Мы живем в России, исторически христианской православной стране. Больше половины моих знакомых своей религией считают православие. (Остальная часть приходится на мусульман, иудеев, не определившихся, и нескольких экзотов вроде знакомого кришнаита). Нет-нет, но в застольных беседах, когда собравшиеся отринут на время мирскую суету, их начинают одолевать вопросы Веры. Возникают диспуты о том какая вера правильная, а какая нет. Какая вера нужна современной России. Балакают о возвращении к корням, и возрождение духа... Делятся мнениями о том, как наверно выглядит Бог, чего хочет, и на облаке какой формы сидит....
Я не являюсь православным христианином по своему внутреннему сознанию, так как имею слишком много различий во взглядах с этой конфессией. (Хотя принципы положенные в основу христианства всячески приветствую, в силу их гуманизма). Когда меня спрашивают о моей исповедании, я чаще всего сообщаю, что симпатизирую концепции которую изложил римский дядька Цицерон, в шестой части своего труда "О государстве". Книга эта известна под названием Сон Сципиона (Somnium Scipionis). В ней, местами, без лишней обрядовой мишуры излагается, что наше существование на земле подобно сну, а смерть - как если бы ты проснулся, настолько многое тебе открывается. Но торопится со смертью не следует, ибо Создатель послал людей на землю, чтобы они засеяли её своим трудом, и обрабатывая её, прошли свой путь. Все земные трудности следует переносить стоически, так как они являются испытанием и способствуют развитию личности. Книга симпатична еще и тем, что автор не зашел с козырей, сообщая все вышеизложенное как личное послание Бога, а изложил все в виде сна, который приснился знатному полководцу Сципиону Африканскому. Во сне Публию Корнелию Сципиону явился на свиданку его давно умерший героический вояка-дед, который среди прочего порадовал внука указанными тезисами.
Свои "симпатии" я изложил только, чтобы была хоть в основных чертах понятна моя "точка отчета" в оценках вопросов веры, загробной жизни, и прочего. Возвращаясь к христианству и православию: - наблюдая религиозные диспуты, суждение и поведение наших православных граждан в быту, я понял одну простую вещь: - Девяносто с гаком процентов наших "православных христиан" на самом деле таковыми не являются. Они самоидентифицируют - то есть, сами считают себя - христианами. Но на деле к христианству не имеют никакого отношения. Примерно так же сидящий в психушке душевнобольной искренне мнит себя Наполеоном, ничуть не стесняясь того, что при рождении его назвали Васей, французского языка он не знает, и в армии даже рядовым не служил. Все равно Наполеон, - главное сделать из газеты треугольную шляпу, и заложить руку за сюртук больничной пижамы.
Эти девяносто процентов - дальше я буду говорить только о них, (акцентирую, дабы не обидеть оставшийся небольшой процент истинных христиан) - собирательно опознаются по следующим признакам, и могут быть разделены на три условных категории:
Первая категория просто считает себя христианами, но при этом даже не носит на шее крестик, и не заходят в церковь поставить свечку. Библию не читали, потому что книга толстая, скучная, и много непонятных старых слов.
Вторая - более продвинутая - носит крестик, периодически заходит в церковь поставить свечку. Библию знают - фрагментами из цитат, которые приводят современные священники. Памятные даты, (вроде вербного воскресенья) держаться у них в памяти посредством телевизора, который своевременно о них сообщает.
Третья - самая продвинутая - пользует и крестик и свечку, знает памятные даты без напоминания, и даже мужественно соблюдают пост. Среди этой категории есть даже, кто полностью прочел Библию.
Что характерно, даже попадающие в третью категорию переодически лепят такое о своей вере, что уши увядают. Не впервой встречаю гражданина, который увлеченно рассказывает как де хорошо, что Русь при князе Владимире приняла православие. Когда же спрашиваешь гражданина, как это Киевская Русь в конце десятого века могла принять православие, когда само разделение на кафоликов и ортодоксов прочно вошло в обиход только в веке одиннадцатом, - у гражданина случается умственный запор. Многие даже не понимают толком разницу между христианством вообще, и православием в частности, и как происходило становление христианства на Руси.
