|
|
||
Мы продолжаем наш фоторепортаж о празднике Преображения Господня и о Преображенском кафедральном соборе города Днепропетровска. Расскажем о богословском смысле архитектуры православного храма и смысле иконы Преображения |
"Храм - это большой дом, где живет Бог!", так иногда говорят дети. И они правы, ибо права мудрость христианская: Бог обитает везде, но более всего - на Небесах, в храме и в сердце человека.
Православный храм своей архитектурой напоминает ковчег (корабль), ибо таков его богословский смысл - быть ковчегом, предназначенным для спасения верующих от бурных вод греха, которым, к сожалению, бьется переполненное тревогами и страстями житейское море. Древние храмы и были продолговатыми, похожими на Ноев ковчег. Как праведный Ной и его семья были спасены от вод Потопа, так и для каждого верующего в храме есть спасение для себя и для ближних от греха. Бурное и опасное житейское море каждому из нас нужно так переплыть, чтобы достигнуть светлой гавани спасения и Царствия Божия, ради встречи со Христом. И вечной жизни с Ним.
В храме Божием нам преподаются спасительные таинства, через которые на верующих изливаются невидимые лучи благодати Духа. Это укрепляет наши слабые силы, не дает утратить Бога в своем сердце, не дает разувериться и утратить надежду. Ибо человек, увы, слаб...
Православный храм строится так, чтобы алтарем был обращен на восток. Место восхода солнца является материальным образом духовного прообраза - восхождения Солнца Правды, Христа, Который взошел просветить Евангелием весь род человеческий. Купола на храмах символизируют свод небесный и духовные Небеса.
Со временем форма храмов усложнилась. Есть круглые по форме храмы, символизирующие вечность и вечное существование Церкви Христовой. Есть крестообразные храмы, напоминающие нам, что Крест Господень - основа нашего спасения.
Количество куполов тоже несет символический смысл: храм с одним куполом символизирует Единого Бога; трехкупольные храмы указывают на Троицу; пятикупольные храмы символизируют Христа и четырех евангелистов; 12-купольные напоминают о 12-ти апостолах.
Преображенский собор, посвященный празднику Преображения Господня, имеет один купол.
Фото Преображенского собора взяты с инета
А теперь - немного моих фото собора (см. ниже).
Расскажем об иконе Преображения Господня. О богословском смысле этой иконы. Одной из самых лучших икон Преображения по праву считается икона, написанная ок. 1403 г. знаменитым Феофаном Греком, старшим современником преподобного Андрея Рублева. Впрочем, ряд искусствоведов полагают, что автор иконы не сам Феофан, а мастер из его окружения, продемонстрировавший великолепную виртуозность исполнения.
Колорит иконы Преображения выдержан в зеленовато-коричневых тонах, причем в "теплую" гамму цветов врываются стальные, холодные оттенки. От фигуры Христа исходят стремительные голубые лучи, дающие всему вокруг голубые отсветы. Геометрическое построение композиции отличается повторяющимся трехчастным делением: сверху - три фигуры, ниже - три горы, внизу - три апостола. Сюжет иконы относится к евангельскому повествованию о Преображении Спасителя в присутствии трех ближайших апостолов: Петра, Иакова, Иоанна. Икону Феофана Грека можно назвать паламистским произведением, как по богословской тематике, так и по художественному исполнению. Христос на вершине горы окружен двойным голубым ореолом, а по обеим сторонам от Него - пророки Моисей (со скрижалью в руках) и Илия; внизу - пораженные увиденным апостолы. От Христа исходит прекрасное божественное сияние небесного цвета, отсветы которого видны на одеждах пророков и апостолов, на склонах гор. Кроме основного события, на иконе можно увидеть некоторые разновременные события: восхождение Спасителя с учениками на гору (слева), их схождение (справа), а также перенесение ангелами пророков (в верхних углах).
Иконописец Феофан Грек создал собственную манеру письма: покрывая одежды святых сияющими пробелАми (световыми бликами), а лики, руки и ноги просвещая белильными движками (условными обозначениями света белыми мазками), иконописец демонстрирует исихастское понимание природы человека. Ведь человек предназначен для преображения и обожения, в состоянии которого он будет сиять фаворским светом, подобно Христу. И ныне святые подвижники невидимо сияют по дару благодати Духа.
Преображение. Феофан Грек
Вот как описывает икону Преображения иконописец, инок Григорий (Круг) в своей книге "Торжество Фаворского Преображения. Мысли о православной иконе": "Вершина горы Фавор, на которую Спаситель возвел избранных учеников, наполнилась излиянием Божественного света, неизреченной славой Божества. И этим излиянием Божественного света наполнена вся икона праздника. Вся поверхность ее становится как бы светоприимной. Распределение изображений на иконе - облако, осеняющее Спасителя, движение лучей, знаменующих Божественные силы-энергии, движение Фаворской горы и падающих стремглав апостолов, - вся основа иконы говорит о свете и определяется светом. Светом наполнено облако - слава Духа Святого, осенившая Господа, и одеяние Спасителя, белизна которого наполнена тонкой сетью золотых лучей, также знаменующих излучение Божественных сил.
