Причины, сущность и проявления кризиса полиса в Элладе.
Предисловие.
Главной целью этой работы является попытка определить - "Что такое кризис полиса, в чём причины его возникновения и почему его влияние оказалось столь фатальным для полисной системы в Элладе?".
Тема эта была актуальна и важна в разные периоды более поздней истории. Первую попытку объяснить, в чём сущность этого кризиса предпринял Фукидид, начавший писать свою "Историю" во время Пелопоннеской войны. Несмотря на то что его работа в большей степени описывает сам ход войны, в ней содержится немало информации о причинах и поводах для её начала. Очень много полезной информации дала мне "Хрестоматия по истории Древней Греции", где содержится немало документов и ораторских речей политиков того времени.
Однако если базировать свою работу только на трудах античных авторов стоит учесть их политическую ориентацию, которая откладывает глубокий отпечаток на их мнение о причинах и сущности самого кризиса.
"Неудивительно, что в трактовке кризиса полиса нет единообразия, причём разноречивость суждений определяется не только различными исходными позициями исследователей, но и тем конкретным материалом, которым они оперируют". При написании этой работы я активно использовал второй том сборника "Античная Греция", который был полностью посвещён объяснению причин, сущности и проявлений кризиса полиса. В этой книге приведены аргументы и выдержки из исследований на эту тему множества авторов, в большинсте своём западноевропейских, что немаловажно, ведь по словам одного из них - Эдварда Вилля (Ed. Will): "Не отрицая возможности говорить о том, что кризис полиса в Афинах IV века существовал, историки-марксисты слишком много занимаются концепцией, связанной с экономическим упадком, обезземлением крестьянства, вытеснением свободного труда рабским, упуская тем самым другие немаловажные причины кризиса".
Немало важной информации даёт нам сочинение Оскара Гегера (в современном варианте часто пишут - Егер) "История Греции", в которой автор излагает свой весьма оригинальный взгляд на греческую историю и на причны Пелопоннеской войны.
Кроме вышеуказанной литературы мной был использован Плутарх с его жизнеописаниями Перикла, Агесилая, Лисандра и других видных деятелей Афин и Спарты V-IV веков до н.э. В случае с Плутархом, больше моралистом, чем историком можно не опасаться, что его политические убеждения повлияют на объективность, потому что в своей работе он больше всего внимания уделял конкретной личности описываемого, не углубляясь в особенности общеполитической ситуации в полисах.
Я разделил свою работу на три главы, каждая из которых рассказывает про причину и сущность кризиса (1глава), про углубление кризиса и распространение его по всей Элладе (2глава) и про последствия кризиса и Македонское завоевание (3глава).
Описывая сам кризис, я вполне сознательно опирался на Афинский и Спартанский полисы, так как именно в этих важнейших греческих полисах и зародился кризис, перейдя чуть позже на все полисы во время Пелопеоннеской войны.
Глава 1
Причины и сущность кризиса полиса.
Как я уже сказал в предисловии, кризис полиса понятие неоднозначное и многогранное, Моссе полагает, что "в V веке наблюдалась эволюция полиса, в результате чего экономические, политические качества переросли полисные рамки. В некотором ограниченном смысле мы вправе говорить о кризисе, а именно о кризисе гражданской общины, социальной структуры, институтов и идеологии полиса". Поколеблена была самая основная полисная черта, краеугольный камень всего полиса, его фундамент, система "гоплит - землепользователь - гражданин", причём поколеблена на всех уровнях.
Как таковая эта система подразумевает, что любой гражданин полиса, а это очень почётный и высокий социальный статус, имеет право обрабатывать свой участок земли, воевать и защищать его в гоплитском ополчении, и, будучи гражданином, имеет право голосовать и быть выбранным на общественную должность в родном полисе. Разумеется, эта схема несколько груба и не учитывает конкретных нюансов жизни каждого отдельно взятого полиса, однако ей можно руководствоваться, как основой полисной системы Эллады - в том или ином виде она присутствовала в каждом полисе.