Но мой личный фаворит - это возмущенный вопрос пожилой женщины: "Мы же православные!!! Так почему же мы поклоняемся какому-то еврею?!"
- Какому еврею? - опасливо спросил я. - Вы про кого?
- Про Иисуса Христа. Он же евреем был. - А мы ведь русские! Значит когда-то что-то в нашей вере подменили!
Я уже написал, что я не являюсь православным христианином по самосознанию. Но поскольку это вера многих моих предков, и в университете у меня был некоторый курс религиоведения за который я до сих пор благодарен своему преподавателю, я мало-мало о христианстве знаю. Ниже я попробую - исходя из своих представлений, и опираясь на признаваемую христианством основную литературу - разобраться, кто же такой настоящий христианин? Каким хотел видеть своих последователей сам создатель этой религии?
Сперва канонические общие сведенья, которые я и изложу своими словами.
Итак, в первом веке нашей эры в отдаленной провинции Римской Державы, - Иудее, родился Иисус Христос (Ἰησοῦς Χριστός) Собственно от его рождения и ведется отсчет "нашей эры". Христос это не фамилия а перевод на греческий - который с определенного момента стал официальным языком Римской Державы - древнееврейского слова "Машиах". Мы это слово знаем в несколько искаженном виде - "Мессия". Машиах на еврейском языке означает "Помазанник". По смыслу - Помазанник Божий. То есть некая личность, которую Бог помазал (уполномочил) для выполнения определенных угодных Богу функций, и наделил для этого соответствующими силами.
То есть Иешуа Машиах - по еврейски, (ведь он по национальности и был евреем, а разговаривал на арамейском языке, который к тому времени вытеснил древнееврейский).
Иисус Христос - по-гречески.
Или Иисус Помазанник - если по-русски.
В Библии повествуется, что Иисус Христос был сыном Божьм. Отец уполномочил его на следующую специальную миссию: - своими земными страданиями и смертью искупить грех некогда совершенный первыми людьми Адамом и Евой, с тем чтобы их потомки - то есть все люди - могли после смерти попадать в рай. Но освободившись от греха предков, человек еще не свободен от собственных грехов, с которыми в рай тоже не пустят. Поэтому перед тем как принять страдания и смерть Иисус Христос оставил людям четкие указания, чего им нужно делать и чего им делать категорически нельзя, для того чтобы достигнуть рая и избежать ада.
Свои инструкции Христос излагал в устной форме ученикам, и всем кто хотел слушать, во время путешествия по Иудее и Галилее. Поскольку народ вокруг него был разного уровня ума и образованности, Христос старался изложить свои мысли максимально понятно для слушателей. Для этого он прибегал к рассказыванию притч - меленьких поучительных рассказов. Христос рассказывал притчу, (чаще всего на бытовую тему); после чего проводил сравнение поведения персонажей притчи, с условиями своего учения. То есть, на понятных бытовых историях он показывал, как правильно исполнять божественные инструкции для достижения рая.
Люди запоминали слова Иисуса, а более образованные их записывали. На сегодняшний день мы имеем четыре канонических (то есть признаваемых церковью) свидетельства, что говорил Иисус.
Два свидетельства написали его непосредственные ученики (их называют "апостолами" от греческого слова "посланник"), - Матфей и Иоанн.
Два свидетельства написали уже ученики двух апостолов, (по их рассказам). Это были ученик апостола Петра - Марк. И ученик апостола Павла - Лука.
Эти четыре свидетельства того что говорил Иисус получили название "Евангелие". (От греческого "Эвангелио" - "Благовестие", или если более по-современному "Хорошее Знание"). Четыре свидетельства составили так называемый "новый завет" Библии. Библия (от греческого множественного числа "Библиа" - "Книги". По смыслу - настолько главные КНИГИ, что им даже не требуется уточнений в названии, о чем они). Библия - это собирательная книга, написанная примерно сорока разными людьми по божественному наущению и вдохновению, где рассказывается история сотворения Богом мира, людей, а также отношений Бога и людей на протяжении истории. Новый Звает - это часть Библии, где рассказано как Бог через Иисуса передал людям новые инструкции по поведению, соответствующие желанию Бога.
