Мне иногда кажется, что Ганс Христиан Андерсен, как ни странно, лучше всех психологов разбирается в женской психике. Ведь он создал совершенно уникальную галерею правдоподобнейших женских портретов... И все они живут своей отдельной, независимой от времени и пространства жизнью: и искательница тепла Герда, и искательница абсолютного совершенства Снежная Королева, и трогательная чемпионка по мазохизму Русалочка, и еще многие, многие... Но, признаюсь, больше всего в этой компании меня интригует Маленькая Разбойница.
Маленькая разбойница
Видеть Жизнь как приключение и забавную игру, Мир - как вызов и поле боевых действий, собственную властную мамашу - как объект воспитания, а Любовь - как право распоряжаться другими по-хозяйски - таков выбор этой маленькой, но уже вполне самостоятельной девочки.
"Ужасный, невоспитанный ребенок с немытыми руками" - подумает о ней добропорядочная домохозяйка, сторонница уюта, гигиены и предсказуемых поступков. "Жестокая мучительница животных" - могли бы сказать о ней люди из "Greenpeace". "Девушка, пытающаяся вести себя по-мужски, не принявшая традиционных женских ролей; не расстающаяся с ножом ни днем, ни ночью, и склонная к паранойе - конечно же, она нуждается в помощи психоаналитика!" - примерно так оценил бы ее сам психоаналитик. "Глупая взбалмошная девчонка с дурными инстинктами и неупорядоченным разумом" - такой ее, возможно, увидела бы Снежная Королева... Что же касается Герды, то та в присутствии нашей героини не склонна была думать - она просто "...не смыкала глаз, не зная, убьют ее или оставят в живых". (Впрочем, Герда-то и в других ситуациях не склонна думать - ее сила не в этом. Но речь у нас сегодня не о Герде, а о ее противоположности...)
Что же я могу о ней сказать? Милая моему сердцу Маленькая Разбойница похожа на узел, в котором туго связаны самые разные вещи. Щедрость в ней неотделима от эгоизма, а великодушие - от жестокости. Она помогает Герде найти Кая - но она , похоже, с равной вероятностью могла бы навсегда посадить ее на цепь в своем зверинце... И только она, Маленькая Разбойница, смогла в конце сказки так точно оценить главного виновника "road-movie": "Ишь, ты, бродяга! - сказала она Каю. - Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света?"
Мне кажется, что в ней сосредоточено нечто, что часто можно встретить в реальных, не сказочных женщинах (причем - в наиболее искренних из них), но это "нечто" редко бывает осознанным. Давайте же посмотрим повнимательнее - что она за человек, что ей нужно от жизни и как она этого добивается.
"Глаза у нее были черные, но какие-то печальные" - так в двух словах Андерсен предупреждает читателя: не верьте всем гадостям, что дальше будет вытворять эта девчонка. Ведь весь ее эпатаж и грубость - это лишь способ убежать от тоски и одиночества.
Маленькая Разбойница действительно очень одинока. Поэтому появление Герды (которой она спасла жизнь, между прочим - разбойники-то собирались Герду съесть) вызывает в ней воодушевление. Недвусмысленно она заявляет о своих намерениях: "Она будет играть со мной. Она отдаст мне свою муфту, свое хорошенькое платьице и будет спать со мной в одной постельке".
Она принимает Герду за принцессу. Конечно, это было бы здорово: поместить настоящую принцессу в свой зверинец, вместе с прочими обитателями. Разбойница, видимо, склонна к коллекционированию... Она с гордостью показывает Герде свои владения: северного оленя, которому забавы ради она каждый вечер щекочет шею огромным ножом - ведь он так уморительно пугается до полусмерти!.. Лесных голубей, которых надо держать на привязи, чтобы не улетели в лес, домой... Оленя Разбойница особенно нежно любит. Ведь для нее любить - это как раз значит пугать до полусмерти, чтобы никому не было скучно... Все, что волнует кровь, притягивает нашу героиню с необычайной силой. Если Снежная Королева - это философско-математический трактат, Герда - сентиментальный любовный роман, то Разбойница, без сомнения - триллер. И Герда для нее - это прежде всего новое приключение, новые сильные ощущения... Она обнимает Герду, серьезно смотрит на нее и говорит: "Они тебя не убьют, даже если я рассержусь на тебя. Я лучше сама убью тебя!". Что ни говорите, но это - признание в любви.
Герде надо отдать должное: она хороший зритель и слушатель, она поступает мудро: не закатывает истерик, ни с кем не спорит и не мешает Разбойнице насладиться своей властью, своими сокровищами и строить планы на будущее. Но дальше эти планы внезапно нарушаются. Герда рассказывает ей о своей сверхзадаче: найти Кая и спасти его из жутких холодных лап Разума (читай: Снежной Королевы). И что же в ответ вдруг делает жестокая, избалованная и упрямая обитательница лесов, воспитанная убийцами? Она, казалось бы, поступает крайне нелогично: не только сразу отпускает пленницу, не только помогает ей бежать, обманув остальных разбойников, но и возвращает ей почти все награбленное, да еще и отдает в спутники своего любимого оленя. Простой вопрос: Зачем? Что ее побудило так поступать?
Вот только не надо говорить, что ей стало жалко Герду. Наоборот, после рассказа Герды Разбойница, кажется, наконец начала ее уважать и перестала смотреть на нее, как на куклу "Принцесса", увидела в ней равномощного игрока в этом грандиозном спектакле жизни... И не сочувствие к печальной судьбе запутавшегося Кая, я думаю, было причиной. Жалость - совсем не то чувство, которое могло бы заставить нашу героиню действовать, а с сочувствием у нее вообще большие проблемы. Она не чувствует, а действует. Не жалеет, а просто помогает... "Just do it" - могло бы быть написано на ее гербе.
Мне кажется, она поняла, что противостояние Снежной Королеве - само по себе является приключением, осмысленным действием, сильным ходом в сюжете сказки... Ведь Снежная Королева, Герда и Маленькая Разбойница - это фигуры, за которыми стоят три великие силы. Это - не только три женских типа, но и три части психики любой женщины (да и вообще любого человека, наверное... Только у мужчин будут другие фигуры, другие лица у этих сил). Эти силы - Разум, Чувство и Активность. Украв Кая, Королева (разум) слишком усилила свои позиции и тем нарушила равновесие... Остальные две силы, объединившись, это равновесие успешно восстанавливают. И не в Кае дело - а в том, что этот танец для троих должен быть симметричным, и в нем ни у кого нет ведущей партии...
В нашей обычной психической жизни Снежная Королева правит бал, а Герда у нее в служанках. Иногда - наоборот. Кай, видимо, все еще пытается сложить из льдинок слово "вечность"... Что же касается Разбойницы, то ее, похоже, поймали, посадили под замок и морят голодом... И ее так не хватает.
"Герда плакала от радости. "Терпеть не могу, когда хнычут - сказала маленькая разбойница. Теперь ты должна радоваться. Вот тебе еще два хлеба, чтобы не пришлось голодать"... Правда, хорошо, когда есть такие друзья?