Книга А. Карповецкого "Детские рассказы" включила в себя значительный ряд рассказов для детей школьного возраста. Повествование ведется, главным образом, от имени главного героя, где он рассказывает об ощущениях в мире взросления вна-чале пятилетнего малыша, а затем подростка в типичном украин-ском селе - конца 1950-х - 1960 гг., когда жил с отцом, с матерью и с бабушкой тот, кто спустя долгие годы, решил вспомнить из своего счастливого детства, особо запомнившиеся впечатления. Этот мир - от ожидания срубленной елочки, за которой от-правился в лес отец малыша, подарков и первого сознательного посещения родственников, соседей, первого знакомства с сель-ской церковью до похода на зимнюю рыбалку, до выпаса коровы в роли пастушка с друзьями в лесу... И до того состояния, когда автор сам уже имеет внуков, таких же маленьких дошколят, ка-ким был сам когда-то, внуков, которых также вот-вот можно бу-дет назвать подростками.
Эта книга - дань памяти родным и близким, самому себе, тому волшебному времени, когда все еще только-только начина-ется, а у будущего нет никакого окончания. Оно вечно, как дет-ская убежденность, что весь мир - это ты сам и все то, что мож-но объяснить лишь детской сообразительностью.
Книга посвящена детям и взрослым. Книга адресована взрослым и детям, кто верит в счастливое детство и кто когда-то любил слушать сказки...
Александр Карповецкий, 2015.
А. Денисенко, составление, 2015.
В. Басовский, худож. оформление, 2015.
СЛОВО ДЕТЯМ И ВЗРОСЛЫМ
Мы, взрослые, все родом из детства! Чем взрослее мы становимся и чем дальше детство от нас "убегает", тем чаще мы вспоминаем себя такими, ка-кими были рядом с мамами и папами, и как наивно и трогательно мы смотрели на то, что нас окружало.
Сидели мы на завалинке деревенского дома, или же мы обращали свои взоры за горизонт, ожидая Деда Мороза или Фею с волшебной палочкой, мы думали, что мы взрослые, а наши мамы и папы, как дети, не всегда понимают нас. Соб-ственно говоря, и дети, и взрослые - это одно и то же! Просто, взрослые думают, что дети "маленькие" и "не-смышленые", а дети, наоборот, думают, что взрослые "скучные", потому что не понимают детей и вечно заняты совершенно неважными делами.
Глядя в окошко из городской кварти-ры на детскую площадку, на которой дети играют либо в футбол, либо лепят фигуры в песочнице, взрослые зачастую думают о том, что маленький ребенок не может самостоятельно жить в ок-ружающем его мире.
В книге А. Карповецкого "Детские рассказы" это частично опровергается. Здесь ребятишки лучше взрослых ведут счет конфетам, ходят на зимнюю ры-балку и ловят рыбу, пасут коров на лугу и в лесу, где случаются разные приклю-чения и даже подстерегают опасности.
"А взрослые?! Находясь на даче, они засматриваются на собственных внуков так, как будто те беззащитные и не знают, что происходит в мире. Какие эти взрослые наивные!"
Так рассуждают те, кому я предна-значил почитать эту книгу, - дети!
А теперь скажу и следующее слово от автора. Оглядываясь на своё детство, мы, взрослые - мамы и папы, в первую очередь, вспоминаем тех, кто был с нами рядом - родителей, бабушек и дедушек. А также друзей: и ныне здравствующих, с кем ещё можно встретиться и вспомнить самые счастливые годы нашей жизни, и тех, кто всегда к нам близок только в нашей памяти.
Именно это ощущаю я, давно уже де-душка, в своем почти шестидесятилет-нем возрасте.
Сегодня мои подрастающие внуки за-дают мне те же самые вопросы, кото-рые, в своё время, и я адресовал моим родителям. В силу этого самого об-стоятельства, у меня и появилось жгу-чее желание рассказать внукам о своём детстве, вспомнить в нем эпизод за эпизодом. Особенно те мгновения, когда рядом были мама, папа, бабушка и де-душка, а также дяди и тети.
