В науке, как правило, если в господствующие представления не укладывается какой-либо факт, поначалу он просто не замечается. Общее правило науки - выпячивать только подтверждающие теорию факты и умалчивать о не подтверждающих. Об этих не подтверждающих фактах в большой науке начинают говорить только тогда, когда собран достаточный компрометирующий материал, чтобы их можно было объявить фальсификатом.
Недаром один историк говорил: фактов нет, есть только их интерпретация. Где кончается факт и начинается интерпретация? Да где угодно, в любом удобном для вас месте, в зависимости от поставленной задачи.
"Мама мыла раму". Где факт, а где интерпретация? Вы уверены, что эти деревяшки именно рама, вы уверены, что она ее мыла, а не пачкала, откуда вы знаете, что она мама?
Поначалу буквально все встают на защиту общепризнанных устоев. Я даже не могу назвать это правильным, это естественно. У народа выработался рефлекс, и даже у собак Павлова он пропадал не сразу после прекращения действия раздражителя. У некоторых он становится уже пожизненным. Но если вновь возникший раздражитель не исчезает, у большинства со временем формируется новый рефлекс. А начинается все с кажущихся мелочей. Поскольку сначала все, что не укладывается в прокрустово ложе науки, - недостойная внимания мелочь.
Однако стоит понимать, что недостаточно просто объявить не устраивающий факт подделкой. На самом деле это мало что меняет. Он все равно должен быть встроен в общую картину. Да и что такое подделка? Являются ли подделками, например, переписанные средневековыми монахами древнегреческие тексты? Ну, если их пытаются выдать именно за сами древнегреческие тексты, то это, конечно, подделка. Однако дело не в текстах, а в людях, которые пытаются их так представить. Если удается установить, кто переписывал, когда, зачем, с чего, то тот же текст подделкой быть перестает, хотя ничуть не изменился.
* * *
Многие из вас, наверное, знают о так называемых древнерусских ведах, или, например, "Книге Велеса" ("Влескнига" [1]). Сравнительно недавно она стала широко доступна. Вокруг ее подлинности ведутся нескончаемые споры. В основном ученые подлинность "книги" не признают. То есть они считают, что она была написана, точнее - вырезана на 35 досках, не ранее XVIII века, с сознательной целью выдать доски за более древние.
Но есть и доказывающие ее подлинность, относя дату вырезания к XVII-IX векам. Это, конечно, принципиально с точки зрения доказательства существования до кириллической письменности у славян.
Аргументы, приводимые на уровне фонетического и грамматического анализа как доказательства поддельности "Велескниги", очень убедительны. Интересующихся темой отсылаю к работе О. В. Творогова "Велескнига" [2]. Не вдаваясь в подробности, скажу, что согласен с первой группой ученых относительно даты и цели создания "Велесовой книги". Для меня вполне достаточно, что эта книга написана без закона открытого слога (хотя такого аргумента О. В. Творогов не приводит). Ситуация, когда закон открытого слога возникает за 200 лет, а затем в течение 900 лет отмирает (фактически он отменен только реформой 1918 года) - абсурдна. Дату надо относить в большую древность. Причем в гораздо большую. Закон открытого слога возник вместе со слоговым письмом. Иначе он не имеет смысла. Но в такую древность отнести данное произведение не позволяет семантика и фонетика, слишком близкая к известным старославянским текстам XII века. Также употребляемая в "Книге Велеса" буква "щ" очень уж режет глаз. Об этом мы говорили в "Азбучном слове" [3]
Но аргументы против смыслового содержания, на мой взгляд, гораздо слабее. Критикуя содержание "Велесовой Книги", Творогов приводит факты непоследовательности событий, говорит, что описание их крайне общее, без конкретики и привязки к известным историческим реперам, что не дает возможности их проверить. Но почему-то те же самые претензии к Библии, в вопросе ее датировки никого не смущают.
В славянских ведах описываются события 20-30-тысячелетней давности. Конкретно в "Велесовой книге" приводится история расселения славян с крайнего севера на Южный Урал, далее в Индию и на Карпаты. А мы спорим про даты, разнящиеся в 1000 лет. Да для тех событий эти даты - современники. Если считать запись устных преданий подделкой, то нет разницы, как датировать "Велесову книгу". Записали эти предания 1100 лет назад или 100, разве это так уж принципиально, если нас интересуют сами события. Это принципиально с точки зрения истории развития языка, и специалисты здесь, на мой взгляд, вполне разобрались.
