евочку звали Оля. Ей было всего-то пять лет. Хотя, впрочем, пять лет - это уже много. У неё было два любимых занятия: во-первых, помогать бабушке в саду, а во-вторых, ходить в музыкальную школу.
В музыкальную школу она ходила уже второй год, и кое-что понимала в нотах и нотной грамоте. Немножко, конечно, но понимала. Кроме того её папа был музыкантом и помогал дочке разбираться в нотах. И поэтому Оля могла уже на пианино играть несложные мелодии и композиции.
А у бабушки в саду Оля просто отдыхала. Она любила сад с его деревьями, кустарниками и грядками. Ещё она любила луг, который начинался сразу за садом бабушки. На этом лугу росли красивые полевые цветы, а в погожий день там стрекотали кузнечики.
- Интересно, - думала Оля, каждый раз выходя на этот луг, - чем же так стрекочут кузнечики.
- Надо поймать одного, - подумала она, - принести его в сад и поговорить с этим пойманным кузнечиком.
Но сколько она не пыталась поймать кузнечика, у неё ничего не получалось, кузнечик всегда успевал раньше упрыгнуть в сторону, прежде чем его накрывала Олина ладошка.
Но однажды ей попался смелый кузнечик. Он сидел около ноги Оли и пел свою песню. Оля нагнулась к нему и сказала:
- Давай познакомимся. Меня зовут Оля. А тебя?
Кузнечик прекратил своё пение, посмотрел на Олю и тихонечко так, чуть слышно ответил:
- Давай. Меня зовут Кузя! Я смелый кузнечик, вон как все мои собратья ускакали от тебя, а я сижу рядом и вижу, что ты девочка хорошая. Зла мне не причинишь.
- Знаешь что, - сказала на это Оля, - давай я отнесу тебя в наш сад и мы в домике на веранде поговорим. А ты мне сыграешь что-нибудь весёленькое. Хорошо?
- Согласен. Только неси меня на раскрытой ладони, я терпеть не могу тёмного замкнутого пространства. Тут один мальчишка попытался засунуть меня в спичечный коробок, так я быстренько ускакал от него.
- Идёт, - произнесла Оля и подставила кузнечику свою маленькую ладонь. - Прыгай!
Кузя запрыгнул на Олину ладонь, и так с вытянутой рукой она пошла в сад.
В саду на веранде домика стоял большой стол. Вот за него и села Оля, а кузнечик спрыгнул с её ладони и уселся напротив неё.
- Ты знаешь, - сказал Кузя, - я всё-таки немножко побаиваюсь, что вот ты меня возьмёшь и прихлопнёшь, как комара.
- Вот дурачок. Мы же пришли сюда поговорить и послушать твоё пение. И не бойся, потом я тебя опять отнесу на луг. Убивать же тебя как комара, я совершенно не хочу.
- Вот это здорово, - согласился Кузя. - А о чём мы будем говорить?
- Давай о музыке. Во-первых, ты мне расскажешь, как это ты стрекочешь, а во-вторых, что-нибудь сыграешь весёленькое. Потом я тебе чего-нибудь спою. Так что давай рассказывай, как ты стрекочешь.
* * *
- Д
а это очень просто, - сказал кузнечик. - Вот тут на задних лапках, видишь, у меня имеются зазубринки. И когда я тру задние лапки друг об друга, то эти зазубринки и издают звук, которые вы, люди, называете стрекотанием.
Оля внимательно осмотрела задние лапки и действительно на них она увидела зазубринки.
- Скажи, - спросила она Кузю, - а эти зазубринки могут издавать только одну ноту или каждая зазубринка имеет свой звук?
- Ну, конечно, каждая зазубринка имеет свой звук. А скажи мне, что такое нота.
- Нота это и есть звук, который издаёт какой-нибудь музыкальный инструмент или твои зазубринки. А если каждая зазубринка может издавать свою ноту, значит, на задних лапках ты можешь исполнять несложные музыкальные произведения. Тебе просто надо немножко знать музыкальную грамоту.