Все четыре Евангелия описывают события происходившие с Иисусом, часто одни и те же, перекрестно. В них имеются некоторые разночтения. Эти искажения объяснимы с точки зрения психологии, которая говорит нам, что все люди воспринимают, запоминают, и воспроизводят в рассказах события объективной реальности по-разному в зависимости от личных особенностей. (Аберрация восприятием, временем и пр.). В целом все четыре свидетельства составляют картину с передачей дел и слов Иисуса со многими подробностями, вплоть до прямой речи.
На основе свидетельств о делах Иисуса, позднейшие "отцы церкви" - (то есть наиболее авторитетные её сотрудники), - написали многотомные труды, в которых размышляли о его словах, и пытались помочь современникам понять их более правильно. Но все их труды и трактовки конечно являются вторичными, по сравнению со словами самого Иисуса - основоположника христианства как явления.
Теперь - обозначив вводные, давайте собственно почитаем инструкции Бога переданные Христом, и посмотрим - чего конкретно он хотел от людей? (Заодно, если читающий считает себя христианином, православным, он может себе устроить небольшой тест, насколько он таковым является по представлению создателя христианства).
"И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие". (Лк 18).
Собственно, в отрывке мы видим несколько четких запретов, которые весьма сильно прорежают ряды современных "христиан". (Они и во времена Иисуса людей сильно прорежали, - суть людей с того времени не поменялась).
Из всего сказанного среднестатистическому современному человеку легче всего выполнять "не убивай". Редко в современной жизни требуется замочить кого-то. Более менее толковый человек найдет возможность организовать свою жизнь и без этого. Данная заповедь правда лишает возможности попасть в рай не только криминальных душегубов, подовротных маньяков, и отравителей богатых дядюшек, но так же скопом подсекает и всех солдат удачно угробивших на войне противника. Солдаты обычно оправдываются тем, что они убивали для защиты Родины. Но нужно понимать, что Иисус ничего не проповедовал о неприкосновенности государственных границ, суверенитете и тому подобных вещах. Он четко сказал, что для Бога все люди равны "не будет ни эллина ни иудея". То есть будь ты хоть грек, хоть еврей, хоть русский - не убивай. Ударят по левой щеке - подставь правую. Понятие Родина - это от земного порядка вещей. У последователей Иисуса одна Родина - Царство Небесное.
Наши русские солдаты когда слышат такое, бывают сильно возбуждаются. Чаще всего они пытаются парировать двумя цитатами того же Иисуса.
Первая их любимая цитата: - "Нет больше той любви, если кто положит душу свою за други своя" (Ин. 15.13).
Солдаты почему-то склонны воспринимать эту цитату как призыв к воинскому долгу и защите своих соотечественников и боевых товарищей. Почему? - Загадка. Ни здесь, ни в других местах Иисус не писал, что за други своя надо убить другого человека.
Вторая любимая цитата солдат: - "... и тот, у кого нет меча, пусть продаст свою одежду и купит меч". (Лк 22:36).
Но если не драть цитату из контекста, то видно что Иисус не призывает никого мочить. Это сказано на тайной вечере, когда он уже знает, что скоро ученики останутся без его присмотра, и потому готовит их к самостоятельной деятельности, когда он уже не сможет их опекать, кормить жрачкой доставаемой из воздуха и поить вином превращенным из воды. Дальше ребята, вам придется все делать самим.
"- Когда Я посылал вас без мешка, и сумы, и обуви, - спросил Он, - имели ли в чем недостаток?
- Ни в чем, - признали ученики.
- Но теперь, у кого есть мешок - пусть возьмет его; также и суму. И у кого нет - пусть продаст одежду свою и купит меч.
