Человечество изначально, как утверждают многие современные учёные , жило в мире мифов и легенд. Твёрдая уверенность в правдивости мифических рассказов сопровождала человека в течение всей его жизни, от рождения до смерти. В языческие времена каждый верил, что его судьба находится в руках всемогущих богов, которые вольны сделать с ним, что захотят. На смену языческим богам в странах, принявших крещение, пришёл Бог христианский, и Его существование вновь породило самые разнообразные мифы. В современном мире люди в большинстве своём перестали слепо доверять чему-либо. Им нужно получить неоспоримые факты существования объекта, чтобы поверить в него. Для личности в наше время характерны здоровый критицизм и укоренившаяся привычка сомневаться во всём, что не может быть постигнуто эмпирическим путём. Но и сейчас в жизни человека можно отыскать мифы, которые, изначально появившись в далёкой древности и глубоко укоренившись в подсознании личности, влияют на поведение человека, на его развитие и жизнь в целом.
Актуальность работы. В настоящее время культурологи приходят к пониманию важной роли мифологии в жизни общества, осознают, что мифы - не только истоки культуры, но что они живут в современном обществе, развиваются и даже создаются в нём . В данной работе прослеживается использование отдельных мифологических мотивов в публицистических интерпретациях биографий известных личностей. Выявление языковых элементов подобного "мифотворчества" и изучение значений передающих их слов - мифологем - не только раскрывает одно из направлений семантического развития лексемы в общем контексте культуры, но и способствует пониманию некоторых тенденций в общественном развитии. Такого рода комплексные исследования входят в число приоритетных задач антропоцентрических направлений современной лингвистики, в частности, лингвокультурологии, психо- и социолингвистики.
Объект исследования - лексико-семантические составляющие биографий выдающихся личностей современного шоу-бизнеса (Дж. Депп, Мадонна, А. Пугачёва) в их публицистическом представлении.
Предмет исследования - семантическое развитие и прагматические функции трёх слов - имен мифологем (Золушка, Гадкий утёнок и Иванушка-дурачок), реализуемых в публицистической интерпретации биографий Дж. Деппа, Мадонны, А. Пугачёвой.
Научная новизна магистерского исследования связана с тем, что оно проводится на новом фактическом языковом и текстовом материале, представленном в культурологическом аспекте и рассмотренном с позиции пересекающихся интересов двух наук: филологии и культурологии.
Цель работы - показать лексическое воплощение и текстовую реализацию трёх культурно значимых образных стереотипов и проследить их введение в жизнь современного общества посредством публицистических интерпретаций биографий "звёзд" шоу-бизнеса.
Поставленная цель реализуется в решении следующих задач:
1) определить мифологему как явление языка и культуры, показать соотношение мифа и сказки, мифа и мифологемы;
2) выявить истоки и проследить социокультурное развитие избранных для описания мифологем;
3) показать историю развития и современное состояние СМИ с позиции их общественной значимости;
4) охарактеризовать текстовое представление, интерпретацию и прагматические функции выделенных мифологем в газетно-журнальных публикациях;
Материалом работы явились публицистические тексты, интерпретирующие биографии "звёзд" согласно одного из названных выше культурно значимых стереотипов (мифологем).
Проблема исследования - возникновение, развитие и бытование в слове и тексте мифологем (культурно-значимых образных стереотипов); функционирование мифологемы в СМИ как направляющей социокультурных процессов.
У человека как существа социального есть определённые психологические и общественно значимые установки: стремление к успеху, лидерству, богатству и т.д. Личность, обладающая достаточным запасом честолюбия, одержима этими установками и пытается их осуществить. Данные установки наглядно воплощены в образах, дошедших до нас в виде героев народных и литературных сказок, что подтверждается мнением ряда учёных (напр., К.Г. Юнга). Такие схемы общественного человеческого поведения ("мифологемы") можно условно назвать именами сказочных героев (например, Гадкий утёнок, Золушка, Иванушка-дурачок). Качества мифологем приобретают имена лишь тех сказочных героев, которые наиболее известны обывателю . Вместо них для названия мифологем можно было бы выбрать имена любых других сказочных героев. Образы данных героев можно отыскать как в работах, посвящённых им разными учёными (В. Пропп, А. Веселовский, В. Аникин, Э. Померанцева и др.), так и в биографиях выдающихся людей, представленных в СМИ. Причём, если Мадонна названа в ряде публикаций "Золушкой", это совсем не значит, что она в детстве пережила нечто подобное описанному в одноимённой сказке. Это произошло потому, что, когда она добилась успеха, началась активная сознательная мифологизация её биографии. На её примере общество хочет воспитать множество других социально-активных личностей, стремящихся к счастью, успеху. В нашей работе показано сознательное культивирование этих мифологем, в частности, через СМИ.
Методологическую основу работы составляют научные труды В. Аникина, Р. Барта, А. Веселовского, К. Леви-Стросса, Е. Мелетинского, В. Проппа, Г. Солганика.
Теоретическая значимость исследования состоит в необходимости лингвокультурологического развития теории концептологии и мифологии.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования её материалов при чтении курсов по лингвокультурологии, мифологии, социолингвистике и филологии.
Методы исследования: метод лингвистического и, шире, филологического описания мифологем, метод наблюдения, метод сопоставления и систематизации (типологизации), метод лингвистического анализа и последующего филологического синтеза.
Подходы к материалу: антропоцентрический, текстоцентрический, семантический и пргматический.
Ключевые понятия работы: культура, миф и мифологема, средства массовой информации (СМИ).
Направление исследования: лингвокультурология и социолингвистика.
Структура работы: магистерское исследование состоит из введения, определяющего общие установки исследования; трёх глав, раскрывающих специфику отражения мифа в слове и взаимодействие мифа с различными аспектами культуры общества и психологией личности, живущей в этом обществе; заключения, в котором обобщаются результаты проведённого исследования; библиографического списка и приложения, где даны схемы, подтверждающие теоретические положения работы.
Положения выносимые на защиту:
1. Характеристика современных СМИ с точки зрения взаимосвязанных научных дисциплин (социологии, журналистики, социлингвистики, лингвокультурологии, стилистики и культуры речи) выявляет нарастание их общественного влияния за счет разветвленной структуры, обеспечивающей многоканальное, массированное воздействие на все языковое сообщество, и охват СМИ-продукцией разного качества всех социальных слоев.
2. Одной из частных общественных функций СМИ является мифологизация окружающего мира: реальность поворачивается к читателю, слушателю или зрителю той стороной, которую ему желают показать, и предстает перед ним в том виде, который заказан. Каждая эпоха создает свои мифы, но те из них, что отвечают насущным потребностям и заветным желаниям человека, оказываются устойчивыми и лишь модифицируются в соответствии с условиями жизни. Фольклор, литература, искусство, помимо главного своего назначения, служили и проводниками мифов в жизнь людей. Сейчас эту роль активно выполняют СМИ.
3. Язык современных российских СМИ отражает происходящие в обществе следующие процессы: демократизации (проявляется в расшатывании строгих норм, актуализации сниженной лексики), интеграции сообществ, глобализации мира (отражается в активности заимствований), индивидуализации сознания (реализуется в разнообразной языковой игре, речевых новообразованиях, текстуальных средствах выразительности).
4. Мифологемой можно назвать общественно значимую идею мифического происхождения (архетип), воплощенную в культурно обусловленном образе, обозначенном словом, и входящую в ряд соотносимых единиц, являющихся предметом интересов культурологии. Собственно лингвистикой и ее антропоцентрическими направлениями - лингвокультурологией, социолингвистикой должны изучаться имена мифологем - лексические единицы (или устойчивые словосочетания) особого функционально-семантического типа, которые именуют культурно значимые образы мифического происхождения, воплощающие определенные идеи-архетипы, и входят в синонимические отношения с другими именованиями образов-реализаторов данного архетипа.