- Оля, - вдруг попросил кузнечик, - а научи меня немножко играть на задних лапках. Ну хоть какую-нибудь простенькую мелодию.
- Если ты, Кузя, просишь, то давай попробуем. Я запишу дома на магнитофон весь нотный стан, сыграв его на гитаре, а потом мы с тобой опять встретимся и посмотрим, могут ли твои задние лапки издавать, например, ноту до или ноту соль . Но это будет в следующий раз, поскольку я слышу машину, в которой папа приехал за мной. А как мы найдём друг друга?
- Да очень просто, - ответил кузнечик, - ты выйдешь на луг и позовёшь меня: Кузя, Кузя. И я быстро прискачу к тебе. А сейчас отнеси меня на луг и выпусти на свободу, а то твой папа может сделать мне что-нибудь нехорошее. Я просто его боюсь.
- Вот глупышка, - заметила Оля, - моего папу нечего боятся, он добрый и весёлый человек, но на луг я тебя сейчас отнесу, как ты просишь. Прыгай на ладошку.
Кузя запрыгнул на подставленную Олей ладонь, и та быстренько отнесла его на луг.
- Пока, до следующего раза, - сказала Оля, выпуская кузнечика на волю.
- А когда он будет этот следующий раз? - поинтересовался Кузя.
- Дня через два, когда меня бабушка опять позовёт собирать жимолость.
- Жалко, что так долго, но раз ты не можешь прийти раньше, то я буду с нетерпением ждать эти два дня. А сейчас действительно Пока !
После этих слов Кузя поскакал куда-то по лугу, а Оля пошла обратно в сад, где её ждали бабушка и папа.
* * *
- С
кем это ты тут разговаривала? - спросила Олю бабушка.
- Да с кузнечиком. Мне стало интересно, как они издают звуки и я решила это разузнать, - ответила Оля.
- Ну и как, разузнала? - спросил папа.
- Мне на ладошку прыгнул смелый и смекалистый кузнечик Кузя, я принесла его в сад и мы с ним хорошо поговорили.
- Ох, и фантазёрка же ты, - сказал Олин папа, - с кузнечиком речи о музыке вела. Смешно.
На эти слова Оля немножко обиделась и сказала отцу:
- Ничего я не фантазирую. Если хотите, я могу вас с Кузей познакомить. Кстати, он попросил записать ноты, и я это сделаю на магнитофоне, а ты, папа, мне в этом поможешь.
- Хорошо, - согласился отец, видя, что его дочка не фантазирует, - так уж и быть, запишем для твоего Кузи ноты и какую-нибудь простенькую мелодию. А сейчас поехали домой, нас там ждёт мама и она хочет тебя подстричь, а то действительно вон какой лохматой ходишь. И бабушку заодно домой отвезём. Поехали скоренько, а то бабушка устала и ей надо отдохнуть.
Дома, как папа и обещал Оле, он записал на бумаге и на магнитофоне ноты и слова к детской песенке такого содержания.
В зоопарке
--
В зоопарке бегемотик
Нежно гладит свой животик.
Он в бассейн с водой залез,
Чтобы сбросить лишний вес.
--
Леопард по клетке ходит,
Речи умные заводит.
Говорит, что здесь обед
Протекает весь без бед.
Припев:
В зоопарке повсеместно
Очень даже интересно.
Здесь полным-полно зверей,
Посмотри на них скорей.
--
А весёлые мартышки,
Как мальчишки-шалунишки,
Головой повисли вниз,
Зацепившись за карниз.
--
Гусь большой он ходит важно,
Очень гордо и отважно.
Он шипит, он очень злой
И доволен сам собой!
Припев
Оле не терпелось поехать в сад и позаниматься с Кузей. Но нужно было ждать субботы, когда папа и мама отдыхали от работы и могли спокойно отвезти бабушку и Олю в сад, да и самим там поработать.
