|
|
||
прим: Если вам, как и мне, не нравиться текущее оформление, можете прочесть данный обзор здесь. Это абсолютно тот же самый документ, только с прилинкованной по-человечески css'кой.
С момента опубликования предыдущего обзора прошло несколько дней. Все это время я продолжал сеанс обзорцизма и теперь выкладываю его результаты.
Еще раз особо отмечаю, что все высказанное далее является исключительно моим субъективным мнением!
Если сказку разбавить трешем и матом, то мог бы получиться анекдот... если б у текста был сюжет. — Именно сюжет, а не описание пространственных перемещений персонажей.
А так: треш — есть, "вхождение в дрожащую плоть" — есть, мат — тоже есть. Но сюжета нет; смысла нет; ни заявленной сказкой, ни фантастикой не пахнет.
Две истории в разных стилях связанные одним единственным элементом — зеркалом. Первая история это перевертыш на тему: какие же пакости знают о нас наши отражения. И все проблемы перевертышей этой истории свойственны. Вторая — про нелегкую судьбу хозяина зеркального лабиринта.
Вот если бы взять ножницы, ампутировать первую половину и развить вторую, могла бы получиться неплохая мистическая миниатюра. А так у нас имеется инвалиды сиамские близнецы. Ни в колхоз, ни в красную армию.
Этот текст является братом-близнецом, или зеркалом (кому как угодно), рассказа из предыдущей порции обзорцизмов "День Гнева" за авторством Тали Э. У кого-то может возникнуть вопрос: "а почему, собственно?" А вот почему:
Оба текста имеют по сути один и тот же сюжет-идею:
Человечество погрязло в грехах. Чаша терпения Бога, (Матери-Земли, в предыдущем случае) переполнена. Грянул конец света. Все люди сгинули в гиену огненную (точнее покрошили друг-друга в мелкий винегрет). И вот теперь Господь возьмет, да и сотрет человечество нафик с усталого лица земли, чтоб начать все сначала.
Как и в предыдущем случае, текст не имеет отношения к фантастике, т.к. является религиозным, точнее псевдорелигиозным, манифестом. И обсуждать тут нечего.
Фантастика в этом рассказе есть. Но какая! — Один гражданин захотел купить себе компьютер, и поехал в город, в магазин. Там ему в лучших совковских традициях указали на циферблат часов: мол, рабочий день вот-вот закончится, дядя, заходи завтра. Ночь человек решил провести в музее, там как раз намечалось какое-то мероприятие. На этой вечеринке его соблазнила танцовщица. (внимание! дальше фантастика) Она оказалась роботом!
Все. Кода. Занавес.
Дорогой автор, так и хочется сказать: 60-е уже давно закончились! Да, пол века назад такая коллизия еще могла задрапировать полнейшее отсутствие конфликта, сюжета и идеи, а сейчас, извините, но получилась очевидная пустышка.
Не обошлось без языковых корявостей:
«вертя колеса на раскаленном асфальте по пути в областной центр»
"по раскаленному асфальту" — если уж на то пошло. Сие, если мне не изменяет память, есть местный падеж (локатив) потребляемый как раз в подобных случаях. А "на асфальте" детишки мелом рисуют.
«В торговом зале у прилавка оформлял покупку невысокого роста худощавый блондин.»
"Покупка невысокого роста"? Хм... мдя.
«...вежливо ответил продавец, обслуживая неказистого покупателя. А тот, с интересом разглядывая заросшие щетиной щеки Верхоглядова, опять громко заметил:»
Логика наводит на мысль, что "неказистый покупатель" и "блондин" — одно и тоже лицо. Но, для такого умозаключения нужно остановиться (споткнуться) и подумать, страдает ритм, однако.
Рассказ о том как неумеренное увлечение вульгарными желтопрессными теориями про разные психоматрицы-шматрицы и био- энерго- поля может довести психически неуравновешенную личность до состояния маниакально депрессивного синдрома, вспышек агрессии и суицидальных порывов.
