- Это нечто такое, что можно без конца жевать, а глотать нечего, - был ответ.
Этот анекдот, как нельзя лучше отражает отношение немалой части людей к этой науке.
Для них слово философия, этика, теория познания синонимы слова скука. Кажется, что эти науки и темы оторваны от обычного человека, нужны лишь узким специалистам. А так ли это на самом деле?
Дерево философии взошло в глубокой древности, вначале оно было невелико, и каждому была видна его плодоносная ветвь, именуемая "житейская мудрость". Цицерон точно заметил, что "сила философии: излечивать души, отвеивать пустые заботы, избавлять от страстей, отгонять страхи".
Со временем небольшое дерево разрослось и превратилось в высокое и могучее с несколькими раскидистыми ветвями. Дерево выглядит красиво, но, дотронувшись до него, можно больно уколоться и почувствовать себя полным невеждой. В самом деле, мало кто знает название всех его ветвей: метафизика, гносеология, этика, эстетика, социальная и политическая философии и другие. Древняя же плодоносная ветвь уже не видна, и до целительных ее плодов добраться можно теперь только с большим трудом. Называется же она житейская мудрость, а применение ее на практике не что иное, как искусство жить.
Что такое житейская мудрость? Что такое ум?
Психологи описывают разные его виды (склады), например, математический, гуманитарный, шахматный, практический и они определяют способности человека к той или иной деятельности. Специфические виды ума позволяют достигать специфических результатов в той или иной сфере деятельности. Например, обладатель практического ума будет легче продвигаться по карьерной лестнице, обладатель шахматного ума добьется победы в одном из престижных турниров, обладатель математического ума преодолеет все преграды и защитит докторскую диссертацию. Будут ли вполне счастливы и довольны собой это люди или их радость быстро пройдет? Это вопрос.
Как Эльбрус возвышается над всеми вершинами Кавказского хребта, так и универсальный жизненный ум превосходит все остальные его типы и склады. Это ум определенного свойства. Он позволяет человеку преодолевать жизненные преграды, пользоваться сполна подарками судьбы, различать, что ему полезно, а что вредно, сдерживать вредные эмоции, принимать верные решения и не жалеть ни о чем и прожить свою жизнь по возможности счастливо. Это есть высшая форма ума, опирающаяся на житейскую мудрость, это есть жизненный ум, и нет предела в его совершенствовании.
Продемонстрируем действие жизненного ума на примере, взятом из греческого романа "Жизнеописание Эзопа".
"Увидел хозяин Эзопа, что раб у него вовсе бессловесный и для службы в городе негодный, и послал он его к себе в имение землю копать. И вот однажды приехал хозяин в это имение, и один мужик поднес там ему замечательные фиги, которых сам набрал; поднес и говорит:
- Вот тебе, хозяин, начатки от плодов твоего урожая.
Хозяину фиги понравились.
- Клянусь жизнью, - говорит он, - славные фиги! - И приказывает рабу: - Агафопод, возьми-ка эти фиги и спрячь для меня, а как я помоюсь да пообедаю, ты мне их подашь.
А случилось, что как раз в это время Эзоп бросил свою работу и пришел туда перекусить, как обычно. Взял Агафопод фиги да с голоду и съел парочку: ему очень хотелось съесть и остальные, но он боялся. Увидел другой раб, как он мучится, и говорит товарищу:
- А я знаю, приятель, что у тебя на уме: ты хочешь съесть эти фиги.
- Клянусь Зевсом, верно, - отвечает тот, - но как ты угадал?
А тот говорит:
- У тебя такой вид, что невелик труд понять, чего тебе хочется. Так послушай-ка, я тебе скажу, как нам можно будет взять и съесть их вдвоем.
Агафопод говорит:
- Ничего хорошего не выйдет: как прикажет хозяин принести ему фиги да как придем мы с пустыми руками, что тогда будет?
А приятель говорит:
- А ты скажи, что это Эзоп увидел ненароком в кладовке дверь открытой, забрался туда и сожрал все фиги. Эзоп говорить не умеет, вот ему и будет трепка, а ты себе наешься вволю.
С такими словами подсели они к фигам и принялись за них, а потом сказали:
- Ну, Эзопу теперь крышка! Знать, и впрямь ни на что он больше не годится, кроме как для порки. Давай же теперь договоримся раз и навсегда: как у нас что-нибудь разобьется, разольется или пропадет, мы скажем: "Это наделал Эзоп" - и выйдем из воды сухими. - Так они и умяли все фиги дочиста.
Между тем пришел назначенный час, хозяин вымылся, пообедал, и захотелось ему фиг; вот потребовал он угощения и говорит:
- Агафопод, давай сюда фиги!
А как увидел, что его обманули, да как узнал, что это Эзоп сожрал фиги, рассердился и приказал:
- Позвать сюда Эзопа!
Позвали Эзопа, пришел он, и хозяин ему говорит:
- Мерзавец, видно, ты меня ни в грош не ставишь, коли залезаешь в мою кладовку и жрешь там мои фиги.
Услышал это Эзоп: говорить он не мог по своему косноязычию, но увидел он перед собой своих обвинителей, понял, что будет ему трепка, и бросился хозяину в ноги, как бы умоляя чуточку подождать. Тот уступил. Тогда схватил Эзоп ковшик, приметив его поблизости, и знаками попросил горячей воды; принесли лохань, он поставил ее перед собою, выпил воду, а потом запустил пальцы в глотку и выблевал всю воду, которую выпил, а больше ничего, потому что ничего он и не ел. Так он спасся через свою догадливость. А затем потребовал он, чтобы и другие рабы сделали то же самое, - тогда сразу станет ясно, кто съел фиги. Понравился хозяину такой способ, и он велел двум другим рабам тоже выпить воду и выблевать ее.
Говорят рабы друг другу:
- Что делать, Герма? Давай выпьем, только пальцы запустим не в горло, а за щеку.
Но фиги у них в животе уже вызвали желчь, и как только выпили они горячей воды, фиги всплыли, а едва они вынули пальцы изо рта, фиги сами выскочили наружу. Тут сказал хозяин:
- Так вот как оболгали вы того, кто и защититься не может? А ну, раздеть их!
И когда их выпороли, то запомнили они на всю жизнь: кто другому роет яму, тот сам первый в нее попадет. Так поплатились они за то, что хотели сделать зло бессловесному человеку".
Этот рассказ - прекрасная демонстрация быстрой реакция и смекалки в, казалось бы, безнадежной ситуации, когда замешательство и растерянность приводят к трагическому результату.
Что же помогает развить жизненный ум? Прежде всего - любовь к мудрости. А его неиссякаемыми источниками будут практическая или житейская философия, обобщающая религиозные заповеди, мысли великих философов и мыслителей, народную мудрость.