А теперь мое слово одновременно и детям, и взрослым. Взрослым и детям.
Однажды, ведя за руку внучку в дет-ский сад, я вспомнил, как меня в трёх-летнем возрасте мама впервые привела в такой же детский сад, только в деревне, где я вырос. Что из этого "первого шага в коллективную жизнь" получилось, вы, ребятишки, и вы, уважаемые взрослые, читайте в этой моей книжке - в рассказе "Куда ушла мама?"
За этим, очень ярким "эпизодом", мне вспомнился и второй: как меня, спящего трехлетнего малыша, взрослые оставили одного в доме, как я на них "обиделся" и как выпал в окно, словно, неосторожный птенец, из гнезда. Хорошо, что мы жили в деревне, на первом этаже! Отсюда появился рассказ "Рождённый в рубашке".
Под самый Новый год все дети зага-дывают свои сокровенные желания и пишут Деду Морозу записки, кладя их под пушистую зелёную ёлку, а, просыпа-ясь утром, находят там подарки.
Все мы долгое время, - а некоторые и всю жизнь, - верим в сбывшееся ново-годнее "чудо". Ведь оно случается!
На новогоднюю тему у меня написа-лось несколько рассказов - "Ёлочка от-таяла", "Сладкое слово "сюрприз" и "Если бы Новый год был утром!"
Самый большой праздник после Ново-го года - Рождество. Это праздник та-инства, за которым следуют весёлые дни колядок - сбора подарков у соседей. Чтобы узнать, как это происходит, читайте рассказы "Рождество (или ёщё один день взросления)", "Засевка и щедровка" и "Настоящая коляда".
Теперь позвольте слово о празднике весны - загадочной Пасхе, когда взрослые ходят, бывает, за несколько километров в церковь и проводят в ней всю ночь - освящают куличи и яйца и воз-вращаются домой только с восходом солнца. Там, кто впервые в жизни уви-дит праздничное трёхкратное шествие вокруг храма, кто постоит в гуще наро-да с зажжённой свечой, тот уже нико-гда не забудет этой красочной яркой картины!
"Объяснения на Страстной неделе", "Первая дорога к храму" и "Воскресение Христово" - это для вас мои детские рассказы-воспоминания о самом первом соприкосновении с церковью и религией.
А вот авторские "Рыбацкие рассказы" навеяны воспоминаниями о зимней рыбалке с отцом на сельском пруду, усыпанном рыбаками, когда этот пруд казался мне, тогда еще пятилетнему малышу, большим загадочным миром.
Наша память избирательна, и в её "кладовых" она очень бережно хранит свои самые яркие кусочки-эпизоды из прошлого.
Единственная детская встреча на сельской улице с экзотическими домаш-ними животными - сильными длинноро-гими волами, которых сегодня уже нигде в нашем хозяйстве не встретишь, - подсказала мне идею поведать для вас и об этом случае - в рассказе "Цоб-цобе". А бытовой случай игры со спичками (что не рекомендуется делать ни взрослым, ни детям), когда моей бабушке каким-то чудом удалось спасти загоревшийся дом с соломенной крышей, я, виновник той драмы, испугавшийся гнева родителей, и спрятавшийся от них, описал в рассказе "Плач в камышах".
Всегда свое заслуженное место в ка-лейдоскопе воспоминаний о детстве, по-вторю, занимают наши друзья. Ведь это только вместе с ними мы начинаем познавать весь окружающий нас, зага-дочный, мир.
А что значило поделиться с другом краюхой белого хлебца, посыпанного са-харом, или же чёрного, - пропитанного растительным маслом "с сольцой", то есть просоленным?! О, это, как гово-рится, делом было святым и, конечно же, представляло для каждого из нас особую радость!
В повести "Пастухи" - в рассказах "Старший пастух", "На чужой терри-тории", "Дед Мох и другие" и "Золотые караси" мною, автором, отдана дань любви и памяти моему другу детства и однокласснику. Имя его Дубовой Павел, а теперь его уже с нами нет...