- Господи, вот здесь два меча...
- Довольно, - прервал Он, видя, что они не понимают. - Я уже не буду много говорить с вами, ибо идет князь мира и во Мне не имеет ничего... Вставайте, идем отсюда".
Кстати, если кто при слове меч представил себе длинную железку длинной в руку, специально сделанную для убийства ближних - будет разочарован. "Мечи" о которых идет речь, по мнению христианских толкователей скорее всего коротышки-ножи хозяйственного назначения. Правда, и таким ножом конечно можно убить. Правда, когда Иисуса пришли арестовывать, его апостол Шимон по кличке Кифа - (мы знаем его как Петра) - вытащил свою железку и отсек одному из арестователей ухо. Он бы наверно и еще чего кому отсек, не зря за суровость характера он получил прозвище "камень". Но Иисус его тут же укоротил, сказав:
"Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут". (Мф 26:52)
"Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно". (Лук.22)
В общем, не получается сделать из Иисуса милитариста. Убийство человека он не разрешал ни при каких обстоятельствах и то же заповедовал ученикам. Все нарушившие, даже из самых благих земных побуждений, идут мимо рая лесом.
Смотрим далее, - не кради. Тут вроде все понятно, - не присваивай чужого, не воруй, работай сам. Как ни старайся не получится по другому трактовать. Но пытаются. До сих пор вспоминаю одного карманника, который в разговоре выдал этакий перл: - "Вор с Иисусом первый в рай вошел".
Карманник имел в виду вот этот момент:
"Вели с Ним на смерть и двух злодеев.
И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.
Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.
И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий.
Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого.
И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский.
Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.
Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.
И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю". (Лк 23:50).
Карманника в ту беседу пришлось огорчить. Во первых "злодеи", (у Матфея они упоминаются как "разбойники") в греческих вариантах писания, с которых делались наши переводы называются словом, которое точнее переводится как "бунтовщики". То есть это были не воры, а некие еврейские повстанцы, надо понимать, против римского владычества. Карманник услышав это огорчился, и на этот раз к месту процитировал Эклезиаста, что "многие знания - многие печали". Такая хорошая утешительная легенда долго жить приказала. Воры - идут лесом.
Идем дальше - не лжесвидетельствуй, и не прелюбодействуй. Тут Иисус тоже к сожалению не упоминает никаких смягчающих обстоятельств, вроде, что лжесвидетельствовать можно, если начальник приказал, или что прелюбодеяние, (то есть измена) извиняется, потому как у той блондинки оказались совершенно неотразимые сиськи...
Что еще хуже, Иисус говорит вот что:
"Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует". (Лк.16:18)
То есть если ты честно жил с женой, и вдруг любовь пропала и ты честно развелся в загсе с печатью и всеми делами, а потом полюбил другую женщину, женился на ней и только после этого вы с ней ночью... - то с точки зрения Бога ты все равно изменник. Насчет женщин то же самое. Тяжко... Короче все кто ходит налево - так же идут мимо рая стройными колоннами.
И наконец
"еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. (Лк 18).
Земное богатство с точки зрения Бога, которую передает Иисус, - тоже грех, который обрекает на адские муки! Чтобы искупить этот грех нужно раздать все что имеешь нищебродам и голозадой бедноте. Это удар под дых.
Надо сказать, что эту фразу - ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. - пытаются трактовать по разному.
Первая трактовка, говоря "гамла" Иисус вел речь не о верблюде, а о толстом канате из верблюжьей шерсти, которые использовали для работ с большими весами и в корабельном деле. В этой трактовке фраза обретает большую логичность - Иисус говорит что легче вставить толстый канат в игольное ушко, чем богатому попасть в рай. Вторая трактовка, что под "игольным ушком" подразумевался узкий проход, в стене, который оставался открытым на ночь, рядом с городскими воротами. Это была мера охраны, - одинокий путник по экстренному случаю мог скрючившись в три погибели протиснуться в эту дырку, но если бы в неё попытались влезть солдаты неприятеля они бы по одному подставляли свои склоненные головы находящейся за стеной страже. Верблюд в эту дырку не влезает никак... Короче, конечно версия с дырой в стене геометрически несколько повышает шансы богачей, по сравнению с игольным-то ушком. Но в целом не лезет ни так, ни эдак. Иисус коварно перекрыл кислород состоятельным пацанам и девчонкам.
