Сорокин Владимир Петрович : другие произведения.

Развитие не в ту сторону

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Крупнейший современный математик и кибернетик фон Нейман рассчитал, что человеческий мозг способен вместить примерно 10 в двадцатой степени единиц информации. Самая большая библиотека мира не может вместить столько книг. Примеров потрясающей работы человеческого мозга очень много. Юлий Цезарь и Александр Македонский обладали феноменальной памятью. По свидетельствам очевидцев, своих современников, они знали в лицо и по именам всех воинов своих армий - до 30 000 человек. Математик Леонард Эйлер помнил шесть первых степеней всех чисел до ста. Академик А.Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Русский шахматист Алехин мог играть одновременно до 40 шахматных партий, причем все держал в памяти.
  Все эти примеры говорят о возможностях человеческого мозга, причем далеко не о всех. Все вышеприведенные примеры свидетельствуют лишь о возможностях памяти, а возможности нашего серого вещества не ограничиваются только памятью. Но об этом чуть позже.
  Сегодня подавляющее большинство людей пользуются только малой толикой тех могучих богатств, что даровала нам природа, одарив нас тем, что таится под черепной коробкой. К тому же мы еще и ленивы. Вместо того, чтобы развивать возможности мозга, мы придумываем различные технические приспособления, вообще отучая его работать. Посмотрите на современников - произвести простейшие подсчеты не в состоянии, сразу хватаются за калькулятор. Компьютеризация, машинизация охватила все слои нашего общества и продолжает стремительно развиваться. Еще 40 лет назад мы писали перьевыми ручками, макая их в чернильницы-непроливашки, толком не знали что такое телевизор, а сегодня вы читаете эти строки в Интернете и не удивлены этим. Машины, компьютеры, современные средства связи, химические средства для ухода за нашим бытом - все это мы называем цивилизацией. Но разве именно это является признаками цивилизации? Скорее это признаки разрушения ее. Сколько наша природа еще способна выдержать насилие над собой?
  Более правильными признаками цивилизации, на мой взгляд, являются такие проявления человеческой деятельности, как архитектура, искусство, спорт, наука. Хотя последнее опять же связывают с технократией. Но история показывает, что наукой занимались в свое время и Платон и Архимед, но это как-то не привело к созданию атомной бомбы. И общество того времени было в достаточной мере цивилизованным. Какие памятники архитектуры, искусства, литературы дошли до нас через тысячи лет!
  Нет, я не призываю наше общество к примитивной жизни на лоне природы. Не настолько все просто. Просто я думаю о том, что если бы в один прекрасный момент развитие человечества пошло по другому пути, по пути развития человеческого интеллекта, способностей мозга, а не машин, все было бы совсем по другому.
  
  Но иногда природа ошибается и кое-где отпускает вожжи. В результате и появляются гениальные люди, люди с фантастическими способностями. Это, так сказать, от нас не зависящее обстоятельство. Но есть область уже человеческой деятельности, которая во многом помогает понять особенности деятельности и развития мозга. Это гипноз.
  Исследования гипноза ведутся уже давно. Еще в 1972 году в Центральном выставочном зале в Москве состоялась выставка экспериментальной группы людей, обучавшейся рисовать в состоянии гипноза. Специалисты - художники, педагоги высоко оценили достижения испытуемых как в эстетическом плане, так и в связи с процессом быстрого обучения. Профессор М.В.Моторин, например, высказался в том плане, что так быстро обучится рисованию в обычных условиях испытуемые не смогли бы. В процессе обучения испытуемым внушали в состоянии гипноза, что он профессиональный художник, к примеру, Репин. И после нескольких сеансов человек, едва водивший кистью по бумаге, начинал рисовать уверенно, сильно.
  С чем же связано, что образ великого человека так подействовал на испытуемых? Для этого нужно понять, что такое в нашем понимании великий человек. Это, прежде всего, человек вне критики, признанный авторитет. И это освобождение от условностей, от мощного влияния фактора критики, общественного мнения и дает такой результат. Страх перед осуждением, осмеянием другими людьми на уровне подсознания удерживает порой нас от попыток взяться за то, на что мы в принципе способны.
  Интересен тот факт, что научившись рисовать в гипнотическом состоянии, испытуемые и в дальнейшем не разучились этому. Более того, достигнутый результат проявился в более тонком понимании объема, цвета, формы, появилась тяга к изучению живописи, желание бывать в музеях и видеть произведения искусства по их словам "глазами художника". Если учесть, что испытуемый ранее не рисовал сам и не интересовался живописью как таковой, то результат ошеломляющий!
  Другой пример. Группой ученых был поставлен эксперимент по сверхдолговременной памяти. Эксперимент описан в труде "Психологические исследования творческой деятельности". Ряд авторов этого труда (М.Б.Цукер, Л.А.Готовцева), целью эксперимента поставили наблюдение над группой людей, которым в состоянии глубокого гипноза внушили мысль о том, что они находятся в материнской утробе. При этом у испытуемых отмечалось сходящееся и расходящееся косоглазие, плавание глазных яблок. Подобные движения глаз наблюдаются у новорожденных. Также у испытуемых наблюдался "спонтанный сосательный рефлекс, характерный детский "плач", хаотичные некординированные движения конечностей, сгибание рук и приведение их к туловищу, что напоминало позу эмбриона". Неслабо, а? Это ведь означает, что мозг наш помнит все, даже наше состояние в утробе матери. Тут же напрашивается крамольная мысль о том, что может быть в еще более глубоких слоях нашего подсознания дремлет и память наших предыдущих поколениях. А отсюда недалеко и до веры в реинкарнацию и перерождениях. Другое дело, что извлечь эту информацию весьма и весьма проблематично.
  Но говоря о том, что мы не используем полностью возможности нашего мозга, надо сказать, что и мозг тормозит и использование наших физических возможностей. Только в моменты наивысшей опасности или угрозы может быть снята блокировка и тогда дряхлая старушка может вытащить перед угрозой пожара сундук со своим нажитым за жизнь добром, который потом четверо здоровых мужиков с трудом затаскивают обратно. Или убегая от разъяренного быка перемахивает не задевая через двухметровый забор парень, который никогда в жизни и метровый-то не перепрыгивал.
  Вот и все на сегодня. В следующем обновлении сайта я пофантазирую на тему о том, в каком направлении в будущем может развиваться мозг человека, как это будет связано с изменением жизни на планете.
  А может быть такова эволюция человека и мы еще просто не доросли до начала своего совершенствования? Тогда получается, что человечество в сущности еще младенец в колыбели. Лежит себе, машет ручками, ножками, гадит под себя (как мы делаем это с окружающей средой), кинь ему гранату, примет за игрушку ( как с ядерным потенциалом). Мы сегодня глупы, по словам академика Н.П.Дубинина "любой человек, сколь бы гениален он не был, в течении своей жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые ему предоставляет его мозг". Заблокированы какие-то мозговые центры, и они-то и придерживают наши настоящие возможности.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"