Отзыв для рассказов, прошедших в финал, состоит из двух частей: впечатлений от произведения и краткого анализа текста на основе 40 пунктов теста "Как рассчитать степень влияния книги на читателя?"
Часть I
1 Несовершенство
Занимательный рассказ, необычный. Его идеи хочется разделить и, когда читаешь, кажется, что еще мгновение, и чувство согласия с героем и автором приведет к наивысшей эмоциональной точке, когда не сможешь не выразить согласие. Но этого не происходит.
Рассказ не запоминается совершенно, после него не остается трепета, не хочется вернуться к тексту. Такое ощущение, что за словами ничего не стоит, да и сама картинка не возникает, а детали кажутся вставленными в текст, они не создают атмосферу.
Язык героев скучен, а отношение к творчеству, показанное в рассказе, уже настолько шаблонно и предсказуемо в описательном выражении, что порядком надоело.
Возможно, о важных вещах стоит говорить немного проще.
2 Вышел месяц из тумана
Пустой рассказ. Очередной постапокалипсис, где неразумное человечество угробило свою планету. Автор, вне сомнения, владеет описательными приемами и может выстроить сцену, но, похоже, в этом рассказе любование разложением цивилизации оказалось сильнее стремления высказать хоть какую-нибудь идею.
Единственное, что хоть как-то тянуло на идею, это - "не выполняй бездумно приказы, исходящие от старших". Но, похоже, что это только отблеск, случайно возникший в тексте благодаря ярким образам героев. Да и сами герои получились яркими, очень на то похоже, помимо авторского замысла. У этих героев есть прошлое, через них можно было раскрыть любую проблему как цивилизационного значения, так и психологического, но не сложилось.
Очередное любование смертью и увяданием (сравните с "Несовершенством", где герой все же пытается, пусть и на своем уровне, остановить угасание человечества).
Особо неудачным считаю название, благодаря которому рассказ забывается еще быстрее.
3 Город Чёрной Птицы
С первых строк видно, что текст относится к жанру фентези. Он достаточно шаблонен как для этого жанра: стандартный "мудрый" дракон, дети, введенные в текст, чтобы совершить квест, безликое зло, хепи-энд.
Текст красив, описания гармонируют с диалогами, но у этого мира есть только настоящее, и нет ни прошлого, ни будущего. Ну, спаслись дети от своих преследователей, ну, не будет дракон больше одинок. И что? Что изменилось в мире? Да и сам мир вне гор и пещеры не прописан абсолютно, нет ауры мира, нет ощущения, что за пределами описанных земель существуют еще необъятные просторы. А жаль.
Герои тоже достаточно блеклые. Когда читаешь, приятно проводить время, но после в памяти остается только пещера с драконом, дети же превращаются в теней, совершенно неважных для сюжета. Это тоже негативно влияет на восприятие пространства мира, сужает его.
Имя дракона, на мой взгляд, не удачно. Исключительно фентезийный прием назвать дракона птицей, не подтвержденный эмоцией. Имя - повышение статуса, поэтому имя принимается от старших либо от более старых явлений, от чего-то, появившегося до героя. Называться младшим нет смысла, поскольку этим действием снижается уже приобретенный мифический статус. Драконы (динозавры, змеи) появились раньше птиц, а люди - позже животных и птиц, поэтому люди могут называть себя как угодно, мифическому статусу это не противоречит (впрочем, как и любое называние созданного человеком).
Занимательная фентези, которую приятно читать, но не более того. В тексте нет идеи.
4 Стражи Ишме-Шмаша
Странный текст, он похож на пропасть или на колодец, в который падаешь, совсем не боясь разбиться, ибо дна нет. Не думаю, что автор собирался создать рассказ именно таким, ведь обычно такие произведения получаются неожиданно, а ключ от их миров будто бы случайно оказывается в руке.
