Аннотация: Бхагавата-Пурана, книга 3, глава 13. "Как Вепрь (Вараха) поднял землю"
Бхагавата-Пурана, Книга 3, глава 13
Шри-Шука сказал:
После того, как они выслушали полные великой святости слова муни, Кауравы, о царь, очарованные повествованием, попросили его продолжить.
Видура сказал:
Что делал Свайямбхува Ману, любимый сын Брахмы, о мудрец, после того, как обрел возлюбленную супругу? Расскажи о том, каким был это царственный риши, изначальный повелитель, о наилучший. Я очень сильно хочу услышать о царе, который искал прибежища у Вишваксены. Доблестные люди, старательно слушая то, что объясняют им мудрецы, посредством слушания повествований тех, в чьих сердцах пребывают лотосные стопы Мукунды, обретают сущность истинной веры.
Шри-Шука сказал:
После такого вопроса учтивейшего Видуры, на кого поместил свою стопу Тысячеглавый, (Господь) муни, волосына теле которых встали дыбом от восхищения от слов о Бхагаване, выказал ему почтение и ответил.
Майтрейя сказал:
После явления Свайямбхува Ману с своей женой, он, почтительно сложив руки и склонившись обратился к Тому, кто рождает мудрость Вед (Брахме): Ты Единый Прародитель всех живых существ, Ты источник их бытия, Отец, но даже будучи порожденным Тобой, вопрошаем себя мы, как можем служить Тебе? Поклонение Тебе! Даруй нам указания для этого, что мы можем сделать? Что делать для достижения славы в этом мире и что делать, чтобы перейти в мир иной?
Брахма сказал:
Очень доволен тобой я, о сын, благословенны будьте же вы оба, о повелитель мира, ибо ты всецело предался сердцем мне, дабы внимать моим наставлениям. О герой, верный это путь для приобретения потомство- почитать гуру.Тот, кто лишен зависти, почтительно внимает наставлениям, мыслями погрузившись в них полностью. Так что ты, обладая всеми своими добрыми качествами, таким же образом зачнешь ребенка со своей женой, о царь, следует править же согласно дхарме, приносить жертвы и почитать Высочайшего Пурушу. Так как заботиться о живых существах есть наилучший способ услужить мне, о царь, Бхагаван Хришикеша будет доволен тобой, есть ты будешь заботиться о них. Труды тех, кто не умилостивил Джанардану, цель жертвоприношений, будут бесполезны, ибо не считают они свою сущность единой с Ним.
Ману сказал:
О Бхагаван, послушен я буду Твоим указаниям, о Господь, скажи мне, какое место должен занять я и тот, кто будет порожден мною.
О Боже, земля эта, обитель всех живых существ погружена в великие воды, не мог бы Ты поднять ее?
Майтрея сказал:
Высший Владыка (Брахма), который также видел, что земля находит среди вод, подумал: "Как же мне поднять ее?", и долго размышлял он подобным образом. "Когда я занимался творением земли, затопили ее воды, и погрузилась она глубоко. Что же теперь следует сделать нам, тем, что был причастен к творению земли? Пусть же вдохновит меня Господь, из чьего сердца был рожден я". Пока размышлял он таким образом, из его ноздрей появился миниатюрный вепрь (вараха), о безгрешный, размером не больше кончика пальца. Когда увидел Он, что произошло, быстро вырос Он до размеров огромного слона, о потомок Бхараты. Увидев Его явление в облике Варахи, он (Брахма), вместе с Ману, Маричи с прочими брахманами, Кумары начали обо всем этом рассуждать.
"Что это за божественное существо, притворяющееся вепрем? И как поразительно то, что Он появился у меня из носа! Мгновение назад был Он размером с кончик пальца, и сразу же стал он огромным, как скала? Может быть, это Господин жертвоприношений? Я в смятении!" Итак, пока Брахма так разговаривал с сыновьями, Пуруша Жертвоприношений издал свирепое рычание, будто бы ЯОн собирался напасть. Брахма же и лучшие из брахманов преисполнились великой радости, неожиданно услышав как его рычание повсюду отзывается эхом. И услышав громкий рев, Пребывающего во всем Господа, который принял облик вепря, обитатели Таполоки, Сатьялоки, Джаналоки, начали воспевать его гимнами святых трех (Вед).
"Он же, возникший этом облике из повторения звуков Вед, что сами были порождены Брахманом и содержали в себе Атман, словно слон, который играючи вошел в воды, заревел еще раз, отвечая на восхваления мудрецов. Рассекая хвостом небеса, с твердыми и острыми волосками, что колебались на его теле, пронзил Он облака своими копытами, и его сверкающие белые клыки засияли во всей красе, ибо был Он, Бхагаван, тем, кто поддерживает землю. Ощутив запах земли, Он, тот, кто принял облик вепря, начал искать ее повсюду, и сверкали Его ужасные клыки, но брахманы не испугались, увидев их, и продолжали прославлять Его, когда Он вошел (в воду). Когда тело Его, огромное, как гора, начало погружаться, воды разделились на две большие волны, как будто поднялись в мольбе две огромные руки океана: "О Владыка жертвоприношений, спаси меня!". Продвигался Он вперед, пронзая океан своими острыми, как стрелы, копытами, до границ безграничного океана, и увидел Он ее, спящую, Ту, что приносит благо всему живому, и сам поднял ее.