Некоторые особо смекалистые дядьки и тетьки, (которые богатые, но с крестами), конечно пробуют извернуться. Отдавать все натруженное богатство и жить в нищете им неохота, поэтому они отдают часть. Эту удивительно новую и свежую мысль богачи открывают для себя уже две тысячи лет. Кто-то просто ставит богу свечку потолще. Кто-то шефствует над детским домом. А кто-то даже на свои деньги строит храм... Бог для таких людей это нечто вроде очень высокого чиновника, или скажем, авторитетного пахана, которому надо заслать долю, чтоб он на тебя не наехал, и не мешал дальше заниматься твоими делами.
"Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.
Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.
И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?
Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.
Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.
И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.
И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.
Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.
Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?
И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?
Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне". (Лк 16:1).
Выходит, богатство нехудо раздать хотя бы частично, чтоб если в твоей жизни случится кризис, осчастливленные твоим богатством "друзья" приняли тебя "в вечные обители", - то есть чтоб ты мог у них жить. Но это только земная подстраховка. Ты покупаешь друзей а не Бога. Мимо рая ты все равно пролетаешь, покуда не раздашь вообще все.
Причем Иисус говорит об этом снова и снова.
"У одного богатого человека был хороший урожай в поле, и он рассуждал сам с собою: Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю - сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет". (Лк. 12:16).
"Царство Небесное подобно сокровищу, скрытому на поле, которое нашедши человек утаил, и от радости о нем идет, и продает все, что имеет, и покупает поле то". (Мт. 13:44).
"Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет не может быть Моим учеником". (Лк. 14:28).
То есть, богатство приобретать изначально не надо. А если вдруг, приобрел - тут же все раздай. Неправедно нажитое лучше раздай людям, Богу не неси. Потому что никто не отменял -
"Чти Господа от праведных твоих трудов и начатки давай ему от твоих плодов правды": (Притч.3:9).
"Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним" (Мф. 5, 23-25).
Короче, если ты нажив бабосы на крови, или просто на чьей то обиде, и занес долю церкви, - это оскорбление Бога. Праведно нажитое можешь и людям и Богу раздавать. Но раздать должен до дна.
Но и это еще не все.
"И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же". (Лк.10:25)
То есть если ты увидел на улице лежащего человека, и прошел мимо с привычной мыслью - "вот алкаш лежит", а не оказал ему всяческую посильную помощь - что-то у тебя уже с христианством не задалось.
"Когда Иисус вернулся на Свое место во главе стола, Он сказал: "Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я действительно Учитель и Господь. Итак, если Я умыл ноги вам - Я, Господь и Учитель, - и вы должны друг другу умывать ноги. Ибо Я дал вам пример". (Ин 13:12).
"Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных. (Лк.14:13).
В современных гламурных вариантах библии нищих рисуют этакими благообразными старичками. Но переводя на суровую правду жизни, ты - как христианин - должен вести в свой дом вон того угарного бомжа в коростах, что лежит рядом с метро, распространяя вокруг себя дух годами немытого тела. Это твой брат в Христе, не меньший чем родные. Одень, обуй, накорми. Не отбрасывайся от него копейкой, проходя мимо.
"Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях, и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аду, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его, и возопив, сказал: отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое, ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И, сверх всего того, между вами и нами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так попрошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев, пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки, пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят" (Лк. 16:19).