На атмосферу произведения играет все: необычный стиль изложения, сложный ритм фраз, яркие герои, полнота мира. Мир вообще настолько огромен, что дух захватывает. Это действительно мир, живой, развивающийся по своим законам. Редко такой встретишь. Мир настолько настоящий, что порой ловишь себя на том, что чувствуешь холод ночи или прикосновение ветра к коже.
Автор в этом мире не властвует, не навязывает свое видение читателю. Подозреваю, что существует столько трактовок сюжета и поступков героев, сколько читателей будет у этого произведения. И это замечательно. Столько же будет и идей, воспринятых читателями. И все эти идеи будут истинными, ведь мир очень богат, он вмещает в себя все. И при этом рассказ остается позитивным, большая редкость для текстов подобного рода.
Рассказ остается и в памяти, и в сердце. Даже сейчас, вспоминая текст, чувствуешь трепет пережитых эмоций.
5 Медный грош
Хорошо написанный рассказ, но не прожитый. В нем много реалистических деталей, хорошо написанные диалоги, мастерски прописанное действие и интересные образы героев, но во всем этом чувствуется некая искусственность. Из-за этого рассказ не запоминается, хотя читается легко и приятно.
Да и сама идея, на мой взгляд, отсутствует. Рассказ является еще одной удачной иллюстрацией событий ВОВ, одной из многих, но не более того.
Потраченного времени не жаль, но хотелось чего-то более яркого и запоминающегося, ведь авторы, вне сомнения, умеют гораздо больше.
6 Выбор черного пса
Симпатичный рассказ, но на многое, на мой взгляд, не претендующий. Он бы неплохо смотрелся в сборнике рассказов для детей, ведь мораль в нем прописана достаточно неплохо. Мысль о том, что любовь побеждает ненависть и исцеляет неосознанные душевные раны, нанесенные этим разрушительным чувством, не нова, но вполне уместна и необходима ребенку в этом возрасте.
Но здесь возникает одна нестыковка: читатель, и особенно ребенок, воспринимает информацию в действии, а сюжет рассказа слишком описательный и отстраненный. Для взрослого читателя рассказ слишком прост, и даже, можно сказать, пуст, ведь идеи как таковой в нем нет.
7 Летная погода
Хорошо написанный рассказ, но в целом ни о чем. Он играет на чувствах очень узкой группы людей, которым нужно оправдать свою нелюбовь к стране, в которой они живут. Недовольным жизнью и собой, стремящимся убежать любой ценой, этот рассказ, скорее всего, понравится.
Я же больше наблюдала за героями. Образ эльфа гораздо ярче, чем образ главной героини, хоть девочка почти не появляется в кадре. Яркая и птица, отбирающая самое ценное. Веришь, что птица настоящая, а не видение.
Изложение сюжета достаточно путанное, не всегда понятно, где находятся героини, к чему относится то или иное суждение, возможно, стоит подумать над форматированием, облегчающим восприятие.
Рассказ мог бы стать замечательной историей, которая могла достать до глубины души, но, к сожалению, не стал. Логически сведенный финал, совершенно не подкреплен эмоциональным пластом, который должен был сделать этот текст неделимым целым.
8 Шарманщик и буратинка
Интересный рассказ. С первых строк видно, что автор владеет словом. Оригинальный мир, интересные герои, хорошо написанный сюжет. Читать легко и приятно. Но... Но не цепляет. Ощущение от этого рассказа такое, будто едешь в машине и наблюдаешь за всем из окна. Дорога ровная, пейзаж красив, а настроение умиротворенное.
Мир за стеклом, к нему нельзя прикоснуться, да и не нужно, ведь это ничего не изменит. Совершенно не важно, будешь ли ты сам верить в чудо, герои верят, и этого достаточно. Им никто не нужен, ведь они выполняют в этом мире... свою работу, двигая сюжет дальше.
