями стоит физическая реальность, частью которой мы являемся, и точно также, как мы выживаем в посюсторонней физической среде, мы выживаем также и в потусторонней. Что такое наше Я? Наше Я - это наша память. Наша память - это врожденные и порожденные в процессе нашей жизнедеятельности физические структуры, отражающие наш способ приспособления к единому универсуму - единому посюстороннему и потустороннему физическому миру. Ведь потусторонность физического мира - это не только движение вглубь материи, в сторону её элементарной организации, но это также и противоположное движение ко все более сложным её организациям, а такими высшими формами её организации являются живые
формы.
В чем проявляет себя потусторонний физический мир? - в управлении нами, в нашем способе принятия решений. С этой точки зрения мы существенно являемся не только вот этими данные нашим чувствам существами с набором физических и психологических свойств, но мы являемся также существами, определяющая часть которых принадлежит потустороннему миру, который является нам в наших чувствах, наших ощущениях и которые не имеют отношения к нашему рассудку как сфере, которая определяется посюсторонними текущими интересами. Человек может слушать и не слышать внутренний голос. Решение принимает познающая часть человека. И в зависимости от того, как
соотносятся решения познающей части человека как относящейся к его посюстороннему бытию и его познаваемой части, принадлежащей потустороннему миру, в зависимости от этого
находится характер бытия человека, его физического и духовного здоровья.
Предыстория наблюдений такая. Пришлось мне стеклить балкон. И вот долго ли, коротко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но наступил, наконец, момент, когда все балконные рамы готовы и в них нужно вставлять стекла. Весь этот процесс делания рам и прочего еще раз показал обыкновенную вещь
- связь нашей чувственной познающей части с материей, которая сопротивляется нашей деятельности и сопротивление которой постоянно, трудно и вместе с тем радостно преодолевается усилиями нашей субъективности и нашей воли.
Вся радость состоит в способности к преодолению.
Вот эта часть является основной - часть соотношения субъективности и материи, и преодоления, подчинения субъективностью материи несмотря на всё её сопротивление. Там, где нет этого непосредственного реального контакта с материей, там ничего не может произойти. Там может быть только пукание в воду с выходящими на поверхность
воды и лопающимися
на поверхности пузырями с газом работающего кишечника
рассудка, как это сейчас происходит у нашего высшего лица.
Я уже неоднократно говорил, что сам по себе я глуп как пуп, и отношусь к миру как младенец, который только вчера родился и с полнейшим удивлением смотрит на мир, в котором оказался. И вот нужно покупать стекло. Поблизости есть стекольный магазин, и я узнаю, что кв. метр стекла стоит 400 руб. Я, то есть моя познающая часть, соображает так, что
де куплю-ка я сперва два стекла на одну раму, посмотрю, как это у меня получится.
Я рассчитываю цену стекла и иду в магазин. Продавец лихо рассчитывает цену, и я вижу, что он исходит из 435 руб. и у него получается 580 руб. А я только что сказал, что я - человек либо-либо. Что в себе, сам по себе, я еще могу как-то рассуждать. На практике в отношениях с людьми я руководствуюсь не рассудком, а инстинктом. При этом существует два состояния: одно состояние стопора, при котором мной только фиксируется происходящее и данные инстинкта, и противоположное состояние, когда меня несет, и я уже ничего не воспринимаю, а только действую, то бишь "преодолеваю", по выражению Достоевского, лечу с лестницы. Короче говоря, налицо поляризация восприятия и действия. Либо то, либо другое. Если доминирует восприятие, то всё происходящее записывается в подкорку, и уже потом, после вся полученная информация перерабатывается и принимается решение. Что касается полетов, то, как я убедился, они чреваты негативными последствиями, и я стараюсь из затормаживать. Поэтому в общем случае непосредственной реакции на происходящее у меня нет. У меня имеет место
относительно актуальной ситуации не действие, а последействие.
Я вижу, что существует разница между той ценой, которую я рассчитывал, и ценой продавца. И, однако, я ничего не говорю продавцу, словно мне интересно, что же это такое происходит. Это как удав раскрыл пасть и смотри на лягушку, и лягушка не хочет, а скачет ему в пасть. Примерно в этом же состоянии и я нахожусь под гипнотическим полем радушного продавца. И вот так я купил стекла, переплатив более ста рублей даже при условии расчета в 435 руб./ м., и, ничтоже сумняшеся и сильно огорченный тем, во что же мне обойдется стекло, если у меня шесть таких рам,
возвратился в мастерскую. Всё это делаю Я.
А вот что делаю не-Я. За день до посещения мастерской мне на глаза попался дешевенький стеклорез, и я его купил. Почему, для чего? - просто бросился в глаза, возник импульс, и я его купил, "потому что захотелось".