Можно было бы еще долго продолжать цитировать Иисуса, но полагаю, уже не нужно. К этим строкам цитаты отсеяли от христиан в понимании Иисуса почти всех современных носителей крестиков и соблюдателей постов. Тех кого бы не отсеяли, у тех скорее всего просто нет компьютеров, чтобы читать эту статью. Они живут в скитах, не копя земного богатства, или где-то в полузаброшенных деревнях создают комунны, пытаясь реабилитировать бездомных нищих, наркоманов и бомжей.
Но "крестиконосители" могут не расстраиваться. По Иисусу с отсевом примерно так все и задумано. Жесткий отсев заделан специально, сопутствующие потери спрогнозированы и учтены в божественной канцелярии. "Колатериал дэмэдж", как говорят американцы. Ибо много званных, а мало избранных! (Мт. 22:2-14).
"Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы, и ушел. Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришедши же, рабы домовладыки сказали ему: "Господин! Не доброе ли семя ты сеял на поле твоем? Откуда же плевелы?" Он же сказал им: "Враг человеческий сделал это." А рабы сказали ему: "Хочешь ли, мы пойдем, выберем их?" Но он сказал им: "Нет, чтобы выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы. Оставьте расти вместе то и другое до жатвы. И во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою" (Мт. 13:24-30).
"Один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время. И в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника, но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. Еще послал другого раба, но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. И еще послал третьего, но они и того, изранив, выгнали. Тогда сказал господин виноградника: "Что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного, может быть, увидев его, постыдятся." Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: "Это наследник, пойдем, убьем его, и наследство его будет наше." И выведши его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника? Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим" (Лк. 20:9-16).
"Вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали его. Иное упало на места каменистые, где немного было влаги, и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, оно увяло, и, так как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Имеющий уши, да слышит!" (Мт. 13:1).
Я однако, затеял эту статью не для того чтобы совестить крестиконосного обывателя, и стращать его ужасными загробными карами, где их ввергнут в "скрежет зубовный. Это было бы скучно.
Мне интересен сам феномен веры, и психологический аспект. Как люди умудряются совмещать в себе ощущение себя как христианина, с мощным игнором основных условий учения заложенных их Учителем?
Ответ прост. Здесь срабатывает один из сложных психологических защитных механизмов человека. Если две важных психологических установки в одной голове конфликтны между собой, и несут в себе логическое противоречие, то эти установки дискретезируются дабы избежать их совместного анализа, который может вызвать серьезный дискомфорт носителя установок. Установки извлекаются для операций строго по одной, в наиболее ситуационно подходящий момент. (Другой вариант изменение, подстройка наименее важной установки для непротиворечив более важной). Подчеркну - это не феномен какого-то отдельного морального урода, а нормальная человеческая реакция для сложных трудноразрешимых внутренних конфликтов.
Что бы объяснить, что имею в виду приведу отрывок интервью Карена Таривердиева, (кстати, сына того самого замечательного композитора Микаэла Таривердиева) журналу "Медведь" (Февраль 2010 ?2 (137)). Карен Таривердиев профессиональный военный, прошел Афганистан, несколько раз ранен, неоднократно награжден. Настоящий русский солдат.
Вопросы задает журнал - (М).
Развернутые ответы Карен Таривердиев - (К).
М: - Жизнь на войне сильно обесценивается?
К: - Цена жизни всегда высока. Вопрос только в том, чьей жизни - своих или чужих. Жизнь человека, одетого в чужую форму, ничего не значит, жизнь своего - бесценна. Я сделал для себя вывод: справедливо все, если падают люди в чужой форме, и ничто несправедливо, если падают люди в форме, которую носишь ты сам. Вот это и есть истина в последней инстанции. Мне нужно, чтобы выжил я и выжили мои солдаты. Если вы думаете, что они в отношении нас рассуждали иначе - вы ошибаетесь. Формула проста, как угол дома...
М: - Убивать трудно?
К: - Надо.
М: - На войне свои законы, но есть еще другой закон, в котором сказано: "Не убий". Что вы Там скажете?
К: - Оружие надо было чистить.
М: - Что это значит?
