О том, как Альберто, собираясь в бой с сиенцами, ставит коня впереди себя, а сам, спешившись, становится позади него, и объясняет, что так лучше.
Подобному тому Альберто в третьей новелле, которая следует ниже, не кажется мне слишком глупым. Когда сиенцы во время войны, которую они вели с жителями Перуджи, уже собирались вступить в бой, названный Альберто сидел верхом на коне и был хорошо вооружен, но вдруг он слез с коня, поставил коня впереди себя, а сам встал позади него. Все, кто был там, увидев Альберто в таком положении, сказали:
-Что ты делаешь, Альберто? Поднимайся на коня, ведь мы должны быстрее идти сражаться!
Им ответил Альберто:
-Я хочу остаться в таком положении, потому что, если мой конь будет убит, я получу возмещение причиненных мне убытков, но если я умру, никто не сможет возместить такие убытки.
И, как было угодно богу, люди вступили в бой, и сиенцы потерпели поражение. Названный Альберто находился позади всех, будучи пешим, его конь был захвачен, сам он бежал, ночь настигла его на дороге среди леса. Ветер шумел в листве, и Альберто показалось, что за ним гонится тысяча всадников, зацепившись за терновый куст, он закричал:
-О, горе мне! Сдаюсь, не убивайте меня!- поверив, что это были враги, которые хватают его. И так в великом страхе и большой тревоге он провел эту ночь, утром на рассвете он очутился возле Сиены.
Когда он добрался до Сиены, хотя мысли людей были заняты другим, нашлись те, кто его спросил:
-Альберто, как же так случилось? Ты идешь пешком? Где же твой конь?
Он им отвечал:
-Он потерялся: он сделал то, что сделала ранее на днях другая лошадь, которая не хотела выехать наружу через ворота.
Но все дело закончилось для Альберто хуже: когда он потребовал возместить ему причиненные убытки, ему сказали, что он не был на коне, как это должно быть, и Альберто не смог ничего получить.
Мудро было задуманное им, если бы оно осуществилось, он бы избавился от убытков, получил бы деньги и целым и невредимым вернулся в Сиену. И таким образом можно увидеть, насколько ценится род человеческий, ибо для каждого животного устанавливается цена, но не для человека, и поэтому не требуется возмещения убытков: хотя можно было бы говорить о его благородстве, которым он превосходит все иные создания, и потому нет цены, которая могла бы превзойти его стоимость. Но это еще более верно это применительно к войне, и более верно по отношении к бедному человеку, нежели к богатому. Если богатого берут в плен, то захватывают его и его коня ради денег, если берут в плен бедного человека на коне, то человека отпускают, а коня забирают. И это все происходит лишь из-за того, что мир развращен деньгами и каждый ради них готов на все.