Паромобили в те времена были почти невыносимым транспортом. Но я не замечала тряски, не замечала дорожной пыли и острых черных глаз Акиры тоже не замечала, которые, то и дело, возникали в зеркальце заднего вида. Я делала вид, что рассматриваю проплывавшие пейзажи дороги на Сабарот. Я смотрела на прекрасные липовые аллеи, но видела только аккуратно постриженный затылок Мессере, с серебристой кромкой седины. Я смотрела на чугунные лавки и мраморные фонтаны, а видела руку Мессерино, которую он положил на приспущенное стекло и еще на синеватую струйку дыма его папиросы. Я рассматривала роскошные паро-экипажи знати и водителей, разодетых в золотые ливреи, но видела только краешек белого воротника рубашки Мессере выступавшего тонкой полоской над черным пиджаком. Рассматривая стеклянный куб пограничной станции, я, всё-таки, видела лишь складку на мягкой ткани его пиджака, что собралась на плече.
Иногда, чтобы не сгореть от чувств, я отвечала на взгляды Акиры. Его глаза становились веселыми и тёплыми, он начинал напевать какую-то игривую японскую песенку... Но меня хватало всего лишь на две минуты... Всего лишь... Скоро я не могла не смотреть на затылок Мессере и представлять себе, как он поворачивается ко мне, как он...
Мессере повернулся. Окинул меня взглядом поверх блеснувших на солнце очков и нахмурил бровь.
-Инга?
Мой взгляд метнулся вниз, на пол, как испуганная кошка. Стыд сдавил сердце горячей петлей.
Как я могла! Как я могла даже просто подумать... Как... Он всё понял! О, боже, всё! Всё! Все мои тайные мысли прочел за секунду по глазам! Как стыдно! Как стыдно!
-Акира, останови машину.
Щелчок, легкий толчок, покачивание, вкус дорожной пыли на зубах. Затем клацнула передняя дверь. Вслед за тем легкое поскрипывание каблуков по гравию. Щелчок двери с моей стороны...
-Инга, пересядь на переднее сидение, детка.
-Да, Мессере, - я покорно, опустив голову, выскочила со своего места и села на переднее. Акира недоуменно наблюдал за Мессере. А тот удобно расположился на сиденье, подоткнул себе под бок подушку, расстегнул пиджак и, прикурив новую папиросу, махнул рукой.
-Трогай. Этак мы будем целый день до города добираться.
-Мессерино я, конечно, могу прибавить газу... - его обиженные глаза мелькнули в зеркале.
-А ты прибавь.
-Ох, Мессерино, значит, не останавливайте меня и не говорите потом, что растрясли все свои внутренности, как в прошлый раз.
-Я так говорил?
-Ха!
Паромобиль рванул с места, его парогенератор натужно запыхтел и засопел, я вцепилась в ручку двери.
Пейзажи мелькали мимо меня серыми тенями. Ведь в них теперь не было его... Его...
*
Инга усмехнулась и принялась вкручивать новую сигарету в свой мундштук.
-Ребенок, которому на тот момент, стукнуло сотню лет... Ничтожный возраст по ангельским меркам... Но всё же... - она зажгла спичку, задержав ее возле сигареты и не прикуривая её. Трепетное пламя на кончике спички танцевало предсмертный танец. Трепетная оранжево-горящая точка. - Девочка, которой исполнилось сто лет... О чем могла мечтать такая девочка? Как думаешь, Мари?
Мари смущенно опустила голову.
-А я тебе скажу, - затяжка, струйка дыма, спичка в окно. - Я впервые не пожалела, что так и не повзрослела. Впервые за сто лет. Я не понимала тогда, (впрочем, и сейчас не понимаю абсолютно), чем взрослый отличается от ребенка? Возрастом? Ростом и весом? Опытом?.. Опытом... - глаза Инги были похожи в этот момент на две сверкавшие точки росы. - Опыта мне было не занимать, на тот момент. Опыта самого разного и даже такого, что и сейчас я иногда вскакиваю по ночам с криком, в холодном поту. Мессере всё изменил. Он вернул мне четкое ощущение детства. Он вернул мне самоощущение в детстве. Я снова смогла ориентироваться в собственном возрасте и... И представь себе, на самом деле, мне оказалось всего-то двенадцать лет. Это всё Мессере.