5. Имена мифологем представляют собой единицы промежуточные между онимами и апеллятивами. Они являются собственными личными именами по форме (написание с заглавной буквы), однако выполняют не только функцию индивидуализации, выделения субъекта (ср. те же имена сказочных героев), но и функцию типизации, т.е. обнаружения у обозначаемых этим именем лиц ряда общих черт. Эти общие черты, накопленные именем мифологемы в определенной культуре и в межкультурном пространстве, формируют культурно-понятийную часть семантики слова-мифологемы.
6. Мифологема Золушка, наложенная на биографии известных людей, актуализирует в их жизненном пути достижение успеха за счет упорства и трудолюбия. Мифологема Гадкий утенок знаменует работу личности над собой, самосовершенствование. Мифологема Иванушка-дурачок подчеркивает значимость случая, удачи в поисках героем своего счастья, которым награждается человек добродушный и непретенциозный.
7. Мифологемы внедряются СМИ в трактовку биографической информации о выдающемся человеке. Мифологемы Гадкий утёнок, Золушка, Иванушка-дурачок широко и многообразно используются в современных СМИ для активизации, главным образом среди молодежи, идеи достижения личного благополучия, с этой целью они искусно "вписываются" в биографии кинозвезд, эстрадных кумиров. По прагматической установке рассмотренные мифологемы личностно ориентированы.
1. Основные характеристики языка современных СМИ
Публицистика является сегодня одной из ведущих общественных сил в стране и в мире, не случайно она получила перифрастическое именование-характеристику "вторая власть". Язык является основным инструментом публицистики, орудием ее воздействия на общественное сознание. Это информационно-прагматическое орудие постоянно совершенствуется, шлифуется журналистами в поисках все новых средств уплотнения информации, выразительности и разнообразия речи. Описание главных свойств языка средств массовой информации считаем необходимым предварить краткой историей становления публицистики.
1.1. Из истории публицистики
Потребность в обмене информацией возникла у людей ещё в глубокой древности, и важнейшим средством её удовлетворения стала письменность, решившая проблему преодоления пространства и времени в процессе коммуникации. Принято считать, что первые письменные тексты появились в различных странах за 8-6 тысячелетий до н. э. В.В. Ворошилов замечает: "Обращение к новому типу общения - знаковому письму, связанное с нарастанием сложности в экономических и политических отношениях родоплеменных сообществ, усилилось в период формирования государственности, когда надо было фиксировать товары, налоги, учётные и обменные операции" [Ворошилов 2002: 14]. В связи с этим шёл постоянный поиск лучших способов письменного информирования. Античная Греция заимствовала алфавит у финикийцев. Финикийские купцы передали и опыт пропаганды: на каменных стелах высекались рассказы о делах правителей, на металле гравировались своды законов. Персидский царь Дарий, как сообщает Геродот, начиная поход на Грецию, поставил "два столба из белого камня, из коих на одном ассирийскими, а на другом эллинскими буквами вырезаны были имена всех народов, коих он вёл с собою, а вёл он всех, над коими властвовал" [Геродот 1888: 130]. С образованием государства тексты, предназначенные широкой публике, начали писать на покрытых гипсом досках, которые вывеќшивались на видных местах, кроме того, использовались папирусные свитки, а также специально обработанная кожа животных - пергамент, наќзванный так в честь города Пергама в Малой Азии.
В древнем Риме для передачи оперативных сведений и новоќстей использовались стены общественных зданий, которые покрываќлись белой краской; на площади около дома верховного жреца выќставлялись специально обработанные белые прочные доски: на них писали о правительственных распоряжениях, важных государственќных новостях, о благоприятных и неблагоприятных днях, об итогах гаданий по полету птиц и т. д. Далее эти дощатые щиты - таблиќцы - складывались в архив. При Гае Юлии Цезаре с помощью выќбеленных досок, выставляемых для всеобщего обозрения, оперативќно сообщали о решениях сената. При императоре Августе на досках стали публиковать и светскую хронику [Учёнова 1994: 18].
По мнению В. Ворошилова, "античная культура вплотную подошла к созданию института журналистики, т. е. регулярного оповещения всего населения о поќвседневных событиях. Но стены и камни, появившиеся папирусные свитки и дорогостоящий пергамент - это были лишь протогазеты, пражурналистские явления, то есть первичные формы обмена инфорќмацией (слишком узкий круг читателей и ограниченность распростраќнения "изданий")" [Ворошилов 2002: 15-16].
Тем временем начинает активно использоваться бумага (от итальянскоќго - хлопок). Она была впервые получена в Китае еще в I -II веках н. э, а затем оказалась сначала в Японии (VI век), затем уже в X веке через арабских купцов попала в Европу, сменив там пергамент, а на Руси - бересту.
В 1320 году в Германии была основана первая бумажная фабрика. Но только с изобретением Гутенбергом печатного станка стало возможным обеспечить оперативность передачи информации и даќвать ее населению в необходимом объеме.
На Руси первыми письменными документами стали летописи, а эпос бытовал в форме былин и исторических песен. На рубеже XV - XVI веков творчеством дипломатов Ивана III утверждается светская публицистика. В 1564 году первопечатник Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем выпускает первую печатную русскую книгу "Апостол". Печатный станок становится мощным оружием идеологиќческой и политической борьбы. В XVII веке печатные газеты возникают во многих странах Европы: Австрии, Голландии, Италии, Франции и др.
Вскоре появились и журналы. Первый из них "Journal des Swavants" ("Журнал ученого") вышел в 1655 г. в Париже.
А в России на рубеже XVII - XVIII веков Петр I проводит евроќпеизацию страны, в частности: появляется ряд учебных заведений; развивается книгопечатание (с воспитательными целями издаются книги "Юности честное зерцало, или показание к житейскому обќхождению", "Приклады, како пишутся комплименты разные") [Там же: 18]. При этом вмесќто церковно-славянского начертания букв в 1708 г. вводится гражданский шрифт, упрощающий усвоение грамоты.
15 декабря 1702 года Петр I подписывает указ о печатании "Веќдомостей о военных и иных делах, достойных знания и памяти, слуќчившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах", днем позже он предписывает печатать газеты "для извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях" [Полное собрание... 1830: 201]. Подшивки петровќских "Ведомостей", хранящиеся сегодня в государственном архиве древних актов и Российской национальной библиотеке, начинаются с номера от 2 января 1703 г. (13 января по новому стилю). Выход этого номера стал поводом к установлению с 1991 г. Дня российской печати.
Вполне естественно, что история развития СМИ не ограничивается приведёнными выше датами, но, по нашему мнению, данные вехи истории наиболее важны для этой главы.
1.2. Типы и структура СМИ
Авторы учебного пособия "Система средств массовой информации России", говоря о типологии современных СМИ, замечают: "Типологическая палитра средств массовой информации Росќсии изменилась за последнее десятилетие достаточно основательќно. Это объясняется влиянием двух основных факторов: во-перќвых, переменами в социальной структуре российского общества..., во-вторых, новыми техноќлогическими моментами, требующими изменений в типологии прессы не только в России, но и во всем мире. Это сложный проќцесс, и Россия, которая в советскую эпоху почти полностью нахоќдилась вне общего потока развития СМИ, сегодня оказывается включенной и в этот поток, и тем более в собственные перестроќечные и постперестроечные реформы" [Система средств 2003: 3].