Но не стоит ли пойти дальше и попытаться опровергнуть или доказать правдивость содержания, а не концентрироваться только на форме подачи? Пусть форма подачи - поддельна, но каким образом в ведах говорится о последнем оледенении, закончившемся, по разным оценкам, 20-10 тысяч лет назад? Это фантазия поддельщиков? Каких? Тех, кто писал? Или тех, кто рассказывал? Или тех, кто написал то, с чего была изготовлена подделка? Не следует ли для верности поискать аналогии в эпосах других народов, откуда могут быть почерпнуты эти сведения.
И в первую очередь логично обратиться к Библии, к книге Бытия. Она составлена, как уверяют, на основе древнейших шумерских преданий, древнее быть ничего не может, это истоки цивилизации. Однако там про оледенение ничего, только про потоп. Давайте отметим:
Библия начинается с рая, с тепла, солнца и света. Славянские веды с мороза, со стужи и холода.
* * *
Но в других эпосах упоминание о северной прародине есть.
Вот некоторые отрывки из книги В. Я. Петрухина "Мифы финно-угров" [4].
"В преданиях древних ариев - индоариев (см. "Мифы Древней Индии") - сохранились воспоминания о полумифической прародине, расположенной где-то далеко к северу от Индии. Обитавшие в этой стране арии могли наблюдать удивительные явления. Там семеро небесных мудрецов-риши движутся вокруг Полярной звезды, которую творец Брахма укрепил в центре мироздания над Ми-повой горой Меру. Там обитают и прекрасные небесные танцовщицы апсары, - сияющие всеми цветами радуги, а солнце восходит и светит полгода подряд".
"Согласно верованиям древних иранцев, чья мифологическая картина мира чрезвычайно близка индийской, Мировую гору Хара установил в центре мира творец Ахурамазда. Он поместил над ней Полярную звезду и запустил вокруг светила. Там обитают птицы и великие боги, в том числе божество напитка бессмертия Хаома (в индийской мифологии волшебный напиток называется Сома; боги добывают его, пахтая горой Меру Мировой океан)."
А вот здесь уже появляется прообраз Будды.
"Вершины Мировой горы сияли золотом - Уральские горы также именовались золотыми. Крайний Север считался в легендах древних народов, населявших Евразию, средоточием неслыханных богатств и чудес. Главный герой угорских мифов (и другие угорские боги) Мир-сусне-хум именовался "Золотым богатырем", "Золотым богом" - Шорни-торум, а в песне манси говорится об озере с золотыми берегами, расположенном на горной вершине. Венгерское и обско-угорское обозначение золота считается при этом заимствованием из древнего иранского языка."
"В многочисленных средневековых рассказах о чудесах Севера постоянно упоминается некий идол, именуемый "Золотая баба". Первые сообщения о ней в русских летописях относятся еще к XIV в. Новгородская Софийская летопись сообщает, что "пермичи" (коми-пермяки) молятся Золотой бабе, об этих рассказах из русского дорожника узнал и знаменитый автор "Записок о Московии" XVI в. австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн."
* * *
В.Н. Демин в своих работах, и в частности, "Гиперборея. Исторические корни русского народа" [5] приводит некоторый фактический материал, связанный с Гипербореей. Ограничусь цитированием только трех моментов.
Все они связаны со словом "туле". Первую цитату я привожу, поскольку там упоминается любезная нам "фита".
"В греческом языке топоним-символ таинственного и недосягаемого Севера пишется через "тету" и воспроизводится в разных языках по-разному - и как Туле (Тула), и как Фуле (Фула). В русском языке принята одновременно и та, и другая вокализация. Например, название знаменитой баллады Гете, написанной им в двадцатипятилетнем возрасте и впоследствии включенной в первую часть "Фауста", переводится нынче исключительно как "Фульский король". В немецком же оригинале четко значится "t": "Еs wаг еin Кonig in Thule..." (дословный перевод: "[Жил]-был [один] король в Туле"). В "Фаусте" эту балладу напевает беззаботная Маргарита, еще не ведающая о своей несчастной судьбе. Между тем практически во всех переводах "Фауста" (а их на русском языке насчитывается до десяти), включая классические переводы В. Брюсова, В. Холодковского и Б. Пастернака, Тhulе передается либо как Фуле, либо как "фульский", хотя в оригинале Гете прилагательное не употребляется. Лишь Афанасий Фет, который также перевел обе части "Фауста", поставил в точном соответствии с оригиналом Туле (через "фиту"), но его перевод не переиздавался с конца XIX в."
Вторая цитата от В.Н. Демина связана с географическим местоположением этой самой "Тулы".
