ПЕГАС - крылатый конь, мутант из аквариума, в прошлом морской конек. Поэт, фанат степа, любимец публики, в народе - Пегасик.
МОТЯ - девушка-лягушка, на вид не более 17 лет.
ТЕМА - элегантная женщина неопределенного возраста, генетик, крупный ученый, очень умна.
АЛЕКСЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ - мужчина лет сорока, по прозвищу Компьютерный гений или попросту - Гений. Этнический немец, коротко стриженый с небольшой лысиной.
МЫСЛИТЕЛЬ - Директор НИИ Полигон. Администратор от бога.
ТЕТЯ ГРУША - лаборантка, дальняя родственница Арины Родионовны, 55 лет.
В ЭПИЗОДАХ
Работники городского парка "Поле чудес": АДМИНИСТРАТОР, СТОРОЖ, ЖЕНЩИНА, сотрудники НИИ ЖИЗНИ и СМЕРТИ "ПОЛИГОН".
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
СЦЕНА ПЕРВАЯ
ПРОЛОГ, ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ.
Вечер, сумерки. На сцене две пары: ТВОРЕЦ и ХАОС, АДАМ и ЕВА.
ХАОС. (зрителю). Дожили. (пауза.) А вот и начало конца! (указывая на пару в глубине сцены.) Ну, натворил... Творец... Класс... (ехидно.) Мой образ, мое подобие!.. Любуйся. (иронично.) Нравится?
ТВОРЕЦ. (Хаосу с болью ). Зачем ты так?..
ХАОС. Зачем что?..
ТВОРЕЦ. Зачем ты говоришь мне это, Хаос? Молчи. Прошу. (тихо) Я Бог, я человека создал!
ХАОС. Но ты ведь сам его создал?! Вот и спроси себя, зачем. И землю населил тоже сам ... И кому все это , (указывает на Адама.) ему?.. За что такая честь?
ТВОРЕЦ. Да разве я хотел? Я жизнь, я мир творил. Я создавал его во имя любви.
АДАМ. Ева, родная, во имя любви!.. Не надо, не плачь, прошу... тебе нельзя волноваться...
ЕВА. (истерично). Волноваться?.. Ты шутишь, Адам? Да я просто в бешенстве.
ХАОС. (иронично). В бешенстве...
(Творцу.) Приди в себя. Ты же Творец! Выход найдется. (насмешливо.) Мой Разум... мой порядок ... моя гармония... (с укоризной.) В небесах летаешь!.. (махнув рукой.) А по мне, так лучше Хаос ...(с удовлетворением.) Надежнее. (указывая на Адама.) Твое отражение?.. Смотри теперь... это ты... (со злорадством.) А я предупреждал: от Хаоса уйдешь, к Хаосу вернешься. (обреченно.) Все возвращается на круги своя. Таков закон. (примирительно) Ладно, поздно плакать. На вот (подает холстину.)... слезы утри, нехорошо, люди смотрят.
ТВОРЕЦ. (вдохновенно нараспев, по Библии). Как хорошо было, когда земля было безвидна и пуста, и тьма над бездной, и я, Дух Божий...
ХАОС. (быстро). Хорошо было то, чего не было никогда...
АДАМ. Да будет у тебя все... будет... (убежденно.) все, что захочешь. Ева, детка, дались тебе эти яблоки... эка невидаль! Ну, что ты потеряла? (заботливо утирая слезы.) Ну, Рай... и что? Да разве такой Рай тебе нужен?! (восхищенно.) Ева!.. (быстро, по-деловому.) Я, конечно, не Бог, но персональный Рай у тебя будет всегда... и не один. Обещаю. Не плачь. (как ребенку.) Ты моя умница?! Вот... так-то лучше. (лукаво.) И запомни: ты у меня... (пауза.)
АДАМ и ЕВА. (вместе, нараспев.) одна-единственная...(смеются)
ХАОС. (патетично). Единственно стоящая вещь, это я, Хаос. Остальное - тлен. Я вечен. Во мне есть все, и нет ничего. Я вмещаю, но не содержу. Я - то, что ты имел всегда, и потерял разом... по собственной глупости. (зрителю, иронично.) По Воле Божьей.