Повествование о нелегкой доле вервульфовицы. В общем-то, все.
Единственное, я отметил в коммах, "ночь красной луны" бывает только летом, а не зимой, в силу чисто астрономических причин: Зимой, луна в полнолуние всегда подымается очень высоко. Летом же наоборот: она обретается низко над горизонтом, и иногда всю ночь может иметь красноватый оттенок.
Впрочем, как только над старушкой-луной не издевались литераторы, причем, даже признанные и великие.
Что бы не говорил автор, но это стихи. Ну не может прозаический текст так ритмизироваться и грешить тут и там рифмой — это для прозы паразитные явления. Стихи я не люблю и ничего сказать по этому поводу не могу.
UPD: специальное пояснение автору, почему я ни как не могу считать текст прозаическим:
поймите, я открываю рассказ помеченный как фантастический, и сразу же в первом абзаце вижу:
Сегодня я истребил еще одну душу.
Разжевал, громко чавкая ртом.
Разодрал, изничтожил, извел.
Получил массу странных эмоций.
Радость от силы, что добавилась мне.
Веселье, когда трепыхалась душа.
Удовольствие, больно легко мне попалась она.
Т.е. первое предложение написано шестистопным ямбом со сбитым в одном месте ударением. Второе — смесью анапеста с хореем. Ну а дальше пошел чистый анапест. И Вы будете утверждать что ЭТО проза!? Пофиг, что Вы все предложения написали в одну строку — это ничего не меняет! ВДРЕВНОСТИВООБЩЕВСЕПИСАЛИСПЛОШНЯКОМЗАГЛАВНЫМИБУКВАМИ Стихотворный же текст опознается по чередованию ударных и безударных слогов.
Короче, я чувствую себя нагло обманутым: под видом фантастического рассказа мне подсунули стихи, которые я не люблю. По моему разумению текст вообще должен быть дисквалифицирован как несоответствующий жанру.
Сон Веры Павловны. Глав. герой страдает от жизненных неурядиц и на сон грядущий загадывает, что бы все было как встарь. И оно так стало.
Толи бабочка, которой сниться, что она древне-китайский философ, то ли наоборот.
Ай-яй-яй-яй, автор! Начиналось как нечто космооперное, кончилось как компьютерная игра. Поклонники бластероносных космопроходцев Вам такого не простят.
Минус на минус далеко не всегда дают плюс — скрещивая один штамп с другим, очень сложно создать что-либо стоящее.
Чужие среди нас! Но работа глав. героя состоит в том, что бы убеждать всех и каждого в абсурдности этих утверждений. Правда, кто поставляет герою этих "всех и каждого", а главное зачем, — остается за кадром.
И вот, отработав последний день перед выходом на пенсию и промыв мозги очередному "клиенту", наш доблестный анти-'Фокс Малдер' спешит "на межпланетный лайнер, что направлялся на прекраснейший курорт Пегаса-51"
Читывал я нечто подобное и раньше... Вот зачем, интересно, автору понадобилось пугать читателя канцелярским оборотом в первом же абзаце:
«...откинулся на спинку стула, жалобно скрипнувшего по этому поводу.»
Рассказ... Да нет, не рассказ, а поток сознания на тему, что у каждого есть своя тень — темная сторона. Вот, сидит автор, пишет рассказ для самиздата, и она у него есть. Правда, интересно?
Размышлизмы то и дело прерываются описаниями окружающей обстановки. Автор, видимо, считает, что читателю жутко хочется знать какие феньки свешиваются с авторской лампы и какими неоновыми огнями сверкает авторский системный блок.
Язык местами страдает речевой недостаточностью:
«Взгляд падает за мыслью на пальму.»
То есть сначала на пальму падает мысль, а следом за ней туда же падает взгляд. — А что? Концептуально!
«Шорох модема, мама спит.»
Модем — лучшее средство от бессонницы!
