Шурыгин Олег : другие произведения.

Хронология бенгальской литературы. Хумаюн Аджад

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  
  
   Хронология Бенгальской литературы.
  
   Бенгальская литература начала зарождаться приблизительно в середине десятого века нашей эры, поэтому ее возраст составляет примерно тысячу лет. В то время создавались очень возвышенные по своему содержанию произведения. Как я уже говорил, в разные эпохи литература принимает на себя разные формы, но в любом случае основной ее поток непрерывно продолжает двигаться в одном направлении. Если бы это было не так, то такая литература бы просто погибла. Но за тысячу лет своего существования этот грандиозный поток бенгальской литературы делал несколько очень заметных поворотов, - поворотов, особо бросающихся в глаза беспристрастного исследователя. Поэтому в литературоведении принято разделять бенгальскую литературу на три основных периода. Вот они:
   1) Древний период (с 950 по 1200 год).
   2) Период средневековья (с1350 по 1800 год).
   и 3) Период современной Бенгальской литературы (с 1800 года и до наших дней, то есть до 1971* года).
  
   ____
   Прим.* Приблизительно после 1971 года начинается период, который можно было бы назвать периодом новейшей бенгальской литературы, некоторые более поздние исследователи начало новейшего периода соотносят с датой смерти Назрула Ислама (1976 год).
   _____
  
   Эти три периода характеризуют собою основной ход развития бенгальской литературы, поскольку создававшиеся в каждый конкретный период произведения серьезно отличаются от произведений других периодов по своей тематике и форме.
   От древнего периода до нас дошло только одно произведение, оно называется "Чарьяпад", или "Сборник наставлений буддийских монахов". Язык этой книги является для нас очень темным и непонятным, а образы - довольно расплывчатыми. Создававшие эту книгу поэты писали ее не для всех, а только для монахов своего собственного монастыря. При создании этой книги ими управляло совершенно другое чувство, чем обычно движет поэтом. Как я уже говорил, все эти люди являлись буддийскими монахами, поэтому в их поэзии были запечатлены какие-то особо секретные моменты их религиозных практик. И все же эта книга обладает своими, совершенно особенными и абсолютно незабываемыми, благоуханием и красотой. От следующих ста пятидесяти лет до нас не дошло ни одного произведения. Этот темный, совершенно неизученный период бенгальской литературы (с 1200 по 1350 год) так и принято называть "темным". От него до нас не дошло ни одного произведения. По окончании этого периода снова в нашей литературе начали зажигаться великолепные фонарики, иными словами, по прошествии этих ста пятидесяти лет начинается следующий, очень длинный период - период средневековой бенгальской литературы. За это время было создано очень много песен и лирических произведений, в которых прославлялись как люди, так и боги. Средневековая бенгальская литература не укладывается в какие-то узко очерченные рамки, но создававшиеся в этот период произведения отличаются поистине удивительным многообразием. В ней можно найти вещи, прославляющие богов и богинь, людей и героев, создававшиеся в этот период произведения повествуют как о жизни смиренных хижин, так и великолепных дворцов. Я приведу сейчас имена только нескольких великих средневековых поэтов, это Бару Чондидас, Мукундорама Чокроборти, Биджойо Гупто, Чондидас, Бидьяпати, Джнанодас, Гобиндодас, Бхароточондро, Алаол и Кази Даулат. Одной из разновидностей поэтических произведений того времени являлась так называемая "мангала-кобья" (буквально "благоприятная, вызывающая благословения, поэзия"). По форме это очень большие произведения, в которых поэт обычно рассказывает историю основания на Земле культа поклонения тому или иному полубогу. Поэтому "мангала-кобья" считается поэзией, прославляющей каких-то определенных божеств. В средние века вся поэзия в той или иной степени прославляла каких-то божеств, человеку в ней отводилась только второстепенная роль. Радости и печали обыкновенных людей связывались с волей и влиянием каких-то богов. И все-таки, нет да нет, но за образами великих божеств во всех этих поэтических произведениях снова и снова проступали человеческие черты.
   Одной из лучших книг средневековой бенгальской литературы является "Бойшноб подо боли", или "Прославление преданных Господа Вишну". Язык этой книги довольно прост и незамысловат, но при этом во всех ее стихах ощущается огромная сила, делающая положение этого произведения поистине исключительным. Героями этой книги являются Кришна и Радха. Создававшим эти стихи вайшнавским поэтам с необыкновенной силой удалось выразить свои чувства по отношению то к Радхе, то к Кришне. В средние века в бенгальской литературе зажегся еще один, новый, но необыкновенно яркий фонарик, - фонарик мусульманской поэзии. Именно мусульманские поэты впервые начали говорить в своих произведениях о чувствах и переживаниях обыкновенного человека. Тогда как средневековые поэты-индусы воспевали в своих произведениях различных богов и божеств, мусульманские поэты стали рассказывать людям историю любви Юсуфа и Зулейки, или Лэйли и Меджнуна. Благодаря этому, в их произведениях на первый план вместо божественного выступает человеческое начало. Ведь если стихи создаются людьми, то в них и надо (как считали мусульманские поэты) в первую очередь говорить о чувствах и переживаниях обыкновенного человека.
   По окончании средневекового периода начался (с 1800 года) период современной бенгальской литературы. В этом периоде особое место стали занимать прозаические произведения. В древний и средневековый периоды в бенгальской литературе прозы не существовало вообще. Тогда создавались только стихи и большие эпические поэмы. Но писатели колледжа форта Уильяма в начале девятнадцатого века начали создавать огромное количество прозаических произведений. Наиболее видное место среди этих писателей занимает Уильям Кэри. И еще тут следует отметить его ученика и помощника Рамарама Васу. Именно в первой половине девятнадцатого века начинается бурное зарождение и развитие бенгальской прозы. Многочисленные писатели, каждый на свой лад, начали судорожно создавать огромное количество прозаических произведений, ознаменовав такого рода деятельностью один очень знаменательный факт, - факт появления бенгальской прозы. Я приведу здесь имена только нескольких писателей тех времен: Раджа Рамамохан Рай, Ишворочондро Бидьясагор, Дебендронат Тхакур, Окшоёкумар дотто и другие. С появлением прозы бенгальская литература становится необыкновенно многообразной, в нее сразу входят такие формы, как повесть, рассказ, роман, драма, очерки, эссе, автобиографии и много чего другого. Одним из лучших бенгальских романов того времени был роман Перичанда Миттры под названием "Алалера гхорера дулала" ("Баловень богатого дома"). Лучшим эпическим произведением в поэзии тех времен была книга Михаила Модхусудон Дотты "Убийство Мегханада". Влияние Модхусудон Дотты на поэзию девятнадцатого столетия является поистине огромным. Из-под его пера выходили эпические произведения и сонеты, драмы ("Кришнакумари"), юмористические вещи (" Ну, что вы на это скажете?") и многое другое. После него появились такие поэты, как Бонкимочондро Чоттоподхьой, Бихорилала Чокроборти, Рабиндранатх Тагор, Миро Мошоропх Хусейн и Кайокобад. Еще позже в бенгальскую литературу пришли: Шоротчондро Чоттоподхьой, Кази Назрул Ислам, Мохитолал Моджумодор, Тарашонкар Бондоподхьой, Маник Бондоподхьой, Джибонондо Дас, Судхиндра Натх Дотто и многие другие замечательные поэты. Каждый из них внес свой, особый, вклад в дело развития бенгальской литературы.
   _____
   Перевод с бенгальского.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"