Отражение света, льющегося от Господа, просветляет ризы Моисея и Илии, и ризы апостолов, падших на землю, и ступенчатые выступы Фаворской горы. Сама же гора как бы наполнена одушевленной волей приготовить место Спасителю. Очертания ее, поднимаясь, суживаются к вершине и на самом верху распадаются на три малых уступа, образуя место для Спасителя и для двух Его собеседников: для Илии, ходатая от живых, и Моисея, ходатая от мертвых. Складки их одежд так же, как поднятые вихрем одежды апостолов, наполнены таинственным светом, идущим от Спасителя. Апостолы иногда изображены падающими стремглав, иногда лишь повергшимися на землю и укрывающими лица одеждами.
Божество, по определению преосвященного Иннокентия Херсонского, скрытое под завесой плоти, обнаружило Свое присутствие и блистало как молния. Молитва до того возбудила и подвигла скрытую в человечестве Иисусовом полноту Божества, что она, преисполнив душу Богочеловека светом своим, проникла сквозь тело и просияла в лице, не вмещаясь здесь, осияла и преобразила самую одежду.
Не пред всем народом и даже не перед всеми учениками совершилось чудо Преображения, но лишь перед тремя избранными Христом апостолами, которые смогли перенести видение нестерпимой славы. И не сразу сделал их Господь свидетелями Своего Преображения, но по восхождении на вершину Фаворской горы, указывая этим, что не всюду и не во всяком состоянии можно сделаться свидетелями и соучастниками Преображения Господня, но лишь трудом восхождения. В жизни Церкви этим горним путем шли подвижники, устремленные к созерцанию. К явлению Божественного света их приводило восхождение на вершину безмолвия, и Церковь хранит множество свидетельств об этом свете, который был опытно постигаем при погружении в молитву и созерцание".
И далее инок Григорий (Круг) рассказывает, что на соборе в Константинополе было утверждено "православное учение о природе Благодати, Божественных сил и Фаворского света. Свет, явленный апостолам на горе Фавор, по свидетельству святого Григория Паламы, есть свет несозданный, несотворенный, но является излучением Самого Божества, светолучным излиянием Благодати Пресвятой Троицы, освящающей мир. "Свет Преображения Христова таинственно наполняет Церковь, делая светоносными ангельские чиноначалия и проявляясь в святых, и этот свет есть уже слава Будущего Века, и святые, свидетельствующие о Фаворском свете, бывают не только свидетелями его, но сами наполняются им, потому что всем, взирая откровенным лицом на славу Господа нашего, должно преобразоваться Духом Божиим от славы в славу. Преображение точно дает и образ нашего преображения" (архиеп. Иннокентий Херсонский [проставленный в лике святых - примеч. Скосаря В.Ю.]).
Вот какими словами говорит об этом же преподобный Симеон Новый Богослов: "Благодать Духа Святого, которая приходит как умный свет, приходит с тихостью, принося обрадование. То есть отсвет вечного света и отблеск непрестающего блаженства, который делает человека другом и сыном Божиим и Богом, насколько это вместимо для человека". И далее: "Ум, соединившийся с Богом, становится как свет. Ум тогда есть свет и видит свет, то есть Бога. Ум видит себя совершенно объединенным с сим светом и трезвенно бодрствует"".
Преображение
И далее инок Григорий (Круг) пишет: "В бесчисленном ряду свидетельств о Фаворском свете есть одно особенно близкое нам по времени и по условиям, в которых произошло чудо. Это явление благодатного света, которым завершилась беседа о смысле и назначении христианской жизни преподобного Серафима Саровского с его другом Мотовиловым. В беседе этой преподобный Серафим разъяснил Мотовилову, что ни чистота жизни, ни достоинство и богатство заслуг не являются конечным смыслом христианской жизни, но лишь необходимыми условиями к достижению этого смысла. То сокровище, которое одно достойно быть завершением жизни, есть полнота стяжания Святого Духа, когда душа человеческая, обретая полноту благодати, "светлеется Троическим единством". Мотовилов не мог понять, что есть стяжание Святого Духа, и вот преподобный, для того чтобы Мотовилов окончательно уяснил себе сказанное, сделал его причастником и тайнозрителем чуда. Лицо св. Серафима начало неизъяснимо просветляться. На вопрос старца, отчего Мотовилов не смотрит на него, тот ответил: "Не могу, батюшка, смотреть, из глаз Ваших молнии сыпятся, лицо Ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли".
Далее Мотовилов такими словами передает виденное им: "Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст, неменяющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом и озаряющий ярким блеском своим снежную пелену и снежную крупу, осыпающую сверху меня и Великого старца".
Такими словами Мотовилов описывает явление несозданного света, просветившего преподобного Серафима. И свет этот есть все тот же свет Преображения Господня, который просветляет святых, одевает славой святую Церковь, который, по определению собора, утвердившего исповедание святого Григория Паламы, является "неизреченной славой и сверхсовершенной и предвечной славой Божества".
Преображение Господа на Фаворской горе не может быть понято нами как чудо, обособленное в ряде евангельских событий, но оно есть и путь, и образ, и вершина всеобщего преображения" (инок Григорий, из книги "Торжество Фаворского Преображения. Мысли о православной иконе").
Вот с такой возвышенной и радостной мыслью окончим разговор. В следующей работе я постараюсь рассказать об истории Преображенского собора.
Ноябрь 2013 г.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"