Местами происходит невязка родов и падежей:
«Лучи лампы над клавиатурой дает моей темной стороне жизнь.»
Местами отсутствуют нужные запятые, местами наличествуют ошипки и очепятки.
В общем, если Вы большой поклонник стиля школьных сочинений — рекомендую.
Сказка в стиле сюр. Не так уж и плохо, но смущают канцеляритские обороты, вроде «коренное население леса не сильно возражало.» Непонятно поведение медведей, которых автор заставил прерывать спячку и погнал «ломать лёд зимой». Да я словечко "укрытище" неясно откуда взялось: "укрывище" — знаю, "укрытище" — нет.
Если перемещение материальных ценностей между параллельными мирами крайне проблематично, то, вот, эмоции (радость от сбывшейся мечты, горечь обманутых ожиданий) перетекают туда-сюда только так.
Миниатюра неплоха, сопереживание герою однозначно возникает, концовка не угадывается с первых строк. Плюс.
Хочется пожелать автору следить за расстановкой пробелов до и после знаков препинания (тире, точка и скобки) — а то смотрится неаккуратно, вызывает спотыкания.
Ну что я могу сказать... киберпанк тут какой-то очень относительный. Трешу много, смыслу мало. Война всех со всеми.
Зарисовка из жизни художников-демиургов. Ни сюжета, ни идеи не просматривается. К фэнтези рассказ относиться видимо из-за того, что написан "дивным" языком:
«Двое сидели и вальяжно потягивали пенистый янтарный напиток. Тусклый светильник, низко висящий над исцарапанной столешницей, освещал их грубо высеченные неумелым резцом лица. Чёрная собака, чья густая взлохмаченная шерсть скрывала резкий рельеф выпирающих рёбер, грызла, хрустя осколками, куриные кости.»
Вот интересно, чего хотел добиться автор так поэтично расписывая бытовуху? За всеми этими красивостями ни персонажей, ни обстановки не видать, кто какие реплики говорит непонятно. Хорошо хоть подача информации через диалог обоснована.
Рассказ построен из двух диалогов, и последнего абзаца. Сначала водила беседует со стражем порядка (иногда чуть вмешивается напарник), потом пилоты грузовой фуры разговаривают друг с другом и наконец следует последний абзац. О-оо... это очень важный кусочек текста, я даже приведу его полностью:
«Космический дальнобойщик "Star-АЗ - XRE483975SDF", бортовой номер Н494АК97-ГРУЗ, порт приписки- Земля-1, мягко тронулся с места. Разогнавшись, перескочил "световой" барьер, устремляя бег свой в равнодушной тишине космоса к пункту назначения - далекой звездной системе...»
Вот собственно и вся фантастика, ну еще чуть-чуть необычен облик напарника.
Автор "изобрел" многофункциональный рассказ-трансформер. — Достаточно одним легким движением заменить последние 300 байт, и у нас зарисовка из жизни дальнобойщиков тягающих грузы между Вильнюсом и Пекином. Еще одно движение, и уже грузовой дилижанс рассекает просторы мордорской пустыни. Еще одно, и самоходная печь отправляется в путь из тридевятого царства в тридесятое государство. Еще одно... придумайте сами. Да, и не забывайте корректировать напарника — он должен всегда оставаться представителем симпатичного нац. меньшинства аутентичного предполагаемому миру действия (китаец, гном, леший и т.п.).
А мораль в чем? А в том, что как ни крути, а менты всегда охотчи до взяток.
Перевертыш, зимний (по классификации Юрия Максимова) Страдает всеми грехами перевертышей и еще парочкой универсальных: Во-первых, весь текст практически один сплошной диалог. Во-вторых, взгляните:
«Чуууднооооой!!!!!! Веееееернииииииись!!! Чуууднооой!!!!!!»
Ну не верю я таким крикам, не верю!
