Смекалин Дмитрий Олегович : другие произведения.

Отъезд в эмиграцию в 1920 году

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Набрал сохранившееся с древних времен письмо другого предка - В.Д.Варенова, довольно известного до Революции инженера и преподавателя Политехнического института в СПб. Письмо дошло до его дочки, оставшейся в СССР, уже в 60-е годы. В нем Владимир Дмитриевич описывает, как он уезжал в 1920 году в эмиграцию. По семейному преданию, командировку в Прибалтику ему выписал Красин, заодно просив разведать путь и для него, если что... Документ подлинный, может кому интересно будет ознакомиться.


   Как Вы, вероятно, помните, выехали мы из Петрограда в Витебск 6 февраля 1920 г. в 8 час. вечера. Благодаря тому, что нам удалось достать места в спальном вагоне международного общества, путешествие наше до Витебска не было слишком тяжело - в нашем отделении I класса сидело, кроме нас четверых, еще всего двое посторонних - всего вме­сте 6 человек. В купе было хоть и совершенно темно, но тепло и до такой степени надушено каким-то дезинфекционным средством, что в носу щипало и хотелось кашлять. Остальные вагоны этого "скорого" поезда представляли собою обычные теплушки.
   Таким порядком мы довольно аккуратно, вовремя тронулись в путь.
   Ночь прошла благополучно. На утро можно было наблюдать на всех станциях, как голодные петроградцы набрасывались и расхватывали все продукты, выносимые окрестными крестьянами к поезду - лепешки, молоко, мясо, яйца и т.под. Торговля шла страшно бойко. Крестьяне охотнее всего вели меновой торг - главным образом на соль.
   Так, тихо поспешая, мы двигались до 6 ч. вечера, когда прибыли в Витебск.
   Здесь после тщательного досмотра нашего багажа - что преследует этот досмотр - совершенно неизвестно - мы занялись разысканием себе помещения. Задача эта в Витебске нелегкая - большинство гостиниц занято под различные общественные и военные учреждения, и приезжим приходится искать себе пристанища либо в частных квартирах, либо в так наз. "заезжих домах". В одном из таких на окраине города по Городокскому шоссе " 63, принадлежащем некоему Моделю, мы и нашли себе пристанище - одна довольно большая, но проходная комната, в которой ставились 3 кровати и диванчик. Здесь же оказалось возмож­ным получать обед. В общем было довольно сносно, даже не слишком грязно.
   Здесь мы начали зондировать почву по поводу возможности пере­браться через границу. Нашими соседями оказались двое из Москвы -муж и жена, которые тоже пробирались за границу, к себе на родину в Либаву.
   По собранным нами сведениям, наиболее удобный путь за границу, казалось, лежал в направлении Лепеля, занятого уже поляками. Поэто­му мы вместе с нашими соседями решили поехать на лошадях в местечко Чашники, находящееся в 35 верстах от Лепеля в руках советских войск. Решив таким образом, наняли лошадей и в четверг 12 февраля рано утром выехали через Бешенковичи в Чашники.
   Путешествие это было довольно-таки тяжелое - весь предыдущий день и день нашего пути свирепствовала страшнейшая вьюга, которая совер­шенно замела все дороги. В пути наши возницы не останавливались почему-то (кажется, они везли контрабанду) на заезжих дворах, а заезжали на хутора, где было страшно грязно и неудобно.
   Путешествие это длилось до 2-х часов дня 13 февраля, когда нако­нец мы приехали в м.Чашники. Здесь с помещением оказалось еще хуже - пришлось поместиться в одной крохотной каморке на заезжем дворе у Сорки Черни на Базарной площади.
   Здесь мы стали разыскивать возможность перейти на другую сторону фронта в направлении занятого поляками гор,Лепеля. Все наши поиски в этом направлении оказались безуспешными - выяснилось, что в этом месте как будто бы перейти через фронт невозможно, так как после нескольких крупных провалов в этой местности значительно усилен надзор. В то же время выяснилось, что правильная организация, зани­мающаяся переводом через фронт, существует в местечке Крупки (около жел-дор. станции того же имен" на линии брша - Борисов). Таким образом оказалось совершенно бесполезным дольше сидеть в Чашниках и мы решили попытать счастья в Крупках.
   В воскресенье 22 февраля утром выехали на лошадях (две одноконных подводы), к вечеру приехали в мест, Черея, где переночевали. Утром тронулись дальше и в понедельник 23 февраля около 5 час. дня прибыли в мест. Крупки, где остановились на постоялом дворе Городенского против такого же двора Лурье.
