Эту картину много лет назад я впервые увидела в русскоязычном секторе интернетной сети и обсуждалась она только по причине схожести мужчины с нынешним президентом РФ Путиным.
Ну ведь похожи?
А, оказывается, у неё довольно интересная история.
ПЕРЕВОД делала я:
Эта 600-летняя картина является одной из самых загадочных в истории.
Зеркало сзади имеет ширину всего 3 дюйма, но оно отражает всю комнату в мельчайших деталях.
Присмотритесь поближе и поймете, что все не так, как кажется.
На первый взгляд можно подумать, что шедевр Яна ван Эйка — это обычный портрет: итальянский купец Джованни Арнольфини и его жена Костанца.
Похоже, это могла быть свадебная церемония, но здесь происходит нечто бoльшее.
Во-первых, он поразительно богат деталями и символизмом.
Чтобы дать вам представление, четки сзади (подарок невесте, символизирующий чистоту) отбрасывают крошечную тень на стену и отражают свет комнаты:
Или возьмем этот апельсин, который сам по себе является символом богатства и дорогим импортным товаром в Брюгге (где он был нарисован).
Тень от него передана мастерски, но даже есть слабое отражение на подоконнике:
Или эта собака, символ верности и преданности, каждый штрих шерсти которой нарисован, кажется, одним волоском кисти Ван Эйка.
Такие детали ошеломляют более, если вспомнить время написания картины: 15 век:
Ведь правда, что cделан огромный скачок в перспективе и реализме по сравнению с готическим искусством всего несколько десятилетий назад?
Но давайте внимательно рассмотрим символы для того, чтоб понять причину интереса к этой картине, почему она - одна из наиболее анализируемых картин в истории?
Во-первых, из-за наличия свидетельской подписи художника некоторые думают, что это настоящий брачный контракт:
А на каркасе кровати – скульптура Святой Маргариты, покровительницы родов.
Итак, это портрет счастливого и плодотворного брака, который еще впереди, не так ли?
Ошибаетесь и чтоб это понять, нужно посмотри в зеркало.
Уместить все детали в такое маленькое пространство – это уже потрясающе, но учтите, что это выпуклое стекло.
Искажения представлены с потрясающей точностью:
Увеличьте масштаб и снова увидите оранжевый цвет на подоконнике.
Но еще интереснее две фигуры сзади: мужчина в красном, обычно идентифицируемый как сам художник, и еще один — это зритель?
Но настоящая суть картины на самом деле раскрывается в десяти крошечных изображениях вокруг зеркала.
Каждая из картин - размером меньше половины ногтя - со сценами Страстей Христовых: от Агонии в саду до Воскресения:
Вы можете заметить, что сцены со стороны Джованни происходят во время жизни Христа.
А со стороны Констанцы – после смерти Христа.
Почему?
Потому что Констанца умерла в 1433 году при родах, а картина закончена в 1434 году.
Теперь многое начинает обретать смысл: цветущая вишня за окном (символ быстротечности жизни), темная одежда Джованни (как будто он присутствует на похоронах).
Ни одна деталь не случайна:
В люстре горит только одна свеча: та, что над головой Джованни.
Свеча над Костанцей догорела — осталось лишь несколько капель воска.
Эта картина — посмертная дань уважения Костанце:
Трудно не заметить, как она стоит и положение ее рук.
Это женщина, которой скоро предстоит родить, в то время, когда смерть во время родов была обычным явлением.
Ее жертва сопровождается последней жертвой: Распятием Христа:
И последняя деталь: посмотрите на туфли Джованни, которые он выбросил.
Он сделал это из уважения: здесь проходит свадьба, потому комната превращается в святое место:
И, несмотря на то, что произошло, он не намерен отказываться от своих обетов или своей веры.
Вся сцена — дань уважения кончине любимой жены, с деталями, которые мог бы создать только настоящий гений.