Одопасквиль (или "памфлетопанегирик")- новый жанр-оксюморон, т.е. жанр, соединяющий в себе противоположные начала. В отличие от остальных жанров оксюморонного типа (например, трагикомедии, мистерии-буфф и т.п.) в памфлетопанегирике его составные части - снижающий Памфлет ивозвышающий Панегирик не СОЕДИНЕНЫ В ОДНО НЕРАСЧЛЕНИМОЕ ЦЕЛОЕ, А ЧЕТКО РАЗДЕЛЕНЫ В ПРОСТРАНСТВЕ ТЕКСТА, который делится на собственно Памфлет и его последующее Панегирическое толкование.
Т.о. одопасквиль существенно включает в себя герменевтический (толкующий) компонент. Тем самым, он относится к рефлексивным текстам, - т.е. текстам второго порядка, - где толкование текста имманентно включено в сам текст.
ГЛАВНАЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СВЕРХЗАДАЧА НОВОГО ЖАНРА - ОПТИМАЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ ТРАДИЦИОННО НЕСОЧЕТАЕМЫХ МОТИВОВ, ЧТО ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАСШИРЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ГОРИЗОНТОВ. Жанр одопасквиля был нами открыт совсем недавно (это первая публикация по основам его теории). Здесь приводится пример эстетической апробации на творчестве талантливого поэта мошковского Самиздата Ивана Зеленцова.
ВАНЬКА ЗЕЛЬЕНЦОВ. ОДОПАСКВИЛЬ.
1. ПАМФЛЕТНАЯ ЧАСТЬ.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит.
Ванька зельенеет,
Он большой пиит.
Пьет с утра до ночи.
По ночам стишит.
Рифмами морочит,
Тиснут и подшит.
Статью он с гусара,
Бьет не в бровь, а в глаз.
Рожею - в корсара...
Летчик-водолаз.
Прыгают при Ваньке
Блохи клопы.
Лижут ж...опу в баньке,
Пятки и стопЫ.
А и то конешно,
Заслужил пиит -
На бездарье здешнем
Ванька даровит.
Публика ломится...
Бабы на сносях...
Будем веселиться -
Пейте под косяк!
2. ПАНЕГИРИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ.
Ванька Зельенцов.
За мнимо-уничижительным написанием имени -"Ванька" - сразу же открывается мощный пласт эпическо-былинных и литературных ассоциаций: Ванька Жуков, Ванька-Каин и т.п., что сразу же создает установку на масштабность фигуры. Обыгрывание фамилии идет в направлении "зелья" - и веселящего напитка, и источника мудрости, и яда-лекарства и т.п., что уже связано и со сказочно-фольклорными мотивами.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит.
Ванька зельенеет,
Он большой пиит.
Первая же строфа включает аллюзии известных поэтических мотивов, обыгрывая тему напитков, традиционно веселящих поэтов. Фольклорный богатырь и самовыражается по богатырски во всем - с ширью, удалью, размахом. Читателю в ироническо-обыгрывающей двусмысленности памфлета внушается вполне реальная мысль о том, что герой - действительно большой поэт.
Пьет с утра до ночи.
По ночам стишит.
Рифмами морочит,
Тиснут и подшит.
Богатырско-фольклорные мотивы нарастают и усиливаются и во второй строфе. Слово "Морочит" явно ориентирует не только на памфлетный смысл "введения в заблуждение", но и на панегирический смысл очарования слушателей и читателей. "Тиснут и подшит" указывает на писательский успех произведений героя.
Статью он с гусара,
Бьет не в бровь, а в глаз.
Рожею - в корсара...
Летчик-водолаз.
В третьей строфе, практически без памфлетного сокрытия, нарисована могучая фигура героя как былинного богатыря.
Прыгают при Ваньке
Блохи и клопы.
Лижут ж...опу в баньке,
Пятки и стопЫ.
В четвертой строфе тема общественного успеха героя получает дальнейшее развитие. Здесь в негативно-снижающей и "пасквильно-опускающей" форме памфлета фактически подчеркивается его большой успех у читателей и критиков.
А и то конешно
Заслужил пиит -
На бездарье здешнем
Ванька даровит.
Талантливость автора снова подчеркивается и в пятой строфе, разумеется, согласно законам жанра, с неизбежно присущим памфлету ироническими обыгрышами и элементами простонародно-фольклорных интонаций.
Публика ломится...
Бабы на сносях...
Будем веселиться -
Пейте под косяк!
Тема талантливости и популярности героя нарастает и достигает крещендо в последней строфе. Создается глобальная фигура былинного героя, любимца женщин, широко известного и почитаемого в народе, - с традиционным финалом былинного разгула и веселия.