"О далекой северной островной земле Тулия, или Тули, наперебой сообщали и средневековые арабские авторы - географы, историки, космографы. Так, философ Аль Кинди (ум. в 961/962 г.) писал об огромном острове Тулия и большом городе на нем с тем же названием, расположенных "в северном конце обитаемой земли, под северным полюсом". Хотя упомянутая страна и окружена "великим морем", дальше нее плыть уже некуда - никакой другой земли в Северном (Ледяном) океане больше нет. Космограф Димешки, развивая данные сведения, подчеркивает, что земля Тулия населена славянами. Сказанное перекликается с известиями об Острове русов других арабских путешественников и купцов, побывавших на Руси в основном еще во времена язычества. Почти все они в один голос утверждали, что русские (и славяне) обитают на каком-то далеком острове. Данный факт, кстати, получил отражение в русских средневековых "Космографиях" и прилагаемых к ним картах, где территория России вплоть до XVIII в. изображалась наполовину как архипелаг, острова которого вытянуты полукругом."
Довольно известна карта Гипербореи, составленная Меркатором и изданная в 1554 году (рис.1).
Третья цитата касается топонимики и этимологии слова. В скором времени давать первичное толкование древнерусских слов будет одной из основных наших тем.
"...прапредки русского (так же, как и саамского) народа вполне могли знать о существовании легендарной страны, название которой значило нечто скрытое и заветное - они-то и дали наименование тому месту, где впоследствии возник современный город Тула (дословно -"потаенное место"). Именно такой смысл имеет, согласно словарю Владимира Даля, понятие "тула". Это - "скрытое, недоступное место" - "затулье", "притулье" ("тулить" - укрывать, скрывать, прятать и т. п.). Есть и другие русские слова с этим корнем: "туловище" - тело без учета головы, рук и ног (более чем фундаментальное понятие); "туло" - колчан в виде трубки, где хранятся стрелы (отсюда - "втулка"). Производными от той же корневой основы в русском языке являются слова: "тыл" - затылок и вообще - задняя часть чего-либо, "тло" - основание, дно (в современном языке сохранилось устойчивое словосочетание "дотла"); "тлеть" - гнить или чуть заметно гореть и т. д. (Интересно, что в финском языке слово tuli означает "огонь", то есть, как и русское "тлеть", связано с горением.) Тем самым имя города Тула имеет богатейшее смысловое содержание. Топонимы с корнем "тул" вообще имеют чрезвычайное распространение: города Тулон и Тулуза во Франции, Тульча - в Румынии, Тульчин - на Украине, Тулымский Камень (хребет) - на Северном Урале, река в Мурманской области - Тулома, озеро в Карелии - Тулос. И так далее - вплоть до самоназвания одного из дравидских народов в Индии - тулу.
Дополню Фасмером. [6]
"....... Выражение "Тульской земли король" в устн. народн. творчестве (Марков, Белом. былины 513, 515), по-видимому, вместо турской, "турецкой"."
"Тулаем, нареч. "чохом, оптом, все вместе", казанск., перм., вост.-русск. (Даль). Объясняется из тат. tulu "полный", tola - то же; см. Mi. TEl. 2, 180. Более вероятно от сл.; ср. зайцем "украдкой"."
"Тулпега, "неуклюжая, неповоротливая женщина", моск. (Даль), см. толпа, толпега."
"Тулукса, "огниво, кресало", олонецк. (Кулик.), туловица - то же, олонецк. Из фин. tulus, род. п. tuluksen "огниво, кремень", карельск. tulukšet; см. Калима 227."
"Тулум, тулым, "большие валуны и камни в русле реки", уральск. (Даль). Возм., из-за округлых очертаний, из тур. tulum "бурдюк"; см. Горяев, ЭС 380; Крелиц 58. См. тулун."
Если составить список ключевых слов, связанных со словами "тула", "туле", получится: север, остров, недоступное место, край земли, король, полный (через фиту - full, англ.), толпа, валун, огниво, туловище. Т.е. в слове "тула" мы имеем смысловой узел, исходную точку многих понятий, происхождение которых можно постичь, только приняв гиперборейское происхождение этого слова. Заметим также на будущее: именно фонема [ф] через "фиту" развивается на месте [т], а не наоборот.
Таким образом, в части упоминания северной прародины "Велесова книга" подтверждается аналогичным упоминанием в преданиях других народов. Более подробно я хотел бы остановиться на топонимике, затронутой в последней цитате от В.Н. Демина.
* * *
В одной из следующих статей мы будем говорить о происхождении слова "медь". Это слово является одним из лингвистических реперов, по которому определяют дату распада общеиндоевропейского праязыка.
Давайте здесь рассмотрим греческий аналог - "купрум". Происхождение слова связывают с названием остова Кипр, который по-гречески так и пишется - "купрум". Совсем недалеко от Кипра расположен остров Крит, известный своей древней цивилизацией и своими письменными памятниками.
