Скворцова Мария Владимировна : другие произведения.

Конкуренция способностей

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Когда приходится выбирать между несколькими "я"...


   Умные люди говорят, что если за двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Но, оказывается, что-то подобное можно сказать и о человеческих способностях. Чтобы развивать какую-то одну сторону своей психики, человеку нередко приходится жертвовать развитием другой своей стороны.
  

Конкуренция способностей

   Когда-то давно (а по моим личным меркам - очень давно), лет семнадцать назад, я написала на отдельном листке список тех способностей и умений, которые хотела развить у себя к двадцати годам. Мне тогда было около тринадцати лет, и в моем распоряжении оставалось семь лет, чтобы достичь совершенства чуть ли не во всех отраслях знаний. Жестокий и очень глупый в своем максимализме подросток требовал от себя невозможного, хотел добиться реализации такого максимума, который и Леонардо да Винчи осуществил лишь к сорока. Самое смешное, что у меня вообще не было никакого понятия, как я собираюсь изучать и осваивать такое огромное количество разных наук и искусств, учась в обычной хорошей школе на окраине поволжского областного города. А самое печальное, что в своей гордой жадности я не задумывалась - ну и зачем мне они, эти способности? Что я собираюсь дальше с ними делать? Ведь уметь что-то делать или знать нечто - это не самоцель, это лишь средство, которое появляется только при наличии достойной жизненной задачи. Главное - не умение, а то дело, в котором умение находит свое место. Судьба меня пощадила - листок с немыслимым "планов громадьем", к счастью, давно потерялся. Думаю, мне было бы стыдно и досадно его перечитывать сейчас. Ничего (вообще ничего!) из того, что было в том списке, я не исполнила и к тридцати. Зато реализовалось нечто другое - то есть СОВСЕМ ДРУГОЕ, и это "другое", как я понимаю, стало называться "мной". От подростковых иллюзий пришлось отказаться, хотя, если честно, мне их до сих пор немного жаль.
   Мысль о том, что разные стороны человеческой натуры конкурируют друг с другом, вовсе не нова, и психология неоднократно ее подтверждала на разных примерах. Например, оказалось, что у людей с выраженными творческими способностями обычно очень слабая память на даты, факты, цифры и другой материал, требующий механического заучивания, а не понимания. Если с детства перегружать память ребенка готовой информацией, он, естественно, вырастет эрудитом - и одновременно будет обладать весьма скромным творческим потенциалом. Мозг такого человека "перегружен" фактами, которые не объединяются в гармоническое единство, и по-хозяйски оперировать накопленными знаниями, смело их комбинировать человек почти не в состоянии. Выдающийся психотерапевт Фриц Перлз сравнивал психику эрудита с тесной комнатой, загроможденной множеством ненужных вещей, которые, к тому же, являются чужой собственностью. "Хозяин комнаты" вынужден ютиться где-то в дальнем углу, не решаясь провести ревизию в накопившихся предметах. То же самое и с информацией: эрудит не осмеливается половину имеющихся у него сведений спокойно забыть, чтобы освободить свое жизненное пространство.
   Еще одним свойством, конкурирующим в нашей психике с творчеством, является способность к критическому анализу. Ум критика наилучшим образом приспособлен к выискиванию недостатков в любом замысле. А ведь все возникающие у нас новые идеи сначала являются очень уязвимыми, они не рождаются готовыми, во всем своем блеске. Им нужно на первых порах доброжелательное внимание и доработка, а не критические замечания. Если же человек не способен на какое-то время "отключить" критику, все его смелые и оригинальные мысли погибают в зародыше.
   Бернард Шоу указал еще на две мало совместимые друг с другом способности: величие гения и обычный житейский здравый смысл. Он писал: "Незаурядным личностям всегда невдомек, в какую ярость приводит людей недалеких разоблачение их глупости. Даже Сократ, несмотря на свой возраст и опытность, не сумел защитить себя на суде". Действительно, многие выдающиеся мыслители погибли, затоптанные серой массой - и это произошло только лишь потому, что им, великим, было трудно представить себе, каким видит мир человек из этой массы. В каком-то смысле, им не хватало для этого фантазии!
   Известный психолог К.Г. Юнг также описал две пары конкурирующих способностей: мышление противоположно чувству, а интуиция - ощущению. У разных людей они выражены в разной степени. Мыслящий тип использует логику и аргументы, чувствующий тип ориентируется на свои положительные и отрицательные эмоции. Цель мышления - определить, является ли нечто истинным или ложным, правильным или неправильным. Цель чувства - определить, приятна или неприятна ситуация. Мышление и чувство противоположны друг другу, и если усиливается одна способность, неизбежно ослабевает другая. В таких же антагонистических отношениях находятся ощущение и интуиция: ощущение позволяет получать точную информацию о существующем, реальном мире, а интуиция основана на знании о потенциальных возможностях. Нельзя с одинаковой успешностью ориентироваться в этих несхожих областях, считает Юнг - невозможно трезво "видеть мир таким, каков он есть" - и одновременно уметь предсказывать неожиданные повороты развития.
   Идеал "гармонически развитого человека" вводит многих в заблуждение, потому что может быть истолкован как стремление к равной выраженности всех способностей в одном человеке. Но это достижимо лишь в том случае, когда это - одинаково посредственные способности. Если человек становится кем-то, он достигает этого путем отказа от осуществления многих других, "альтернативных Я". Этот отказ не означает, что нужно быть "узким специалистом" - недаром многие выдающиеся умы ХХ века жестко критиковали "варварство специализации". Действительно УЗКИЙ специалист не только не имеет широких познаний и разносторонних способностей, но еще и отличается самодовольным нежеланием признавать ценность тех сторон жизни, в которых сам ничего не смыслит. Наоборот, человек, пожертвовавший одними из своих способностей ради развития других, испытывает чувство большой потери, он скорбит по утраченным частям самого себя, как мать, потерявшая детей. Поэтому он скромно готов учиться у каждого, кто обладает каким-то другим набором достоинств. Ведь он понимает, что не способности важны и не одаренность как таковая - а лишь то дело, которому осознанно служит человек. И если такого дела, такого служения нет - никакие таланты не заполнят отчаянной сиротской пустоты в душе.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"