Автор поставил перед собой цель, продумал мир и воплотил на бумаге все, что хотел, достиг цели и, вероятно, остался доволен. Но, мне кажется, что автор не пытался в этом рассказе выйти за пределы своих известных возможностей, не пытался превзойти себя, не жил этим миром, не тлел душой вместе с героями, не старался познать что-то новое для себя самого.
И тогда бы дорога перестала быть ровной, налетел бы ветер, принеся с собой тучи, где-то вдалеке громыхнул бы гром, и, возможно, пошел бы дождь, сделав окончание не таким предсказуемым, подарив желание остановить машину и выйти под дождь, в неизвестность, в чужой мир. А так картина нарисована мастерски, но в ней нет жизни.
Когда автор умеет писать, хочется требовать от него еще большего.
9 Белая фата
Рассказ, подкупающий чувством прикосновения к живому миру. И здесь возникает вопрос: что оценивать, воплощенное автором или то, что ему удалось увидеть, но не удалось написать?
С одной стороны, корявые диалоги, плохо прописанная динамика, не раскрытые образы героев, немного скомканный сюжет, "дырки" в эмоциональном пласте, отсутствие моментов, когда попадаешь в текст, забывая о реальности (например, в "Стражах Ишме-Шмаша" таких моментов было очень много).
Но, с другой... Мир, от которого получил ключ автор, огромен. В нем столько героев, тем, проблем, ярких сцен, что хочется отправиться туда прямо сейчас. Из этого рассказа получится отличная повесть, киносценарий или даже роман. Только хватит ли духу автору прыгнуть в манящий тьмой колодец? ;)
10 Пока мир не изменится
Заявлен жанр фентези, но этот рассказ больше склоняется к сказке, волшебной, яркой, живой.
Яркие образы героев, удачные описания. Да и вообще, выбранная форма для выражения идеи и выразительные средства весьма удачны. В мир попадаешь сразу, буквально с первых строк, и остаешься там до самого конца. Не могу сказать, что что-то из происходящего вызвало у меня трепет, ведь веришь, что все будет хорошо. Но волшебство этого рассказа в обманчивой простоте. Идея, а она там, вне всякого сомнения, есть, но высказана непрямо. Рассказ словно погружает в волшебный сон, почти незаметно навевая читателю вопрос: "А что бы ты сделал сам? На что готов ты? Это всего лишь сказка. Этот мир выдуманный. Не важно на самом деле, изменится он или нет. А вот твой мир настоящий. Ты решишься уйти, отказаться от многого, чтобы изменить мир?.."
Рассказ очень странный, но запоминающийся, после него в душе остается тепло. Разные люди откроют в нем что-то свое.
11 Магия Имени
Хорошо написанный рассказ, но целиком и полностью надуманный. В нем нет ни смысла, ни идеи. В памяти остается только оригинальничание с именами, и больше ничего. Кроме того, тройки... Странные отношения между людьми, впрочем, если общество докатилось до того, что перестало доверять своим чувствам и разуму и руководствуется только пустыми словами, то не удивительно.
Автор дергает героев за ниточки, и нитки сильно видно.
Оригинальности замысла слишком мало, чтобы оживить рассказ.
12 В топку
Яркий рассказ, прочувствованный, прожитый. У этого мира есть душа, а сам текст похож на испытание для всякого, кто прикоснется к нему. Читателю-писателю доведется признаться себе, стоял ли он в той толпе, бездумно и с завистью кричащей "В топку!". Да и кричали ли ему самому, заставляя предавать созданное, отказываться от живого, подчиняться лживому мнению большинства, за которыми стоят кукловоды, руководящие реакцией творческой толпы... В это тоже бывает сложно признать.
Далеко не каждый пройдет это испытание с честью.
И даже, пройдя испытание, мало кто перестанет вторить толпе в реальной жизни.
Сложный рассказ, и поэтому запоминающийся даже на уровне фраз, образов, деталей и увиденной цветовой гаммы.