Античная греческая цивилизация ведет свою родословную именно отсюда. Кипр был одним из центров крито-микенской цивилизации. Итак: письменность была, медь знали. Почему я акцентировал внимание на наличии письменности? Украшения из самородной меди в Малой Азии датируют VII тысячелетием до н.э. На Кипре медь была обнаружена в большом количестве в начале IV тысячелетия до н.э. Первые критские письмена датируют III тысячелетием до н.э. Т. е. к этому времени медь уже прочно вошла в хозяйственную деятельность, и, несомненно, ее название было закреплено письменно, что способствовало сохранению его до наших дней. И в греческом языке это слово "купрум".
Как же объясняют происхождение названия острова? Единого мнения на этот счет нет. Одни историки говорят, что именно по названию металла "купрум" и дано название острова. Другие не согласны, утверждая, что все как раз наоборот: металл назван по названию острова. Третьи считают, что название следует искать в древнегреческой мифологии. И оно восходит к одному из имен богини красоты Афродиты, которая, по преданию, родившись из пены морской, ступила на землю именно этого острова. Это имя - Киприда. Также указывают на кипарисы - основное дерево, там произраставшее. Но если вдуматься, ни одна из этих версий на самом деле ничего не объясняет.
Обратимся к русскому языку. У нас слова "купер", "купр", "куприк" означают оконечность крестцовой кости, крайний задок (Даль [7]). У кинологов купировать - отрезать кончик хвоста. Купорить - перекрывать доступ. Можно обобщить, что Купрум - замкнутое пространство, закупоренная земля, оторванный остров. И глядя на карту Средиземного моря, Кипр эту оконечность как оторванная часть продолженной горной цепи очень напоминает, настоящий купированный хрящик (рис. 2). А есть еще такое название этого острова, как Купрус. На мой взгляд, в самую точку.
Не кажется ли вам странным считать, что слово было привнесено в русский язык из греческого, причем не как "медь", а в значении названия якобы неизвестного славянам острова, которое было и спроецировано на кончик хвоста, но при этом испытывать какие-то трудности с происхождением слова в греческом языке? Мне кажется странным. Выходит, к этому моменту славяне медью вовсю пользовались, поскольку обозначающее слово имели, а вот кончик хвоста назвать как-либо не догадались.
Этимологи, кстати, в нашем "куприке" греческого происхождения и не усматривают. Наоборот, отмечается его широкое распространение в славянских языках с родственными корнями, такими как "купа", и далее "куча". Купцы торговали "кучами". "Курган" также родственник нашего "куприка". Это не я придумал. Все это есть у Фасмера. Особенно показательно слово "купина". Пожалуй, стоит привести целиком.
"Купина - "куст(арник); сноп; речной островок", укр. купина "куст; островок (на реке)", ст.-слав. к(юс большой) βάτος, rubus "терновник" (Супр.), болг. къпина "ежевичный куст", сербохорв. кỳпина "ежевика, крыжовник", словен. kopína "ежевика", чеш. kupina, польск. kępina, kępa "островок, поросший кустарником", диал. kąpa, в.-луж. kupa, н.-луж. kupa "клубок, комок, островок". || Родственно лит. kampas "угол, местность"; с другим вокализмом: лит. kumpas "кривой", kumpstù, kumpti "невольно погнуться, делаться кривым", лтш. kùmpt - то же, далее лат. campus "поле", Греч, καμπή "нагибание, согбение", κάμπτω "гну"; см. Бернекер 1, 600; Младенов, РФВ 62, 266 и сл.; Траутман, BSW 116, 332; Вальде-Гофм. 1, 148 и сл."
(Фасмер. Этимологический словарь [6])
Теперь понятно, почему греки так мучаются с происхождением названия острова Кипр. Это же у нас купина - островок, а у греков кампу - нагибание, доставшееся в наследство от кустарника, которым наш островок порос. Игру в испорченный телефон знаете? В данном случае это она и есть.
Если абстрагироваться от классических представлений об истории этого древнего периода, не будет ли логично представить следующую последовательность событий. Существовал народ, именуемый себя руссами, от него отделяется некая группа и через Мидию, Лидию достигает Кипра. Которому дает вполне понятное для себя название Купрус - остров руссов. Вполне вероятно, что у них была некая система графических символов - графов, позволявшая фиксировать различные понятия, в том числе и название острова. Шли годы. Развитие языка руссов, оторванных от своих корней, в новых условиях пошло своим путем. Да и сами они называться стали уже по-другому. Представьте себе, что это длилось хотя бы 1000 лет. Думаю, никто бы уже не смог сказать, откуда первоначально у острова это имя, передаваемое из поколения в поколение, и что оно значит. А раз так - значит, самое время рождаться новым мифам и легендам.
