|
|
||
1 |
Пусть дана таблица 1, определяющая игру А игроков D и R, которая представляет для обоих игроков черный ящик с входами для D 1,2,3 и для R - А,В,С. В качестве выхода выступают данные ячейки, на которой пересекаются выборы игроков. Правила игры: Игрок D начинает игру, называя цифру, тем самым выбирая строку таблицы. Затем игрок R называет букву, выбирая столбец строки. За один цикл игры
А игрок R выигрывает, если получается а,
в противном случае выигрывает D. Игра продолжается до тех пор, пока R не начнет полностью контролировать ситуацию, то есть пока не отразит таблицу,
признаком чего явится его постоянный выигрыш. Вопрос: какими стратегиями должны пользоваться D и R для того, чтобы
D мог затянуть отражение R, и R для
того, чтобы ускорить.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | 1. Для усложнения игры можно ввести также и ограничение памяти для D, а
также то, что ни R, ни D ничего не знают о длине (величине) памяти
другого, но они могут установить характер памяти, наблюдая за
выборами игроков. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Обратное дерево. Понятие обратного дерева состоит в следующем. Существует многоуровневое дерево d.
Пусть уровень n(d)=3. Уровень 1 представляет собой один узел - хранитель
главной константы системы. Интерпретация связана с объективным понятием рассогласования. Другими словами, система нами представляется как множество разноуровневых констант, относящихся к разным подсистемами системы. В качестве основной выступает константа
основания дерева. Отклонения от константы вызывают рассогласования, которые должны устраняться.
При этом развитие или дегенерация системы заключаются в изменении
направления значений констант.
Следующий за основанием, второй уровень системы имеет дело с производными константами, которые также нуждаются в том, чтобы реальность им соответствовала,
показателем чего является отсутствие рассогласования в них. Над ними новый уровень и т.д. Т.о. мы постепенно переходим от внутренней среды организма к его отношениям с внешней средой. И когда речь идет о рассогласованиях, то мы должны говорить рассогласованиях организма по отношению к внешней среде и о рассогласованиях внешней среды относительно организма, что в конечном счете как будто одно и то же, за исключением того, с точки зрения какой из противостоящих сторон определяется истина. Имея дело с двумя противостоящими системами, мы имеем дело с двумя рассогласованиями, совместимыми или противоречащими друг другу.. Словом, речь идёт о соответствии или противоречии между организмами
и их внешней средой. Обратное дерево позволяет в достаточной степени подробно отражать отношения противоречий и соответствий организма с внешней средой.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Пусть мы имеем дело с двумя объектами и отношением между ними. Вопрос: как реализуются отношения между ними? Каждое из обратных деревьев может рассматриваться в качестве предиката соответствующего объекта, где основание дерева связано с основной константой объекта (которой, видимо, определяется характер (в психологическом смысле) объекта, тогда как листьям дерева соответствуют контакты объекта с внешней средой. Поэтому если у нас есть два объекта, то каждый из них характеризуется предикатом, выраженным обратным деревом, и взаимодействие между объектами осуществляется на уровне контактов листьев или ветвей деревьев. Другими словами, обратные деревья могут взаимодействовать не только посредством листьев, но могут смыкаться ветвями, образуя "общий кровоток" | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Если мы имеем дело с игроками D, R, то каждый из них характеризуется своим деревом. И во всяком случае между какими-то их ветвями выполняется отношение взаимодействия. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Аффектор и эффектор. Информация и действие. Когда Павлов занялся рефлексом, он натолкнулся на то, что невозможно при рассмотрении реакций животного исходить из психологических интерпретаций
его поведения, и именно, из интерпретации "что животное подумало". И это естественно. Ведь для того, чтобы утверждать относительно того, "что животное подумало", нужно прежде знать,
как именно думает животное вообще и данное конкретное животное в частности. Определить, что такая сложнейшая система,
как животное, с огромным числом переменных, "подумало", и подумало ли оно вообще, вещь довольно безнадежная, и однозначности в этом отношении достигнуть сложно.
Потому что сама мысль о том, что мысль предшествует действию, а не
наоборот, ни на чем не обоснована, и если существуют действия на
основе сформированных целей, то также и мысли формируются на основе
предшествующего опыта. Следует понять, что в живых системах мы с
имеем круговыми процессами, реализуемыми на основе обратных связей, и до тех
пор, пока не осуществлен разрыв в обратных связях, невозможно определить, что в них что определяет. Когда же обратные связи обрываются, то тем самым разрушается целое. И
поэтому Павлову пришлось ограничиться объективно наблюдаемыми закономерностями в поведении животного. К чему я всё это говорю? К основному вопросу философии, к основному неразрешимому противоречию, с которым человек имеет дело. Пусть есть дуга рефлекса. Считается, что она состоит из двух частей - воспринимающей и реагирующей: воздействие ведет к соответствующей воздействию реакции организма. И при этом совершенно не обращается внимание на функциональную пропасть между афферентной и эфферентной дугами рефлекса, на противоположность живого и мертвого, субъективного и объективного. Тело живой системы есть материальный объект, который является средством животного действовать на и с объектами материального мира. Это - физическая реальность. Но наряду с ней существует противоположная ей, субъективная реальность, которая, выражаемая в объективных терминах, называется информацией, но в этой информации рассматриваются её материальные носители, а совсем не то, что эта информация выражает. Информация использует материальные носители для того, чтобы выразить что-то другое. Информация и действия - это противоположности, это всегда два параллельных, взаимодействующих мира, и когда мы имеем дело с информацией, мы должны знать, какая материальная реальность за ней стоит, и, соответственно, имея дело с материальной реальностью, мы должны знать, какая информация за ней скрывается. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Мы имеем дело с двумя игроками. Целью каждого из игроков является выигрыш. Другими словами, мысль каждого игрока - выиграть. Эта мысль о выигрыше, если мы оставим в стороне инстинктивное влечение, явившее себя сознанию игрока в виде мысли, которая, в силу её инстинктивного характера, характеризуется насильственным действием на него, есть
информация. Мысль вызвана к жизни чувственными влечениями, но сама по себе мысль не материальна, она представляет собой идею игрока. Итак, влечение каждого из игроков заключено в нём самом,
имеет целью его самого и его действия обусловливаются той информацией, которая содержится в нём. Сама по себе мысль связана у игрока с внешней средой и с присвоением,
ассимиляцией объектов внешней среды.
Игрой задается рассогласование внутри субъекта между тем, что у него
есть и тем, что он хочет иметь. Итак, мы имеем у игрока дело с некоторым узлом обратного дерева, таким, что в нём задано мыслью рассогласование между тем, что есть, и тем, что должно быть. Игрок, воздействуя на внешнюю среду, получает от внешней среды ответ. В качестве внешней среды живой системы может выступать другая живая система, или же отношения между ними могут быть опосредованы объектом, на они который воздействуют и от которого и получают информацию и испытывают воздействие, как это и имеет место в игре А. Мы получаем либо непосредственный контакт между узлами обратных деревьев взаимодействующих живых систем, либо опосредованный объектом (рис.1). Как это может быть представлено? Есть узел дерева с рассогласованием и с двумя выходами ветвей из узла: одна ветвь получает о действии, другая ветвь реализует действие, направленное на реализацию цели, которая должна устранить рассогласование в узле. ![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Литература. У. Эшби. Введение в кибернетику. ИИЛ, М., 1959 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | 20.03.11 г. |
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"