-Вы были влюблены в него? - тихо спросила Мари, так и не подняв головы.
-Влюблена ли была? - Инга смотрела в окно на стеклянный куб пограничной станции, промелькнувший мимо. - У меня не было ни единственного шанса. Я не могла не влюбиться и не могла рассчитывать... Ни на что я не могла рассчитывать. Мессере был настоящим учителем. Я поняла это позже...
-Поняли что?
-Много позже, я сравнивала всех своих мужчин с ним. Наверное, я искала, искала, искала Мессерино среди них. И знаешь, так и не нашла даже отдаленно напоминавшего его. Но не это главное... - новый завиток дыма выскользнул в окно. Инга наблюдала за тем, как он вытягивался в тонкую черту. - Главное то, что Мессере дал моему женскому сердцу уверенность в том, что мужчина, (настоящий мужчина), всё-таки существует на этой грешной земле. И для того ему не обязательно быть воином или знатным лордом... Достаточно так говорить, (как он), так красиво держать папиросу, (как он), так поступать и жить, (как он, как он!), что каждый прожитый день казался последним и самым красивым в жизни. Жить так, что завтра не жалко и умереть, ведь всё красивое уже случилось. Хотя жить хочется всё острее. Он вернул мне веру в сказку. Он вернул мне веру в то, что сказки случаются в жизни, так же просто, как чашка чая на завтрак.
Инга улыбнулась и Мари заметила, что на ее глазах блеснули слёзы. Что за странная женщина, эта Инга Ройс?! И улыбается, и плачет одновременно...
-Пока мы подъезжали к Сабароту... Я посмотрела в зеркало на заднее сидение... Знаешь, не удержалась и, переборов свою робость, всё-таки, посмотрела. Он спал... Представляешь? Сложил руки на груди и спал. Его голова качалась, когда машина подпрыгивала на ухабах, челка совсем растрепалась... Я прошипела Акире что-то грубое, (наверное, слишком грубое), дескать, сбавь обороты, черт тебя дери. Он искоса глянул на меня, но дальше машина двигалась гораздо мягче. А учитель просто спал. Спал, как ребенок. Сладко... Мессере. Мессерино.
*
Я отвлеклась...
Итак, мы прибыли в Сабарот через час, как и обещал Мессере этому Клаусу с отвратительным писклявым голоском. Цветочный магазинчик на улице Старых Клёнов занимал весь первый этаж старинного многоквартирного особняка для дворянства средней руки, времён короля Эдварда Строителя. То был довольно милый особнячок с барельефами, колонами и строгой лепниной вокруг окон. Окна первого этажа были переделаны под магазинные квадратные витрины, в стеклянной чистоте которых, на специальных полочках, были расставлены горшочки с экзотическими цветами. На небольшой площади, вымощенной гранитными плитами, перед домом была разбита аккуратная клумба с розами, огороженная бронзовой оградой, стилизованной под виноградную лозу. Красивое было местечко... Жаль, что Клаус не смог уберечь его впоследствии.
Акира притормозил возле поворота и свернул влево, туда, где на теплом ветру покачивалась начавшая выцветать вывеска "Цветы от Клауса", висевшая цепочках прикованных к чугунному столбу. Я последний раз глянула на тенистую улицу, по которой мы только что ехали, и по которой мне так хотелось проехаться еще дальше, до самого конца, а потом обратно... Солнце чертило на асфальте золотистые полосы, которые смешивались с серыми тенями от деревьев, росших по краям. А за нежно зелеными кронами лип сверкали на свету большие чистые окна и мраморные барельефы, и начищенные до блеска бронзовые ручки на подъездных дверях. По дорожкам прогуливались кавалеры в красивых костюмах и дамы в шикарных шляпах, между ними бегала и прыгала нарядная ребятня... С тех пор Сабарот так и остался в моем представлении городом спокойствия и красоты. Городом, в котором золотые полосы света и прозрачные серые тени сплетались на асфальте в удивительные узоры, а окна квартир были так чисты, что казалось, в них совсем нет стёкол. Он так и остался городом уличных кафе с юными официантами в белых фартуках до колен. Городом, наполненным запахом цветущей липы: духмяной, медовой, скребущей в горле от излишней сладости. Городом, по улицам которого катил шустрый паромобиль, в котором задумчивый Мессере, сложив руки на груди, наблюдал проплывающие виды поверх своих сиреневых очков в золотой оправе. Я полюбила Сабарот в тот день. Да.