(спокойно с вызовом). Да, я Хаос... и никогда этого не скрывал. Пока был я, у тебя было все... и ничего... один я - Хаос... сиди и указывай пальцем... и руками разводи... (зрителю, разводя руками.) Хаос... (Творцу.) и никакой ответственности. (медленно, на крещендо.) Но ты решил меня уничтожить. Меня!.. (искренне, с упреком.) Зачем?.. (ехидно.) А взамен что, подумал?.. Да ничего!... Ты что хотел?.. Увидеть мир или себя: как ты могуч, прекрасен и безгрешен?.. Так смотри! (указывая на АДАМА.) Он это ты.
ТВОРЕЦ. (уязвленно). Себя и красоту свою хотел увидеть. Доволен? (задумчиво.) Красота, друг мой, - великая сила... Она как отблеск на всех моих деяниях... (Хаосу, убеждая.) Пойми, Хаос, она моя... МОЯ красота.
ХАОС. (с издевательской улыбкой). Красота!.. (в сердцах.) Мне б твои заботы... Тут бы со временем разобраться. Ты хоть понимаешь, что натворил?.. Ну, ладно, МИР... Ты ЖИЗНЬ создал, ЖИЗНЬ! А ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ рука об руку ходят. Получается, ты СМЕРТЬ сотворил, Божественный мой! Бессмертной-то жизнь не бывает. А человек, что? Он не понимает (в сердцах, зрителю.) и не поймет никогда - жизни не хватит. (Творец, пытается возразить, Хаос не дает.) Зачем ему бессмертие? Зачем? На какой такой случай? Они ведь разные бывают, случаи. Всего не предусмотришь... (как приговор.) Вот и случилось то, что случилось.
АДАМ. Я счастлив! Случилось то, что случилось. Твой плод так сладок, Ева!.. Я счастлив, я его вкусил! (восхищенно.) Любимая! Я сделал это для тебя! Я без тебя не могу. (по слогам.) Не могу.
ХАОС. (издеваясь). Вкусил... полюбил... (Творцу.) Ты что-нибудь понимаешь?.. (с раздражением.) Ну, вкусил и вкусил!.. (про себя.) Не умер же...
ЕВА. Оставь, Адам. Мне плохо. Меня мутит. Я умираю. Мне и здесь противно, и там.
ТВОРЕЦ. Уж лучше там, чем здесь. (обреченно.) Куда теперь деваться? (указывая на древо.) Вон древо, смотри... (в сердцах.) Да не туда. То уже объели. Смотри рядом. Там другое. ДРЕВОМ ЖИЗНИ зовется. Вот где Конец Света! (иронично на Еву.) Похоже, она и его собралась употребить. (с усмешкой.) Хозяйственная... Остановка за малым... Сомневаешься?
ХАОС. Отнюдь! Но уберечь древо ты не сможешь. (сам себе.) Да и не древо это вовсе. (тихо звучит челеста, Творец и Хаос прислушиваются.) Мистика да и только... И плоды мистические - бессмертием зовутся. (медленно.) Очень опасные. (Творцу.) Но привлекательные. Согласен.(челеста умолкает.) (решительно.) Слушай, гони-ка ты эту парочку подальше от рая, иначе... Такой вот расклад. А этот дар...
ТВОРЕЦ. (истово, перебивая). Да не дар это, не дар... (в сердцах.) сущее наказание. Я несвободен, Хаос, понимаешь?.. (раздельно.) Несвободен. Я в тисках. Неизбежность меня гнетет. И я не могу не считаться с ней. Я!.. Бог!..
Слышны раскаты грома. АДАМ и ЕВА медленно разворачиваются к Творцу,в ожидании, затем вопросительно смотрят друг на друга и делают нерешительный шаг навстречу друг к другу.
