Скворцова Мария Владимировна : другие произведения.

Университет как среда обитания

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Прошлый наш разговор был посвящен процессу адаптации человека к университетской среде. Сегодня же предлагаю подумать - а что представляет собой сама эта среда? Каковы ее особенности, по каким правилам она живет? Как в ней выжить, наконец?

Университет как среда обитания

      -- Иерархия
   Можно утверждать, что одна из главных особенностей университетской среды - это ее иерархичность. Для многих слово это имеет несколько негативный оттенок. Я так и представляю себе, как "демократически" настроенный читатель хмурит брови в благородном возмущении - "Иерархия? Но в истинном университете не должно быть никакой иерархии! Тут все должны быть равны перед лицом Истины!". Но давайте посмотрим, как обстоит дело в реальности.
   Только для стороннего взгляда университет - это некий монолит, почти однородная масса, внутри которой действуют свои, ни на что не похожие порядки. Это - как бы особый мир. Заглянув внутрь этого мира, мы сразу увидим, что он имеет слоистую структуру. В первом приближении мы замечаем три совершенно разных группы: студентов, преподавателей и администрацию. Иногда четкое разделение этих слоев провести затруднительно (например, когда преподаванием занимается один из руководителей университета, или когда начинает преподавать вчерашний выпускник, идентифицирующий себя пока скорее со студентами, чем с коллегами). Однако эти слои все же сильно отличаются друг от друга, в них действуют разные правила и нормы поведения, люди в них говорят иногда на очень непохожих языках, их беспокоят совершенно разные проблемы. Переход из одного слоя в другой требует усилий и должен быть как-то формально обозначен (смена места работы, окончание университета и т.п.). Но и внутри этих слоев есть дальнейшее разделение - по статусу, по специальности, по возрасту... Еще в те годы, когда я сама училась, была известна шутливая классификация студентов. Первокурсники и второкурсники получали название Student viridis - Студент зеленый (но в латыни viridis - это еще и "свежий", и "крепкий", и "цветущий", так что обижаться совершенно нечего). Переходя на третий курс, студент, видимо, перестает быть как "зеленым", так и цветущим - поэтому отныне его можно называть Student vulgaris - Студент обыкновенный (vulgaris - "типичный", "обычный", "всем известный"). В этом делении есть большая доля истины: ведь студенческая среда сама по себе очень неоднородна, и на большинстве факультетов первокурсники не очень активно общаются со старшекурсниками. Это не случайно: не так уж много общих интересов связывает вчерашнего школьника и завтрашнего выпускника... Один еще почти ни за что не отвечает в своей жизни, а другой уже почти отвечает за все.
   Первый вывод, который кому-то может не понравиться, но он напрашивается сам собой: университетская среда отторгает человека, который не понимает, какова его роль и к какому слою он относится. Мне лично не очень приятны соображения типа "всяк сверчок знай свой шесток" - но увы, все именно так и обстоит. На моей памяти несколько очень талантливых студентов были отчислены главным образом потому, что не захотели этого понять или принять. Они были демократами, эти одаренные молодые люди, так и не получившие диплома (понятно, что совсем не в дипломе счастье, но все равно досадно). Они не понимали, что в стенах университета между преподавателем и студентом всегда будут различия - как в правах, так и в обязанностях. Они признавали в окружающих людях именно и только людей, игнорируя различия в статусе... Но университет - структура, уходящая корнями в средние века, и до сих пор несущая в себе следы жесткого сословного деления. Это правило касается и преподавателя: человек, видящий в студентах только и исключительно людей, столкнется с невозможностью принимать экзамен и выставлять оценки... Внутри кафедр выделяется наиболее уважаемый слой - профессура. Влияние и "вес", которые имеют профессор и молодой преподаватель, совершенно различны - и это правильно. Это справедливо. Надо признать, что именно благодаря своей консервативной иерархичности университетское образование продолжает существовать сотни лет, поддерживая основы европейского типа мышления. Любое серьезное дело требует иерархии, требует уважения к более опытным, более знающим людям. Поэтому-то и не работает в университетских стенах правило "все равны". Потому что это на самом деле влияние человека здесь определяется его опытом, авторитетом, умением строить взаимоотношения, квалификацией и той ответственностью, которую он на себя взял. Это - не "дедовщина", отнюдь. Просто университет не может жить по законам тусовки - он не выжил бы, если бы был слишком демократичным.
   2. Что здесь ценят
   Человек, как правило, усваивает систему ценностей своей семьи, своего профессионального и социального окружения. Современный мир, прямо скажем, особой духовной озабоченностью не отличается - и ценит такие простые вещи, как деньги, власть, удовольствия, физическую привлекательность, недвижимость, красивые и дорогие автомобили и т.п. Было бы нечестно утверждать, что внутри университета это все "не котируется". Но человек, приходящий с улицы, находит здесь и другую, "параллельную" систему оценивания людей. Например, формальным критерием успешности преподавателя является его ученая степень (кандидата или доктора наук). Это, конечно, очень грубый и приблизительный критерий - но все же в его основе лежит некий вклад в науку, который человек смог или не смог внести. Университет уважает интеллект, здесь котируется грамотность в широком смысле слова, умение вести исследовательскую работу, самостоятельность мышления... Именно из-за различий в приоритетах между университетским, "академическим" миром и остальным городом всегда будет некая полупроницаемая граница. Водораздел проходит не по формальному признаку: он зачастую разделяет студенческую группу или факультетскую кафедру на две неравные части... Университетскому миру будет принадлежать меньшая часть, а большая лишь формально к нему относится. Истинно - университетский студент охотно и естественно тратит свои личные деньги на книги, на поиск серьезной информации в Интернет и т.п. - и не потому, что это "пригодится на экзамене", ему просто интересно. Его мозг требует пищи для размышлений так же активно и неотступно, как желудок - пищи для переваривания. Так и университетский (в полном смысле слова) преподаватель добровольно тратит много личного времени на дополнительную работу со студентами или на исследования, которые почти никак и нигде не учитываются и не оплачиваются - почему? У него это получается "само собой"...
   Второй вывод, который приходит в голову: человек может пять лет проучиться и еще двадцать пять лет проработать в университете, но остаться совершенно чужд его духу... Он даже может получить диплом с отличием и будет исправно ходить на учебу (работу) - но это еще ни о чем не говорит. Тот же, кому нужны Знание и Понимание - имеет все шансы найти их здесь. И, думается, ради такого результата стоит прилагать усилия. Даже при недостаточной комплектации библиотек, не-идеальных учебных планах и не-всезнающих преподавателях, университет предоставляет возможность Размышлять. Не впитывать информацию, как губка - а самостоятельно ее находить, критически оценивать, анализировать, синтезировать и выборочно принимать к сведению... Здесь люди встречаются друг с другом специально для того, чтобы стать разумней. Мне кажется, уже за одно это стоит уважать эту далекую от совершенства, но все же такую ценную и важную среду обитания, в которой, кроме сильнейшего, имеет шанс выжить и наиболее мыслящий...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"