-Всё, приехали, - лёгкий толчок, скрип ручника. Акира посмотрел сначала на меня, затем оглянулся назад. - Можно и мне с вами?
Мессере смотрел куда-то в сторону и хмурился. Казалось то, что он там увидел, так его расстроило, что он не услышал слов Акиры. Впрочем, пауза длилась не долго... Он всё-таки кивнул и вышел из машины. Сделав пару стремительных шагов к магазину, он приостановился, осмотрел клумбу с розами и, не сказав нам больше ни слова, направился к стеклянным дверям цветочного магазинчика. Мы поспешили за ним...
"Что это с ним?" - безмолвно спросили мои глаза Акиру.
И глаза Акиры ответили, показав в сторону, в тень от большой разлапистой липы, что росла на краю двора. Там, возле побеленного бордюра, стоял черный электроцикл. Этакую штуковину я видела во дворе Рохарима однажды... Точно такую... Я с удивлением глянула на Акиру. Чьё это? Этот аппарат испортил настроение Мессерино?
Акира опустил глаза.
Да, да, я точно видела этот агрегат в Рохариме. Я даже вспомнила, кто сидел на высоком кожаном сидении и протирал дорожные очки чистым белым платком... Кажется, то был Дакота?
Мессере стоял в дверях и смотрел на нас.
-Не шумите. Клаус не любит шума в своем магазине, - его взгляд невольно скользнул мимо нас, к черно-лакированному стремительному монстру на двух колесах. Мессере запнулся на полуслове. И закончил грустным голосом. - Я управлюсь быстро. Постараюсь, по крайней мере...
Внутри цветочный магазинчик оказался совсем не маленьким, каким казался с улицы. Мы попали в удивительно ёмкое светлое пространство, которое прорезали рассеянные солнечные лучи из больших окон. Изнутри магазинчик был более похож на оранжерею, всё его светлое пространство было наполнено сладкими ароматами экзотических цветов и щебетаньем канареек весело прыгавших в красивых клетках, развешанных над окнами, возле цветов и над прилавком.
Пока толстый рыжий Клаус пытался выбраться из-за прилавка, что-то бормоча восхищенным голосом, Мессере быстро пересек помещение, и став напротив толстяка, склонился к нему и что-то тихо сказал. Клаус удивленно замолчал.
-Но, Мессере, - невнятно пробормотал он.
-Письмо, - печальный голос Сима Роххи. Я никогда, (ни до, ни после), не слышала этого тона в его голосе.
-Я не мог не впустить его, поймите меня...
Молчание, длившееся ровно пять секунд. Я думаю, что Мессере посмотрел на Клауса тем взглядом, от которого потрескалось бы стекло и железо проржавело бы насквозь. Мессере умел посмотреть так, что необходимость в словах, (во всех словах абсолютно), пропадала, как таковая.
Мой взгляд скользнул по изумрудному сиянию, выбивавшемуся из зарослей декоративного бамбука, дальше и быстрее, по-над золотистыми точками света, мерцавшими на резных листьях каргородского шиповника, мимо клеток со щебечущими птахами, мимо маленьких столиков с садовыми ножницами, с блестящими мельхиоровыми ведёрками, с аккуратными горками торфа, порезанными и разложенными на белой бумаге, как слоеный пирог в кондитерской...
Кто же, кто так расстроил Мессерино? Где ты? Покажись!