Переход от вертикальной и партийной к горизонтальной и комќмерческой структуре, по мнению учёных, был обусловлен несколькими факторами. "Во-первых, ушла в прошлое КПСС, определявшая основные параметры соќветской печати, и вместе с ней исчезло подавляющее большинќство партийных изданий, на базе которых возникли независимые газеты журналистских коллективов. Во-вторых, распалась админиќстративно-командная система управления, определявшая многие элементы типологии газет, журналов, радиовещания и телевидеќния. Нет больше вертикали прессы от "Правды" до районной газеќты. Вместо этого получила развитие горизонтальная структура, соќответствующая современным демократическим принципам (функќционирование самостоятельных, автономных и одновременно взаимодействующих информационных организаций)" [Там же]. Авторы подчёркивают, что возникли новые грани и границы типологии: пресса финансовая и бульварная. "Появилось новое деление прессы, которое отсутствоќвало в советское время или было обозначено пунктирно: пресса элитарная, прежде всего финансово-экономическая, и пресса масќсовая, которая перешла по существу в категорию бульварной" [Там же: 4].
По мнению учёных, эти изменения "не во всем соответствуют тем переменам, котоќрые произошли и в мировой печати. В большинстве стран уменьќшается влияние массовой, бульварной прессы, во всяком случае, бульварной ежедневной газеты. Больше становится качественных газет, рассчитанных на более образованные круги населения. Это связано с несколькими причинами и, прежде всего, с изменением социального статуса многих групп в обществе, с возрастанием роли так называемых "белых воротничков", которые предпочитают серьќезную во всех отношениях прессу. В то же время сама качественная пресса также меняется, расширяя круг своих интересов и охватыќваемых проблем: наряду с традиционными разделами, посвященќными искусству, печатаются материалы о возможности приобреќтения произведений искусства, которые могли бы представлять интерес для богатых читателей, появляются многочисленные пубќликации о спорте, музыке, телевидении и кино. То есть происхоќдит некое опрощение элитарных газет. Что касается бульварной прессы, то она маргинализируется во всех странах, за исключением Англии и Германии" [Там же].
В мире российской прессы наряду с некоторым увеќличением числа качественных изданий наблюдается противоположный процесс бульваризации, "пожелтения" многих газет, даже таких, как "Комсомольская правда" и "Известия". Бульварной в прямом смысле этоќго слова ежедневной газеты нет, зато существует множество "бульќварных" еженедельников весьма примитивного уровня типа "Мегаќполис Экспресс".
Особое место занимают издания, объединяющие в себе нескольќко типов, - газеты, включающие как серьезные информационќные и аналитические блоки, так и разделы, граничащие с бульќварщиной, рассчитанные на широкие массы читателей, позволяќющие обслуживать разные слои населения и тем самым привлекать рекламу и широкий набор рекламодателей. К типу таких газет, по мнению В.В. Ворошилова, можно отнести "Московский комсомолец", который сегодня пользуется вниманием самой большой читательской аудитории в Москве и Московской области.
Существенные изменения происходят и в типологии передач телевидеќния, хотя эти изменения в большей степени затронули мировое телевидение, чем российское. Прежде всего, надо отметить разделение между эфирным ТВ и кабельным. В России кабельное телевидение сосреќдоточено на сугубо местной аудитории. В Москве оно действует на уровне районного или даже квартального вещания и включает два элемента: районные или квартальные местные новости, к котоќрым иногда подверстывают и городские, и видеофильмы (далеко не всегда лицензионные). Этот канал активно эксплуатируют месќтные власти - префектуры и управы.
В отличие от прессы, утратившей общероссийскую аудиторию, вещающие из Москвы каналы эфирного телевидения принимаются во всех регионах России и остаются главќным средством общероссийского информационного пространства. Таким образом, телевидение в России представлено эфирным феќдеральным вещанием и региональными и местными эфирными каналами, а также локальными кабельными программами. В больќшинстве случаев общенациональный экран, который рассчитан на национальную аудиторию и постоянное освещение развиваюќщихся в течение дня событий, привлекает многих зрителей и в регионах, но удаленность московского телевидения от местных проблем позволяет успешно развиваться региональным телекомќпаниям.
Типологическая структура СМИ. В условиях реформирования общества внимание к типологии как к научному методу в журнаќлистике заметно возросло. Это связано с активным развитием тиќпологической структуры СМИ, с использованием этого метода в маркетинговых исследованиях.
Основой типологии является, как известно, расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Тип определяется как разновидность, форма, модель, которая харакќтерна для той или иной группы предметов как единица расчленяќемой в типологии реальности .
В печати такой единицей является периодическое издание (гаќзета, журнал), на телевидении - канал, телепрограмма, на раќдио - радиостанция, радиопрограмма. А для СМИ в целом - средќство массовой информации.
Типология журналистики используется для сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Такими признаками моќгут быть: характер аудитории средства массовой информации; его предметно-тематическая направленность и иные черты, связанќные с характером информации; целевое назначение; время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная программа телевидения); пеќриодичность (ежедневная газета, еженедельник, месячный журќнал) и др. [Там же: 28].
По характеру аудитории, то есть по адресации, выделяются следующие типы издаќний, теле- и радиопрограмм:
- общероссийские, аудитория которых может включать основќные группы населения, проживающего на всей территории Росќсии;
- межрегиональные, охватывающие население нескольких реќгионов
(СТС, Рен-ТВ и др.);
- международные, объединяющие группы населения различќных стран (журналы "Домашний очаг", "Сosmopolitan" и др.);
- для профессиональных, производственных групп (в промышќленности, сельском хозяйстве, торговле, управлении, армии и др.);
- для социальных групп (организаторского, умственного, инќдустриального труда, для нарождающихся "новых русских" и др.);
- для возрастных групп (детей, подростков, молодежи, людей
среднего возраста, пожилых);
- для женщин и мужчин;
- для родителей ("Родители", "Няня", "Наш малыш" и др.);
- для малых групп (семья, землячество, клуб и др.);
- для различных групп верующих (православные, католики, мусульмане и др.);
- для групп населения, выделяемых по другим признакам.
По данным В.В. Ворошилова, специализированные по аудитории газеты выглядят следуюќщим образом (по данным за 1998 г.):
Типы изданий Число изданий Разов. тираж (тыс. экз.)
Молодежные 86 3822
Детские 61 881
Для женщин 25 1729
Деловые 79 2283
Учительские 7 389
Религиозные 88 951
Для садоводов и огородников 27 684
Профсоюзные 29 1479
Выпуск журналов для различных групп населения в 1998 г.:
Типы изданий Число изданий Разовый тираж (тыс. экз.)
Молодежные 22 426
Женские 59 7011 |
Для мужчин 30 2538 1
Семейные 6 219
Религиозные 50 266
Для зарубежного читателя 37 151
Характер информации является важным основанием для форќмирования различных типологических групп СМИ. Издания, адќресуемые определенной аудитории (общероссийские, региональќные, женские и др.), могут быть универсальными по тематике, т.е. отражать все темы, интересующие данную аудиторную группу. Однако они часто бывают и монотематическими или же могут отражать несколько важных для данной аудитории тем. Например, журнал для женщин часто универсален по тематике ("Крестьянка", "Раќботница"), но может быть и журналом мод ("Offiziel"), и посвяќщаться медицинской тематике ("Здоровье женщины") и т.п.
Специализированные по тематике газеты распределены следуќющим образом (по данным В.В. Ворошилова):
Типы изданий Число изданий Разовый тираж (тыс. экз.)
Экономические 40 2189
Экологические 15 129 !
По промышленности и строительству 18 442
По транспорту 72 1587
По сельскому хозяйству 20 939
По вопросам физкультуры и спорта 42 1786
По вопросам литературы, искусства и культуры 42 759
Медицинские 58 1705
Тематическая специализация журналов количественно выглядит следующим образом:
Типы изданий Число изданий Разовый тираж (тыс. экз.)
Политические и социально-экономические 645 10462
Технические 482 7766
Сельскохозяйственные 99 933
Медицинские 205 1550
По физической культуре и спорту 54 1005
Универсальными по тематике изданиями являются многие гаќзеты и журналы. Их развитие обусловлено, в частности, низким платежеспоќсобным спросом населения, которое часто не имеет возможности приобретать сразу несколько специализированных изданий и выќбирает одно универсальное.