Таким же катком можно пройтись и по другим металлам.
Серебро - аргентум, золото - аурум, железо - феррум. Почему все металлы, которые люди научились добывать в первую очередь, у нас имеют собственные, исконно славянские названия, ведь все эти металлы были известны очень давно. А славяне, по существующей концепции, вышли на историческую арену сравнительно недавно. Почему "просвещенная" Франция перенимает латинские названия металлов, а "темная" Россия имеет свои? Куда смотрели "учителя"-греки?
* * *
Если вы считаете, что с "купрумом" это фонетическая игра и случайное совпадение, то совсем недалеко есть еще одно название, на этот раз города. Это город Иерусалим. Вот что написано в электронной еврейской энциклопедии [8] по поводу происхождения этого названия.
"Первое упоминание Иерусалима (Рушалимум) содержится в египетских заклятиях враждебных городов 19-18 вв. до н. э. Под названием Урусалим город упоминается в Эль-Амарнских письмах 14 в. до н. э., а в форме Урсалимму фигурирует в анналах Санхерива (конец 8 в. до н. э.). В Библии (ивритский текст) принято написание ירושלם,........................ Греческое название Иеросолима ассоциируется со святостью города (греческое "иероc" - святой)."
В дальнейшем от толкования сочетания "рус" - "рос" (в греческом) в этой энциклопедии всячески уходят. Поэтому дальше я не привожу. Если написание ירושלם дать кириллическими буквами получим "йрвшлм". Каким образом из [с] получилось [ш], мы говорили в "Азбучном слове" [3]. Трансформацию [в] - [у] нам еще предстоит разобрать. На основании же слов: "улей", "улица", "аул", "лиман", мне кажется, вполне правомочно, наряду с другими версиями, рассматривать происхождение слова "Иерусалим" как "город, поселение, укрытие ("улей" - "тулий"), прибежище ("лиман" как гавань, пристань - такое значение у слова есть) руссов".
* * *
Если и это совпадение или подгонка, то давайте посмотрим на другую половину Средиземного моря. Там мы увидим остров Сардиния. Происхождение этого названия ведут либо от племени сардов, обитавших севернее Египта, и, возможно, живших на острове, либо от древнего карфагенского слова "сарадо", означавшего ступню. По преданию, именно в этом месте бог ступил на землю и оставил свой след. Напоминает легенду о Киприде, не правда ли? Насколько остров похож на ступню и каким образом подобная аналогия могла прийти в древние головы, явно не обладавшие возможностью смотреть на остров с высоты, судите сами (рис. 2). Но если эта легенда правдива, то бог очень верно выбрал место для своего перехода через Средиземное море, т. к. Сардиния находится как раз посередине между Европой и Африкой, а заодно и между Испанией и Италией. И такое название, как "Серединия", с нашей точки зрения абсолютно не нуждается в пояснениях.
* * *
Вернемся к Библии. Вот еще один испорченный телефон, который имеет отношение именно к ней:
Новь (навь) - др.инд. navas, Авест. nava-, лат. novus, др.-ирл. naue, хетт. newa-" (Бондалетов и др. [9])
Географически и персы, и хетты населяли как раз места шумерской цивилизации. В русском языке противоположностью нави является явь. Т.е. по-хеттски - ewa. Если мы принимаем значение "аз" как "начало" (см. статью "Азбучное слово" [3]), то "Адам и Ева" по-древнеславянски можно понимать как "начало яви". Однако, как мы увидим в дальнейшем, вокализация через [в] более поздняя, первоначально рождались звонкие звуки. "Еба" - вот как изначально звучала "Ева". Адам и Ева - "начало еба". Далее бог создал Еву (Ебу) из ребра Адама. Ребя - по нашему ребенок; Ра - солнце. Ева - ребенок солнца. В Европе течет река Ебро, а теперь есть и деньга "евро". А само слово "Европа" ("Ебропа") по-праславянски могло означать страну, рожденную Евой (Ебой) и Ра (солнцем). Но если еще больше приоткрыть завесу, то слово "Европа" с гиперборейской точки зрения означает страну слабого солнца. Потому что оно постоянно падает и не держится на небе. Основания для такого толкования в свое время будут представлены. Географические соответствия также вполне логичны "аз-Адам" - Азия, "еба-Ева-явь" - Европа.
* * *
Вот лишь некоторые "спички", которые не так лежат при традиционном изложении исторических событий. Вероятно все это "мелочи, недостойные внимания". На самом деле этих мелочей гораздо больше. Ими буквально усыпаны все словари, справочники, энциклопедии и карты.
Латинско-русский словарь издания 1949 года [10]. Читаем.