Кто из нас не любил в детстве слу-шать сказки?! "...По щучьему веленью, по моему хотенью, пойди-ка, топор, на-коли дров, а дрова - ну-ка, сами в избу ступайте да в печь кладитесь!.."
Кому-то сказки родители устно рас-сказывали или же читали перед сном, а кто-то из детей, обучившись грамоте, самостоятельно читал книжки чуть не "взахлёб". А вот, к примеру, моя бабуш-ка - была, отчасти, сказочницей, и она мне сказки рассказывала по памяти, безо всяких книжек. По прошествии, без малого, шестидесяти лет, я попытался восстановить одну такую бабушкину сказку, о хлопце Пачко. Я украинец, и имя главного героя данной сказки - ук-раинское, но, надеюсь, что оно будет воспринято и запомнено всеми детьми, как имя одного из неунывающих, трудо-любивых и счастливых героев разных приключений. Остается добавить, что эта, придуманная сначала моею бабуш-кой, а затем и мною сказка, с названием "Птица счастья", повествует о поиске счастья и своего доброго места в жизни, которого, не сомневаюсь, хотят все и в любом возрасте. И взрослые, и дети.
Я рад, что этой сказке нашлось место в моей книжке, как рад и возможности пообщаться с вами, мои дорогие, и очень мною уважаемые, читатели.
Александр Карповецкий,
член Союза писателей России
Часть 1
СЛАДКОЕ
СЧАСТЬЕ
ДЕТСТВА
СЛАДКОЕ СЧАСТЬЕ ДЕТСТВА
Куда ушла мама?
Утром мама разбудила меня раньше, чем обычно. Покормила, одела и с вну-шением сказала:
- Мы с тобой сегодня пойдём в детский сад. Тебе три с половиной годика. Ты уже большой. Большие дети дома не сидят, а ходят куда?.. В садик!
Мама взяла меня за руку и повела в совхозный сад. Он располагался в самом центре села, за церковью, в парке. Мама шла рядом и рассказывала, как хорошо мне будет в том садике.
- Там много маленьких, как и ты сам, детишек. Они всё время играют в пе-сочницах, залазят на детские горки и скатываются оттуда по желобку. В садике очень вкусно кормят, и там послушным детям дают конфеты.
Описание такого моего будущего сча-стья мне очень понравилось. Я выслушал его и задал маме несколько вопросов:
- Мама, а какие именно конфеты дают в садике - леденцы или же шоколадные?
- В понедельник дают карамельки, во вторник - шоколадные, в среду - опять леденцы, а в четверг - снова шоколадные. Чтобы дети попеременно ели те и другие. Я знаю: ты у меня больше всего любишь шоколадные батончики. Они там тоже бывают.
- Это хорошо. Потому, что батончики вкусные и мягкие, а карамельки, если их кусать зубами, могут зубы поломать. А мои зубы еще зубки - молочные. Когда мне будет семь лет, у меня вырастут другие - костяные. Тогда я ими буду раскусывать не только мягкие батончики, но и жесткие леденцы.
Надо было пройти церковь; за нею мы завернули направо, ступили на пешеход-ную дорожку, и вскоре подошли к сади-ку. Возле него, на детской площадке, иг-рали несколько ребятишек, и стояла взрослая тётя. Мама вежливо поздорова-лась с ней:
- Здравствуйте, Людмила Франциевна. А вот и мы. Сынок, назови тёте воспита-тельнице свое имя.
- Меня зовут Саша. А какие конфеты будут сегодня давать - карамельки или шоколадные?
На мой вопрос тётя почему-то не от-ветила, а лишь рассмеялась. Тут мама объяснила ей, что я большой любитель шоколадных конфет, но в особенности - батончиков. А потом меня попросила пойти к детям и поиграть с ними.
Дома у меня не было такой красивой, ровной, загороженной крашеными дос-ками, песочницы. Я тут же побежал к новым друзьям, нашёл в песочнице со-вочек и начал им перекапывать да пере-кучивать крупный белый песок.
Мама все еще разговаривала с воспи-тательницей.