К: - У меня очень показательным был первый бой. Задача - прочесать кишлак. Слышу, сержант мне орет: "Лейтенант, справа!" Чего справа? Он опять орет: "Справа! Ложись!" Смотрю - десять метров до камня, а за камнем лежит дух, и ствол винтовки направлен мне в лоб. И деваться некуда. А дальше, как в анекдоте: он не стреляет, я оцепенение первое стряхнул, упал, перекатился, выстрелил, потом еще выстрелил - я в него штук пятнадцать вогнал, с десяти метров трудно промахнуться. Потом подошел, все уже - аллес! - только в лицо ему раза три попал! Забираю его винтовку, сажусь на бронетранспортер, возвращаемся. Ну, естественно, меня переполняют эмоции, и я рассказываю этот случай старшему лейтенанту Хубаеву, приятелю своему. Он к тому времени опытный был, в отличие от меня. Выслушал Хубаев и говорит: "Врешь! Ты покойник". - "Так вот же я, живой! А того бойца мухи доедают". - "Где его винтовка?" Берет, смотрит... "А вот теперь гляди, почему ты живой". А в затвор винтовки песок попал, вот патрон и заклинило. По-умному называется "недовод патрона в патронник". Когда Хубаев приехал в Москву, остановился у меня, мама его накормила, сидят на кухне, она спрашивает: "А чем вы там занимаетесь в неслужебное время?" - "Кто чем: кто книжки читает, кто на гитаре, кто еще чего". - "А мой сын?" - "А он, Елена Васильевна, обычно оружие чистит". Вот я драил свое оружие все два года, потому и живой. И что я этому духу там скажу? "Ствол надо было чистить!"
Смотрите, журналист задал вопрос активизирующий две конфликтных установки. Майор тут же вспомнил интереснейший боевой случай, который "похоронил" под собой собственно вопрос.
Но журналист настойчив, заходит с другого бока:
М: - Мусульмане проповедуют джихад, для них убить врага - пропуск в рай, но в христианстве все не так однозначно, убийство все равно грех. Как вы для себя решили это противоречие?
К: - Убийство - это убивать женщин, детей, пленных. Убить вооруженного врага - это не убийство. Спорт. Соревнование. Я же говорил.
Убить вооруженного врага, - не убийство. Попытка изменения одной из конфликтных установок. Перенос понятия в другую категорию.
М: - Война убивает веру?
К: - С чего вы взяли? Война к вере не имеет никакого отношения. Вера имеет отношение только к вере или отсутствию оной. То есть к состоянию внутри самого себя. А война - она ведь снаружи, а не внутри...
Дискретизация. Вера внутри. Война вовне.
Интереснейший случай, когда мы можем наблюдать у одного человека за короткий промежуток времени несколько разных вариантов психологической защиты на один раздражитель. Еще раз хочу подчеркнуть, то что в данном случае сработал защитные механизмы, это не показатель слабости психики майора, а нормальная реакция. Наоборот, журналист усиленно ковырял не слишком приятную тему, но не добился даже малой аффектации интервьюируемого.
Есть такая шутка: "плюрализм - это прекрасно; но плюрализм в одной голове - уже перебор". Но дело в том, что у нас всех как раз и есть плюрализм в одной голове. Наша оценка нравственных и моральных постулатов подвержена очень сильному изменению, в зависимости от конкретной ситуации и нашего с ней сопряжения. Это сглаживает "острые углы" противоречий, которые могли бы повредить нашей психике.
Нужно понимать еще вот какой момент. Иисус, который принес людям свое учение, был с общественной точки зрения бунтарем-радикалистом, который покусился на устоявшуюся систему вещей, и создал бескомпромиссную в убеждениях секту. (Слово "секта", вообще не имеет негативного значения, которое ей придают сегодня безграмотные журналисты, и означает собственно "учение", позднее - коллектив единомышленников, объединенных общей верой). Эта секта противопоставляла себя всей системе человеческих отношений, и требовала такой степени самоотречения, которая недоступна девяносто девяти процентам людей, ни тогда - две тысячи лет назад, ни теперь - в нашей современности. В этом отношении Иисус ничуть не устарел.