Но время течёт быстро и вот наступила долгожданная для Оли суббота. Все поехали в сад, чтобы там отдохнуть от городской жизни и маленечко физически поработать.
Оля расположилась на столе, что стоял, как я уже говорил, на веранде садового домика, и пошла на луг звать Кузю.
- Кузя! Кузя! - громко крикнула она. - Где ты!
Кузя отозвался практически сразу.
- Я здесь, у твоих ног, - сказал он.
Оля нагнулась и увидела Кузю.
- Ну что, пошли заниматься!
- Пошли!
- Тогда прыгай за мной и залезай на стол, что стоит на веранде.
Пока Оля шла к домику, Кузя опередил её и сидел на столе.
- Начнём, - сказала Оля и начала учить кузнечика нотной грамоте.
Она говорила, как называются ноты, и на магнитофоне проигрывала их перед Кузей. А Кузя подбирал звук на своих зазубринках на ногах.
Учение шло быстро, так как Кузя оказался способным учеником с хорошим музыкальным слухом. Так что к концу занятия он уже спокойно играл песенку про зоопарк, чему необычайно радовался. Радовалась и Оля успехам кузнечика.
- А можно я своих друзей тоже научу играть эту песенку? - спросил он.
- Конечно, - ответила Оля, - учи и даже обязательно. А сейчас уже наступил вечер, и папа готовит машину для отъезда домой. Так что до завтра и тогда разучим ещё какую-нибудь песенку. Пока.
- Пока, - ответил Кузя и поскакал на свой луг.
* * *
Н
а следующий день на столе у Оли сидели уже не один Кузя, а ещё девять его друзей. Они встретили Олю целым оркестром, который исполнял песенку про зоопарк. Все они были одинаковые, зелёные, и только Кузя отличался от всех тем, что у него на голове была кепочка.
- Какие вы молодцы! - воскликнула Оля. - За вечер все разучили эту песенку и теперь вот меня встречаете оркестром.
- Это всё мои друзья, - сказал Кузя и стал каждого называть по имени.
- А какую песенку мы сегодня будем разучивать? - поинтересовался Кузя.
- Мы вчера посовещались с папой, - ответила Оля, - и решили, что вам подойдёт вот такая песня. Она называется Муравей . К сожалению, у нас нет песенки про кузнечика, но нам показалось, что с муравьями вы дружите. А если нет, то эта песенка вас сблизит. Вот она:
Муравей
--
Трудолюбивый муравей
Доволен силою своей.
Травинку тащит он домой,
В свой муравейник под сосной.
--
Нам интересно наблюдать
И муравьишке не мешать.
Мы знаем, трудно как ему
Тащить травинку одному.
Припев:
Муравей, муравей, муравьишка,
Знай, хороший он, глупый мальчишка.
Не вредитель он в нашем лесу,
Заруби себе то на носу.
--
А муравей он весь в трудах
И перерыва нет в делах.
Его жалеем мы чуть-чуть
И просим взять и отдохнуть.
--
Но муравей не слышит нас,
В нём пыл рабочий не погас.
Травинку тащит он домой
И так доволен сам собой!
Припев.
- Правда у нас есть песня о кузнечике, - продолжила Оля, - но она с грустным концом, где её съедает злая, зелёная и противная лягушка. Мы подумали с папой и решили, что такая песня вам не понравится.
- Да, - согласились кузнечики, - такая песня точно нам не понравится.
- Так что давайте начнём разучивать песенку про муравья.
- Давайте, - согласились кузнечики.
Оля включила магнитофон с записью музыки и слов этой песенки, а кузнечики стали подбирать к мелодии свои зазубринки на ногах.
Учение шло быстро, кузнечики оказались очень музыкальными, и уже через три часа вся компания распевала под музыку своих зазубрин песенку про муравья.