Другие тоже приводили в садик своих детей. Дети тут же шли к нам, в песоч-ницу, а их мамы больше нисколько не задерживались, а тут же уходили. Моя же оставалась рядом и все разговаривала и разговаривала с воспитательницей. И та в садике была главной.
И вот, наконец, она позвала всех детей и меня следовать за нею в здание садика, а там провела нас в большую комнату, где было много низких столов и стульев. Мы расселись, и там уже другая тётя расставила перед нами железные тарелки с кашей. Я такую железную посуду увидел впервые.
Я подумал: "После каши будут разда-вать конфеты. Интересно, - спросил я себя, - сегодня раздадут леденцы или ба-тончики?.. Надо брать ложку и есть. Ма-ма пока еще здесь..." А она стояла рядом, у двери, и немножко странно улыбалась, наверно, пыталась понять: понравилась мне чужая еда или нет?
После каши еще одна тётя, повар, принесла на подносе - тоже в железных кружках какой-то напиток.
- Дети, сегодня у нас какао, - стала объяснять она. - Пейте, это очень вкусно и полезно! - И каждому из нас досталось по кружке.
Я попробовал. Это какао в детском са-ду было менее заваристым, чем дома, и оказалось похожим на сладкое молоко. Оно мне понравилось, и я с удовольст-вием выпил все.
"Сейчас принесут конфеты", - ожидал я. Но этого не происходило.
В нашу столовую вошла та "главная" тётя и опять позвала всех идти за нею. Мы все встали и пошли.
Моей мамы, - а она раньше стояла в дверях, - уже не было. Мне это совсем не понравилось.
"Куда подевалась она?!"
Я шёл куда-то за остальными, и мне хотелось заплакать.
"Мама, ты зачем меня здесь оставила? Ты не говорила, что бросишь меня в этом садике и сама куда-то уйдёшь!.."
Но мама, хотя я и расстроился, не появилась, и я начал плакать, сначала тихо, а потом громко. Я ревел до тех пор, пока она не пришла и не успокоила меня. Затем взяла меня за руку, и мы пошли домой.
Больше в садик меня не водили.
Зачем малыша водить в садик, если дома есть бабушка?
Рожденный в рубашке
Бабушка уложила меня спать и начала рассказывать сказку.
" ... И было у того царя Гороха три сына. Один был красивый, второй - мудрый, а третий - простой деревенский хлопец. А звали его Ванька - дурачок".
- Бабушка, а он, и вправду, был ду-рачком? Я хочу, чтобы он стал очень умным, - говорю бабушке. Мне хочется зевнуть, но я перебарываю себя.
- Спи, внучок, ба-аюньки!.. Будет наш Ванька - дурачок умным, как ты хочешь. Слушай дальше...
А дальше я засыпаю, так и не узнав в этот раз ничего.
Просыпаюсь. В доме я один.
"А мама где? И бабы нет! Почему меня оставили одного? Когда я засыпал, дома была мама, и бабушка рассказывала мне сказку про Ванюшку. Куда они подевались? Я не хочу быть один!.."
Никогда в своей жизни, - а я всё-таки прожил три с половиной года, - я так не плакал: назло маме и бабушке, оставив-ших меня одного!
Наплакавшись, и видя, что никому я так и не нужен, спускаюсь с полатей. Возле печи нахожу железную кочергу. Она не очень-то и большая, может, чуть повыше меня будет. У этой кочерги име-ется удобная загнутая ручка. Мама или бабушка, я видел, берутся за неё одной рукой, засовывают в печь и выгребают оттуда золу. А ещё у кочерги острый "носик", которым можно вычерпать зо-лу даже из маленькой щели. Одною ру-кой поднять её у меня не получилось, а двумя - очень даже легко!
Подхожу к входным дверям и с силой "клюю" по ней острым "носом" твердой кочерги.
Рр-аз! Два! Три!..