Голос Клауса откуда-то сзади, из-за спины, из света, разбавлено-мерцавшего в застоявшемся воздухе, словно мёд с молоком. Голос расстроенный. Голос обескураженный.
-Неужели даже не взгляните на стебелёк, Мессере?.. Ваши глаза, Мессере... Я так ждал вас... А вы...
-А я?
В дальнем конце зала...
-Ради вас...
-Ради меня?
В дальнем конце зала, возле стеклянных кубов с редкими растениями, стояли два юноши. Я узнала обоих. Я восхищалась ими, но встретить их здесь, вдвоем совершенно не ожидала.
На том юноше, что стоял ближе к окну, были надеты тонкие черные брюки, на ногах мягкие черные сапожки. Из-под черной кожаной куртки выглядывал край белой рубашки. В руках он держал электроциклетный кожаный шлем, которым хлопал нервно по ноге. Его волнистые светлые волосы были собраны на затылке в короткую косицу.
Он был чем-то расстроен. Он говорил быстро, захлёбываясь словами, проглатывая смысл слов, забывая их смысл...
-Вот, лишь гляньте. Что за кожа! Видите, Мессере?
-Кожа, как кожа.
-Сиреневые пигментные пятнышки видите? Роза ли это, Мессере?
Второй юноша, точно, как когда-то, стоял в сияющем солнечном луче, в котором частицы света бурлили и мерцали, как тополиные пушинки. Белая рубашка, черные брюки, остроносые туфли. Одна рука в кармане брюк. В другой руке стопка книг.
Он внимательно слушал первого юношу, чуть опустив голову. Я не видела его глаз. Зато я видела роскошную копну иссиня-черных волос, по краешкам которых солнце начертило тончайшую золотую линию, словно нить, колыхавшуюся на сквозняке.
И еще я видела уголок его улыбки. То была не улыбка в прямом своем значении. Нет. То была застывшая улыбка-раздумье. Он размышлял над словами Дакоты.
То был Ишир.
-Таких пятнышек нет больше ни на одной розе... Мессере?
-Розовые шипы... Как странно...
-Да! Да! Очень странно!
-Бархатистые на ощупь шипы... И тёплые.
-Словно кожа. Словно рана на коже, которая недавно зажила. Ведь так, Мессере?
-Ткань на срезе, словно запекшаяся кровь... Что ты там говорил о хорошем кофе?
-О, Мессере! Да!
-Тише ты, жиртрест... Не смей беспокоить моего... Давай сюда свой кофе, давай.
Я не смогла не оглянуться на Мессере.
Толстая ладонь Клауса подвинула к нему шкатулку с папиросами. Тонкие пальцы Сима Роххи изящным движением откинули крышку. Щелчок. Цоки-цок. Запах хорошего табака, как и запах хорошего кофе, не может быть неприятным. Он приносит удовольствие. Только удовольствие.
Картинка. В квадратной рамке - открытая шкатулка и аккуратные ряды папирос.
Четверть движения указательного и среднего пальцев.
Тонкая папироса, словно, сама собой прыгнула в руку.
Мягкое движение.
Оборот.
Папироса оказалась между пальцев. Мессере легонько тряхнул рукой, и на кончике папиросы замерцала оранжевая точка. Синеватая линия табачного дыма изогнулась в каллиграфический изыск.
Бледные губы.
Белые-белые зубы.
Затяжка.
-О, Мессере!.. - восхищенно протянул Клаус и вздохнул. - Сейчас распоряжусь о кофе.
Я заметила тень справа... Акира... Он тоже с удивленным восхищением наблюдал за изысканными и уверенными движениями Мессере. Глянув на меня, он только руками развел. Что тут скажешь?
Он был удивителен и непревзойден в каждой детали и в каждой мелочи. Мелочей нет, так всегда говорил Мессере. Есть маленькие детали реальности, в которой мы живем, и будет просто замечательно, если каждую деталь мы научимся превращать в произведение искусства. Даже если это просто утренняя чашка кофе на солнечной кухне или мимолетный разговор со знакомым на улице. Делайте свою жизнь такой красивой, чтобы не возникло даже намека на мысль о том, что жизнь это существование... Всего лишь существование...