Но есть и замечание. Когда герой идет в топку вместо чужой открытки, это понятно и полностью логично и подкреплено эмоциями, но почти все, происходящее в топке, похоже на дань фентезийно-сказочной традиции, а не на прожитое испытание. Могу предположить, что у автора недостаточно этого опыта, и поэтому описать происходящее полностью не удалось. Либо опыта достаточно, и поэтому увиденное на самом деле подменяется неглубокими в эмоциях описаниями. Но как бы там ни было, если в первой половине рассказа есть огромный мир, толпа и главные герои, мир полон и живой, то во второй части есть только двое героев, связь с миром и другими героями утрачивается. Проблема находит решение на уровне двух героев, но не находит решения на уровне мира и самого читателя. Вероятно, если бы целостность не была утрачена во второй половине рассказа, то после его прочтения, читатель-автор никогда бы без боли (а подсознание коварно :) не смог крикнуть другому автору незаслуженное "В топку!".
13 Подлежит пересмотру
Странный рассказ, оригинальный. Воплощение христианской традиции в декорациях фентези, на мой взгляд, удалось. Сразу понимаешь, что это альтернативная история, что это своеобразный ад, в который попал Иуда за свое предательство.
Благодаря тому, что все мы, так или иначе, воспитаны в христианской традиции, это понимают практически все читатели. Но мне не близко христианство. И хотя образы прописаны и ярки, меня почему-то охватило безразличие, хотя я понимала, что читателю тоже нужно ответить на вопрос, изменил бы он сам приговор или нет.
Рассказ запоминается, но, сложно сказать, почему он не оставил следа в моем сердце. Возможно, потому, что к христианской теме необдуманно обращается слишком много людей, и на фоне их текстов даже оригинальные произведения утрачивают краски.
14 Фотография, на которой мы будем счастливы
Я бы назвала этот рассказ предтечей сценария. В виде фильма этот сюжет смотрелся бы гораздо эффектнее. Текст качественный и интересно написан, форма выбрана удачно, она не сбивает с толку (как, например, в "Летной погоде"), полностью работая на сюжет. Также помогают раскрытию сюжета и удачно описанные образы героев.
Не могу сказать, что рассказ меня зацепил, но, несомненно, запомнился. Его было приятно читать. И хотя особенной идеи в рассказе нет, и он вряд ли даст читателю возможность почувствовать сильные эмоции или узнать для себя что-то новое, но интерес вызовет.
15 Снег
Мне сложно назвать этот текст литературным произведением. Больше он похож на психотест на отклик. Разбросанные горстями образы, метафоры и ассоциации, некоторые шаблонны, некоторые оригинальны. Рваный стиль написания. Оборванные фразы. Стихи, на которых держится текст, потому что именно они представляют стержень, хоть и сокрытый метелью образов.
Вне всякого сомнения, этот текст очень интересно сделан, и его можно разбирать по фразам, рассматривая их как снежинки, ловя отблески. Но в целом, за метелью скрывается пустота, ведь эмоций, таких необходимых для метафор и образов, в тексте практически нет. Я поймала себя на том, что почти сразу напрочь забыла, о чем был этот рассказ, хотя читать его было увлекательно. Но даже тогда я не увидела идеи в тексте, да и мира там, по сути, нет.
16 Два в одном
Замечательный рассказ, очень яркий, хотя выразить идею можно было и тоньше, но каждый выбирает свои приемы для выражения идеи. И похоже, что рассказ получился не совсем таким, каким его задумывали.