В V веке в земельных отношениях в Афинах намечаются серьёзные перемены: "В земельных отношениях проявляются новые черты, свидетельствующие о том, что поколеблена была материальная основа полисной структуры - связь гражданского полноправия с земельной собственностью. То, что землю продают не только бедняки, но и состоятельные граждане, что, несмотря на общественное осуждение, нередко в оборот пускали и наследственные земли, что земельное владение стало рассматриваться как источник дохода, равнозначный другим, наконец сама мобильность земельной собственности - лёгкость её продажи и купли - всё это свидетельствует о ломке традиций, которая неизбежно влекла за собой и другие перемены". Настроения того времени хорошо отражают слова Аристида, одного из виднейших политиков Афин того времени, он призывал народ "переселяться в города из деревень, тем самым обогащаясь." И это несмотря на то что "в классическом полисе не было официального противопоставления городского населения сельскому." Перемены в земельных отношениях - явление очень важное, по мнению Эдварда Вилля (Ed.Will): “Определяющий признак полиса - взаимосвязанность гражданского статуса с земельным владением” .Не менее важным было и то, что торговая экспансия Афин привела к резкому увеличению количества рабов, которые впервые в истории этого полиса стали использоватся в сельском хозяйстве. Афины, оставшись демократическим полисом, в земельном отношении стали приближаться к олигархической Спарте, которая использовала илотов.
Подобные серьёзные перемены не могли возникнуть спонтанно. Они были связаны с увеличением торгового могущества Афин и с постепенным переходом её экономики от земельной к торгово- денежной.
Не менее серьёзным изменениям была подвергнута роль гражданина. В результате этих изменений гражданство в большой мере потеряло свою былую значимость. Причины эти связаны с двумя вещами: во-первых нередки стали случаи покупки гражданства богатыми метэками или предоставления его людям, чья помощь была нужна Афинам (примером этого может служить предоставление гражданства Боспорскому царю Левкону за возможность перевоза хлеба через его рынок, с одной стороны это говорит о том, что "гражданство афинянина" по прежнему не пустой звук, однако происходит и обратное действие - чем больше становится граждан, тем ниже ценится их статус) Во-вторых без земельного надела и права участвовать в гоплитском ополчении сама идея гражданства во многом теряет свой смысл. "Когда ослабевает связь между гражданством и земельным наделом, иссякает один из источников внутриполисной солидарности".
Что касается потери главенствующей роли гоплитского ополчения, то это прежде всего следствие Пелопоннеской войны, где активно использовалось наёмничество, губящее традиционный гоплитский военный уклад. "Наёмничество, распространение которого было прямым следствием развивающегося кризиса полиса, в свою очередь являлось фактором, усугублявшим и углублявшим этот кризис." Кроме того немаловажную роль играло то, что в Пелопоннеской войне "борьба велась по комплексным системам альянсов." В этом случае трудно ожидать от воинского ополчения того же единства, которое они проявили бы, защищая свой родной полис.
Сказав об основных частных вещах, нельзя забыть и о более общих - одной из важнейших причин кризиса полиса было то, что Афины и Спарта, существенно увеличив свои владения, не имели возможности контролировать свои державы полисными методами.
После описания основных причин начала кризиса можно прийти к выводу в чём его сущность - она в том, что полис, как таковой, перерос самого себя и пришёл в упадок сразу же после своего расцвета, перейдя на новую ступень развития, он преодолел все традиционные рамки, тем самым разрушив свою структуру изнутри.
В заключение главы нельзя не отметить, что причины кризиса, изложенные в ней, в большей степени относятся к Афинскому полису, об основных причинах кризиса Спартанского речь пойдёт в следующей главе, так как эти причины тесно связаны с Пелопоннеской войной.
Глава 2
Проявление и углубление кризиса - Пелопоннеская война.
Немировский считает, что "Пелопоннеская война была одновременно причиной и следствием кризиса полиса". Само начало войны было связано с попыткой предотвратить дальнейшее развитие кризиса, приведя в итоге к его углублению и развитию. Немало историков, в том числе неоднакратно упоминаемый Ed.Will , считают, что до Пелопоннеской войны кризис полиса проявлялся только в крупных демократических полисах, таких как Афины и абсолютно не влиял на политическую, социальную и экономическую жизнь сельскохозяйственных полисов. Однако Пелопоннеская война изменила такое положение вещей: "Вооружённое столкновение Архэ с Пелопоннеским союзом выявило тенденцию превращения проблемы межполисных отношений в одну из наиболее острых и животрепещущих проблем для греческих государств".