В мастерской меня ожидало огорчение: стекло от открывающейся рамы я измерил не на раму, а на место, куда она вставляется, и стекло оказалось большим. Можно говорить об автоматизме, о невнимательности, а я говорю о действии бессознательного, о действии потустороннего мира, который заблокировал на время измерения сознание и заставил меня сделать замер именно т.о. И тогда, в свете последующего, уже заранее в потустороннем мире было запрограммировано, как всё должно произойти. Но и здесь, в этом случае я снова поступаю не в соответствии с рассудком: вместо того, чтобы разрезать стекло на три части и застеклить им верхние рамы, я принимаю решение уменьшить стекло до нужных размеров: вот стеклорез и понадобился. И вот я начинаю резать стекло. Линейка скользит по стеклу, а стеклорез не идет вдоль линейки, а уходит куда-то в сторону. Тем не менее, короткую сторону я умудрился отрезать. Прошелся по длинной, при этом стеклорез упрямо
шел в сторону. В результате стекло не ломалось. И снова я поступаю не в соответствии с рассудком, я лечу:
я изо всех сил нажимаю на стекло, и оно лопается
на части. Что за всем этим должно произойти? Совершенно верно, торможение. А что бы было, если бы этого не произошло? - верно, я купил бы все стекла у продавца.
Поскольку возникло торможение, полет, то есть выполнение соответствующей программы, оказалось заторможено и началось время для размышлений. Здесь стоит отметить такую вещь. Как выглядит выполнение программы, тем более сложной, первоначально? Так, что она просто запускается, контроль же выполнения программы относится на её конец, на результат. Опять же, как это и делается нашими властями. И как это произошло бы у меня, если бы не доминирование моего бессознательного над моим сознанием. Получается, что программа должна разбиваться на минимальные выполняемые части, и каждый шаг выполнения программы должен контролироваться. Программа должна быть осознана как множество подпрограмм, эти последние, в свою очередь, как множество подпрограмм
подпрограмм и так далее вплоть до элементарных шагов, каждый из который может контролироваться, и последующее действие не осуществляется вплоть до времени выполнения предыдущих, от которых оно зависит (над которыми оно надстраивается). Здесь всегда стоит вопрос: если что-то не выполняется, то почему не выполняется и что необходимо сделать для того, чтобы оно начало выполняться..
Только теперь я возвратился к анализу истории покупки стекла. Естественно, возник вопрос: а что, это единственный магазин стекла в Ростове? Конечно, нет. Значит, нужно посмотреть, какие цены в других магазинах. Разумеется, речи не может идти о покупке стекла у хитроумного продавца. И, с другой стороны, мне становится ясно, что для ощущения чувства свободы я должен научиться резать стекло. Где - то дома у меня валялся алмазный стеклорез, нужно его найти. В интернете нахожу информацию о стеклорезах и о приемах при резке стекла.
Итак, я нахожу адреса стекольных магазинов и отправляюсь в поход. Оказалось, что цена кв. метра колеблется между 290 - 320 рублям. Во время похода зашел в магазин, в который никогда не заходит, наткнулся на китайский масляный стеклорез и купил его. Нашел и свой алмазный стеклорез. Возвратился в мастерскую и увидел кем-то выброшенные рамы со стеклами. Всё складывалось одно к одному. Стекла из рам вытащил, вырезал нужные размеры и т.о. застеклил три рамы. Осталось еще три. Теперь я запрограммировал себя т.о., что если встречу обман, отказываюсь от покупки в этом магазине. Но на этот раз обмана не было, купил стекла на 960 руб.
Но этим дело не кончилось, потому что не хватило штапиков, хотя покупал вроде с избытком. То есть снова наблюдаются провалы сознания и выход на поверхность бессознательных действий. Перед этим я купил настольный деревообрабатывающий станок с причиндалами
к нему. Покупал я его не потому, что мой рассудок говорил мне, что он мне нужен, а потому, что "хочу",
то есть снова бессознательное действие. Когда возник вопрос о штапиках, я решил, что сделаю их сам. Вытащил этот станок ... как им управляться, как рассчитать нужный размер, сознание ничего сказать мне об этом не может: нет в нем такой информации. Пытался что-то сделать - руки крюки. Какие-то причиндалы приданы к станку, что и для чего, как ими пользоваться - сознание опять ничего сказать не может. Словом, поехал в Леруа - Мерлен и купил штапики. Такая программа у моего
доминирующего сознания была. И в это же время мой взгляд обратился к дискам по дереву. И это обращение к дискам по дереву - это снова действия бессознательного, которое собирало информацию. А тут штапиков не хватило, и я снова еду в Леруа Мерлен. Штапиков нет. И дальше меня ведет бессознательное
к пильным дискам, и я покупаю диск по дереву. Возвращаюсь в мастерскую, и всё происходит так, как будто я уже тысячу лет
как работаю на круглопильном станке. И функции всех причиндалов сами по себе стали на место, и после замены диска на новый я напилил отличных штапиков.
Что всё это было? Сознание знает только то, что было в бессознательном. Знание и действия появляются словно ниоткуда, словно сами по себе. Знание, которое появилось, остается только запомнить. И наше
Я состоит из того, что мы запомнили.
16.09.10 г.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"