Когда-то, давно, задумал я написать странный роман в жанре филлира - философско-лирической притчи, в текстуальную основу которого собирался заложить простихию - стихотворную прозу, перемежаемую, собственно, стихами.
Герой повествования попадает в мир метареальности в момент своей мнимой смерти. Сюжет развивается по принципу спирального лабиринта и, как и в любой притче, конечная цель героя - обретение знания и предназначенья, как результат осмысления мира и самого себя.
Стихи, приводимые ниже вкраплены в текст на всём его протяжении и, соответственно, отражают различные стадии сознания героя и восприятия им действительности: до перехода он полнится виденьями пред-памяти, интуитивным знанием. Как у новорожденного, прорезаются в нём духовные зрение и слух и больше угадываются, чем видятся иностранные (иные и странные) ландшафты. Затем, по мере вживания его в окружающее и его осознаванья, он претерпевает поэтапные сдвиги, словно один за другим спадают с него защитные фильтры. Общее движение идёт от восторженно-наративного, через неуклюже-умилительные усмотрения узоров вселенских гармоний и малоуспешные попытки перевода ощущаемого в язык слов, - и вплоть до, практически, полностью непереводимого чистого Знания, кое - ничто иное, как Музыка Сфер.
Данная подборка позволяет выделить лишь основные стадии этого процесса, который в действительности представляет собой неизмеримо более широкий спектр оттенков.
***
Поэтапные сдвиги сознания резонансно отражаются на лексике героя. Стихи в целом подразделяются на три группы:
а. прочитанные героем: то ли увиденные им на придорожных камнях и знаках, то ли улавливаемые им в пространстве
б. сказанные ему другими персонажами
в. созданные им самим.
Сдвиги в лексике и стиле распространяются на все три категории в равной мере, т.к. изменившееся мировосприятие отражает изменившийся мир, требующий адекватного самовыражения. Поэтому, сначала в стихи вкрапливаются силлогизмы, затем - простые и более сложные неологизмы, далее - "ключи" (в бокштейновском понимании термина*) и, наконец, происходит почти полный распад структуры "трёхмерной" лексики, потеря связи с земным...
....герой понимает это и, зная уже на этой стадии, что ему предстоит вернуться на земной план, старается, по мере сил, противостоять окончательному распаду. Как результат этого -реалистическая концовка.
Стихи в общем контексте несут на себе ряд сюжетно-смысловых функций. В частности, они являются некими столбовыми камнями-указателями на распутьях блужданий. Прочтя их правильно, герой овладевает "ключами", обладающими двойной природой: природой дверного ключа, отпирающего вход и ключа-источника, бегущего в нужном направлении, выводящим из тупика и, к тому же, ещё и насыщающего живой водой...
Вместе с тем, стихи - вполне автономны и самостоятельны и сами по себе. Упоминаемые в них существа-метасущности являются полноправными, а иногда и главными действующими лицами и не-лицами романа.
Книга пишется и когда-нибудь будет завершена... а пока - вот это...
*смотри мою статью об Илье Бокштейне "Шёл по городу волшебник" на проза. ру.
***
Какая-то часть моего существа
Какая-то часть моего существа
Никогда не была человеком.
Быть может, травинкой
Или звездой
Быть может,
Косматой кометой...
Быть может, дельфином
Или совой...
Или сосной?
Но НЕ человеком!
Иначе откуда же,
Чёрт побери,
Вся эта тоска и удушье?
Откуда видения чудной страны?
Нездешней...
Несущей...
И взгляд неземной
На всамделишный мир,
С подсветкой и в пол-оборота...
На странных людей
В мелочах суеты
И потусторонность...
Как что-то...
Совсем не моё,
Не земное,
Не божеское, наконец...
Как ель и сосна,
Как кошка и лев:
Похожи и всё же другие..
Совсем не такие...
Не внешне, о, нет...
Какие-то в корне иные..
Чужие?
10.XI.80.
***
З О В
Когда-нибудь, в безвременной выси
Почувствуют, что мой черёд расти.
Черёд прозреть. Черёд свести концы
С началами. И наведут мосты.
Я знаю: будет утро. Синь
Подёрнется бутоном золотым.
Свет преломится в отраженьи
Вселенских призм. И в скольженьи
Чеканная проступит стать
Того, чем предстоит мне стать.
Всё ближе, златоглазый, всё теплей...
Окутан саваном сиреневых теней...
И отогрет дыханием живым
Во мне заиндевевший серафим.
Как мотылёк, застывший в янтаре,
Он робко пробуждается во мне..
Младенческою сенью обволок
Всё сущее...
Как мотылёк...
Лечу... янтарь роняю с крыл...
Сквозь дуновенье контур проступил...
Мне шепчет что-то...
Не расслышать слов...
Лечу на зов!
Май-август 82.
***
Л Ё Т
Лечу... Прикосновением Творца
Роняю вес, превозмогая грани,
И ветерок на голубой гортани
Прохладен, как затылок мотылька.
Как осторожна чья-нибудь рука
Не по-земному сотканного мира,
Что перевоплотив не преломила
Ни пёрышка... Лишь в пустоте зрачка,
Как будто глас рубинный раздался...
Так бинт слепого падает витками
И хлопьями над тихими глазами
Цвета.... цвета....
Изнемогаю, силясь распознать
Лиловый, фиолетовый и синий
И в пятнах чуть наметившихся линий
Точёный лик стараюсь угадать...
Пьянею... Дуновенье золотит
То место, где когда-то были веки...
Оттуда веет тайною и чем-то,
Что только тайна, тая, обнажит.
28.V. - 20.VII.82.
***
Умный свет
Он любил форму грома
И разрез его глаз
Отдавался зелёным
Во мне всякий раз...
Иногда над городом,
В перекрестьи линий,
Он казался облаком,
Синий...
А бывало, на опушке,
Утром пряным,
Закричит кукушкой...
Странный!
Притворялся ягодой,
Притворялся зверем...
Даже чистой радугой,
Будто я поверю!
Будто не замечу,
Как весною звонкой
Стебельком проклюнет,
Тонкий!
А вчера на пристани,
Где толпятся лодки,
Рыбаком прикинулся,
Ловкий!
Накричал, что шляюсь,
Что пугаю рыбу...
Я едва сдержался,
Да не подал виду:
Пусть себе играет,
Коль ему приятно
Сам с собой и с миром
В прятки.
11.II.82
***
Утренний Оль
По опушке непуганой рани,
По лагуне наклонного слитка
Шелкопрядит пастели улитка
Лебедиными гусле-глазами
Тайностелется розовый ломтик,
Шелестит огонёк пелеринный.
Перезвон заводя апельсинный,
Лепит луч голубой оленёнок.
Словно почка росистая бьётся,
Проступив, будто маятник мятный,
Сам себе до конца непонятный,
Пастушок на свирели займётся.
Лепестками ладоней ликуя
В переливах скрипичного стада,
Он, фарфоровой кисточкой гладя,
Силуэт охраняет Силлура.**
5.I.85.
*ОЛЬ - хранитель Силлура. Относится к семейству Утренних Эльфов.
**СИЛЛУР -1. сиренево-сребристая иллюзия льющейся луны, ластящейся листвы и ликующей лиры, усиленная и умноженная литургией рассвета.
2. метафизическое существо, творящее и одухотворяющее иллюзию путём предавания ей своей природы вымысла и формы восприятия.