- Мо-лод-цы, - сказала Оля. - На сегодня мы урок кончаем, потому что мне надо помогать бабушке и родителям в саду. А вы можете пойти в лес к ближайшему муравейнику и спеть там песенку про муравья.
Так кузнечики и сделали.
* * *
Н
адо сказать, что муравьям эта песенка очень понравилась. Они даже прекратили на некоторое время все свои работы. И в благодарность кузнечикам они нарвали их любимой травки, которую кузнечики с удовольствием съели.
Теперь Кузя и его друзья стали ждать следующего воскресенья, когда Оля опять появится в саду.
Но с Олей случилась беда. Ну не беда, это слишком сказано, а неприятность. Она перекупалась в речке, простыла и заболела, так что в следующее воскресенье никак не могла приехать в сад. Кузнечики ждали её полдня и, не дождавшись, распрыгались по лугу кто куда.
К сожалению, Оля проболела долго, почти три недели. Очень сильно она простудилась, поэтому выздоровление шло медленно. Но, в конце концов, она выздоровела и появилась в саду с сияющей улыбкой. Как были рады кузнечики и больше всех Кузя.
Кузнечики рассказали, что они теперь дружат со всеми близлежащими муравейниками, где давали концерты. Муравьям очень понравилась их игра, жалко было только то, что вот голосов у кузнечиков хороших мало. Но теперь им, кузнечикам, надо менять репертуар, а то со старыми песнями вновь выступать перед мурашишками было как-то неудобно.
- Это не беда, - сказала Оля, - давайте на следующей неделе я принесу штук десять новых песен, и вы их все сами разучите.
- Приноси их поскорее, - ответили кузнечики на слова Оли, - а то уже середина августа, скоро сентябрь и вообще осень, и мы все умрём, а нам так хочется дать ещё концерты перед мурашами.
- Как умрёте? - удивилась Оля.
- А вот так, - грустно ответили кузнечики, - с наступлением холодов мы все умираем и оставляем на этой земле как память о себе яйца, которые переносят холод, в отличие от нас. А ты, Оля, поклянись, что с нашими вновь народившимися весной кузнечиками так же будешь заниматься, как и с нами.
- Как жалко, что вы все умрёте, а я-то думала, что через год мы продолжим с вами занятия.
- Увы, - заметил Кузя, - так уж мы устроены.
- Ну тогда давайте начнём занятия прямо сейчас. У меня есть две новые песенки и вы их разучите самостоятельно. Не зря ведь я вас учила нотной грамоте. А я пойду помогать родителям, буду собирать урожай, ведь август - это месяц урожая, - таков был ответ Оли.
Она дала Кузе листочки, на которых были написаны ноты и слова новых двух песен. Оля помогла отнести кузнечикам на луг эти листочки и, заметив, что кузнечики погрузились в работу, побежала в сад помогать родителям.
И так повелось до середины сентября. Оля приносила на луг Кузе листочки с нотами и словами, а сама шла собирать урожай.
В середине сентября состоялся прощальный концерт кузнечиков перед приглашёнными муравьями из разных муравейников. Всем этот концерт очень понравился и все благодарили Олю за то, что вот она научила кузнечиков так здорово играть и петь.
Заключение:
А
потом наступили холода. Пошли дожди и подул сильный ветер, и чем ближе дело было к зиме, тем, естественно, становилось всё холоднее. Кузнечики прекратили свои музыцирования и все поумирали от дождей, ветра и от снега. Но яйца их отлично переносили эти холода и непогоды и ждали следующей весны, чтобы превратиться в хороших и добрых кузнечиков.
А Оля с нетерпением ждала следующей весны, когда со вновь народившимися кузнечиками начнёт музыкальные занятия. Но всему своё время и сейчас, осенью и зимой, в сад никто не ходил, что там делать в непогоду и холод, и музыкальные занятия прекратились.