Сначала я отнеслась к тексту достаточно насторожено: нетрадиционная ориентация, бандюки, очередной мир после катастрофы. Но рассказ оказался гораздо глубже этих заложенных моделей. На фоне таких привычных, но еще больше утрированных мерзостей, раскрывается идея в первую очередь понимания, а тогда уже прощения. И читателю тоже приходится переступать через собственные предрассудки, не сопереживая, а сначала понимая героев, принимая их настоящими. Чешуя непонимания и ненависти к чужакам, к не таким, как все, в рассказе видима, а в реальной жизни она скрыта в душе. Хотя можно прочитать этот рассказ и как попытку сгладить непринятие нетрадиционной ориентации в современном обществе, но внутренняя идея гораздо сильнее этого возможного авторского стремления.
Порадовали герои, язык, описания. Рассказ очень хорошо сделан.
17 Лунные тюльпаны в темноте
Интригующее название, но потом... А потом пустота. Тоже поймала себя на мысли, что почти не помню, о чем был рассказ, хотя читать его было весьма занимательно.
Возможно, из-за отсутствия идеи и мотиваций героев, возможно, из-за перегруженности описаниями или из-за отсутствия смысла, но рассказ не вызывает никаких эмоций, кроме омерзения. На вопрос: "Зачем же это была написано?" ответ так и не получен, и все образы превратились в красивости, а попытка прописать психологию главного героя оказалась ненужной. В рассказе нет целостности и ощущения полноты мира.
18 Почтовый ящик
Я уже говорила об этом рассказе. Он хорошо написан, но такое ощущение, что за пределами дома и двора ничего нет. Там просто стена, ничто, небытие. И, возможно, голоса оставшихся в живых в этом мире откликаются из мира мертвых. Рассказ ставит больше вопросов, чем дает ответов, но в данном случае это плохо.
Почему герой не попытался уйти из дачного поселка? Почему создается такое ощущение, что ему вообще все равно, что происходит? Почему он вообще там оказался? И еще много таких же "почему".
И сам мир. Если его "отсутствие" за пределами кадра намеренное, то это нужно прописать лучше, у героя должен быть диалог с миром, а этого нет вообще. Если же эта цель не ставилась, то это упущение автора. Например, в рассказе "Подлежит пересмотру" мира за пределами кадра тоже нет, но он там и не нужен. В рассказе "Почтовый ящик" из мира доносятся голоса-письма друзей и родственников, поэтому мир там необходим.
Хотя словом автор владеет, описательные приемы использованы удачно, а почтовый ящик действительно видно, но окончание остается непонятным и смазанным.
19 Небо - голубое!
Рассказ для младшего и среднего школьного возраста. Все время ловила себя на мысли, что уже читала что-то подобное, пусть не по сюжету, но по духу. В рассказе раскрывается идея выживания "не такого, как все", хотя делается это довольно просто и неярко.
Хотя рассказ приятно читать, но эмоций он не касается. Если, например, в рассказе "Пока мир не изменится", герою хочется сопереживать, то герой этого рассказа больше похож на персонаж из мультфильма. Да и сам рассказ больше похож на мультфильм, чем на художественный текст: простые образы, решаемые проблемы, далекость от реальности, яркие краски.
Мне сложно оценивать этот рассказ. Он весьма неплохо написан, но следа в душе не оставляет и опыта никакого не дает. Прочитать, чтобы убить время, можно, но не более того. Жаль.
20 Библиовизор
Необычный рассказ. Хотя, на мой взгляд, диалогов слишком много, это мешает восприятию. Мне понравились герои, их видно. И хотя мир не существует за пределами кадра, да и прошлого и будущего рассказ не имеет, но это не портит впечатление. Юмор вкраплен очень удачно, особенно понравилось про учебник.
Идея - вот стержень рассказа. Было так интересно читать в других рецензиях, как по-разному понимают ее читатели.