Да, вообще, мысль произведения, конечно, глубокая: Если чего-то страстно хотеть, то кто-нибудь, или что-нибудь, обязательно это с тобой сделают, но будешь ли ты этому рад? Вот только она не нова и поэтому требует куда как более элегантной и неожиданной реализации,
Сказка. Ох уж эти девичьи грезы — быть при всемогущем человеке, чтоб он и луну с неба достал (буквально) и планеты по карманам распихал, но главное: чтоб его можно было бы убрать подальше, когда надоест, и придумать снова, когда понадобиться.
Вот! Вот, это мистика безо всяких натяжек. Действительно история про сверхъестественное в обыденном.
Начинается рассказ с просмотра сна и пробуждения — мягко говоря, неоригинальный прием, но здесь он органичен сюжету и вполне к месту. Конец же заставляет задуматься над тем, что история учит только тому, что ничему не учит. — Гадалка ухайдачила своего приятеля, но опять лезет на рожён. Ох уж эти женщины! Парень, правда, тоже хорош... Зачем поперся на стройку? Аутодафе колоде карт можно было и на ближайшей помойке устроить. Но в жизни люди и не такие глупости совершают. В общем, верю!
Язык вполне не плох, но не без сомнительных мест:
«Андрей улыбнулся и направился к двери. На мгновенье в ней что-то дрогнуло - а стоило ли?»
Э-э, в двери что-то дрогнуло!?
Ну и подача самой героини — типичный оназм. Хоть это не так сильно заметно, внимание читателя сосредоточено на других вещах, но все-таки.
Не верю! Не верю ни единому слову, ни единому поступку. Мотивации героя на уровне 3-х летнего ребенка.
Повествование о том как единый мир людей стал разделяться на мир морлоков и мир элоев. Забавно, конечно, только Уэлс писал об этом же более века назад.
Сначала я пытался следить за пространственными перемещениями героя, но быстро бросил это занятие, т.к. текст утратил признаки реалистичности и скатился то ли в сюр, то ли в абстракцию густо замешанную на философических размышлизмах. Идеи, кроме перепевок Уэлсовских мотивов, я не обнаружил. Сюжета в этом потоке сознания я тоже не нашел. В самом конце оформилась аллюзия на "Эквилибриум"
Знаете, когда я сталкиваюсь с философскими рассуждениями за Истину, то на память приходит старый анекдот:
— товарищ прапорщик, а что такое философия?
— видишь, боец, на холме два сортира: один зеленый, другой деревянный? Вот так же люди рождаются и умирают.
От себя добавлю: "...даже если они с крыльями."
Тем не менее, рассказ написан очень неплохо, хорошим языком. Только на мистику это не похоже, скорее притча.
Описание нелегкой жизни простого тюремного приведения. Мистика есть, сюжета нет. Весь рассказ происходит расстановка декораций: Читаешь и ждешь, что вот-вот начнется действие. И когда оно уже вроде бы началось, опускается занавес, зрителей просят освободить помещение. Текст похож на преамбулу к чему-то большему.
Сначала я подумал, что снова имею дело с притчей вместо мистики — опять философствование на предвечную тему (единство и борьба противоположностей), опять метафоры с оттенком поэтичности. Потом, дело приняло криминальный оборот с чудесным спасением героини. В общем, нелегкие будни древнегреческих богов в современном мире. С определением жанра сомневаюсь, но на мистику как-то не очень похоже. Написано же хорошо.
На память пришла старая песенка «Наутилуса»:
Морской змей, морской, обвивающий землю — мой змей.
То ли сказка, то ли притча. Метафорично и атмосферно.
Царапнуло:
«Тот, обхватив руками, скарб прижал к телу.»
Что было прижато к телу, что обхвачено руками? Или порядок слов неверный, или что-то из предложения выпало.
Автор поведал нам о тяжелых трудовых буднях всемогущего мага, у которого полно забот, как то: помочь рыцарю одолеть дракона; помочь дракону одолеть рыцаря; помочь крестьянам прогнать и рыцаря, и дракона; перепортить девок в соседней деревне. Но все эти хлопоты отвлекают глав. героя от главного — производства серной кислоты, которую он почему-то именует "драконьей слюной".