Вот такую историю рассказала мне девочка Оля, когда подросла и пошла в школу, где она особенно любила музыкальные занятия, чтобы подобрать репертуар для будущих кузнечиков.
Рассказала она эту историю и в музыкальной школе, но ей там мало кто поверил, что кузнечиков можно научить играть на своих зазубринах. Но Олю это мало волновало, поскольку она знала, что рассказ её был не никакой-то выдумкой, а чистой правдой.
17.11.2017.
А. Смолюк
Снежинск июнь 2018
* * *
Н
ынче весна была очень запоздалой. Дули холодные ветра, тучи не давали пробиться солнышку и согреть землю и всех, кто на этой земле растёт и живёт.
Однако природа брала своё и в середине мая расцвели яблоньки-дички, радуя всех людей своими цветами. А вот в садах культурные яблони пока ещё опасались раскрывать свои цветы из-за ветра и возможных заморозков.
- Как красиво всё-таки цветут яблони пусть и дички, - сказала бабушка, когда наш сын Саша повернул автомобиль на последнюю улицу города перед лесом, за которым находился наш сад.
- А как они вкусно пахнут, просто красота, - в такт бабушки заявила пятилетняя наша Вика.
- Бабушка, - вдруг спросила Вика, - а как ты думаешь, пчёлки уже начали собирать мёд?
- Конечно, начали, - отвечала бабушка. - Вот сейчас приедем в сад, и ты присмотрись к яблонькам, которые уже начали расцветать. Ты наверняка увидишь на цветах пчёлок. Пчёлки они труженицы и как только они просыпаются после долгого зимнего сна, так сразу начинают браться за работу, то есть собирать мёд.
А в саду, как я уже говорил, благородные яблони расцветали как-то неохотно, как будто они боялись за свои цветы, которые могли быть опалены холодным ветром и заморозками.
Вообще в саду было как-то неуютно и холодно, поэтому Вика попросила папу налить ей горячего чая из термоса. Папа Вики выполнил её просьбу и налил ей в чашку крепкого, сладкого и вкусного чая.
Но не успела Вика начать пить этот чай, как вокруг чашки закружилась пчёлка. Вика стала прогонять её, но у неё ничего не получалось, пчёлка упорно кружилась над кружкой.
- Уходи! - тогда в отчаяньи крикнула Вика. - Я тебя боюсь, потому что ты можешь меня ужалить.
- Нет, - вдруг сказала пчёлка, - жалить я тебя не буду, потому что ты не сделала мне ничего плохого, а вот твоего чая дай глотнуть один маленький глоточек.
- А зачем тебе это? - удивилась Вика. - Неужели ты тоже замёрзла.
- Нет, я не замёрзла, просто твой чай, я чувствую по запаху, очень сладок, а значит в нём много сахара. А из сахара тоже можно сделать мёд.
- Ну глотни и лети себе в улей, не мешай мне пить чай, - разрешила Вика пчёлке.
Пчёлка и в самом деле села на край чашки, сделала небольшой глоточек, сказала спасибо и улетела. Это было первое знакомство Вики со смелой Пчёлкой. Вы спросите: почему со смелой?Да просто потому, что не каждая пчёлка решится вот так близко подлететь к человеку да ещё попросить у него сладкого чая.
* * *
В
ика допила свой чай и только было собраласьотойти от стола, как неожиданно перед чашкой опять закружилась пчёлка. Та эта была или другая - Вика не поняла, но всё-таки сказала:
- Если ты, пчёлка, та, что пила уже мой чай, то знай, что чая больше нет, я его выпила и согрелась.
- Жалко.Из твоего сахара отменный мёд получится, теперь придётся искать распустившиеся цветы на яблонях, чтобы собирать нектар, из которого мы и делаем мёд. Но распустившихся цветков на яблонях здесь в садах ещё очень мало. А знаешь, как трудно собирать нектар из ещё не совсем распустившихся цветков, в которых нектара-то чуть-чуть.