Господь, подняв землю из основания Паталы, засиял во полном своем величии, не было ему подобного, Он, Хари, Ачьюта, умножал в мире благо. Подняв на своих клыках землю, возник Он из вод, но на небо бросился дайтья (Хираньякша) с булавой, и Он преисполнился яростного гнева, и вооружился сверкающим диском (чакрой). И убил Он его играючи своей несравненной силой, как слон убивает льва, щеки и язык его были умащены кровью, будто Он был повелителем слонов, который поднял (красноватую) землю. Он был синим, подобно древу тамала, и своими белоснежными изогнутыми клыками поднял Он землю, как играющий слон, о Видура, мудрецы во главе с Брахмой, узнали в нем Высшего Господа и со сложенными молитвенно руками начали Его воспевать молитвами ведийских гимнами.
Риши сказали:
Победа, победа, непобедимому, кто постигается через жертвоприношения, кто двигается своим телом, состоящим из трех (Вед), отверстия от волос которого на коже скрывают (Веды), поклонение Тебе, явившемуся в облике Вепря. О Господь, дурным людям невозможно узреть облик этот Твой, сущность которого является жертвоприношение. Мантрами восхваляют Твою кожу, волоски на ней- травой куша, очи Твои-очищенным маслом, четырьмя частями жертвоприношений- Твои ноги. Язык Твой- одно блюдо для жертвоприношений, ноздри Твои- другое, о Господь, живот Твой- чаша, откуда пьют сому. Отверстия в ушах Твоих- также такие чаши. Уста Твои- сосуд для прашастра, то, что поглощаешь Ты, что жуют Твои зубы, есть то, что пожираешь ты священным огнем агнихотры. Три посвящения вместе- Твоя шея, Твои существования- постоянно совершающиеся подношения, клыки Твои- ход жертвоприношения и конец жертвоприношения. Язык Твой- воззвания во время обряда праваргья, главу Твою почитают огнями с жертвоприношениями и без жертвоприношений,
Семя Твое -жертвоприношением сомы, незыблемость Твою почитают в различное время, вечером, Боже, слои кожи Твоей- все виды жертвоприношений, и соединения членов Твоего тела- тоже различные способы совершения жертвоприношений, Господь связан ты жертвоприношениями
Поклонение, поклонение Тебе, Богу всего (существующего), всех составных частей и видов жертвоприношений, сущность которого являются сами жертвенные действия.
Тот, кто совершает отречение, полный преданности, побеждает себя, обретает Высшее знание, о Наставник, поклонение, поклонение Тебе.
О Бхагван, с землей и всеми вершинами ее, которые так прекрасно покоятся на твоих клыках, о Тот, кто держит землю, Несущий землю, Ты вышел из вод, как царь слонов, на клыках которого лотос с листьями.
Сам Ты есть воплощенные три (веды), в облике вепря, что держит землю на клыках, сияет Он великолепием горных пиков, окруженных тучами .Ты подобен отцу, поднявшему мать-землю как жену свою, и все неподвижное, что пребывало на ней. Поклонение же Тебе и Ей, ибо Ты даровал ей свою энергию (теджас) как тот, кто добывает огонь из дерева арани. Кто кроме Тебя, о Господь, мог поднять землю, покоящуюся в водах? Для Тебя самого деяния твои не удивительны, но ты создал своей майей удивительную Вселенную, превосходящую все. Когда Ты, воплощение Вед, сотрясаешь свое тело, нас, живущих на Джаналоке, Таполоке и Сатьялоке, окропляют капли воды, что остались на волосах Твоих плеч, очищаемся мы, о Господь. Тот, кто познает пределы Твоих беспредельных деяний, тот выходит за пределы своих деяний. Все вселенная, подчиненная гунам, находится под очарованием твоей йога-айи, так что Бхагаван, даруй нам милость свою.
Майтрейя сказал:
Так прославленный великими муни и теми, кто познал Высшего Брахмана, Он поместил землю, которую коснулся своими копытами, на воды. После того как Бхагаван, Виваксена, Праджапати, играючи поднял землю и поместил на поверхность вод, отправился Он в свою обитель. Тот, кто полный преклонения пред Хари, слушает или рассказывает другим это благое и достойное пересказа повествование, полный преданности, скоро обретает милость Джанарданы. Что может быть труднодостижимым для того, кто наслаждается Его совершенной милостью? То, что далеко от милости Его, не имеет значения, те, кто жаждут ничего иного, лишь Его, пребывающего Самого в сердце, приходят к Его высшей обители. Поистине человеком можно в мире назвать лишь того, кто осознает истинную ценность того, что наше прошлое дарует нам возможность слушать сладостные предания о Бхагаване, которые освобождают от скорби человеческого бытия.