Всю дверь "исклевал", а взрослые всё не приходят. Что мне делать? Снова плачу и смотрю в окошко. Оно открыто. У меня под окошком длинная скамейка. На неё садятся взрослые, когда отдыхают и обедают. Несу сюда маленький стульчик и взбираюсь на эту скамейку. И... вот уже куда-то лечу. Но цепляюсь рубашкой за что-то твёрдое. Я повисаю в воздухе, ногами вверх, и кричу.
Услышат ли меня сейчас мама или ба-бушка?
Услышали. Первой прибежала мама. Она сняла меня со штакетины забора и, прижав к себе, начала успокаивать.
С огорода подошла бабушка.
- Как он? Осмотрела? - спросила она у мамы.
- Ни одной царапины. В рубашке ро-дился, коль за неё зацепился. Ну, не плач, мой родной! Как же ты, внучек, нас напугал!
- Пойдём в хату, пора обедать... И как мы могли оставить его одного?! - все удивлялась бабушка.
- А я забыла окошко закрыть. Думала, Сенечка поспит часика два. А он и часа не поспал. Что ты с таким непоседой бу-дешь делать!
Бабушка идёт спереди, открывая маме входные и сенные двери. В прихожей с полу она поднимает кочергу.
- С кочергой воевал, внучек? - Бабуш-ка поворачивается к двери, чтобы за-крыть её. - О, горюшко ж ты моё!.. Галя, глянь, как он разукрасил дверь! Это, чтобы мы его больше не оставляли одно-го дома, нам знаки!
Мама, прижимая меня к груди, обо-рачивается, и тоже смотрит на испор-ченную мною дверь.
- Обрадовал же ты отца, сынок, не-множко в сердцах говорит она. - Ну, да ничего. Он снимет дверь с петель, выне-сет во двор, возьмёт рубанок и остругает. А ты будешь стоять, и смотреть, как папа из старой двери делает новую. Ладно? - ласково спрашивает она у меня.
- Угу, - отвечаю ей и, окончательно успокоившись, и забыв про падение, прошу поставить меня на пол.
Я уже взрослый и не всегда прошусь к маме на руки. Так, лишь иногда. А мама думает, что я маленький. Пускай думает. Она ставит меня на пол, и я начинаю бегать по хате на деревянной палке - своём "коньке - горбунке".
В воскресенье отец снял "исклёван-ные" кочергой двери и вынес их во двор. Он положил их на деревянный "козлик", принёс длинный рубанок.
- Папа, я буду тебе помогать. Это как называется? - показываю на инструмент.
- Называется рубанок, - отвечает отец.
- А что им делают?
- Всё делают, сынок: окна, пол. Я сей-час буду строгать эту дверь. Видишь, она некрасивая, вся в дырочках. Зачем ты её исклевал? - Отец держал в руках рубанок и смотрел на меня, ожидая ответа.
Я немного виновато ответил:
- Потому, что я проснулся, а в хате не было ни мамы, ни бабы. Мне одному было скучно, и я начал плакать. Папа, у тебя нет рубанка, только маленького? Я тебе помогу.
Я хочу сказать: "Я острогаю!", но не могу, оно не выговаривается у меня.
И зачем люди придумывают такие сложные слова? Слова должны быть просты и всем понятны. Мама, баба, па-па. Или: солнышко, дождик, сказка, конфета, яблоко...
- Ос-тро-га-ем сейчас дверь, словно прочтя мои мысли, говорит отец, чтобы я попытался, - и запомнить, и выговорить. Ну, повтори: "Острогаем дверь!"
- А когда острогаем дверь, мы с тобой пойдём рыбачить? - говорю я и смотрю на него.
- Молодец, быстро усваиваешь!.. Если к вечеру успеем ост-ро-гать, - закрепляет он урок, - обязательно сходим на речку и порыбачим. Да, тебе и в самом деле ну-жен рубанок. Теперь я это вижу! У меня где-то был один маленький. "Доводчик", называется. Скажи: "до-вод-чик"?.. Пойду, поищу.
Он отходит.
"Доводчик" - говорю я про себя, а произнести это сразу не получается. Надо сначала понять: что слово означает. До воды путь точно не укажет...