На типологическую структуру СМИ активно влияют материќальные носители информации, формирующие информационные потоки в печати, на телевидении и радиовещании. Основой для формирования различных типов изданий, теле- и радиопрограмм могут быть также жанровые особенности подачи информации ("Роман-газеќта", "Аншлаг"), и ее автор (авторское телевидение) и др.
Целевое назначение изданий, теле- и радиопрограмм диффеќренцирует СМИ в соответствии с характером осуществляемых ими функций. На типологическую структуру СМИ влияют функции и других видов деятельности: производќственной, рекламной, информационной и др. На этой основе формируются издания, теле- и радиопрограммы:
- публицистические;
- литературные;
- художественные;
- художественно-публицистические;
- литературно-художественные;
- культурно-просветительные;
- развлекательные;
- учебные, образовательные;
- методические;
- учебно-методические;
- научные;
- научно-популярные;
- научно-практические;
- научно-производственные;
- рекламные;
- информационные и др.
СМИ дифференцируются по целевому назначению с учетом характера их участия в осуществлении функций политики, экономиќки, в поддержке тех или иных идеологических, политических, реќлигиозных и иных течений. Владельцами, учредителями СМИ явќляются многие государственные, коммерческие структуры, полиќтические партии, профсоюзы, церковь, другие организации. Так, на РТР выходит программа "Парламентский час", издаются партийќные, профсоюзные и другие газеты, выходят газеты и журналы Русской Православной Церкви и т.п. Самым большим собственниќком СМИ в России является государство, хотя во многих странах законодательная и исполнительная власть не располагает собственными органами массовой информации. В состав государственных СМИ входят не только общероссийские издания, каналы телевиќдения и радиоорганизации. Владельцами СМИ являются многие местные властные структуры.
СМИ могут входить в медиагруппы, лояльные к политике праќвительства или оппозиционные к ней, исповедовать взгляды праќвых, левых, центристов, придерживаться различных идеологичесќких концепций - либеральных, коммунистических, национал-патќриотических, социал-демократических и др. По всем этим признакам они могут быть распределены на группы: правительственная пресса, оппозиционная пресса, правая печать, либеральные СМИ и т.п.
В учебном пособии "Средства массовой информации современной России" под редакцией И.И.Засурского описывается мноноуровневая структура СМИ: "Первый и важнейший уровень состоит из электронных всероссийских средств массовой информации, формирующих российское информационное пространство. Как правило, СМИ перќвого уровня контролируются политизированным капиталом, хотя находятся в собственности государства. К этой группе можно отнеќсти центральные каналы телевидения, которые принимаются на территории большей части страны, и многие качественные мосќковские издания. Их значение не так велико, как у всероссийских электронных СМИ, однако для политизированных медиахолдингов они являются необходимым дополнительным инструментом, который оказывается весьма эффективным в узконаправленных политических кампаниях, особенно в сочетании с телевидением. По сути дела, "газеты влияния" поставляют для телевидения всю необходимую аргументационную базу по ключевым вопросам дня, формируют информационную среду, из которой телевизионные информационные службы черпают информацию для распростраќнения в массовых аудиториях" [Средства массовой информации 2002: 92].
Второй уровень, по мнению автора, составляют печатные и электронные СМИ всероссийскоќго, межрегионального и регионального охвата, представляющие комќмерческие издания, теле- и радиокомпании. "К ним можно отнести всю деловую периодику, а также коммерческие теле- и радиостанќции, имеющие выход в регионы, но не являющиеся общенациоќнальными по охвату аудитории. Они не так привлекательны для политизированного капитала, но до кризиса 1998 г. и начиная со второй половины 1999 г. пользовались большим спросом у рекламодателя. Коммерческие масс-медиа теоретически не являќются частью медиаполитической системы, но в ряде случаев инќтегрируются в нее структурно, посредством политизированных инвестиций (чему немало способствовали выборы 1999-2000 гг. и неразвитость кредитного рынка), или функционально - в условиќях конкретных информационных кампаний.
Для медиаполитической системы коммерческие масс-медиа играют роль среды, которая может либо способствовать затуханию информационных кампаний (эффект "подушки"), либо выступать резонатором, многократно умножая их эффективность. По идее, профессионализм журналистов должен способствовать изоляции информационных войн и компромата, передаче этих событий в качестве отсортированной и переосмысленной информации. Но склонность телерадиостанций и массовых изданий к скандалам и сенсациям, которые помогают поднимать рейтинги и тиражи, может давать обратный эффект, по определению Я. Н. Засурского, - "эффект эха". Задачей медиатехнологов является создание таких сценариев информационных кампаний, в которые коммерќческие масс-медиа втягиваются по собственному желанию, заниќмая позицию одной из сторон" [Средства массовой информации 2002: 93].
Третий уровень системы представляют собой региональные электронные и печатќные СМИ. Этот уровень, как правило, хотя и далеко не всегда, находится под контролем местных администраций или - намного реже - крупќных региональных корпораций. В этом, как подчёркивает учёный, "отражается не только традиќционный для России характер взаимоотношений прессы и власти, который оказался более устойчивым в консервативной российсќкой провинции, чем в столице, но и тяжелая экономическая ситуќация, что особенно заметно сказывается на региональных информаќционных системах. Имеет значение и реальное распределение власти в регионах, зачастую более автократичных, чем российская политиќческая система в целом. В последнем случае региональная инфорќмационная система становится предельно закрытой" [Средства массовой информации 2002: 93-94].
Кроме этих трёх уровней можно выделить ещё один - четвёртый - Интернет. "Глобальная коммуникационная среда представляет соќбой по сути огромный набор коммуникационных каналов, котоќрые также могут использоваться медиаполитической системой, например, для выброса компромата, который затем может подќхватываться на любом уровне информационной системы, и в том случае, если информация в Сети представляет интерес для публиќки, она может бесконечно тиражироваться в коммерческих и поќлитизированных медиа" [Там же: 94].
Рассмотрев классификацию и структуру СМИ, можно прийти к выводу, что средства массовой информации в современном мире необычайно разнообразны, но, несмотря на своё разнообразие, все оно направлены на то, чтобы донести информацию до читателя, причём, сделать это так, чтобы аудитория СМИ заинтересовалась теми сведениями, которые она получает.
1.3. СМИ как активная общественная сила
На сегодняшний день ни у кого из учёных не вызывает сомнения тот факт, что в современном мире "мифологизация" личности читателя средствами массовой информации и формирование мифологического мышления и мифологической псевдо реальности происходят из-за мощного влияния СМИ на массовое сознание и психику отдельного человека (об этом пишет, например, В.А. Асатиани, чья позиция будет показана ниже). Это значит, что в наши дни, как и в языческие и раннехристианские времена, на жизнь и поведение человека мощно воздействует современная "мифология" ("неомифология"), сознательно моделируемая "третьей властью".
Массовые коммуникации, как и массовая культура, немыслимы без мифов. Чтобы информация воспринималась миллионами людей и становилась частью их сознания, она должна быть облечена в форму мифа, так как сама информация не несёт в себе положительной или отрицательной оценки, а для формирования полезного для государства общественного мнения необходимо придать информации оценочность. По мнению В.И.Самохваловой, мифы, и тем более мифы социальные, так сильно действуют на массового человека потому, что "они воплощают его мечты и тайные надежды, которые кажутся столь достижимыми" [Массовая культура 2004: 6]. В России телевидение является самым влиятельным средством массовой информации. Именно с помощью телевидения создаётся виртуальная мифологическая реальность, которая внедряется в умы миллионов телезрителей.