ХАОС. (с усмешкой разводя руками). Бог в помощь. (зрителю.) Неблагодарное это дело, оказывается, творить людей. Не ценят они этого. Промолчат и сделают по-своему. Не ведают, что творят. (Творцу.) И как ты им объяснишь, не представляю... (решительно.) Ладно, давай, так: придумай им что-нибудь эдакое, (нагнетая ужас.) леденящее кровь!
Громко и продолжительно грохочет гром. Творец не реагирует. Он сидит, обхватив руками голову. АДАМ и ЕВА внимательно смотрят на небо, затем друг на друга. Потянулись, замерли в поцелуе - не оторвать. Пауза. ХАОС, глядя на сладкую парочку, продолжает, но неуверенно.
ХАОС. (Творцу). Про Древо жизни и про изгнание,(нагоняя страх.) про ад, про грех - (грозно воздав руки к небесам.) пусть содрогаются!
ХАОС замер, в ожидании грома. Ничего не происходит. Тишина. ХАОС в недоумении озирается. АДАМ заботливо укладывает ЕВУ на траву. Ева ждет поцелуя.
ХАОС. ) А...(обреченно махнул рукой.) Все бессмысленно, и все бесполезно...
АДАМ. (заботливо). Полезно-полезно. Ева, родная, послушай меня: ты должна двигаться. Подумай о маленьком. Ну?.. Вот видишь, и сразу легче, так? И не выдумывай себе болезни, пожалуйста.
ТВОРЕЦ. (с кем-то споря). Да ничего не нужно выдумывать и создавать. Надо просто допустить Смерть, и все... Она единственное условие. ( Хаосу.) Ты понимаешь, Хаос, жизнь невозможна без смерти. Она не может быть вечной. Не может... Иначе все: Конец Света и жизни конец. Я в отчаянии!
ЕВА. Не убивайся, Адам, не надо. Не стоит он того. (возмущенно.) Это ж надо учудить такое! И все из-за чего?.. Из-за куска яблока!.. (решительно.) Оставь, Адам... оставь ему все как есть. Мне лично ничего не надо. (в адрес Творца.) Мне его Рай вот где сидит... (раздельно.) Накормил. (Адаму ласково.) Теперь ты меня кормить будешь. Ты. И богом станешь мне и отцом. Согласен?
АДАМ. М-да... как все непросто... (вздрогнул, глаза в небо.) Кажется, дождь начинается...
ЕВА. Ой!.. Капает... собирайся, Адам, пошли. Пора...
ГОЛОС С НЕБА. И был вечер, и было утро.
СЦЕНА ВТОРАЯ
'ПОЛЕ ЧУДЕС'.
АДМИНИСТРАТОР, СТОРОЖ и ЖЕНЩИНА.
Раннее утро. На сцене парк и Городок. Из репродуктора хрипло доносится детский хор: "На зарядку становись". Под музыку, мужчина лет сорока с хвостиком, директор парка, пытается преодолеть глиняный холм. Он поскользнулся, чертыхнулся, но удержался. Руки в глине. Рядом сторож-пенсионер. Чуть поодаль блондинка в возрасте, в фартуке и с метлой. Музыка умолкает.
АДМИНИСТРАТОР. (вытирает перепачканные руки). Опять дождь, опять глина и опять все сначала. Степан!
СТОРОЖ. Чего тебе?
АДМИНИСТРАТОР. Ты бы глину убрал... Не дело ведь... поперек дороги лежит. Хоть и в стороне, а мешает. Это ж тебе не заповедник какой. (поучает.) Любимое место народного гулянья: "Поле чудес". Понимать надо. А холм выравни, чтобы люди не спотыкались, и место засади... хотя б фиалками. (мечтательно.) Разбей-ка ты мне, Степа, клумбу на этом месте.
СТОРОЖ. (обижено). Да пробовал... (обреченно.) Не получается. Не дается она, глина эта... К вечеру разгребешь, утром глядь - она, родимая, на том же месте. Замучился я с нею, Федотыч, ой как замучился. Вона на площади археологи копают да перекапывают ... Чё ищут - сами не знают. Все по уму. Любо-дорого посмотреть. Куда кинут глину, там и лежит... годами. А эта - нет! С норовом. Лежать не хочет. (с хитринкой.) А что если мы ее бульдозером подрежем, а, Федотыч?!
