Для чего бывает важно достойно ответить на брошенный упрек? Это важно прежде всего для вас, для того чтобы не выглядеть смешно и жалко в собственных глазах и в глазах окружающих, для того, чтобы увидеть на лице вашего оппонента беспомощное и растерянное выражение. Кроме того твердо заявленная и обоснованная собственная позиция позволит поднять самооценку, почувствовать себя спокойно и уверенно.
Как уже было сказано в предыдущих публикациях, учиться отражать упреки будем на бесценном опыте выдающихся людей и философов древности. В этот раз познакомимся с методом, получившим название "Шит Солона":
Щит Солона
"Когда Солон оплакивал сына, ему сказали, что ведь это бесполезно. "Оттого и плачу, что бесполезно", ответил Солон".
Вам подсовывают, ставят в упрек, одну причину действий, вы же решительно отбрасываете ее и объясняете все причиной другой, в которой никак нельзя упрекнуть. Противник обескуражен, а вы победили. Замечу, что ответ может звучать особенно веско и убедительно, если вы ответите собеседнику его же словами, лишь немного изменив и переставив их.
Этот метод может стать вашим любимым приемом. При его помощи вы, подобно искусному фехтовальщику, выбиваете опасное оружие из рук противника и оставляете его в полной растерянности. Вот еще один пример его применения:
"[В ответ на упреки] Дионисий Младший говорил, что кормит стольких софистов не потому, что восхищается ими, а для того, чтобы они восхищались им".
Для лучшего понимания метода приведем еще несколько примеров его использования:
Непостоянство и любовные измены
" - Сколько раз вы изменили своей жене? - спрашивает духовник известного Дон Жуана.
- Простите, отец мой, но я пришел сюда, чтобы мне отпустили грехи, а не для того, чтобы хвастаться своими похождениями".
Изменил убеждениям
" - Я не поверил своим ушам, когда сказали, что ты, убежденный холостяк, женишься. Неужели?
- Как ни печально, но это правда. В доме скопилось так много грязной посуды, что иного выхода у меня не было..."
Дружеские перепалки
"После премьеры одной из своих знаменитых пьес в Нью-Йорке Бернард Шоу послал актрисе, игравшей главную роль, следующую телеграмму:
"Великолепная, необыкновенная, божественная ..."
Взволнованная актриса ответила:
"Вы преувеличиваете."
Бернард Шоу телеграфировал:
"Я имел в виду пьесу".
Актриса ответила:
"Я тоже"".
Посещение театров, кино
Две дамы ведут в театре бесконечный разговор. Мужчина, сидящий сзади не выдерживает:
"- Простите, но мне ничего не слышно.
- А вам не стыдно подслушивать, о чем мы говорим? - сердится одна из подруг".
В танцзале
"На одном из приемов юноша 18 лет приглашает красавицу на танец.
- Я не танцую с ребенком! - надменно отвечает она.
- О простите меня, мадам, я не знал, что вы беременны! - парирует юноша".
Ссора
" - Почему ты не разговариваешь с женой?
- Поссорились.
- Это плохо.
- Наоборот, хорошо! Целую неделю живем мирно".
Слишком дорогой подарок
" - И зачем ты подарил жене такой красивый сервиз?
- Как зачем? Теперь она меня и близко не подпускает к мойке!"
Опрометчивый, неверный поступок
"Хорошенькое дело! Ты одолжил Роберту три тысячи, а он удрал с твоей женой!
- Я не настолько глуп, чтобы одалживать деньги просто так!"
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М."Мысль",1986.
2. Плутарх. Застольные беседы. Л., "Наука", 1990.
3. Юмор большого Парижа. М., "Московский рабочий", 1990.
4. Как улыбаются джентльмены. М., "Московский рабочий", 1992.
5. Антология мирового анекдота. Вот мы - так мы. Киев, "Довира", 1994.