Любопытно, что Бранд не отметил суеверия актеров и актрис, ведь число их значительно увеличилось со времен античности, сравнивая их, можно увидеть нечто общее и провести аналогии. Отличительная особенность театральных суеверий заключается в том, что они основаны на вере в принцип удачи, они светские от начала и до конца, без тени религиозных ассоциаций. Аналогия заключается в том, что они, как многие старые суеверия, большей частью ни на чем не основаны, будучи ни чем иным, как голословными высказываниями знаменитых артистов, рождаются предположительно вследствие опыта толпы.
Просвистеть в театре - к самому большому несчастью на свете, даже не будет обидно, если режиссер сразу же отругает работника. Считается несчастливым менять костюмы в водевиле, если первоначально он имел с ними успех. Старые актеры верят, что заклинания ведьм из "Макбета" имеет необъяснимую способность вызывать злых духов, а большинство из них совсем не любят играть в пьесе. Пропойте мелодию, когда слушают старого актера и велики шансы, что потеряете его расположение. Актеры не повторяют последние строки пьес во время репетиций, они не выходят на сцену, когда там висит изображение страуса, если они могут этого избежать. Попробуйте дать им попытаться пройти не в ту дверь, когда они ищут директора театра или контору агента, и они воспримут этот как знак грядущей неудачи. Запутаться в занавесках или перевернуть коробку с гримом- точное предзнаменование грядущего зла, так же, как и оттенки желтого на галстуке, жилетке или шляпе- они вызывает вредоносное воздействие. Даже глава оркестра не позволит музыкантам играть на желтом кларнете, все пойдет не так, если он это сделает. Ошибки при вспоминании слов актеры также связывают с надетыми на них костюмами. Иные парики приносят удачу, и некоторые актеры их одевают, даже если в пьесе они не нужны.
Если обувь актера скрипит во время его первого выхода, это точно к тому, что его хорошо примет публика. Сбросить туфли, стоять прямо на подошвах- означает удачу, но если они спадут, несчастье неизбежно. Когда акробат бросает на сцену свои манжеты, готовясь выполнить трюк, они должны быть связаны вместе, все будет хорошо, но если нет, они упадут порознь, на разные стороны, он должен быть начеку.
Кошки являются приобретениями, которые более всего приносят удачу, их всегда тепло принимают актеры и рабочие сцены и заботятся о них. Но если кошка пробежит через сцену в то время, как идет пьеса, скоро наступит несчастье. Неудача также приходит к тому, кто бьет кошку.
Актер идет дальше обывателя в том, что относится к суевериям, связанным с зеркалами. Он верит, что несчастье приносит то, когда за спиной у него другой человек стоит за ним и через его плечо смотрит в зеркало, когда он перед ним наносит грим.
Актеры такое же внимание, как и выходу на сцену, уделяют повторению строк. Не из-за того впечатления, которое они производят на публику, но чтобы избежать несчастья, которое приписывается тому, каким образом он выйдет. Например, если актер, выходя на сцену, обо что-то спотыкается, он верит, что пропустит реплику или забудет свои слова. Если его костюм цепляется за кусок декораций, когда он выходит, он должен немедленно пойти назад и выйти снова, или во время оставшейся части спектакля его будут преследовать несчастья.
Даже занавес получил свою часть суеверий, так как почти каждый актер и режиссер верит, что несчастье приносит посмотреть на аудиторию не с той стороны, когда он опущен. Некоторые говорят, что сторона сцены слева от актера вызывает действие злых чар, другие- что противоположная сторона. Руководство, не будучи уверенным в том, что та или иная сторона приносит неудачу, располагают смотровое окно в центре.
Не только актеры в театре суеверны. У обслуживающего персонала есть свои суеверия.
Если первый покупатель билета на новое представление пожилой мужчина или пожилая женщина, для кассира значит, что пьеса будет ходить долго. Молодой покупатель означает, что ей дадут обратный ход. Порванная купюра означает для кассира смену работы, тогда как золотой сертификат, странно сказать, это знак удачи.
Швейцар, усаживая первого посетителя вечером, наивно полагает, что счастье не оставит его до конца представления , но если первый билет, который он получает, относится к одному из тринадцатых мест, он уверен, что до конца вечера его будут преследовать несчастья. Также для швейцара чаевые от женщины за программу - к несчастью, некоторые старожилы в это верят. Если женщина в театре падает в обморок- это также к несчастью для швейцара той секции, где она сидит. Не услышать первые строки пьесы, как он верит, приводит к беде.
Швейцар почувствует себя уверенно, если он ошибется, рассаживая первого человека в своей секции, значит за ним обязательно придут еще двое. Первые полученные в сезоне чаевые он всегда кладет в карман брюк и носит их до конца сезона как истинно верующий. Если кто-то из труппы улыбается из огней рампы- это к удаче.
Напрасным занятием было бы искать истоки отдельных суеверий. К счастью, делать это не нужно, так как есть средство, более доступное и естественное. Источник примет и талисманов сцены кроется в артистическом темпераменте. Мы не увидим этих суеверий среди артистов мюзиклов, по крайней мере, не в такой степени и в то время как ведущий актер театра может иметь некоторые сомнения по поводу суеверий своей профессии, у руководителя мюзикла их совсем не будет, так как он строит свой бизнес исключительно на деловой основе. Сейчас в этом и заключается разница между актерами и коммерсантами: последние не имеют дело с множеством непредвиденных событий, непостоянством публики, механизмом сцены, здоровьем труппы, провалами в памяти и множеством подобных вещей. К этому можно добавить постоянные попытки представить в уме картину или интерпретировать часть классической драмы, и мы получим психологию, полную странных возможностей делать умозаключения. Если смотреть на это с такой точки зрения, то можно сказать, что суеверия актера в некоторой степени естественны, если бы у него не было артистического темперамента, он бы не получал теплого отклика на свое мастерство. Но пока не самое худшее то, что он распространяет вокруг некие интеллектуальные причуды, и, наконец, большинство из них основаны на страхе и недостатке уверенности в себе.