   Здесь мы, действительно, попали в самый центр организации пере­правы за границу. Не успели мы приехать, как к нам явились агенты этой организации для переговоров. С этой стороны дело обстояло бле­стяще, но оказалось, что за переход границы организация эта требует по 5000 руб. царскими деньгами с человека. После большой торговли удалось понизить эту цифру до 3000 руб., но и такой суммы у нас не было... На следующий день являлись представители других организа­ций подобного же рода, но все они твердо держали цену. Пришлось вступить в переговоры и предложить агентам получить от нас некото­рую часть деньгами, а остальное вещами. Они на это согласились. Мы отдали почти все наши деньги (42 ооо руб. думскими деньгами) и все свои лучшие вещи (одеяла, белье, костюмы мои и Наджны и т.под.) и в 7 час. вечера выехали на лошадях в направлении красного фронта.
   Ехали на великолепных лошадях, лесом, местами совершенно без дороги, целиной по снегу. В одном месте, как раз где надо было осто­рожно проехать мимо постов, одни сани, в которых сидели Надя, бабу­шка и еще одна барышня, наскочили на пень, лошади испугались и начали ржать. Наши возчики перепугались страшно и ударили по лошадям, наутек, бросив застрявшие сани. Слава Богу, потом им удалось высвободиться и незамеченными догнать нас...
   Около 1 ч. ночи приехали благополучно в дер.Черновка на левом берегу Березины, на нейтральной зоне. На противоположном берегу Березины расположен польский фронт. Утром 25 февраля в деревне поя­вился польский разъезд. Мы просили его вызвать к нам офицера с ближайшего польского поста. Около 12 ч. дня приехал офицер и, забрав нас с собой" перевез через Березину в дер. Мурово, где расположен был штаб отряда. Оттуда после подробного допроса нас направили в дер.Черновицы, в штаб батальона, в 3-х верстах от дер.Мурово, а оттуда ь штаб полка в дер. Слободка, верстах в 15-ти, куда мы прибыли в 6 час.вечера. Здесь в штабе 2-го польского легиона нам пришлось переночевать, и 26 февраля в 12 ч.дня мы были отправлены в гор.Бори­сов, в 18 верстах, куда и прибыли в 5 час. вечера того же дня и были доставлены к коменданту. Здесь после краткого допроса нас пре­проводили на этапный пункт на вокзале, в карантин.
   27 февраля нас заставили сходить в баню и затем выдали разрешение на выезд из Борисова в Минск. Все время от самого перехода границы мы встречали со стороны польских офицеров и солдат самое любезное и предупредительное отношение. Везде они по возможности старались по­мочь к облегчить наше положение...
   27 февраля в 8 час. вечера выехали из Борисова - ехать пришлось в товарных вагонах, груженых шпалами. 28 февраля в 8 час. утра при­были в Минск и остановились на углу Губернаторской и Захарьевской улиц в Ново-Московской гостинице.
   Здесь я в первые же дни нашел нескольких знакомых: инж. Корзона, старого сослуживца покойного отца инж. Трепку, бывшего служащего с "Пулемета" инж. Рубины и бывш. преподавателя Митиного из 13-й гим­назии Г.Э.Занеля. В Минске выяснилось, что здесь сказывается весьма сильно близость фронта - дороговизна порядочная, заводы и фабрики все бездействуют и вообще мало весело. Поэтому решили пробираться дальше - сначала в Варшаву, а оттуда в Берлин. Сейчас же начали хло­потать о разрешении на выезд из Минска и въезд в Варшаву, что удалось получить довольно легко и скоро.
   В субботу 6 марта в 10 .1/2 час. вечера опять- таки в товарных ваго­нах, страшно переполненных, так что даже стоять было трудно, выехали из Шнека и в воскресенье 7 марта в 10 ч. утра прибыли в Вильну, Здесь просидели на вокзале целый день и в 7 час, вечера уже в более прилич­ных условиях - в вагонах 3-го класса немецкого типа выехали в Варшаву,
   В понедельник 8 марта в 10 ч, утра прибыли без всяких приключе­ний в Варшаву и остановились в меблированных комнатах на Александ­ровской площади (плас Александра, плас трех кжыжей) II 14.
   В Варшаве тоже все фабрики и заводы бездействовали и найти себе подходящую работу надежды было мало. Поэтому решили пробираться дальше, в Берлин. Б Варшаве пришлось довольно много и долго хлопо­тать, чтобы получить разрешение польского правительства на выезд в Германию.
   В воскресенье 21 марта в 10 час.вечера выехали из Варшавы в Поз­нань (бывш, немецкий Позен), где находится немецкое консульство и где жизнь значительно дешевле, чем в Варшаве.
   В понедельник 22 марта в 9 1/2 час. утра приехали в Познань, ос­тановились на Хедвиг штр. (ул.Крашенского Л II, I р., м.п. Сомбровский).
   На следующий день по приезде подал прошение в консульство о раз­решении на въезд в Германию.
  
   Инженер-технолог Влад.Дм.Варенов
  
  
  
  
  
  
  
  

4.

  
  
  
  
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"