"Rusella, arum f Руселлы, город в Этрурии...."
Если еще подставить предлагаемое окончание, то получим Руселларум (латинский Иерусалим). "Rusculum", например, означает небольшое поместье.
"Etruscus, i t этруск, житель Этрурии...."
"Ruspina, ae f Руспина, город в Зевгитане...."
"Ruscino, onis f Русцинон, город в Gallia Narbonensis...."
Вообще по латыни rus - деревня, село, поместье. В русском же языке слово "город" восходит к слову "род". "Город" означает гои одного рода. К какому же слову восходит корень "рус" в Этрурии, если он присутствует и в самоназвании жителей, и в названии городов, поселков и деревень?
Откуда на Апеннинах появились этруски, до сих пор толком не выяснено. Но если рассматривать топонимику непредвзято, то и сейчас здесь встречаются такие названия городов, как Русси или Поджо-Руско. В пору своего могущества этруски владели и островом Корсика, который является структурным продолжением о. Сардинии. Про Сардинию - Серединию уже говорили. А вот по свидетельству самого Кирилла до создания своей азбуки (именуемой сейчас глаголицей) он изучал роуськие письмена (внимание, барабанная дробь!) в городе Корсуне, расположенном в горном Крыму. Понимание слова "этруски" как "от Руси" в таком контексте вытекает само, если убрать "пробку" из традиционной исторической концепции. И этот факт использования слова "Русь" в географических названиях других народов не единичен. Тот же Творогов при разговоре о возможных источниках "Велесовой книги" упоминает "популярного в прошлом (в XIX веке), но весьма несерьезного историка Д. Иловайского" [2] , у которого мы "найдем объяснения названия Пруссия как "Порусье" и связь этого названия с этнонимом "боруски". Вполне допускаю, что Д. Иловайский был "несерьезным ученым", но, однако, собственного толкования слова "Пруссия", чтобы мы могли почувствовать "несерьезность" Д. Иловайского, уважаемый О. И. Творогов не приводит.
Футбольные болельщики прекрасно знают такие команды, как Русенборг из Норвегии, Борусия из Германии, испанским вариантом которой является легендарная Барселона.
Города: испанская Барселона (большая Русия), французские Марсель (малая Русия), Тулон (французский вариант Тулы), острова Корсика и Сардиния, Этрурия с точки зрения мореплавания один район. Все это очень близкие соседи.
На западе от Тулона через лионский залив мы обнаружим французский город Русильон, с которым у Тулона в римскую эпоху была тесная торговля. Пойдя на северо-запад от Русильона, мы набредем на Тулузу (еще один вариант Тулы), отмечая проскочивший по пути Ревель (старое название эстонского Таллина). Французскую же Барселону мы обнаружим также недалеко от Тулона на севере, в виде городка Барселоннет. Можно продолжать и дальше: Русвиль в Швейцарии, испанский Марсель - Мурсия, на юг от Барселоны, через речку Ебра и т.д. вплоть до столицы сегодняшней объединенной Европы - Брюсселя (Броусселя)
Как правило, города эти существовали уже в Римской империи, а некоторые еще и раньше, как Барселона или Марсель. Марсель основали греческие колонисты под названием Массалия. Как называлась Барселона до римлян, неизвестно, но известно, что римляне дали городу название Барсон. Очевидно, что римские названия вполне ложатся в этрусскую топонимику Этрурии. Интересно, что вот Мурсию-то основали арабы (мавры) в IX веке, но и арабское название вполне вписывается.
Я понимаю, что рассуждения на тему Барселона - большая Русия воспринимаются с недоверием и могут вызвать ироническую улыбку. И сознательно иду на это. Но попробуйте понять причину такой реакции. Действительно ли она заключена непосредственно только в этих рассуждениях или в ее основе лежат еще укоренившиеся представления о ходе истории.
Призываю вас обратить свою ироническую улыбку, если она есть, в конструктивную критику, которую вы можете высказать на сайте www.hyperazbuka.ru.
Ну а я пока продолжу подкидывать дрова в топку.
* * *
Греки же воспылали любовью к корню "рос". Возможно, есть и другое объяснение, но факт остается фактом: самым распространенным окончанием среди греческих островов Эгейского моря является окончание "рос". На карте масштаба 1: 3 500 000 я насчитал 15 островов с таким окончанием. Далее идет окончание "ра" - восемь островов, по семь островов с окончанием "нос" и "лос". В районе непосредственной близости к Греции количество островов с окончанием на "рос" достигает 30%.
