Вот рецензии на рассказы и отметки; сами рассказы с пометками (в тех случаях, когда этих пометок много) будут пересланы авторам.
Нет рецензии только на "Собаку Баскервилей", потому что этот рассказ как-то выбивается из всего корпуса суперфинальных текстов. Для него я оставила пустующее место 10 баллов. Но считаю, что организатор должен выступать отдельной номинацией.
А вообще подборка рассказов очень сильная, так что по 10-бальной шкале ни один текст оценки ниже шестерки не заслуживает. Авторы все незаурядные. И, думается, многие рассказы после редактуры станут еще интереснее...
"Сияние памяти" - 9 баллов
За цельность повествования. Замечания - в тексте рассказа, будут пересланы автору.
"Сикомор" - 9 баллов
Опять-таки высокая цельность повествования. Лирический рассказ о мире, где деревья могут стать людьми и наоборот. Очень законченный. Стильный. Убедительный.
"Третьяк" - 9 баллов
При всем различии история входит в ту же линию, которая связана с рассказом "Сикомор": это этнографические варианты НФ и фэнтези. Если не одинаковая, то сходная манера и стилистика. В обоих случаях - умело созданный мир.
Об этом следует сказать отдельно: очень трудно создать новый, не существовавший прежде мир. Автору рассказа это удалось. Его герои - простые люди. Главное для них - выжить в непростых условиях. Они прибегают к магии предков, чтобы избавить селение от лихоманки, от недорода, от напастей.
Близнецы Ясь и Яся, которых ценой своей жизни отстоял отец, и сами сталкиваются с нечистью. Что они будут делать, как поступят: бросят младшего брата или, преодолев страх, будут навещать его даже после того, как увидят, что его выкармливает Карначка?
Автор ставит героев перед трудным выбором. И они справляются с этой нелегкой задачей, выпавшей на их долю.
"Фуня" - 9 баллов (хотя рассказ написан очень небрежно)
Неожиданный, смешной - хотя начало затянуто. Слишком долгое описание, в том числе и поиска диванов.
"Убийство господина Крота" - 8 баллов (нет полной развязки. Вопрос об убийствах все-таки остается открытым)
Придумано интересно. Связь с животными выглядит неожиданной. На эту тему (как мне кажется) еще никто не писал.
Но зачем герой расспрашивает Веронику о призванном животном, хотя, как выясняется дальше, знал об этом еще с детского сада? Почему он задает наивный вопрос о факте, который знают все?! И почему Вероника ему так подробно все это расписывает, если - опять же - это известно всем? Если автор уберет сцену с Вероникой или перепишет ее, рассказ только выиграет.
Правда, вопрос об убийстве животных все-таки остается открытым. Герой так и не смог расследовать убийство. То, как автор подает "разгадку", -- выглядит гипотезой.
В текст есть стилистические корявости, с которыми вполне можно расстаться
"Ненавижу тебя, Кукурямба" - 8 баллов
Идею можно было бы назвать оригинальной, если забыть про Гарри Гаррисона ("Неукротимая планета"), где агрессия землян подпитывает агрессию местной флоры и фауны. Но в этом рассказе речь идет об отдельном виде (кстати, совсем не обязательно было называть их срачи. Срач - презрительное и ироническое слово, а мы видим достаточно опасную тварь. Нестыковка. Несоответствие слова и функции).
Обычно животные умирают от любви, от тоски. Кукурямба умерла от нехватки ненависти. Да. Парадокс.
Но мы ждем иного финала - преображения. Вдруг одна - пусть даже ущербная! -- тварь выпадет из этой цепочки взаимной ненависти... Что-то позитивное появится. Но автор не дает развития идее. Животное питается ненавистью и без нее погибает. Все как было задано, так и осталось.
И это серьезный просчет автора. Мы ждем нового витка, перехода на новый уровень, а его нет.
