Син Из Страны Холмов : другие произведения.

Сказка как способ формирования бессознательных образов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   К.Г. Юнг писал о коллективным бессознательном, из которого исходят образы, объясняющие природу, а так же физиологические явления, происходящие с человеком. Юнг считает, что эти образы возникали мгновенно, под воздействием аффекта, в момент столкновения с тем или иным природным явлением.
   Ещё раньше я использовала как метафору в своих рассуждениях фею из "Питера Пэна", которая погибает, когда "её" ребёнок объявит, что не верит в фей. Для меня фея означала проводника в мире сказок и в так называемом магическом, первобытном мышлении. Когда "фея" "погибает", когда человек отказывается от сознательной веры в сказку, он теряет проводника по миру магического мышления, однако само магическое мышление остаётся, от него невозможно избавиться. Такой человек оказывается беззащитным перед этим типом мышления и вполне может скатиться на очень примитивный уровень.
   Всё это я считаю верным и сейчас, однако идеи Юнга могут оказаться весьма полезны для моей гипотезы.
   Примем фею как воплощение сказки, а сказку вообще -- как проекцию коллективного бессознательного в сознание. Сказка обладает свойствами коллективного бессознательного и сознания одновременно. Например, она внеиндивидуальна, сказочные образы известны всем, сказка существует по своим законам, которые отличаются от законов нашего повседневного мира с его обыденностью и утилитарностью, хотя они, однако, не похожи на порождения только бессознательного или магического мышления. Сказочные законы больше похожи на сплав принципов магического и повседневного мышления.
   Здесь надо отметить, что и фольклорные, и, в большей степени, авторские сказки несут на себе отпечаток времени создания и культуры, в которой они создавались, причём не только сказочная форма (я имею в виду названия героев, их имена, наименования сверхъестественных существ), но и поведение героев, и даже некоторые законы могут варьироваться, хотя, в общем, сказочное пространство едино на всей планете.
   Сказка, и содержание сказки в сознании придаёт форму и направленность выходящим из бессознательного образам. Хорошая сказка, которую слышит ребёнок в детстве, направляет его бессознательные образы (непрерывно попадающие в сознание) по пути веры в добро, справедливость и даже милосердие (которое ребёнку часто не свойственно).
   Разрушая сказку в сознании ("убивая фею"), человек не может препятствовать бессознательным образам проникать в сознание и даже направлять его. В таком случае эти образы будут лишены выработанной веками формы. Формы, красивой не только внешне, но и внутренне, направляющей бессознательные образы по пути сознания. И эти образы будут уродливы, дики и замешаны на худших инстинктах, на грязи.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"