Жизнь прекрасна, только если мы делаем её такой.
Я совсем осмелела и сделала несколько шагов в сторону двух юношей.
Три робких шага.
Два.
Шажок.
Шажочек.
Я спряталась за декоративным кустом, сплошь усыпанным маленькими белыми цветами.
Дыхание.
Флейта, а не дыхание.
Три "недовдоха" от обычного дыхания.
Тон... Полтона... Четверть тона ниже.
Ниже.
Тише. Тише.
Это голос Дакоты заставил мое сердце затрепетать, а горло сжаться.
Еще четверть. И еще.
Я умру... Умру...
Еще на четверть...
Ох... Сейчас остановится сердце и дыхание, как задутая свеча, просто исчезнет.
Нет дыхания.
Остались только золотые искры в моей ангельской крови с запахом терновника. В моей крови.
Ангельская кровь, как хмельное вино.
Золото и страсть.
Потаённые мечты.
Потаённые... Да...
Потаённые мечты ангела - золото, растворенное в густом бардовом вине.
Дыхание... Флейта, а не дыхание. Сердце и дыхание - это песнь любви. Мое восхищение им.
Мечты мои потаённые.
Любовь моя с запахом терновника.
Хмельная моя любовь...
Я всё еще жива?
Неужели жива?
-Я надеялся на твою помощь, Ишир.
-Глупо было с твоей стороны. Неужели не понимаешь?
-Понимаю... Но, хотя бы, совет!
Край глаза из солнечной полосы. Ишир смотрел на меня. Но говорил для Дакоты.
-Преобразуй жидкое золото в воду из лужи. Сможешь?
-Что? Ты о чем, Ишир? Я просил совета!
-Это и был совет.
-Я не понимаю...- Дакота потер висок, словно у него разболелась голова.
Света было так много. Я смотрела на него и любовалась каждой линией его лица. И наслаждалась.
Бледная матовая кожа. Разбавленный румянец на щеках.
Боже... Мне была безразлична его боль. Мне был важен сам факт того, что он рядом.
Эгоизм девочки двенадцати лет?
Или то был эгоизм столетней старухи?
Что он там говорит?
Какая разница?!
Важно то, как совершенны его губы. Как удивительно красиво блестят его глаза. Какой тонкой и прозрачной кажется его кожа. Вот, что было важно для меня в тот момент.
Но как же Мессере?
Ах, Мессере...
И Мессере.
Первый конечно. Недостижимый. Мессере живущий где-то на небесах.
А Дакота. Вот же он. Три шага и я смогла бы прикоснуться к нему.
Мессере или Дакота?
Я оглянулась.
Ну, конечно же... Мессере пил кофе из маленькой белой чашки. Папироса дымилась в хрустальной пепельнице. Рядом с ней серебряный поднос, на котором стояло блюдо с пирожными и высокий стакан с лимонной водой. Мессере смотрел на меня.
Янтарные зрачки его глаз...
Я была вынуждена опустить свои глаза.
Янтарные глаза Мессере всё понимали и говорили мне: "Инга, детка, твое взросление близко, близко, близко... Я уже вижу женщину, а не дитя. Осталось и тебе увидеть ту же картину"
Впервые за сто лет я поняла, что всё-таки повзрослею, и мастеру Симатори не придётся убивать меня. Кажется, в тот миг мне прибавилось два или три года.
Грустное и радостное открытие. Таких противоречивых чувств я не испытывала больше никогда в жизни. Впервые я поняла, что свет и тень могут смешиваться, как краски.
Золотистый луч и...
И серая тень.
Молоко и мёд.
Вода и малиновое варенье.
Чистый октябрьский воздух и тонкая горчинка дыма.
Ишир украдкой смотрел то на меня, то на Дакоту. Иногда он бросал короткие взгляды в сторону Мессере. Всего этого, что происходило здесь, в цветочном магазинчике, не замечал только Дакота. Он смотрел на красный цветок, запечатанный в стеклянном колпаке, на цветок похожий на рваные лоскуты алого-алого шелка. Разорванные лепестки, наверное, что-то ему напомнили. Он прошептал Иширу:
-Выхода нет?