Но самым показательным названием острова является название "Карпатос". Дублирование Карпат более чем очевидно. Если это греки перенесли название острова на Карпатские горы, то традиционисты и должны толковать нам смысл этого слова. Но так же, как и с Кипром, и с Сардинией их путаные объяснения нам, славянам, абсолютно не нужны. Мы прекрасно можем понять смысл этого слова самостоятельно, без помощи других языков.
* * *
Фокус, который мы сейчас проделаем с Карпатами, мы уже проделывали с Евой. Вам тогда могло показаться, что это просто забавные фонетические перевертыши. Возможно, это и выглядит забавно. Но, с моей точки зрения, за этой забавой сокрыт большой лингвистическо-фонетическо-исторический процесс. Коротко, поскольку это не тема данной статьи, его можно представить следующим образом. Существует несколько фонетических рядов развития согласных фонем. Каждая более поздняя фонема в своем ряду вытесняла в словах более раннюю фонему. Это было необходимо при постоянно увеличивающемся количестве понятий, требующих передачи, и ограниченности фонетического набора звуков. Однако при этой замене первоначальный смысл слова, который восходил к первофонемам, как правило, терялся. И новообразованные народы, в языке которых уже не было исходных корней, получавшие смысловые понятия уже в новой вокализации, естественно, не могли и не могут постичь историю их создания от самых основ. Фонетические же процессы в развитии фонем двигались только в двух направлениях: оглушение фонемы и смягчение фонемы. Процесс смягчения более поздний, поскольку развивался уже в период огласовки и не приводил, как правило, к появлению новых букв, смягчение достигалось, как правило, уже при помощи гласных. Оглушение более древний процесс, который привел к появлению графов глухих фонем, а далее и глухих согласных букв.
В слове "Карпаты" глухих согласных 3. При озвончении "к" и "п" мы получаем слово "горбаты", которое применительно к горам у вас, смею думать, не вызывает потребности в дополнительном толковании.
Правда, здесь можно возразить следующие. В армянском языке, который является очень древним и относится к индоарийской группе, "кар" означает камень, "пат" - стена. Следовательно Карпаты - каменная стена. И замечательно. Данный факт только подтверждает путь ариев, описанный в "Велесовой книге" - по Уралу на Кавказ, оттуда в Индию и на Карпаты, но ничуть не отменяет нашего фонетического процесса. Есть такая рыба - карп. Никакого отношения к камням она не имеет, а вот то, что она горбатая, знают все, кто ее видел. И для армянского "кар", и рыбы "карп", и слова "горб", и хорватского народа родителем их названий является славянское слово "гора". Что касается второй половины - "пат", то предлагаю вам пока поразмыслить самостоятельно. Мы вернемся к этой теме в одной из следующих статей.
Теперь мы понимаем, почему Корсунь расположена именно в горном, а не степном Крыму, а турфирмы описывают красоты гор Корсики (горной Русии). Здесь же можно упомянуть такую страну, как Грузия.
* * *
Еще пример, на эту же тему. В Горной энциклопедии [11] читаем:
"Вулканы (от лат. Vulcanus - огонь, пламя, первоначально - бог огня в римской мифологии....)"
Когда для объяснения происхождения слов привлекают имена богов - это верный признак незнания. Конечно, вулканы ассоциируются с огнем, пламенем. Без богов в дальнейшем здесь, конечно, тоже не обойтись. Но где же история слова?
Заглянем в этимологический словарь, все же это по их части. У Фасмера вулкана нет, посмотрим у Шаповаловой О. А.[12]
"Вулкан. Из лат. яз. в XVII в. Лат. Vulkanus - "огонь, пламя" было первоначально названием бога огня и кузнечного дела"
Расхождения с Горной энциклопедией, как видим, нет. Как по-прежнему нет и истории слова. Но это же этимологический словарь, где же искать еще? У Даля, конечно.
Если с "вулканом" проделать ту же манипуляцию, что и с Карпатами, а затем заглянуть в словарь Даля, то получим следующее.
"Вулкан" переводим в "булган", а у Даля [6] читаем:
"БУЛГА ж. симб. склока, тревога, суета, беспокойство. Булгатить, булгачить твер. пенз. влад. тревожить, беспокоить, будоражить, полошить, баламутить. Что ты, по пустому, народ булгачишь? Пожар всех взбулгачил. Набулгачил, да и был таков. Булгачить или булдачить ниж. заниматься промыслом живодеров, кошкодавов, собачников, выменивая шкурки на мелочи, на щепетильный товар; маклачить, маячить. -ся, суетиться, метаться, тревожиться, суматошиться. Полно булгачиться, сиди смирно. Чего до свету взбулгачился? Булгаченье ср. действ. по глаг. Булгатня ж. суматоха, склока, тревога. Булгачный, лучше булгачливый человек или булгатник м. -ница ж. булгатень м. кто булгачит, суматошит. Бугач м. то же, булгатень..."