АДМИНИСТРАТОР. На кой лях мне твой бульдозер?! Ты хоть знаешь, насколько он потянет? О-го-го! И это только аренда... А соляр... подумал?! Так-то... Кусается... Бери-ка, Степа, лопату и копай... дешевше будет и проще.
СТОРОЖ. Проще-то оно, может, и проще, да птица не дает.
АДМИНИСТРАТОР. Да ты в уме ль, Степан?! Какая птица?!
СТОРОЖ. А то не знаешь!.. У роддома под крышей живет. Не уж-то не слыхал? (мечтательно.) Как она поет!.. заслушаешься... с душой... и голос женский... Ее поймать пробовали. Всем персоналом ловили... Но птица дикая, в руки не дается. Она детей любит. Похоже, своих-то нет... И как же сладко спят дети под эти колыбельные!.. И мамки рожают легко... совсем без боли рожают. Ждут, когда запоет, тревожатся. Рожать без нее не хотят, не получается ...
АДМИНИСТРАТОР. (недоверчиво) Скажешь тоже...
СТОРОЖ. Так и скажу. (продолжает) Врачи удивлялись... потом привыкли. Даже прикармливать стали. Однажды к ней волынка залетела... в гости. Да знаешь ты ее, из храма у кладбища, при монастыре живет. Так эти двое такой концерт устроили! Сколько буду жить, столько буду помнить.
АДМИНИСТРАТОР. А причем тут глина?
СТОРОЖ. А притом... (рассказывает как сказку.) Я ее чуть лопатой двину - сразу птица петь начинает. Лопата из рук валится, а глина тает и в землю просачивается. Батюшка подтвердит. Не веришь, спроси, он расскажет. Батюшка хотел было глину предать анафеме, а не вышло. Рука не поднялась. Как парализовало руку. Видать, не простая она, первородная, с берегов Евфрата. Бог когда-то из такой вот человека вылепил ...
ЖЕНЩИНА. (подозрительно). Скажи-ка мне, Степа, ты часом не приложился ль с утра?
СТОРОЖ. Да ты что, господь с тобой (быстро перекрестился.) С минуту на минуту народ пойдет. Даром что ли дождь лил. Вот-вот начнется. Ты телевизор включаешь? Ну, так был же прогноз, вспомни: "К утру на Поле чудес ожидается чудо. Приглашаются все желающие. Вход свободный". Смотри, вон их, сколько набралось этих чудес глиняных . Почитай, на целый музей... и все как один - шедевры! Люди толпами. Да ты и сама знаешь...
ЖЕНЩИНА. И то, правда. Художники замучили: под вечер очистить территорию проси, не допросишься. Все норовят досидеть аж до последней минуточки... Рисуют, лепят... и с глиной перешептываются... Она им советы дает... но тихо, чтоб не мешать. Да ты что, Федотыч! Не веришь, что ли? Смотри-ка, смотри, опять началось.
Фонограмма И.-С. Бах. Вокализ из оратории "Страсти по Матфею".
О-о-о!.. Гляди-гляди, как взгорбилась, (с сочувствием.) мучается, горемыка. Может, Афродиту или Икара покажет... Помнишь, страшный такой лежал в прошлую пятницу... Лица не видно, лицом он в землю ушел, а спина-то, спина... вся в судорогах, сжалась, и крылья изуродованы. Сломались крылья. Видать, с неба упал и разбился... Насмерть. (быстро перекрестилась.) Будто знак какой... Кабы не случились чего...
АДМИНИСТРАТОР. Ох, беда с этой глиной (с опаской). Ладно, пусть полежит, все равно денег нет. (в раздумье.) Хоть бы купил кто или так забрал... (зрителю.) Чудное место. И городок странный. Не знаешь, как объяснить. Одни загадки. Ни дня без чудес... Народ как ошалел, ничё понять не может. И за что нам это наказание?.. Видно, судьба. Пошли, Степа. Пора. Вон и Кощей пошел свой Полигон открывать.