Мифологично даже само слово "телевидение", которое означает "видеть на расстоянии". Сбылась вековая мечта человечества, отражённая в сказках различных народов. С помощью "волшебных зеркал", "магических шаров" и прочих колдовских приспособлений сказочные герои могли видеть на расстоянии. Теперь эту "сказочную возможность" имеет любой человек, которому доступно TV. Телевидение представляется как бы продолжением наших органов зрения. Однако на самом деле то, что мы видим на экране, - это не наше "видение". Но психология телезрителя такова, что он принимает чужой взгляд за свой собственный. В этой подмене кроется одна из разгадок огромного влияния телевидения на людей. Телевидение - это не просто посредник между мифотворцами и телезрителями. Это особая среда, обладающая рядом уникальных средств, которые превращают его не только в канал доставки мифов, но и в "фабрику" по их производству.
Румынский исследователь Мирча Элиаде, занимаясь различными аспектами мифа и использованием его средствами массовой информации (СМИ), писал: "Недавние исследования выявили те мифические структуры образов и поведения, которыми пользуются в своём воздействии на общества и коллективы средства массовой информации" [Элиаде 2000: 173]. Рассматривая мифологизацию личности на примерах американских комиксов, учёный объяснял: "Персонажи "комиксов" являются современной версией мифологических или фольклорных героев. Они до такой степени воплощают идеал значительной части широкой публики, что разные превратности их судьбы, а тем более смерть, вызывают настоящие потрясения у читателей, они отправляют тысячи телеграмм и писем авторам и редакторам газет и журналов с протестами" [Там же: 173-174]. Переходя к конкретным примерам, Элиаде рассматривает миф о Супермене (этот миф в понимании автора данной работы может считаться вариацией мифа об Иванушке-дурачке, который будет охарактеризован далее): "Миф о Супермене удовлетворяет тайным вожделениям современника, который, осознавая себя обездоленным и малосильным, мечтает о том, что однажды он станет "героем", "исключительной личностью", "сверхчеловеком"" [Там же: 174]. Мифологическое поведение, по мнению исследователя, "раскрывается также в навязчивом стремлении достигнуть "успеха", столь характерном для современного общества и выражающем тёмное и неосознанное желание выйти за пределы человеческих возможностей" [Там же: 175]. Учёный делает логический вывод: "С помощью масс-медиа происходит мифологизация личностей, их превращение в образ" [Там же: 174]. Об этих словах стоит очень серьёзно задуматься, ведь они наводят на мысль, что в наши дни трудно говорить о существовании какой-то "объективной реальности". Нескончаемые потоки самой различной информации, обилие символов, образов, "картинок" создают у людей ощущение, что окружающий их мир непрерывно и стремительно меняется прямо на глазах. Всё вокруг переменчиво, постоянно лишь одно - сами перемены. Одна "картинка" сменяет другую, и разглядеть в этом калейдоскопе образов некую "объективную реальность" представляется невозможным. А. Цуладзе в своей книге "Политическая мифология" выдвигает гипотезу, что "изобилие "картинок", в свою очередь, ведёт к девальвации образов. Человек ещё не успел "переварить" тот или иной образ, а ему уже предлагается новый" [Цуладзе 2003: 21].
Бешеный круговорот образов приводит к "мифологизации" сознания современного человека, который тянется к мифу как к устойчивой структуре, вносящей какую-то упорядоченность в хаотичную "картину мира". Миф оказывается той самой единственной "реальностью", в которую человек искренне верит. Этому способствует и то, что, как пишет современный философ, доктор философских наук В.А. Кутырев, "для мифа нет преград в виде фактов. Они обычно не играют для него никакой роли" [Кутырев 1999: 136].
"Мифологизации" общественных взглядов во многом способствует и так называемая "экранная культура" (термин профессора В.А. Асатиани). Она "отводит индивиду пассивную роль, разрушая тем самым творческий акт восприятия произведения искусства. Искусство - это сфера не только творчества, но и сотворчества. Пассивность индивида, созданная засильем аудиовизуальных средств и компьютерной техники, постепенно вызывает деградацию общественного вкуса. Его место занимают клише, которые воспринимаются императивно. Те, кто пользуется подобными клише, так же как и те, кто их создаёт, включаются в единый замкнутый процесс, где основной задачей является постоянное репродуцирование уже знакомого, а поиск нового выражается лишь в дальнейшем совершенствовании и освоении инженерно-технических средств (чего стоит, хотя бы, новый сериал, не так давно появившийся на телевидении и шедший на канале НТВ "Граф Крестовский" с А. Балуевым в главной роли. Этот сериал является ни чем иным, как современной интерпретацией российской массовой культурой произведения Александра Дюма-отца "Граф Монте-Кристо" - Н. С.). Благодаря этому в современном искусстве в качестве основного критерия оценки утвердилось понятие "известное", которое почти целиком вытеснило традиционные критерии оценки. Над личностными критериями оценки господствуют общепринятые. Идут смотреть, покупают, слушают, надевают и т.д. в первую очередь то, что известно" [Асатиани 2005: 127]. Учёный не без основания делает горький для нашей культуры вывод: "сегодня привлекают внимание ярлыки, "брэнды", а не творения" [Там же].
В своей статье, напечатанной в журнале "Вестник МГУ", Асатиани размышляет над реалиями современной действительности. Профессор говорит о том, что "общие тенденции развития культуры на протяжении новейшей истории указывают на усиление деструктивных для художественной культуры сдвигов, связанных с рекреацией мифа. Распространение массовой культуры и внедрение коллективных представлений современными средствами информации, всеобщая деградация индивидуальности указывают на то, что в широчайших сферах культуры крепнет явление, которое в связи с направленностью и механизмом его действия можно охарактеризовать как "неомифология". Неомифология даёт человеку ложное чувство сопричастности явлениям культуры, осведомлённости о судьбоносных для общества решениях и т.д. Электронные СМИ создают и всё время подпитывают в человеке иллюзию, что он соучастник некоего бесконечного и блестящего ритуала, который на самом деле так же недоступен для него, как в своё время олимпийский чертог. В той или иной степени это касается всех сфер общественной жизни..." [Там же: 126].
Интересны и мысли автора по поводу так называемого "квазифольклора" (термин В.А. Асатиани): "Если в сфере культуры создаются условия, при которых внешние факторы регулярно довлеют над сознанием индивида, выступают с претензией на некое сверхсознание, в сетях которого запутывается дух человека, то в этом случае наша эстетическая способность, которая так или иначе требует реализации, переключается в поле репродуцирования коллективных, массовых образцов. Именно тогда происходит тот сдвиг, который вызывает замещение искусства "квазифольклором", "аудиовизуальным фольклором", как мы его именуем" [Там же, 129].
Мифы влияют уже на детский разум, на начальную стадию формирования духовности. Эти древние "сказки" остаются в сознании человека и могут передаваться как сознательно (родители рассказывают малышам сказки на ночь), так и на подсознательном уровне (образы художественной литературы, влияние героев кинопродукции, использование определённых знаков в телевизионных программах). В дальнейшем это влияние лишь крепнет и постепенно формирует в подсознании человека особую мифическую реальность, заставляет его мыслить мифологическими категориями, стремиться к достижению мифического идеала, что и приводит иногда к полной опустошённости духовного мира индивида. И СМИ играют в этом процессе не последнюю роль. Данный процесс опасен именно потому, что, по словам Р. Барта, "миф ничего не скрывает и ничего не афиширует, он только деформируќет; миф не есть ни ложь, ни искреннее признание, он есть искажение" [Барт 1989: 95].
Приведённая выше цитата В.А. Асатиани подводит нас к вполне определённым выводам: миф оперирует образами. Это обеспечивает ему запоминаемость, узнаваемость, цельность. В то же время любой образ допускает различия в толковании его деталей, что позволяет мифу обрастать различными подробностями, вариантами.