Язык не без ляпов: в первом же коротеньком абзаце целых три раза повторено слово "считают". Но бывает и хуже.
В остальном, штамп на штампе сидит и штампом погоняет.
Кстати, если встретите того мага, передайте, что золотой тигель будет ему совершенно бесполезен — золото расплавиться раньше серного колчедана. А вот тигель из обычного железа подойдет в самый раз. В общем, автор, учи мат. часть.
Когда был Путин маленький, с курчавой головой... заблудился он как-то в лесу, и тут, откуда не возьмись, выходят к нему на встречу представители мировой закулисы. Вы думали от куда он так неожиданно вынырнул в 99 году? А-а, это все магия! Вон оно как...
Автор, Вы опоздали с этим рассказом лет на 7. Да и вообще, спекуляции на политические темы это моветон.
«...его имя помнят только благодаря нам обыкновенных дворняг.»
Ай-яй-яй, невязка падежов в первом же абзаце. Да и абзацы автор разбивает по желанию левой пятки. Продирание через такое "оформление" текста составляет известную проблему.
Повествование выглядит оборванным на полуслове. Дочитав до конца, я так и не обнаружил четкой идеи рассказа — так, беготня из точки А в точку Б и другие места, да еще размышлизмы героя о сволочности людей и фиговой жизни в современном городе, но это нам и без всяких собак известно.
Да-да, герой произведения — пес и это декларируется с самого начала, так что мы здесь имеем дело с "летним" перевертышем.
Мда... мало того, что текст представляет из себя фанфик на "обитель зла", т.е. насквозь вторичен и не скрывает этого, так это еще и перевертыш фанфик. Три четверти рассказа состоят из сплошной "лекции профессора", оставшегося объёма едва-едва хватает, что бы дать утрированным по самое не балуйся персонажам отработать свои функции.
Текст практически полностью состоит из одного диалога. И, как обычно бывает в таких случаях, за репликами полностью теряются персонажи и окружающая действительность — о мире произведения нельзя сказать ничего, за исключением того, что действие происходит на берегу очень крупного водоема.
Вместо действия на читателя выливается поток доморощенной философии.
Ну наконец-то!!! Супер! Просто нету слов! Пока что самое лучшее из того, что прочитал на конкурсе. Придраться мне не к чему. Автору респект и уважуха, а для себя лично я определил лидера в этом конкурсе. Не знаю насколько мое мнение совпадет с мнением жюрителей, но желаю автору выхода в следующий тур и дальнейших успехов.
На этой оптимистичной ноте я закончу сеанс обзорцизма.
Конечно, обозрел я далеко не все прочитанные рассказы — за бортом остались произведения прошедшие сквозь меня как поток нейтрино. Т.е. те, что не задели ни моего сознания, ни души. Это еще не значит, что они плохи! Просто при чтении я не попал в резонанс и не могу сказать ничего ни хорошего, ни даже плохого, а мучить себя и рождать дежурные отписки не хотелось.
Еще два произведения: "Бд-7: Вампирская сказка" и "Цена Жизни", я обошел вниманием чисто по техническим причинам — не могу читать текст сплошняком набитый жирным шрифтом.
Разочаровал жанр фэнтези (обращаю внимание, что я рассматривал рассказы объемом от 4 до 7 килобайт) теперь я начинаю понимать прохладное к нему отношение многих критиков. Раньше свое представление о жанре я складывал в основном из произведений классиков (Желязны, Толкин, Ле Гуин) и с любительскими рассказами дел не имел.
Приятно удивил жанр мистики — ведь даже в моём личном фаворите больше от мистики, чем от заявленной фантастики. Это при том, что произведений в этом стиле представлено не так уж и много — т.е. у жанра получился довольно высокий КПД. Факт любопытный и неожиданный, надо будет подумать на досуге.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"