Действительно, читая книгу, читатель всегда выбирает героя или героев, с которым может "идти" сквозь текст. Если сравнить героев, которых выбирает читатель в разных книгах, то можно найти схожие черты, это и будут истинные черты характера читателя. Но разговор этот долгий. :)
Мне понравилось, что автор сознательно или неосознанно уловил это основополагающее условие прочтения любого талантливого текста (герои должны быть хорошо написаны, чтобы с ними можно было идти). Библиовизор показывает, какой человек на самом деле, что ты видел в собственной жизни, что пережил, насколько широк твой спектр эмоций, что ты можешь действительно прожить жизнь главного героя. И из-за того, что пользуются библиовизором в основном школьники, которые еще ничего в жизни не испытали, они и живут за второстепенных персонажей или даже за безымянных.
Рассказ гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Ведь получается, что, только живя яркой жизнью, становясь главным героем в реальности, можно прожить жизнь главного героя и в книге. Прожигание жизни за библиовизором, попытка жить чужой жизнью, а не своей, вирус виртуальности в реальном мире - все это одна проблема, но под разными ракурсами.
Рассказ остается в памяти, им хочется поделиться. Хочется проверить всех своих знакомых, поймут ли они, кем являются на самом деле, или признаются, что способны только на безымянные роли.
Но, на мой взгляд, окончание стоит прописать более четко, оно может быть непонятно.
21 Дорога домой
Цыганская тема популярна и таинственна, близка каждому русскому человеку. Рассказ написан красиво, но не более того. Идея возвращения домой интересна, только если реализована через увлекательные события или ярких героев. Мне же герой показался немного блеклым. Или же это кусочек из еще ненаписанного психологического романа? Не похоже... Хотя роман был бы классным.
Понравится этот рассказ, вероятно, тем, кто сам в данный момент не может найти дорогу к дому, но все же старается ее отыскать.
22 Мусоропровод
Яркие герои, оригинальный мир, интересный сюжет. Да и сама идея увлекает. Ведь эмоции - благодатная тема для фантастики.
В этом рассказе есть мир, он дышит, живет. Есть общество, убегающее от своих проблем. Есть циничность, рациональность, жестокость, доброта и глупость. Есть герои, за которыми интересно следить, которых осуждаешь или сопереживаешь им.
Вряд ли из этого рассказа можно сделать роман, но в открывшемся автору мире сюжетов достаточно на сильную и яркую книгу. Этот мир позволяет не только создать оригинальное фантастическое произведение, но и решить некоторые проблемы современного реального мира, подсказать решения обществу, находящемуся сегодня в глубоком эмоциональном и духовном кризисе (я про наш мир, а не про мир птилетэков).
Но почему-то, перечитывая рассказ, мне не верится, что автору удастся воспользоваться всем ресурсом, который ему предлагает мир, переведет все в оригинальничание, добавит стеба и параллелей с событиями в литературной тусовке, введет узнаваемые образы, одним словом, испортит, как это часто бывает.
Мне сложно сказать, почему я так уверена в этом, но хотелось бы хоть раз ошибиться. Очень хотелось бы...
23 Корректор
Интересный рассказ, хоть и написанный немного коряво, иногда видение происходящего исчезает, читаешь строки на мониторе вместо того, чтобы видеть происходящее. Интересны образы героев, хоть и не раскрыты до конца. Мне кажется, что этот рассказ еще не раз будет правиться, потенциал у него есть.
А еще этот сюжет будет очень хорошо смотреться в киноварианте, где за счет киноприемов можно показать и дух происходящего, и психологию героев. Рассказ это позволяет. Он запоминается, хотя во время чтения и не особенно вызывает эмоции.
Часть II
С помощью этого теста я обычно определяю силу потенциального влияния романов на читателей. Пространство и возможности рассказа меньше, но пункты теста позволяют более четко увидеть, что в тексте есть, а чего тексту не хватает. Поэтому я не буду использовать шестибальную систему, а просто поставлю "+" (4-6 баллов) и "-" (1-3 баллов) для каждого рассказа.
Если в пункте указано название рассказа, это значит, что я поставлю ему плюс, если же нет, то, увы, минус.
1. Независимость от других авторов (для рассказа еще и от общего жанрового фона)