Итак, мы утверждаем, что миф в современной жизни влияет на сознание индивидуума. Он оказался сильнее, чем любая гуманитарная наука, объясняющая его. Миф настолько изменяет привычную картину мира, что можно, пожалуй, сказать, что мы живём внутри мифа. Трудно однозначно утверждать, хорошо это или плохо. Одно несомненно: зная о мифологизации современного сознания, человек должен критично относиться к той информации, которую он получает ежедневно, в том числе, и благодаря СМИ.
1.4. Современное состояние языка публицистики
Публицистический стиль занимает особое место в системе стилей
литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей. Научная и деловая речь ориентированы на интеллектуальное отражение действительности, художественная речь - на её эмоциональное отражение. Публицистика играет особую роль - она стремится удовлетворить как интеллектуальные, так и эстетические потребности. Важность тем, освещаемых средствами массовой информации, требует
основательных размышлений и соответствующих средств логического изложения мысли, а выражение авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка.
Особенностью публицистического стиля является широкий охват лексики
литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной разговорной речи.
Однако время вносит серьезные изменения в характер функционирования публицистических произведений. Одной из важных функций публицистики (в частности ее газетно-
журнальной разновидности) является информационная. Стремление в кратчайший срок сообщить о свежих новостях не могло не найти отражения и в характере коммуникативных задач, и в речевом их воплощении. Однако эта исторически изначальная функция газеты постепенно оттеснялась другой - агитационно-пропагандистской - или иначе - воздействующей. "Чистая" информативность оставалась лишь в некоторых жанрах (например, информационное сообщение, новостные программы), да и там, благодаря отбору самих фактов и характеру их подачи, оказывалась подчиненной главной, а именно агитационно-пропагандистской, функции. В силу этого публицистике, в особенности газетной, была свойственна ярко и непосредственно выраженная функция воздействия, или экспрессивная. Эти две основные функции, как и лингвостилистические особенности, реализующие их, и сегодня не расчленены в газетной речи. Нестабильность социальной ситуации переживаемого нами периода оказывает немаловажное влияние на публицистику, понимаемую как особый взгляд на мир, и, как следствие, на ее речевой облик, стилевые устремления, язык.
1.4.1. Публицистический текст как способ мировидения
Публицистический текст - это особая разновидность СМИ. По мнению учёного Л.Г. Калайда, "публицистика - это открытая авторская речь, обращённая к читателю и до предела насыщенная информацией" [Калайда 2005: 58]. Современный газетный текст не просто сообщает. Доктор филологических наук Е.В. Покровская считает, что этот текст "интригует, убеждает, делает читателя своим соавтором; он востребован читателем" [Покровская 2005: 69]. Говоря об изменении характерных черт газеты в настоящее время, автор замечает: "К прежним признакам современной газеты, таким, как повседневная доступность, расширенный диапазон тем, оперативность, добавляются новые характеристики. Это активная, иногда агрессивная оценочно-воздейственная направленность газетного текста, усиление личностного начала, смысловая многослойность, ориентация на разного адресата, стилистическое разнообразие, смещение приоритетов. Открытость, композиционное варьирование, жанровая размытость делают газетные тексты популярными в любой читательской аудитории" [Там же]. Одним из основных признаков современного газетного текста, характеризующих его прагматическую направленность, является его способность быть востребованным, хорошо продаваемым - а значит, с преобладанием негативной информации, сообщений-сенсаций". И это неудивительно, ведь именно такие материалы являются средством конкурентной борьбы. Е.В. Покровская напоминает, что "регулятором прагматического потенциала современного газетного текста выступает интенсивность воздействия на адресата и связанные с ней экспрессивные средства передачи задуманного содержания" [Там же]. Все вышеперечисленные черты публицистического стиля передаются, конечно же, через язык. Можно сказать, что особая организация языковых средств отображает специфическое публицистическое мировидение.
Г.Я. Солганик в статье "Современная публицистическая картина мира" замечает: "Общеизвестно, что язык создается по мерке человека. Язык откликается на потребности общества, словесно выражая новые идеи, мысли, знания. Таким образом, используя специальную лексику, язык отражает религиозно-мифологическую, философскую, научную, художественную, публицистическую картины мира" [www.gramota.ru]. Автор пытается выяснить, что же представляет собой современная публицистика. Для этого он сначала рассматривает личность автора в публицистическом тексте. Учёный пишет, что проблема автора - одна из главных как для формирования публицистической картины мира, так и для выявления характера ее речи, для формирования газетно-публицистических жанров.
Автор публицистического произведения - это всегда подлинная, живая, конкретная личность, обладающая определенным мировоззрением, жизненным опытом, мыслями, чувствами и т.д. Он говорит от своего имени, выражает свои чувства, мнения, что рождает особое чувство близости, доверия со стороны читателя. Поэтому публицистическое произведение обычно субъективно окрашено. При этом палитра чувств, красок весьма разнообразна - от сухого перечисления фактов до пафоса и патетики.
По мнению Солганика, особый характер публицистики рождает и такое качество ее текстов, как документальность (здесь проходит одна из границ между художественной и публицистической речью), т.к. "для публициста характерны динамизм, сиюминутность восприятия. Автор стремится "остановить мгновение", зафиксировать сегодняшний день, событие, новость" [Там же].
С другой стороны, Солганик подчёркивает, что "автор публицистического произведения облечен социальной, моральной ответственностью. Он выполняет определенную общественную миссию (сообщение новостей, просвещение, развлечение, убеждение и т.д.)" [Там же].
Важно отметить, что для формирования публицистической картины мира первостепенное значение имеет социальность публицистического текста, обусловливающая прежде всего общественный подход к миру. Задача автора заключается в соотнесении реальностей с социальными интересами и целями. И совокупная картина мира, создаваемая практически всеми публицистами, - это, прежде всего, социальная (социально-политическая, социально-идеологическая и т.д.) картина. Ее основной вопрос - жизнь индивида в обществе. Главным же выражением такого подхода публицистики к миру можно считать социальную оценочность. Социальная оценочность активно проявляется в языке в формировании видов оценочной лексики.
Учёный обращает внимание читателя на тот факт, что в жанрах современной публицистики можно отметить резко усиливающуюся личностную тенденцию. Авторское "я" становится более мягким, человечным, раскованным. Позиция журналиста - позиция человека наблюдающего, размышляющего, оценивающего. Личностная тенденция, а также тенденция к усилению информативности обусловливают активный процесс формирования новых жанров.
Подводя итоги, Солганик замечает: "Итак, оценочность как важнейшее качество языка публицистики, отражая социально-оценочное отношение автора публицистического текста к миру, сохраняется, но под влиянием социальных обстоятельств принимает несколько иные формы. Именно социально-оценочный подход к действительности важен в органичных для публицистики жанрах риторики, теории аргументации, полемики, интерес к которым в последние годы значительно усилился" [Там же].
Таким образом, социальный человек и частный человек - две важнейшие грани публицистического автора. Между ними располагаются многообразные промежуточные разновидности - от сугубо частных, конкретных до максимально аналитических, отвлеченных.
Проанализировав позицию автора, учёный переходит к анализу позиции адресата, подчёркивая, что для полной характеристики субъекта публицистической картины мира необходимо проанализировать и адресат. Субъект существует только потому, что есть адресат - читатель, слушатель, зритель. Без воспринимающего публицистическая речь обессмысливается, перестает существовать.
Главная черта аудитории, влияющая на публицистический субъект, по мнению Солганика, - это "ее широта и разнородность. Публицистическое произведение может быть рассчитано и на однородного, "отраслевого" читателя. Однако суть проблемы остается та же - заинтересовать как можно больше читателей с разными вкусами, уровнем образования и т.д." [Там же].
