Скворцова Мария Владимировна : другие произведения.

Цветок и скальпель

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    многогранность личности - ресурс или помеха?


   "Лишь изредка человек может найти одну-единственную цель в жизни; но за это он платит дорогую цену, подавляя другие стороны своего существа. Так стоит ли вообще форсировать такую односторонность, если естественное состояние человека - противоречивость поступков?"
   К.Г. Юнг, "Настоящее и будущее".

"Цветок" и "скальпель"

   Когда-то, когда я была еще студенткой третьего курса, на одном из семинаров шла речь о том, каким должен быть психолог-практик. Преподаватель не давал готового ответа на этот сложный вопрос, а расспрашивал нас, студентов, о нашем мнении. И тогда я с жаром защищала такую точку зрения: "Для любого специалиста главное - уметь эффективно решать профессиональные задачи. Психолог должен быть похож на хорошо "заточенный под задачу" инструмент. Например, скальпель идеально приспособлен для того, чтобы резать - и в этом смысле нужно быть похожим на скальпель". Преподаватель не перебивал меня во время моего монолога, а потом просто спросил: "Ну хорошо. Представь, что ты - скальпель. Очень хороший скальпель, очень острый. А теперь скажи - в чьей ты руке?"... Я задумалась, но ответ пришел ко мне довольно быстро: "В своей собственной руке..." - "А, так значит, кроме скальпеля, в тебе должно быть еще много всего... И рука, и сердце, и голова, наверное".
   То, что верно для психолога, истинно и для человека вообще. Иногда мы ставим перед собой четкую, конкретную задачу и становимся инструментом для достижения поставленной цели. Мы превращаемся в "скальпели", "компьютеры", "кухонные комбайны"... Мы достигаем совершенства в профессиональной области, или в зарабатывании денег, или в умении быть привлекательными, или в ведении хозяйства... Но если в нашей психике, в нас самих нет "руки", "сердца" и "головы", которые этими нашими способностями управляют, обязательно "рука" найдется вовне. Непременно отыщется кто-то, кто будет ставить перед нами свои собственные задачи. А мы, как запрограммированные хорошие инструменты, станем беспрекословно "работать на чужого дядю". Если мы не будем иметь управляющего центра в самих себе, наша односторонность неизбежно будет или эксплуатироваться другими, или ржаветь без использования.
   Представьте себе цветок, у которого есть сердцевина и множество лепестков. Каждый лепесток - это "инструмент", какая-то наша способность, специализированная часть психики. Эти "лепестки" вполне автономны и могут долгое время и не вспоминать, что прикреплены к единому центру - "Я". Каждый из них просто делает свое дело. Но только благодаря объединяющей сердцевине их активность имеет какой-то смысл. Что толку уметь зарабатывать деньги, если не любишь с пользой и удовольствием их тратить? Какой смысл во владении сексуальными техниками, если не можешь строить искренние взаимоотношения? Зачем уметь вести домашнее хозяйство, если никто не хочет с тобой жить? Став инструментом для получения прибыли, или для получения оргазмов, или для поддержания чистоты и порядка, не всегда автоматически делаешься счастливым...
   Школа, университет и прочие образовательные учреждения чаще всего занимаются тем, что совершенствуют "лепестки". Мы становимся более компетентными в каких-то направлениях. Подготовка человека к жизни сейчас все чаще мыслится как "формирование компетенций". Увидел иностранца? Ок, заговорил на его языке. Увидел делового партнера - Ок, грамотно провел переговоры. Увидел в зеркале самого себя - Ок, занялся фитнессом. И все это полезно, это действительно нужно уметь, только остается открытым вопрос - кто же будет ставить цели перед обученным интеллектом? Кто вложит в сердце стремления? Кто станет программистом, озадачивающим эту компетентную кучу разрозненных инструментов?
   Это может сделать только сильная сердцевина - "Я". Ведь отдельные "инструменты" (стороны психики) в какой-то момент могут вообще "взбунтоваться" и начать действовать самостоятельно. Видели ли вы учителей, которые поучают не только на работе, но и дома, хоть их никто об этом не просил? Директоров, которые всегда пытаются управлять теми, кто попадается на глаза? Юристов, что смотрят на мир сквозь кодексы, даже когда просто сидят в кино? Со всеми этими людьми произошло одно и то же - "цветок" почти рассыпался и завял, жив только один "лепесток", который взял на себя все жизненные функции. Естественно, при таком раскладе человек становится эффективным в одной-единственной сфере и крайне неприспособленным во всех других.
   Чтобы этого не произошло, нам и необходимо тренироваться в единении разрозненных усилий, упражнять самые разные, в том числе и противоположные, способности. Умеете быть привлекательным? Замечательно, но можете ли при случае остаться в тени? Умеете все трезво взвесить, принять рациональное решение? Я Вас поздравляю, но способны ли Вы к мощному проявлению своих чувств? Вы - лидер, яркая личность, замечательно справляетесь с управлением? Это очень ценно, но можете ли Вы работать в команде под чьим-то руководством?
   Чтобы оценить степень своей целостности, можно выполнить простое упражнение. Возьмите лист бумаги, разделите его вертикальной и горизонтальной линиями на 4 равных части. В центре нарисуйте кружок - это Ваша "сердцевина". Напишите на ней - "Я". Четыре части листа - это наши основные "стороны": мыслительная, эмоциональная, волевая и телесная. Теперь рисуйте в этих четырех "зонах" лепестки, связанные с Вашими умениями. "Умею танцевать" и "владею приемами карате" пойдут в телесную зону, "разбираюсь в высшей математике", "умею анализировать ситуацию" - в мыслительную, "умею сопереживать" - в эмоциональную, а "никогда не опаздываю", "могу вежливо разговаривать с неприятным человеком" - в волевую. Рисуйте лепестки разных размеров, в зависимости от того, насколько выражено умение. Если Вы умеете так красочно рассказать о чем-то, что окружающие побросают свои дела и будут слушать Вас, раскрыв рот - то соответствующий лепесток в эмоциональной зоне должен быть большим. Если Вы знаете таблицу умножения, но больше ничего из математики не помните - то этот лепесток в мыслительной зоне будет маленьким. А теперь посмотрите на получившуюся картинку. Нравится? Что хочется изменить? Сильна ли сердцевина, или ее заслонили какие-то лепестки?
   Усиление "сердцевины личности" происходит не в ходе специализации, а в результате глубоких, обогащающих контактов с разными и разносторонними людьми. Если Вам очень повезло, то такими людьми были Ваши родители. Если не очень повезло - ищите "учителей" повсюду...
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"