Скворцова Мария Владимировна : другие произведения.

Амбиции

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Недавно в одной из московских газет, где кадровые агентства публикуют сведения о вакансиях, я увидела любопытное объявление. В нем сообщалось, что преуспевающая фирма примет на работу менеджера, а среди профессиональных и личностных требований к кандидату без стеснения упоминалась амбициозность. "И ведь, наверное, много желающих" - подумалось мне...
  

Амбиции

  
   Словарь Ожегова поясняет, что "амбиция" - это обостренное самолюбие, спесивость, а также претензии и притязания на что-либо. Слово это в русском языке всегда использовалось с сильным оттенком неодобрения. Сейчас же амбиции уже могут, как видим, в некоторых кругах считаться достоинством. Так чем же амбициозность отличается, к примеру, от уверенности в себе? Может, действительно качество это зря осуждали наши предки? Или были они в этом правы?
   В книге Б.Д. Парыгана "Анатомия общения" описан забавный эпизод, произошедший в одном из питомников, где содержались гориллы. Эти обезьяны живут группами, напоминающими чем-то человеческие сообщества. Во главе всегда стоит опытный, физически крепкий и умудренный опытом пожилой самец, который имеет высокий статус и управляет всеми остальными обезьянами. Обычно его авторитет непререкаем. И вот однажды ученые наблюдали "революцию" - молодой самец из обезьяньего стада фактически осуществил захват власти, "отбив" у пожилого вожака его гарем. Как это произошло? Молодой (и наверняка - амбициозный) горилла, найдя где-то на свалке пустую канистру, поднялся на кучу мусора и стал громко стучать по этому импровизированному "барабану" лапой. Вначале гулкий звук, а затем и вся необычная ситуация привлекли внимание молодых самок стада. Они сбежались посмотреть, что происходит, и расположились вокруг "артиста". Постепенно к ним присоединились и все остальные самки, а старый вожак остался в стороне от этой "тусовки". Одного этого эпизода было достаточно, чтобы он потерял всю свою свиту - а, значит, и всю власть.
   Можно сколько угодно смеяться над незатейливыми вкусами обезьян, но ведь нечто подобное мы наблюдаем и у людей. Например, в Тольятти распространен такой способ "ухаживания" - молодой человек подъезжает на своей машине к зданию вуза, где учится его подруга, и как можно громче включает какую-нибудь незатейливую музыку. Сидящая в этот момент на лекции девушка испытывает чувство гордости - ведь теперь все слышали, какой у нее замечательный и амбициозный кавалер. То, что все это не очень отличается от обезьяньих манер, ничуть ее не смущает. Преподавателю же достается незавидная роль смещенного вожака... если только он не сможет перекричать конкурента.
   Неужели все так просто - стоит только заявить о себе как можно громче, и успех обеспечен? Это срабатывает не всегда. В некоторых культурах вообще считается, что благородный человек никогда не станет привлекать к себе внимание. Но чем проще зритель, чем ближе обычаи в данной группе людей к животным инстинктам, тем больше шанс произвести впечатление именно с помощью шумных эффектов. Часто половина успеха - это как раз умение громко "стучать лапой по канистре, забравшись высоко на кучу мусора". Понаблюдайте за тем, что происходит в политике, шоу-бизнесе, рекламе... Скромность здесь только повредит. Если уж дело идет к выборам, то каждый кандидат дает понять, что он - честный, умный и дальновидный. Представьте себе для сравнения, что обычный человек, приходя к друзьям или на работу, начинает всем рассказывать: "Я - честный и умный". Странно было бы, правда? А политикам, эстрадным звездам и телеведущим - можно. Мы даже не удивляемся этому, мы привыкли, что они у нас такие... амбициозные. Перед премьерой нового фильма вам обязательно скажут, что он - "эпохальный" и "грандиозный", чуть ли не гениальный. И ничего, режиссер и актеры не умирают со стыда... Люди любят яркие зрелища, шумные события и громкие слова - а значит, всегда будет кто-то, кто это учтет и использует.
   Быть поярче, бросаться в глаза можно разными способами. Это можно делать с помощью одежды, например - ведь зачастую по одежке не только встречают, но и провожают, и запоминают, и оценивают... Чтобы "провожать по уму", надо самому слишком много думать, и большая часть человечества к подобным подвигам не склонна. Раньше простолюдинам запрещали носить одежду пурпурного цвета - для того, чтобы и неграмотному было видно, кто имеет высокий статус, а кто - нет. Сейчас все стало сложнее, и роль королевского пурпура играют престижные торговые марки. В некоторых случаях достаточно, чтобы ваш внешний вид был необычным - и успех обеспечен. Приобретая определенные дорогие или редкие вещи, люди также надеются произвести впечатление на окружающих; заменим старую канистру со свалки новым блестящим автомобилем, а гориллу - гордым автовладельцем, и увидим, что эффект тот же самый.
   Все описанные явления относятся к тому уровню человеческого поведения, который психолог А. Добрович назвал "примитивными межличностными реакциями". Здесь срабатывают самые простые механизмы влияния и самые незамысловатые мотивы. На этом уровне действительно легко добиться успеха (если вам только не помешает природная брезгливость или разборчивость). Но то, что кажется самым дешевым путем к высокому статусу, зачастую приводит к неприятным последствиям. Если однажды вы решаете, что "с волками жить - по волчьи выть", то будьте готовы к отпору окружающих, таких же амбициозных, как вы.
   А каков бывает этот отпор? Первой и самой простой реакцией окружающих является зависть. Стоит только кому-то одному начать возвышать себя, все остальные немедленно ринутся смешивать его с грязью. Это-закон, из которого почти не бывает исключений. Второй реакцией будет злорадство. Если человеку в какой-то среде удалось возвысить себя с помощью амбиций - значит, он окружен не самым разборчивым обществом. А в такой среде, стоит только сделать ошибку - всеобщей радости не будет границ. И, наконец, третьей реакцией часто является жесткая, даже жестокая конкуренция. Если вы хотите возвыситься над окружающими, то и они, скорее всего, будут пытаться возвыситься над вами. Если один лезет с канистрой на кучу мусора, то предварительно он должен спихнуть оттуда другого, своего предшественника.
   Грустно, но сейчас все вышеописанное становится нормой. Я иногда думаю - может, просто не совсем здоровы люди, стремящиеся к успеху ради успеха, к известности - ради самой известности и к деньгам - только ради удовольствия показать их другому: "Гляди-ка, у меня есть, а у тебя - нет"...
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"