Не меньший интерес представляет адресат и как объект изображения. Публицистике интересен человек как представитель общества, власти, толпы и т.д. Публицистика ищет типичного человека среди реальных людей, выделяя те или иные его особенности как общие, типические, сохраняя в то же время хотя бы некоторые индивидуальные черты и приметы. Единичный конкретный человек представлен в реальных жизненных обстоятельствах. Выбор автора ограничен действительностью, например экстремальными ситуациями в жизни героя или, напротив, самыми будничными. Таким образом, публицист добивается подлинности, документальности изображаемого, описываемого. В этом заключается специфика публицистики, ее сила и выразительность. И отсюда иное читательское отношение к публицистическому произведению, по сравнению с художественным.
Важнейшей чертой публицистики считается актуальность. Солганик уверен, что время в публицистическом произведении, в отличие от художественной литературы, - подлинное, реальное, совпадающее, как правило, с историческим временем. И это усиливает такую важную черту публицистики, как документальность. Показательно в этом плане почти обязательное правило сообщения источника информации. Однако проблема времени в публицистике только начинает изучаться.
В заключение учёный формулирует некоторые черты современной публицистической картины мира: "Естественно, подобная характеристика возможна лишь на самом общем уровне. Создавая картину мира, публицисты пользуются результатами научных исследований (философских, политических, социологических и т.д.), однако творимая ими картина не становится научной. У публицистики существует свой угол зрения - создание картины мира с точки зрения человека в обществе. Современная картина мира, творимая публицистикой, дробна, фрагментарна, мозаична. И это следствие не только журналистского творчества, но и самой природы публицистики, стремящейся поспеть за событиями, успеть запечатлеть, зафиксировать и хотя бы частично осмыслить тот или иной фрагмент социальной действительности. Рисуемая публицистикой картина мира стала глобальной, резко расширила свои границы. Даже другие миры (астрономические, виртуальные) входят в публицистическую картину мира. Современный публицист видит мир как непрерывно меняющийся. Мозаичная по своему характеру, современная публицистическая картина мира не может быть целостной и статичной по природе и определению, ибо создается, дополняется, меняется каждодневно" [Там же].
Итак, публицистический текст характеризуется в современной функциональной стилистике и журналистике как прагматически ориентированный актуальный и динамичный личностно-социальный дискурс, глобальный по охвату предметов и тем общения автора с читателем, слушателем или зрителем и требующий привлечения широкого спектра средств языковой выразительности.
1.4.2. Специфика языка современной публицистики
Особенности языка современной публицистики широки и разнообразны. Объём работы не позволяет подробно проанализировать их все. Остановимся лишь на некоторых наиболее заметных чертах:
Лексические средства и устойчивые выражения
А) Заимствование. Процесс развития национального языка всегда сопровождается расширением его связей с другими языками. Проникновение в любой язык иностранных слов - явление вполне закономерное и периодически активизирующееся, так как, по словам Е.Г. Ковалевской, "в периоды наиболее интенсивных культурно-экономических общений между странами происходит знакомство жителей этих стран с новыми предметами, обмен новыми понятиями и идеями. При заимствовании новых понятий, идей, предметов происходит и заимствование слов, их обозначающих, что не ущемляет национальную самобытность народа, а, наоборот, обогащает словарный состав одного языка за счёт словарного состава других языков" [Ковалевская 1978: 154-155]. Л.П. Крысин в статье "Языковое заимствование: взаимодействие внутренних и внешних факторов (на материале русского языка современности)" отмечает роль СМИ в интенсификации процесса заимствования: "В 20-м веке на первое место в иерархии сфер, проводящих в язык новые заимствования, выходит пресса, а с середины столетия - ещё и радио и телевидение. Соответственно, такие социальные группы носителей языка, как журналисты-международники, радио- и телекомментаторы и репортёры, переводчики-синхронисты своей речевой практикой способствуют проникновению в общий оборот новых иноязычных слов" [Крысин 1995: 128]. Учёный полагает, что "в наибольшей степени новой иноязычной лексикой насыщены газетные и журнальные тексты, причём наблюдаются различия в частотности и характере употребления иноязычных слов в зависимости от социально-политической ориентации печатного издания: "демократические" издания ("Сегодня", "Московский комсомолец" и нек. др.) более восприимчивы к новой иноязычной лексике, чем издания иного толка ("Завтра", "Советская Россия" и др.)" [Там же].
Среди англоязычных заимствований последнего времени выделяется группа аббревиатур. Особенностью их употребления можно считать активность и вариативность в языке современных СМИ, что объясняется, на наш взгляд, стремлением к сжатию информации в публицистическом тексте в целях оптимального использования информационного поля. Примером частотного заимствования в публицистике является аббревиатура VIP (англ. Very Important Person - весьма важное лицо). Ещё несколько лет назад ее использование в текстах публикаций обычно сопровождалось расшифровкой: Для них я знаменитый шахматист, можно сказать, VIP, очень важное лицо [пример Давыдовой, см.: Давыдова 2005: 212]. Однако довольно быстро аббревиатура стала настолько употребительной, что уже не нуждалась в расшифровке: На сей раз Андрей решил изменить стиль программы, сделав крен не на попсовых гостей, а на людей VIP [Там же].
В сложных существительных, где аббревиатура занимает место первой части, формируются терминологические значения, варьирующиеся в зависимости от второй основы. Это либо обозначения специального помещения / части пространства (VIP-зал, VIP-ложа, VIP-партер, VIP-клуб и др.), либо чего-то, относящегося к индустрии туризма (VIP-тур, VIP-программа и т.п.): Впрочем, для этой цели в казино "Космос" имеется специальный VIP - зал [Там же].
Кроме того, компонент VIP активно сочетается с существительными со значением лица, образуя плеонастические или даже тавтологические сочетания, так как значение "персона" содержится в одной из букв аббревиатуры, например: За исключением Аллы Пугачёвой и Филиппа Киркорова, у которых напряжённый гастрольный график, на акции засветились практически все VIP-персоны отечественного шоу-бизнеса [Там же].
Кроме того, можно привести пример и с аббревиатурой PR (public relations - связи с общественностью). Эта аббревиатура ещё более употребительна в современном русском языке, функционирует в нескольких вариантах, активно осваивается и уже обросла русскими дериватами: "Прямой обман и насилие над избирателями, то, что теперь называют "пиар", составляют основную массу политических новостей на телевидении и в газетах" [Там же: 220].
Кроме аббревиатур заимствуются и собственно лексические единицы. Например: "...девушка-эмансипе попробовала изобразить перед фотокамерой все свои самые смелые сексуальные фантазии..." [MTV VMA 2003... 2003: 10], "Однако строгая темноволосая женщина в военной форме, гордо отдающая честь на фоне американского флага (клип к синглу American Life), также далека от мягкой, романтичной блондинки, осыпанной бриллиантами на 20 миллионов долларов (клип к синглу Hollywood), как Земля от Марса [Алексеев К. 2003: 15], "Луиза Чикконе, более известная как Мадонна, обошла вышеназванных королей в области маркетинга" [Головкин М. 2004: 30] "Если все выгорит, под это дело, может, и даст там какой закрытый VIP-перфоманс..." [Капитолина Деловая 2004: 5].