"Снежных полей саламандры" - 7 баллов(хорошие описания, но конфликта нет)
И атмосфера ледяной планеты, и ее жители - все написано убедительно. Хотя зачем автор сначала показывает цветущие яблони, а героиня через несколько шагов подбирает созревший плод? Хватает того, что деревья цветут при минус двадцати.
А вот концовка притянута.
Мы знаем (об этом шел разговор в первый день за столом с младшим братом), что герой рассказ должен лететь сражаться с пиратами. То есть ему предстоит покинуть свою планету и возвращаться в космос. Но тогда и героиня может лететь вместе с ним, чтобы продолжить работу в госпитале, там ее руки и мастерство нужнее, чем на планете, где ей придется заново учиться, заново осваивать новую профессию...
"Несмеян" - 6 баллов
Неожиданно. Автор очень интересный Но конфликт, к сожалению, чрезвычайно невнятен. И как бы круто ни выражался Чижик, это не может заменить динамику точно найденного столкновения.
"Бумбараш, или очередная охота на Снарка" - 6 баллов (при том, что многие моменты выписаны отлично)
Автор описывает планету среднего палеозоя. Невероятные существа, хотя кое-что в описании напоминает тех, кого мы знаем по описаниям биологов. Но... слишком чересчур! Даже для палеозоя. Одно нападение существ следует за другим. Думается, если бы автор сократил часть, это сделало бы текст менее перегруженным.
И концовка, увы, выглядит такой негуманной... Оказывается, люди разыскивают инопланетян, заранее не сомневаясь в том, что они нам враждебны. И загадка, которую разгадывает герой рассказа, -- становится всего лишь ловушкой для инопланетян...
"Гуманиториум" - 6 баллов (за невнятную авторскую позицию)
Неизвестного вида обезьяны оказываются в лаборатории ученых. Один из них - Патч - с невероятной скоростью "окультуривается".
Мы не понимаем, почему Джумбо впал в ярость после рождения малыша - из-за чего от него отделили самку с новорожденным. Обычно самцы вместе с самкой ухаживают за малышом. Но автор рассказа это никак не объясняет. И, собственно, на этом - необъяснимом поведении - строится конфликт.
У английского автора есть роман, в котором люди точно также отлавливают неизвестного вида серебристую обезьяну. Уровень развития этой обезьяны оказывается настолько высоким, что они собираются провести операцию на мозг, чтобы выяснить его строение. Обезьяну спасает от операция жена ученого, которая испытывает симпатию к этой обезьяне. Она выпускает его на свободу и убегает из дому вместе с ним. Оказывается, что примат свободно ориентируется в новой обстановке. Он находит заповедник, где они, легко скрываясь от людей, наслаждаются свободной жизнью.
На одном из заседании ученых, где обсуждается вопрос об исчезнувшем примате, вдруг выясняется в современном обществе этих самых приматов, вписавшихся в жизнь - немалое количество. Кто-то из них стал министром, кто-то занял не менее высокий пост. Это и мужчины, и женщины. Оказывается, они давно пытались изменить представление общества , отношение к людей к природе. На этом заседании они все выходят на сцену и объявляют, что человечество неисправимо. Это была их последняя попытка показать людям, насколько они дики, насколько они неразвиты... И теперь они приняли решение навсегда покинуть людей, оставить попытки им что-то внушить и возвращаются на свою родину (местоположение ее остается скрытым от людей). Жена ученого покидает людей, отправляясь вместе с серебристыми обезьянами в их удивительное место.
Автор этого романа последовательно показывает несостоятельность нынешнего общества, показывает, что оно утратило очень важные качества - связь с природой. А те, кого они считают обезьянами, на самом деле следующий уровень развития, до которого современным людям далеко.
К сожалению, автор рассказа "Гуманиториум" не смог провести свою столь же четкую, убедительную линию. Его примат Панч приближается к "цивилизованному" поведению - но не более того. Вторая пара остается на уровне приматов. Их поведение, их поступки остаются на уровне животных. И о чем идет речь в рассказе - неясно.