Существуют неудобные люди. Но бывают и неудобные мысли.
Неудобные мысли - это мысли,
которые мы в своё сознание не впускаем или выталкиваем из него.
Люди не любят неудобные мысли. Поэтому их или нет
или они надолго не задерживаются в том месте, где они должны быть,
а таким местом является, как известно, голова человека.
Словом, чем более пустой головой является голова человека,
тем меньше в ней неудобных мыслей. Естественно, что в совершенно пустой голове
совершенно нет неудобных мыслей.
Счастливый человек - это не всегда человек с пустой головой, но в голове счастливого человека неудобных мыслей быть не может. Иначе он просто не может быть счастливым. Счастье и неудобные мысли - несовместимы. И это известно уже давно. Библия подчеркивает: "Во многой мудрости - много печали". Напротив, "Блаженна жизнь, пока живёшь без дум", - сказал Софокл.
За тарелкой съедаемого супа человек не думает о том, что кто-то где-то и даже невдалеке голодает. Не думает принципиально. Иначе вкус супа будет испорчен. Иначе жизнь будет лишена удовольствия. Неудобные мысли портят жизнь. И это - закон жизни. С жизнелюбивой точки зрения.
Ведь предметом неудобных мыслей могут быть сироты, безработные, бездомные, беженцы... Могут быть - инакомыслящие, иноверцы...
Неудобные мысли действительно имеют свойство отягощать жизнь. Поэтому их могут изгонять из дома, квартиры, семьи, страны, из газет, журналов, из книг политиков, историков и т. д. и т. п. От них бегут. Бегство от неудобных мыслей иногда даже превращается в национальный вид спорта.
Словом, от них дистанцируются - то массово, то поодиночке. Но всегда - охотно. Такова природа неудобных мыслей. Неудобное не может быть удобным.
Ради удобства жизни желательно уметь абстрагироваться от кого-либо, чего-либо живого. Необходимо овладеть искусством превращать конкретное в абстрактное, живых людей в статистические цифры, в смысловые образы. Цифры, образы - это уже не живые люди. Это лишь определенная информация о них. А информации - всегда поток. Например, состояние погоды - тоже информация. Причем ежедневная и всегда актуальная. И от состояния погоды абстрагироваться невозможно. Ведь людям одеваться надо по погоде.
Глядя на жизнь человечества в планетарном масштабе или национальном, или меньшем, ещё меньшем, совсем крохотном, исключительно бытовом масштабе, предмет отражения, вызывающий неудобные мысли, так велик, что если задуматься, то от возникшей массы неудобных мыслей можно просто сойти с ума. Не означает ли это, что самые умные не имеют неудобных мыслей. Возможно, у них отсутствует и мысль о неудобных мыслях. Мысль о неудобных мыслях - тоже неудобная мысль.
Словом, вот такими могут быть слова-суждения о неудобных мыслях. Слова, скажем так, исходящие "с одной стороны" ("позиции", если использовать более воинственную терминологию).
А с другой стороны - опасно не иметь неудобные мысли. Потому что однажды и неожиданно для себя самого Вы можете стать частью тех, о ком не думают и не собираются думать, потому что люди не любят неудобные мысли.
Просто не любят. Но народная пословица напоминает: "От сумы и от тюрьмы не зарекайся".
И философы тоже напоминают: "Всё течёт, всё изменяется". Там, где некогда были сады, теперь - пустыни. И есть пустыни, что уже готовятся превратиться в плодородные земли. И были царства-государства. И нет давно уже тех царств, тех государств. Нет той суеты человеческой, суеты при свете дня, сиянии солнца или луны, или - во мраке ночи, той суеты, весь смысл которой заключён в трёх словах ветхозаветной Книги Екклесиаста "Всё - суета сует".
Слова эти уже не одно столетие объясняют несведущим, повторяют забывающим или повторно прозревающим, повторяют, и, быть может, не напрасно повторяют, повторяют, повторяют... Есть этот мир и история этого мира, которая напоминает о действительном и возможном, о вероятном и неизбежном, об иллюзорности очевидного, о временности постоянного, о шаткости устойчивого...
История человечества напоминает, что мир - явление временное, а войны - явление постоянное. К сожалению, напоминает снова и снова...
Словом, есть все основания полагать: история человечества напоминает о важности неудобных мыслей.
Сегодня - ты домовладелец, а завтра - бездомный. Сегодня - ты судья, а завтра - подсудимый. Сегодня - ты в кругу друзей, а завтра - одинок. Сегодня - сыт, а завтра - голодаешь. Сегодня - пушки где-то далеко гремят, а завтра - ты тоже беженец, увы. Если жив ещё, слава Богу.
Поэтому, быть может, религия (не только Евангелие от Матфея, 22:39), искусство (не затуманивающее, а проясняющее "разумное, доброе, вечное"), совесть (патологоанатомы предупреждают: "она либо есть, либо её нет") и многое иное напоминает о необходимости неудобных мыслей.
Но если быть инакомыслящим, то сам Чёрт велел (Бог велел иное, Конфуций, Будда были "того же мнения") провозгласить принцип отношения человека к неудобным мыслям, точнее - к любому источнику (предмету) их возникновения: "Это меня не касается". Иными словами, эти простые слова - просто принцип отношения человека к себе подобным.
Этот принцип, как руководство к действию, таит в себе только одну просьбу. Просьба к принципиальным (убеждённым) противникам неудобных мыслей только одна - избавьтесь поскорее от неудобной мысли, что кто-то тоже думает именно о Вас: "Это меня не касается".