Кто-нибудь может себе представить банкира с Рублевки, который вдруг изымает свои активы, продает дома, машины, покупает себе комнатку в коммуналке, а остальные свои средства до копейки пускает на благотворительность? Предложите это банкиру с Рублевки, он покрутит пальцем у виска, и возможно даже обзовет вас нехорошим словом, даром что на груди православный "крест с гимнастом" на цепочке болтается, и по христианским праздником он ездит в церковь отбить лбом в пол пару поклонов, да воткнуть свечку небывалой толщины.
Но что банкир с Рублевки - это наш стереотип богатея. А ведь богатство понятие относительное. Да, банкир с рублевки богаче представителя среднего класса. А насколько представитель среднего класса со своей квартирой-двушкой и форд-фокусом, богаче бомжа живущего на свалке? Вперед христиане - продаем двушку, и у нас появится немало денег для помощи обиженных жизнью.
Богатство понятие относительное. Именно поэтому Иисус Христос не оставил четких инструкций, что считать богатством, а что нет. Две тысячи лет назад дом с персональным очком оснащенным водостоком фекалий считался вершиной роскоши. Сегодня унитаз есть даже у последнего грузчика... Но Иисус оставил совершенно недвусмысленные инструкции, - все люди братья, которых нужно любить как самых близких родственников и как самого себя. Кто из нормальных людей будет откладывать деньги на покупку нового автомобиля, шубки, шкафа когда его матери нужна срочная платная операция? Кто не продаст свое уже купленное авто, шубу, шкаф, если это будет нужно для оплаты такой операции? Шуба, шкаф, машине не есть вещи первой необходимости, и ничтожны по сравнению с жизнью близкого. Кто стал бы общаться с моральным уродом, который пожалел продать свой новенький Мерседес, и счастливо рассекает на нем, пока его мать угасает как свечка?
А Иисус ввел установку, что все люди братья и ближние друг другу. И получается, что у каждого человека есть миллионы матерей, отцов, братьев и сестер, которые болеют, умирают, страдают в тот самый момент пока ты выезжаешь из автосалона на новом "Бэнтли" - если ты банкир, или "Форд-Фокусе", - если ты среднеклассец. Вот вам и определение богатства и его греха, без всяких уверток.
"Возлюби ближнего своего, как самого себя".
"все, что имеешь, продай и раздай нищим".
Если бы Бэнтли или даже Фотрд-Фокус был доступен КАЖОМУ человеку на планете, ты тоже бы имел разрешение от Бога его иметь. А пока ты ездишь на Фокусе, в то время как твои твои братья во Христе мрут от дистрофии - ты с Богом и возможностью попасть в рай разминулся световыми годами.
Ну и кто мог спокойно принять завет Иисуса? Примерили на себя, современники? А две тысячи лет назад люди были точно такими же. Только вместо Бэнтли у них был паланкин который таскали рабы, а вместо Форд-Фокуса длинноухий ослик. Накопить на ослика тогда было так же трудно как на Форд-Фокуса сейчас, и расставаться с ним, чтобы лечить нищего в коростах, было так же неохота.
Иисус пришел отменить принцип, который изумительно метко выражен в русской пословице - "своя рубашка ближе к телу". Примкнули к Христу в подавляющем большинстве те, кому нечего было особо терять. Первые христиане в массе своей были беднотой и нищими. Христа и его последователей гоняли как вшивых по бане, и священники тогдашних религий, и чиновники, и состоятельные граждане. Выявленных христиан массово топили, жгли, отдавали на растерзание диким зверям и распинали на крестах, потому что они был революционерами, которые подрывали стабильные устои государства и общества. Добропорядочные обыватели римской империи совершенно добровольно доносили на христиан столь массово и лавинообразно, что один из императоров позднего языческого времени в конце-концов просто запретил принимать доносы на христиан по вопросу их вероисповедания.