Отец уходит, но вскоре возвращается, подавая мне этого "доводчика". Рубанок, как рубанок, только маленький.
- Держи, плотник ты мой. Гляди, будто сделан специально для тебя. Сейчас принесу доску, которую тоже надо ост-рогать. И ты острогаешь!
Отец больше не растягивает это слово, значит, скоро возьмется учить какому-нибудь другому.
Я кручу-верчу в руках рубанок, сде-ланный, видно, специально для таких, как я, маленьких детей. Отец приносит небольшую, короткую доску, молоток и два гвоздика. Он прибивает её к дере-вянному стульчику, сидя на котором мама и бабушка доят нашу корову, "Марту".
- Ну, подходи, столяр, к доске. Стано-вись возле неё - только слева. Вот так. - Отец помогает мне: левой рукой зажи-мает выступающий из рубанка, как у те-леночка, рог, правой обхватывает его заднюю часть.
- Всё очень просто: левой рукой дер-жишь, правой - толкаешь. Давай вместе: рр-аз! Получилось. Во-от! Давай опять: два-а! Теперь сам, ну-ка: три-и!
Я стругнул без помощи отца. Один раз, второй, третий. От моего маленького рубанка-доводчика на старой, шершавой, и пожелтевшей от времени, доске оставался белый и гладкий след...
- Ни единой борозды! Молодец. За-помни: бо-роз-да! Хоть самолет с твоего аэродрома в небо поднимай!
Я смотрю вверх, а папа смеется.
- Гляди, так высоко больше не заби-райся! А уж если залез, так держи свой штурвал крепко, как я свой рубанок. По-нял, сын?
"Штурвал" - повторяю про себя я, еще недавно летевший с верхотуры прямо к земле. Летчики - это, наверное, те, кто родились в рубашке!" - еще успеваю я подумать, хотя никак не могу взять в толк, что такое "родиться"? Одна мысль набегает на другую, и я бросаю их все, и просто повторяю движения папы, чтобы поскорее обновить дверь.
Конфетный счет
Весь день я смотрю в окошко на доро-гу. Папа должен привезти из леса ёлку. Большую, на санях. Сказал: "Жди, сын, доставлю ее сегодня!"
И я жду: вот-вот она покажется вдали - зеленая и пушистая, с топорщащимися иголками, обсыпанная снегом. Поскорее бы! Хотя и ждать тоже приятно. Все равно ведь это случится сегодня.
Если уж папа чего-то пообещал - обя-зательно сдержит слово...
А вот мама, идя в магазин, может ска-зать, что купит конфет, но сама забудет про обещание.
Вот, как раз пришла из магазина.
Она заглянула сначала в плетёную подвесную люльку, где спит мой ма-ленький братик, а затем начала доставать из сумки продукты. Вот, достаёт и на-хваливает.
- Ну-ка, что же это я купила в этот раз?!.. Сахар-песочек: сделаем с тобой, сынок, из него пудру, и завтра я посыплю ею слойки. Не возражаешь? А ещё, смотри-ка, набрала вермишели: видишь, длинная какая?! Зна-аю, ты любишь та-кую. Ну, любишь?
- Угу! - говорю я, смотря в сумку.
- Взяла, вот, три коробка спичек. Они у нас закончились, ведь нечем печку растапливать?.. А вот и белый хлебушек: потрогай, мягкий, ещё даже тёплый. У тебя руки чистые?..
- Да.
- Тогда, сынок, бери, попробуй... Можешь не резать, откуси корочку! - ласково позволяет матушка то, что я и впрямь люблю: свежую поджаристую корочку... - Ну, как? Ах, какой аромат! Дай-ка я тоже откушу... М-м... вкусно-тища. Кусай еще!..
- Мама, ну, не хочу я хлеба, - отвечаю не только с явным огорчением, но уже и с намеком. Похоже, в сумке конфет нет. Забыла опять, наверно, да старается от-влечь от них мои мысли.
- Вот я сейчас налью тебе утреннего молочка. Будешь кушать этот мягкий хлебушек да запивать его. Согласись: это очень вкусно. И полезно!