Б) Прецедентные высказывания
Прецедентными принято называть разноструктурные и разностилевые устойчивые выражения, обладающие культурно значимыми (фоновыми) смыслами [Верещагин, Костомаров. 1976].. Такие единицы, относимые к фразеологии в широком понимании термина, очень широко применяются в публицистических текстах, особенно частотны они в позиции газетных или журнальных заголовков, где обычно предстают в трансформированном виде. Главная функция таких заголовков, представляющих собой видоизмененные клише, цитаты из различных литературных произведений, фильмов, фольклора, рекламы и т.д., - привлечение внимания читателя. Приведем примеры: "Дядя Стёпа - коррупционер. Рядового постового обличить во взятке проще, чем министерского генерала"; "Сказка о рыбаке и рынке"; "На всякого судью довольно подмастерьев"; "Вы всё ещё не в партии? Тогда мы идём к Вам"; "Бедность - это порок"; "Светить всегда, светить везде. Бывший глава Центробанка займётся экспортом электричества"; "Верни, я всё прощу"; "Под лежащий капитал инвестиции не текут"; "Заблудились в трёх конституциях"; "Вот тебе, бабушка, и свободный рынок"; "Первый снег комом"; "Рыбак рыбака ненавидит издалека"; "Страна чудес молочных. Отравления, подобные краснодарскому, происходят в Москве каждый день?" (Цит. по: [Покровская 2005: 70-71]), "Осторожно: Мадонна!", "Где Мадонне жить хорошо. Американская жизнь Мадонны", "Мадонна Forever. Просто Мадонна", "Луиза в стране чудес", "Бедная Лиза. Мать певицы Мадонны живёт в России", "Счастливчик Гай", "Тёмная сторона Мадонны", "Старые песни о главном. Теперь о Пугачёвой и Ко", "Blown Away by Whitey: Джонни Депп".
В некоторых случаях цитаты из кинофильмов или песен используются в тексте без изменения и легко воспринимаются читателями: "И вновь продолжается бой"; "Ещё не вечер", "Божественная комедия", "Хотите верьте, хотите нет...".
Можно утверждать, что приведённые выше цитаты и клише из песен, фильмов, литературных источников, высказываний политических деятелей являются объединяющим фактором, мостиком между адресантом и адресатом, так как все они обладают множеством коннотационных смыслов и являются прагматическими интенсификаторами, которые выделяют эти тексты, делают их необычными, контрастными.
В) Необычайная лексическая сочетаемость. В результате индивидуально-авторского соединения слов в заглавии статьи и самой статье создаются разнообразные лексические средства выразительности. Покажем это на примерах: Смерть прописалась на милицейском складе. Такого количества незаконного оружия в России ещё не изымалось (здесь использован прием коннотативного олицетворения); Тайный перекур. Чиновники пытаются переделить табачный рынок (двуплановая ассоциативно-фонетическая и ассоциативно-словообразовательная игра слов: табачный - тайный, передел - перекур); Палача вызывали? Работая "сутки через трое", врач "Скорой" один день спасал людей, а три дня - убивал (двойной аксюморон: врач - палач, спасать - убивать); Деньги на вырост. Остаются ли вклады надёжными? (эффект выразительности достигается семантическим наложением фразеологизмов деньги в рост - костюм на вырост). Ср. также: Гнилой компромисс; Информационный фашизм; Тепло приходит с Севера; Проблемы на... чистом листе; "С рождением второго ребёнка Мадонна окончательно "впала в детство""; "Мамаша и хулиган"; "В чреве с Мадонной".
Показанные лексико-фразеологические приемы, направленные, прежде всего, на привлечение внимания читателя, далеко не охватывают всей широты возможностей текстуальной выразительности слова в языке СМИ.
Синтаксические приёмы
Стремление авторов к новизне и неповторимости своего стиля заставляет их искать всё новые способы повышения экспрессивности. К широко используемым синтаксическим приёмам следует отнести риторические вопросы (Судебной реформе быть?; На свободе с чистой совестью?), парцеллированные конструкции (Назначать. Александр Волошин получил кабинет с видом на Анатолия Чубайса), императивно-инфинитивные предложения (Встать! Суд несёт. 160-томное дело Платона Лебедева начало слушаться в Мещанском суде; Исполнять. Страна встречает своих министров), нарушение грамматических связей в структуре предложения (Смотреть нельзя спать; Меня не надо думать. Меня надо чувствовать). (Цит. по: [Покровская 2005: 70-71]).
Е.В. Покровская особо выделяет два синтаксических приема выразительности в публицистике. Сильным экспрессивным средством является, по ее мнению, особый порядок слов, где рема предшествует теме (информационный аспект) или, где на первый план выдвигаются слова, имеющие оценочный характер: По своим авиация бьёт. Американцы разбомбили позиции Северного альянса по ошибке; Есть неприятный момент: отказалась ехать в Шанхай делегация Тайваня...; Без активного участия в этом процессе Москвы успеха не добиться, - подчеркнул британский министр. Исследователь замечает: "В приведённых примерах реализуется индивидуальная манера автора - смещение смыслового фокуса, выдвижение более важной информации на первый план" [Покровская 2005: 73].
Как наиболее продуктивные автором характеризуются синтаксические присоединительные конструкции, которые могут быть названы также парцеллированными предложениями, например: Богатых москвичей заставят полностью платить за жильё. Добровольно; Творческая интеллигенция понесёт информацию. В Кремль; Граждане, пройдёмте. На форум; Нефть - товар. Политический; Идущие вместе. Кто и куда? Воздействующий эффект таких материалов, по словам автора, "усиливается за счёт расчленённости подачи информации и подключения к высказыванию новых коммуникативных единиц. Структурная усечённость предложений и создаёт тот контраст, на базе которого появляется необычная расстановка смысловых акцентов, увеличивающая общую информационную нагрузку, уточняя, конкретизируя, поясняя, оценивая" [Там же: 71].
Стилистические приёмы
О.С. Кожевникова в своей статье "Параонтологические риторические приёмы в языке газет" выделяет различные стилистические средства, использующиеся авторами газетных текстов. Назовём наиболее значимые из них.
Развёрнутая метафора, посредством которой создаётся обратное олицетворение (или деперсонификация). Например: Происходит новая линька гадов, элита в очередной раз сбрасывает кожу - струится по-змеиному, силится вползти в новый политический период.
Деперсонифицированная метонимия: "Фабрика звёзд" - это поющее мясо, изготовленное по рецептам Аллы Пугачёвой. "Музыкальные котлеты" скорого приготовления, которые кидают на пол униженному человеку, чтобы он ел с земли.
Параонтологические сравнения: Подавлены олигархи. Трое из них навсегда покинули Россия и могут вернуться лишь в кандалах. Другие выглядят, как поношенный пиджак Примакова и язва желудка Вольского, держатся тихой кучкой, попискивают о патриотизме, поджидают изделия отечественного автопрома - чёрных воронков.
Катахреза . Она выполняет усилительно-изобразительную и характеризующе-оценочную функцию: "Конституция попрана!" - воют на луну либералы. Но её нельзя не попрать. Она, ельцинская, создана на крови расстрелянных баррикад 93-го года. В ней каждая статья склёпана из косточек умерщвлённых русских людей. Косточки зашевелились, и статьи распались.
Гипербола также играет большую роль в стиле публицистических статей многих "бульварных" газет и журналов, так как преувеличение, самым активным образом используемое авторами, является эффективным средством формирования отрицательно-оценочных установок: И вот уже взорван Кадыров, падают, как метеоритный дождь, самолёты, в Чечне идёт непрерывная бойня, начинает высыхать Бочаров Ручей; Трупные пятна ельцинизма проступают в новой "фээсбэшной элите", которая заселяет особняки на Рублёвке, ставит в них золотые унитазы .
Кроме перечисленных выше приёмов используется также импоссибилия : ...Началась лавина бесконечных, ужасных предательств, которым в гробу, с петлёй на шее, рукоплещет генерал Власов.
Многие авторы прибегают и к олицетворению, например: "Нет нужды в сотый раз рисовать ужасный портрет русской катастрофы. Она совершилась. Льёт нам на голову расплавленную смолу. Хватает своими раскалёнными зубами. Видны её творцы, названы исполнители [см.: Кожевникова 2005: 75].
Подводя итоги, следует заметить, что в современных средствах массовой информации на сегодняшний день ещё не до конца установились те нормы и правила, которым должен следовать каждый журналист, хотя учёные, занимающиеся теорией СМИ, и не теряют надежды на скорое упорядочивание этих правил.