Этруски, попав в Италию, дали вулканам вполне понятное для себя название - Булган, которое в дальнейшем при оглушении превратилось в вулкан. Потомки этрусков, утратив связь с историческими корнями, получили это слово как данность и накрутили на него свое мифотворчество. Которое традиционисты и пытаются притянуть в качестве объяснения происхождения слова. Смешно слушать. Яйца курицу учат.
Кроме "булги" у нас есть и "бултыхать", и "буль-буль", и "волдырь", который раньше на Руси именовался "булдырь". Толкование этих слов есть у Даля, но не думаю, что их нужно приводить. Они также очень хорошо описывают и внешний вид, и деятельность вулкана. И огонь действительно присутствует в слове "вулкан" в слоге "кан", поскольку огонь - производное от гони (гнать). Огонь значит то, что огоняет, прогоняет. И глухую вокализацию гони мы видим, например, в слове "конь". Таким образом, по внешнему виду вулкан - булдырь, по роду деятельности - булькан, а в отношении людей и всего живого это булгонь.
Мне кажется, такое толкование происхождения слова вулкан намного понятнее, чем от какого-то бога огня. Потому что естественно хочется спросить, а имя бога огня откуда появилось?
* * *
Подведем итог наших топонимических изысканий. Вывод, на мой взгляд, можно сделать следующий:
Топонимика Средиземноморья указывает на то, что расселение европейской расы в эти места происходило с территории современной России, т.е. с севера на юг.
Естественно, не все из вас согласятся с этим выводом, считая примеры натяжками, но, как говорится, вода камень точит.
И согласных, и несогласных я призываю продолжить поиск в этом направлении и выкладывать свои находки, на сайте www.hyperazbuka.ru. Для этого хотя бы в конспективном виде следует задать некие ориентиры и механизм для этих поисков.
Задача:
Поиск русских корней в географических и этнографических названиях Средиземноморья. Слово "корней" следует воспринимать как в морфологическом смысле, как часть слова, так и в историческом, как название, привнесенное с Руси.
Методы:
Общий принцип заключается в поиске смысловой составляющей географических и этнографических названий стран и народов Средиземноморья, смысл которых этим народам не ясен и происхождение которых не установлено. Поиск смысла ведется через русский язык. Русский язык в данном случае является определяющим языком, а язык, с которого мы берем определяемое название, будем называть определяемым. Славянские языки в роли определяемых, естественно, не рассматриваются, наравне с русским они могут выступать в роли определяющих.
Хорошим критерием для поиска таких названий является толкование их происхождения при помощи богов - явный признак отсутствия в определяемом языке смысловых корней для данного названия.
Никто никогда не давал раньше и не дает сейчас бессмысленных названий географическим объектам.
1. Метод прямого толкования.
Принцип следующий. Берем выбранное название и толкуем его через родственные слова русского языка. Как правило, эти слова являются устаревшими. Словари Даля и другие аналогичные в этом деле просто незаменимы, поскольку эти родственные слова в определяемом языке отсутствуют у этого народа и возникают проблемы и с толкованием, и с происхождением названия.
Пример - слово "Кипр". Определяемым языком является греческий, в котором по принципу испорченного телефона слово "купина", означающее у нас заросший остров, превратилось в "кампу" - нагибание.
2. Метод переогласовки.
Смысл названия проступает при иной огласовке сохраняемой последовательности согласных. Пример Сардиния - Серединия.
3. Метод замены глухих .
Смысл названия проступает при замене глухих согласных на звонкие. Пример хорваты - Карпаты - Горбаты.
4. Метод топонимических аналогий.
Поиск славянских топонимических аналогов и толкование уже их. Здесь можно выстраивать целые ряды:
Тулуза -Тулон -Турин - Тула
Корсика - Корсунь - Херсон.
5. Метод полей корня "рус-рос".
Ищем локальные районы с использованием этих корней.
Пример - Эгейское море ( поле "рос"), Этрурия (поле "рус")
Западноевропейские ученые старательно не замечают в своих географических названиях славянских корней, а особенно корней: "рус"-"рос". На самом деле здесь нет ничего зазорного. Корень "рус"-"рос" имеет очень простое и понятное происхождение. У него есть синоним, который принят всеми людьми. И он абсолютно нейтрален по отношению к любому народу.
Перечисленные методы - это всего лишь то, что я могу предложить для решения поставленной задачи. Это примеры, по аналогии с которыми вы можете искать свои. Но не следует относиться к ним как к неким рамкам, за которые нельзя выйти. Если вы найдете другие подходы, это будет просто здорово.