Появляется молодой человек в плаще и с зонтиком. За ним на заднике как призраки летят фантастические существа: КОТ, ПЕГАС, ЛЯГУШКА, носорог, и странные предметы: рыбы, компьютеры, лабораторная посуда, греческие статуи. Молодой человек осторожно обходит глину и что-то роняет в грязь. Он останавливается, долго ищет очки, потом поднимает какой-то предмет, достает платок и аккуратно его вытирает. Присутствующие обсуждают происходящее.
СТОРОЖ: И наградил же Господь именем!.. Кощей... Им бы детей пугать.
АДМИНИСТРАТОР. Имя нормальное... Александр. Только никто его так не зовет: Кощей да Кощей. С детства. Ему с фамилией не повезло: прозвищем стала, под стать работе - (многозначительно.) Институт Жизни и Смерти. А по-нашему, по-простому, Полигон, раз народ так решил. Там все не слава Богу. Один Кот чего стоит... А Пегас?.. Вот у кого деньжищ не мерено!.. (мечтательно.) Его бы к нам на недельку, побегать. (мечтательно.) Серебром дорожки уделать! (сторож и женщина согласно кивают.) И на бульдозер, и на соляр - на все б хватило.
СТОРОЖ: (восхищенно). Талант! Где цокнет копытом, там деньги летят.
АДМИНИСТРАТОР. Жаль, что бегает мало, все больше летает. (зрителю.) Это ж надо было так переродиться!
ЖЕНЩИНА. Говорят, он морским коньком был, пока не залетел в банку. Жил себе в аквариуме и в ус не дул. Лаборантка виновата, не доглядела... закинула конька в препарат.
АДМИНИСТРАТОР. М-да... Опасно однако... (восхищенно.) Но Кот, конечно, класс!
СТОРОЖ. Кот, да!.. еще тот... Умный - не подступись. На "кис-кис", между прочем, нипочем не отзовется. А поет!.. (восхищенно.) Ну, вылитый Магомаев. И откуда чего берется?.. Дал же Бог голосину!
ЖЕНЩИНА. Скажешь тоже, Бог. Это не от Бога, от Эликсира. Хватил по ошибке и поумнел. И голос прорезался. Со страха (восхищенно.) Оперный... Он его бережет: шарфом укутывает, даже летом. Не чета тебе, Степан. Вечно ты нараспашку.
СТОРОЖ. (обиженно). А что Степан, что Степан!.. У Кота жизнь своя - у меня своя. Коту мышей ловить некогда. Не до мышей ему, однако. Диссертацию правит. Директору. Я б не согласился.
ЖЕНЩИНА. (с усмешкой). А тебя кто-то просил?..
АДМИНИСТРАТОР. Хорош-хорош. Разговорились. Полигон без вас стоял и стоять будет. (задумчиво.) Что-то там стряслось . Интересно, что... Говорят, вчера такое было: пыль столбом, все гудит, все орут, и Кот как оглашенный мечется, не подступишься. Сегодня вроде потише. Видать, Кощею защиту назначили... (в сомнении.) А может, зарубили... Он не от мира сего. Похоже, гений. Пойду, разузнаю.
СЦЕНА ТРЕТЬЯ
КОТ и КОЩЕЙ
Полигон. Лаборатория НИИ Жизни и Смерти. Полки с книгами, столы, лабораторная посуда, аквариум и компьютер с большим монитором. На сцене УЧЕНЫЙ КОТ в огромных наушниках. Громко звучит ария Фигаро из оперы Дж. Россини: "Севильский цирюльник".
Кот в эффектной оперной позе изображает бравурное пение, бегает по сцене, иногда срывается на дирижирование. Входит КОЩЕЙ. КОТ его не замечает, он увлечен. КОЩЕЙ открывает зонтик, стряхивает и ставит в угол просушить, подходит к Коту и постукивает его по плечу. КОТ вздрагивает, быстро сдергивает наушники. Музыка обрывается. КОТ в изнеможении падает в кресло перед компьютером. По радио звучит сигнал точного времени.
