( о книгах Анатолия Тосса "Фантазии женщины средних лет" и "Американская история")
Оба романа ярко повествуют о морально-интеллектуальном превосходстве мужчины над женщиной, но написаны от лица женщины автором-мужчиной. Круто? Еще бы! Диагноз на диагнозе. Но при этом читаются очень даже неплохо, особенно если у вас есть время делать это, не отвлекаясь на пошлые мелочи быта. Предупреждаю, если сейчас у вас возникло желание прочесть их, то быстро закройте эту статью, которая далее будет изобиловать спойлерами, как это модно сейчас говорить.
Итак, с чего бы начать? Буду последовательна и хронологична. Вначале я прочла "Фантазии женщины средних лет". Книга поразила с первого листа, даже нескольких. На них приведены отзывы на роман, взятые из сетевых форумов, разумеется, с сохранением орфографии и пунктуации авторов. Больше всего понравился один из них. "Я прочла книгу до конца, а ведь в ней 500 страниц!" Вот такие нынче читатели. Есть там и "круто" и "рыдала" и "как про меня написано" и "много думал", в общем, полный набор стандартных инет-откликов, кратких и емких. Далее следует непосредственно текст, последовательное жизнеописание весьма успешной, профессионально состоявшейся дамы, представленное в виде ее воспоминаний, навеянных прочтением странной, самодельной книги рассказов, найденной в съемном доме, где дама лечится от последствий нервного срыва. Вот тут начинаются странности. Дело в том, что, несмотря на богатую, по намекам автора, внутреннюю жизнь, нестандартные взгляды и недюжинный ум, дама вспоминает исключительно о сексуальных эпизодах своей биографии, а именно о сексе с тремя мужчинами, с которыми она жила в разные периоды. Зато обстоятельно и по порядку. В какой позе сначала, в какой потом. Вот тут и возникает ощущение фальши. Какой бы нимфоманкой не была женщина, но, если она вела с мужчиной совместное хозяйство, ездила путешествовать, помогала ему с карьерой и делала свою, то вспоминать она будет далеко не только о позах, в которых они занимались любовью. Гораздо вернее, что память ее будет хранить то, как она ссорилась и мирилась со своим сожителем, как они обустраивали жилище, как обсуждали те или иные детали совместного быта, ну и, конечно, секс, но все же месте хотя бы на втором-третьем, после слов, мыслей и поступков. В книге же Тосса идут скорее фантазии мужчины об идеальной женщине. Она всегда готова к сексу, но не настаивает, открыта (во всех смыслах) для любых экспериментов, считает занятия любовью -- мерилом жизни и осуществляет переход от одного избранника к другому исключительно когда "перерастет" своего партнера в изощренности эротических фантазий. То есть внимательный читатель должен насторожиться, его обманывают, пытаясь подсунуть грубую подделку якобы женских мемуаров, в том виде, в каком представляет их себе мужчина, не утруждающий себя проникновением в женскую душу и психологию, а описывающий лишь то, что считает наиболее важным при общении разнополых существ. Мое возмущение таким обманом нарастало по мере того, как я продвигалась в чтении. Почему я не бросила это занятие? Да потому, что написано очень хорошо, язык не пошлый, но образный, стиль изложения не схематично сериальный, автор не жалеет слов и уважает читателя. К тому же меня увлекли те рассказы, которые почитывает героиня перед тем как выдать новую порцию секс-воспоминаний. Они весьма интересны, нестандартны и в чем-то даже философичны, хотя иногда испытываешь досаду оттого, что угадываешь конец. Так вот читаю я, читаю, в таком раздвоенном настроении и вдруг... бац! Все переворачивает концовка.
Оказывается, что подозрения мои были не напрасны, и книга эта -- воспоминания женщины, написанные ее мужчиной от лица своей возлюбленной так, как он представлял себе ее жизнь. Мало этого! Оказывается, он-то эту жизнь ей и подстроил, умело подталкивая ко всем решениям, ходам, переходам и выходам. А уж как он это делал и вовсе фантастика! Перевоплощаясь с помощью пластических операций в каждого нового партнера своей дамы, он дарил ей уникальные сексуальные ощущения и исчезал как только понимал, что она может идти дальше, а его фантазия исчерпана. Потом некоторое время он копил потенциал и потенцию и вновь представал перед любимой в ином образе. И так три раза. Но им овладела пагубная страсть к саморазоблачению и, разом покончив со всеми своими ипостасями, он оставил женщину одну, отчего та получила нервный срыв, а потом принялась искать шутника. Тот же, для облегчения ей этой задачи, подсунул даме книжку со своими рассказами, каждый из которых был подсказкой. Но умная и образованная, она не смогла разгадать такой простой ребус, за что и была наказана новыми терзаниями и одиночеством. Вот такие дела. Вам, как говорится, и не снилось! Печальный итог: женщина лишь игрушка в руках умелого мужчины, идет словно зашоренная лошадка по колее, проложенной его фантазиями...
Ну, собственно, об этом же и "Американская история". О том, как мужчина творит себе женщину. Просто для смеха, эксперимента ради, странный американец влюбляет в себя молоденькую эмигрантку из России и делает ее ведущим психологом в Штатах, программируя все вехи ее жизненного пути. Сама же девочка по наивности и доверчивости не видит, что является игрушкой в руках полусумасшедшего гения. Так, очевидно, должно быть по задумке автора, но на самом деле вновь возникают моменты, когда фальшь лезет из-под всех строк. Читая, как героиня восхищается своим любимым, а главное, чем именно она восхищается, невольно задаешься вопросом, она, действительно, учится на психолога? Тогда большой минус штатовскому образованию. Психолог она нулевой, в то время, как нас убеждают, что она сделала какой-то небывалый прорыв в науке, сотворила новую методику лечения и прочее. Так и хочется крикнуть: не верю! Опять спросите, почему я не оставила чтение? Снова из-за кадров второго плана. Анатолий Тосс, насколько я понимаю, и сам прошел через эмиграцию и ассимиляцию, и очень тонко, красиво, зло пишет об эмигрантской среде, системе американского образования, огромной психологической пропасти между эмигрантами и местным населением и о всяких прочих деталях. Чего стоит, например, эпизод, когда любимый хвалит нашу девушку за гениальный психологический ход: она купила тортик, чтобы угостить своих подопечных на работе. Работает она в пансионе для людей с некоторыми, социально не опасными, психологическими отклонениями. То есть обычное российское движение души он, местный гений, видит как тонкую игру, нацеленную на карьерный рост. В романе еще много таких мелочей, из-за которых я бы посоветовала его прочесть.
Так что же в итоге? Пожалуй, все-таки плюс. Качественные тексты, которые небезынтересно прочесть, если немного отстраниться от основной сюжетной линии. Впрочем, ее-то я как раз коварно раскрыла и, если вы дочитали мой обзорчик до конца, и все равно возьметесь за Тосса, то увидите в его романах как раз второе дно, которое глубже и интереснее первого.