Короткий взгляд черноволосого юноши.
-Есть. Только не мне его искать. Пойми.
Дакота улыбнулся сквозь слёзы.
-Понимаю... Я боюсь... Боюсь, что вмешается Мессере. И тогда случится что-то непоправимое. Что-то очень страшное.
Взгляд черных глаза скользнул на другой конец помещения. Туда, где Мессере рассматривал необычный стебелек необычной розы, положив его на ладонь и подняв её к солнечному лучу.
-Она оживает, - шепот Клауса.
Неужели Дакота не замечал присутствия Мессере?!
Почему он не видел его?!
Почему он, лучший и любимый ученик, не замечал своего учителя, стоявшего в десяти метрах от него?!
Того захотел сам Мессере?
То была магия Сима Роххи?
Ишир смотрел на Мессере напряженным взглядом. Кажется, он тоже не понимал его.
-На самом деле выход есть. Только... - прошептал Дакота. - Только всё сразу же рухнет. Скажи Ишир, ради своего сердца я имею право навредить сердцу Мессере?
-Дакота...
-Ради сокровищ, которые открылись в моем сердце, я имею право навредить сердцу, любящему меня?
-Дакота... Это твой выбор. Не мой.
-Но как бы ты поступил?! Как бы ты поступил со своим отцом в этой ситуации?!
-Неужели ты видишь иные варианты, Дакота?
Тот резко посмотрел на Ишира.
-Что?
-Предательство - яма. Черная яма. Сможешь ли ты выбраться из неё после?
-После?! Ты о чем?!
-Любовь, требующая предательства... - Ишир покачал головой и опустил глаза. - Я не верю в такую любовь. "После" обязательно наступит и тебе придется как-то уживаться с этим "после".
Однажды в октябре
Рисунок эпитомии, который я увидела на столе Дакоты.
(Инга задумчиво рассматривала дымок от сигареты, закручивавшийся в тонкую прозрачную спираль)
Он наблюдал за Мессере, видимо. Наблюдал тайно. В ту мягкую сабаротскую осень.
Я так и представляла себе эту картину. Дакота, неожиданно заметивший учителя в городском парке, отступил на шаг, скрывшись за влажным стволом древней липы... Он наблюдал за Мессере не долго... Да, думаю, что ему хватило и получаса, чтобы увидеть картину такой... Какой он изобразил её позже в Рохариме.
Перед тем, как показать тебе его картинку, Мари, я нарисую свою, предшествующую ей. Всего-то пара необходимых штрихов. Магия эпитомии, надеюсь, поможет мне.
Открылась дверь.
Щелкнул серебряный замок.
Тёплый сквознячок вздернул шторы на окнах.
Девочка двенадцати лет зашла в рисовальную комнату, что находилась на втором этаже. В ту комнату, чтобыла как раз напротив кабинета Мессере... Дверь в дверь... Она оглянулась назад, посмотрела на массивную коричневую кабинетную дверь с ручкой в виде львиной головы...
Серая тень на глазах... Серая поволока...
Неет...
Дверь в рисовальную комнату захлопнулась с тихим щелчком.
Она посмотрела на свой стол, на деревянный пенал с остро заточенными карандашами... Нахмурила бровь.
Затем ее взгляд скользнул по столам остальных рори, расставленных полукругом... Стол Акиры, стол Вема, чистенький столик Рины... Все пустые, за исключением карандашей и папок с чертежной бумагой.
Лишь только на одном столе лежал тетрадный листок, придавленный простым карандашом с серебряным колпачком. На том из них, что стоял возле большого светлого окна.
То был стол Дакоты.
Девочка подошла к нему. Протянула руку к рисунку, лежавшему лицевой частью вниз... Застыла на пару мгновений... Глянула в окно...
Дакота, как всегда, разбирал свой электроцикл. Белая рубашка, черные мазки и масляные пятна на ней... Занят. Ничего не заметит.
Рука девочки смело взяла рисунок и повернула к себе.