Причиной начала военных действий Фукидид считал "страх лакедемонян перед растущим могуществом Афин". В поддержку этой версии выступает и Оскар Гегер, объясняющий почему Спарта так долго выжидала, глядя на растущее могущество Афин: "Нестабильное положение дел в Пелопоннесе в соединении с малоподвижным характером дорического племени вообще и спартанских учреждений в особенности, объясняет отчасти, почему пелопоннесцы не приняли никаких мер, чтобы помешать постоянному возростанию Афин". Были и более глубокие причины для возникновения конфликта: власть в обоих полисах заметно пошатнулась, в большей степени это было заметно в Афинах как в полисе демократическом, но и в Спарте ситуация была нестабильной.
Всё предвоенное время и первые годы войны были в Афинах годами правления Перикла (443-429 гг. до н.э.). Перикл был избираемым стратегом и время его правления стало расцветом Афин: "Оглядываясь назад на историю времён понимаешь, что именно в этом наименьшем пространстве, были созданы самые великие и разнообразные произведения человеческого ума". Но, к середине 30-ых годов усилились внутренние противоречия, которые привели к усилению демагогов и "охлократии", власти толпы, лидер которой, Клеон проявил себя уже после смерти Перикла в 429 году.
Очень важным было то, что после греко-персидских войн большую роль в государстве стали играть гребцы-феты, получавшие деньги за свой труд, следовательно в мирное время им необходима была война, чтобы получать свой заработок.
В Спарте же наметились противоречия между двумя царствующими династиями Агиадов и Эврипонтидов, кроме того усиление демократии в Афинах мешало олигархической Спарте, а увеличение торговой экспансии её ближайшему союзнику - Коринфу.
В случаях некоторой неустойчивости власти, правителям зачастую необходима победоносная война, укреплявшая, в случае победы, их власть. Именно такую войну объявили друг другу Афины и Спарта, утянув за собой участников Пелопоннеской симмахии и архэ соответственно: "Обе стороны взялись за оружие, будучи в расцвете сил и в полной боевой готовности; и все остальные эллинские города либо уже примкнули к одной из сторон сразу после начала войны, либо намеревались сделать это при первой возможности" .
Я не буду подробно описывать хронологию этой войны, так как это не является целью моей работы, однако важной задачей является объяснение изменений, произошедших в Элладе в процессе и после этой войны.
Главным военным изменением было то, что полководцы-авантюристы, такие как Брасид и Клеон смело использовали наёмников, что очень сильно ударило по социальной системе полиса. Самым харктерным и в то же время удивительным примером перебежничества и наёмничества может служить Алкивиад, который был и афинским и спартанским полководцем за весь ход войны.
Победу одержали спартанцы, но она досталась им дорогой ценой. Спарте пришлось обратиться за финансовой помощью к Персии, поставив себя тем самым в зависимое от неё положение. Плутарх, в своём жизнеописании Лисандра приводит его слова, обращённые к сыну персидского царя Киру: "Если ты так добр, Кир, прошу тебя, прибавь морякам к их жалованью по оболу в день, чтобы они получали по четыре обола вместо трёх" . Первые же спартанские победы оказались губительными для спартанского полиса - узнав цену роскоши, спартанцы отступили от Ликурговой ретры, не сумев создать взамен ничего нового. "Грозный закон поставлен был стражем, не допускавшим проникновения денег в дома спартанцев, но сохранить в душах граждан строгое равнодушие к деньгам не удалось: всем было внушено стремление к богатству как к чему-то великому и достойному".
Афины же, потеряв много граждан из-за чумы 430-429 годов, потеряли множество денег, потраченных на войну (во время войны жители облагались чрезвычайным налогом - эйсфором), потеряли поддержку полисов архэ и соответственно форос, которые те выплачивали. Афины оказались в бедственном финансовом состоянии (Ксенофонт в своём трактате "О доходах" в 355 году советовал Афинам возобновить активную морскую торговлю, скупая рабов и продавая их на серебряные рудники Лавриона). Но афиняне потеряв харизматического лидера, каким был Перикл, уже не смогли выбраться из кризиса.