КОЩЕЙ. Привет, коллега! Есть новости?
КОТ в недоумении смотрит на Кощея, переживая только что прозвучавшую арию.
КОТ. (тяжело дышит, речь прерывиста). Новости?.. Какие новости?! Сидим, работаем.
КОЩЕЙ. (внимательно рассматривая Кота). Ты что ли усы себе подновил?.. Зачем?.. А где Пегас?
КОТ. А где ему быть? Вон потолок подпирает, Гомер непризнанный... Раз тихо, значит, спит. Проснется, услышим. Он у нас ответственный: ни минуты покоя, ни себе, ни людям... С тех пор, как оперился, Полигон трясет постоянно. Вот ведь наказание! Не живется, не можется. Рабочий день как у директора: с девяти до шести ровно, хоть часы проверяй. Серебром насорит, и звону-перезвону на весь Полигон.
КОЩЕЙ. Ты, старик, не прав, не прав... Наш Пегас, солидный вклад в науку вносит: из ничего чего делает. Он наш Сберегательный банк, наша марка, наш бренд. Ну, подумай, кем мы без него были? Бедные как церковные мыши. Науке что нужно? Правильно, (медленно.) серебро. Оно у нас есть? Нет. А у Пегаса серебра немерено. Летит прямо из-под копыт. (рассуждает.) Считать умеешь? Вот и посчитай, и получишь неплохой научный результат.
КОТ. Это факт... (в сердцах.) Да кто он такой?! Да никто: ни рыба, ни птица. (негодую) Артист! И всего делов-то летать да землю бить копытами. Купил недавно флейту у антиквара, длинная такая, с двумя рожками... как в Греции. Слава Гомера спать ему не дает. Теперь наша профессура в полном составе пляшет под его дуду. Загонял! Капустник готовит, сатирик хренов! Угораздило же тете Груше так просчитаться. (восхищенно.) А как она его тогда в банку с препаратом, помнишь!.. Метнула - и точно в десятку... Глаз-алмаз! Не женщина - снайпер!
КОЩЕЙ. (рассматривает какую-то бумагу, удивленно почесывая у виска). М-да... (пауза... как бы про себя.) Это она его удачно метнула. (мечтательно.) Улетел аж за книжный шкаф, (продолжает изучать бумагу.) но это так, к слову.
На верхушке книжного шкафа медленно показалась голова заспанного ПЕГАСА.
ПЕГАС. С добрым утром, Бессмертные. А который час?
КОТ. Спи, спи, засоня... Еще не время. (Кощею.) Обжился ... тряпок натаскал... гнездо свил... Все по уму, даром, что пернатый. От такой карьеры и я бы не отказался?..
КОЩЕЙ. Но, согласись, у парня талант и упорство. (что-то ищет в столе.) Вон как чечетку лупит: по восемь часов не разгибаясь! Ты б так смог? Не смог бы.
КОТ. (обиженно). Нашел, чем упрекнуть. Мне нельзя, у меня лапы. (многозначительно.) Лапы надо беречь. (показывает.) Я читаю лапами. Кабы можно было бы читать копытами или по полкам бегать, я бы бегал... (обиженно.) Эх, да что говорить. Я после твоего препарата как ошалел: цитирую наизусть Брокгауза и Эфрона в любом направлении: хочешь, слева направо, хочешь, справа налево. (мечтательно.) А сколько еще нечитаного. А впереди еще Ленинка... (ехидненько.)... а Вашингтонскую библиотеку кто, по-твоему, читать будет, Пушкин?.. (с чувством тихой гордости.) Вчера директор подходил.
КОЩЕЙ. И что хотел?
КОТ. Да так... ничего. Ему материал понадобился, последние архивы, а они в Вашингтонке и... (заговорщическим тоном.) засекречены. Шеф просил быстро смотаться туда-сюда и полки просканировать... лапами.