Остальным греческим полисам, так или иначе затянутым в военные действия также приходилось непросто. Вот, что пишет о городе Эфес Плутарх в жизнеописании Лисандра: "Постоянное общение с варварамии проникновение персидских обычаев грозило решительным возобладанием варварского начала над греческим".
Глава 3
Разрушение полисной системы и македонское завоевание.
Последствия Пелопоннеской войны оказались губительными для Афин и Спарты, ни одному из этих полисов не удалось вернуть и половины своего былого могущества.
Первые последствия были абсолютно очевидны - военные потери, разрушенные города, растопотанные поля с посевами. "Никогда ещё не было захвачено и разрушено столько городов - будь то варварами или воюющими сторонами; никогда ещё не было столько изгнаний и кровопролития".
Резко выросла роль рабства - оно и до этого было немалым, а сейчас количество рабов, прежде всего военнопленных, приняло просто угрожающие размеры. Возник рост имущественного расслоения - плутократия, власть богатых, полностью утратило свою роль землевладение, значительно хуже шла морская торговля, разрушился средний слой населения.
Гегемония Спарты, ставшая реальностью после победы в Пелопоннеской войне продержалась недолго, в первую очередь потому, что её раздирали внутренние противоречия (закон эфора Эпитадея 400 года, позволяющий спартанцу иметь свой клер в частном владении, и заговор Кинадона против эфората в 399 году).
Спарта потеряла свою гегемонию, и не нашлось такого полиса, вокруг которго могла бы сплотиться вся Эллада. Таким полисом могли бы оказаться Фивы, усилившиеся в 380-370-е года до н.э. , но они потерпели поражение от коалиционного союза Афин и Спарты.
"Привычный эллинский мир к IV веку стал рушиться. И появился Гераклид, македонский царь Филипп II, который мог бы взять на себя роль объединителя или всеобщего врага, что тоже сплотило бы полисы".
Однако не произошло ни того ни другого - кризис полисов, их противоречия были слишком велики, поэтому Эллада опять разделилась на два враждующих лагеря, за Филиппа и против него. В итоге победили противники македонского царя во главе с Демосфеном: "Предметом своей государственной деятельности он принял защиту эллинов против Филиппа". Он утверждал, что "Филиппу ненавистны более всего наши свободные учреждения... ведь ему прекрасно известно, что если он покорит своей власти все народы, прочно владеть чем-нибудь он не будет до тех пор, пока у нас существует народоправство".
Противостоять военной силе и полководческому таланту Филиппа эллины были не в силах, македонский царь, по его собственным словам: "Отступал, подобно барану, чтобы сильнее ударить рогами".
В 337 году по инициативе Филиппа был созван Коринфский синедрион, который объявил Элладу частью Панэллинского союза во главе с Филиппом, и с этого момента всякая независимая жизнь Эллады была прекращена, она так и не смогла освободиться от македонского могущества, пока в 146 году не была объявлена римской провинцией Ахайя.
Библиография и примечания.
1) "Античная Греция" том 2, "Кризис полиса"/ г. Москва /изд. Наука /1983 г.
2) "Хрестоматия по истории Древней Греции"/ г. Москва /изд. Мысль /1964 г.
3) "История Греции"/сочинение Оскара Гегера /г. Санкт-Петербург /1886 г.
4) "История Древнего мира"/А.И.Немировский/г. Москва /изд.Дрофа /1995 г.
5) "История"/Фукидид /г.Москва /изд.Ладомир /1999 г.
6) "Избранные жизнеописания" / Плутарх/ г.Москва /изд.Правда /1987 г.
7) "Энциклопедия Всемирной истории"/ г. Москва/изд.Аванта+ /1995 г.
Список авторов, цитаты из работ которых, были опубликованы в "Античной Греции".
1) K.Mosse “Le staut des paynas en Affique an IV sielce. Problemes de la terre en Grece ancienne. 1973.