Сорокоумовский Иван : другие произведения.

Теодор Роззак, Альфа-самец человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Теодор Роззак: «Альфа-самец человека»
  Роззак весьма точно описывает обязательного персонажа нашей политики,
  бытовой жизни: брутального старика, подражающего поведению мачо. Ибо традиционная культура старения вытеснена на периферию, вместо
  благородного старца-мудреца индустрия СМИ предлагает нам наглого,
  самодовольного грубияна и хама – альфа-самца. Дамы не отстают от мужчин в безумной гонке: коммерческий мир требует от женщин что-то вроде нарочито агрессивного стиля жизни буча-лесбиянки. Последняя курит вонючие сигареты и ругается трехэтажным матом, наивно полагая, будто грубость и несвежее нижнее белье суть обязательные атрибуты «мужского».
  Смещение гендерных стереотипов характерно для контркультуры. Поэтому американские «шестидесятники» и последующие бунтари, меняя привычные «мужские» роли, следуют не только моде на длинные волосы…
  
  BY THE AUTHOR OF THE MAKING OF A COUNTER CULTURE
  THEODORE ROSZAK
  
  Культура стареющего мира радикально меняет половые роли. Мы видим
  появление на свет брутальных зародышей «альфа-самца» человека.
  Природа альфа-самца глубоко коренится в нашем животном происхождении,
  биологии. Дей-но, во многих прайдах животных главенствует старый
  жесткий самец, он монополизирует самок и устанавливает цели для
  энергичных молодых особей. А последние, разумеется, должны доказать
  свою «зрелость» и силу, низвергнув доминанта из власти и захватив жен
  гарема. Цикл замыкается.
  Фрейд имел четкую картину фантастической первоначальной человеческой
  орды. Например, когда Фрейд создает историю психопатологии мальчика,
  страдающего комплексом Эдипа, знаменитый психиатр лишь рисует портрет
  старика-самца, пленившего в сексуальное рабство всех самок и
  кастрирующего своего сына, дабы избежать невыносимой конкуренции.
  Независимо от того, достоверен ли образ «героя» Фрейда, альфа-самцы
  ныне очень популярны в нашей стариковской культуре. Мы все чаще
  наблюдаем альфа-самцов на экранах телевизоров и кинотеатров.
  Так, актер Джон Уэйн еще в фильмах 1948 г. красноречиво изображал
  безжалостного мужчину, стареющего, властного и якобы сексуального. Эта
  роль «прилипла» к актеру, заставила его играть последующие тридцать лет
  агрессивных седовласых персонажей.
  Сексуальное притяжение и сила остаются ключевыми симптомами в синдроме
  альфа-самца, вроде теста лакмусом мнимой возмужалости. Власть, сила,
  брутальность - самые лучшие афродизиаки, говорил Генри Киссинджер.
  Успешный шестидесятилетний мужчина представлен нам в популярной
  культуре как топ-менеджер крупной фирмы с двадцатилетней женой в
  качестве приза. Возможно, он имеет привлекательную, даже «шикарную»
  любовницу. По сути, мы видим человеческий аналог альфа-самца шимпанзе.
  Те же тенденции, характерные для животного мира: постоянная
  демонстрация сексуального превосходства над менее успешными молодыми
  конкурентами.
  Этот примитивный «имидж» с успехом навязывается обществу актерами
  кинофильмов: старые «звезды» типа Клинта Эствуда, Пола Ньюмана, Энтони
  Квина и, конечно же, Кларка Джебла. Кларк выпячивает «маскулинность»,
  не обладая необходимой образу молодостью. Поэтому он жалок и нелеп в
  образе мачо, в нем ничего «героического». К слову сказать, по слухам
  трюкачество «под молодого» привело актера к преждевременному инфаркту,
  ибо сценарий требовал умений, недоступных старику.
  Современный мир тяготеет к геронтократии. Но этика прежнего общества
  пока еще отвергает правдивый образ стареющего мужчины. Дей-но, мы часто
  видим седых старцев на телевидении в новостях, как правило, это лживые
  «старшие».
  Они – шишки, боссы, задиры, грубияны и живут в эгоистической изоляции и
  вечной борьбе за призовые места. Их поведение парадоксально достаточно,
  чтобы показать, как силовое доминирование разительно отличается от
  естественного природного поведения стареющего человека.
  В книге Алекса Гибни (Alex Gibney), выпущенной в 2005 г., - «The
  Smartest Guys in the Room» (и в документальном фильме, снятом по
  книге), у нас есть редкое понимание беспокойного опыта старения.
  Поистине правдивое исследование американской корпоративной культуры,
  наглядно разъясняющее, чем могут быть «молодящиеся мужчины» с
  миллиардными заработками.
  Давление конкуренции, жажда высокого дохода, издевательства над
  неудачниками...
  В книге показаны мужчины, работающие в крупной компании, они
  «увеличивают» свое «мужское начало» сумасшедшими поездками в глушь
  Калифорнии, бесконечными походами в стрип-клубы. Этос мачо, в котором
  они живут, учит их «мудрости», известной нам со времен Ашурбанипала:
  завоюйте, обманите, изнасилуйте и переходите на следующий этап борьбы
  без раскаяния.
  Вместо достойной возраста роли гуру, дарующего мудрость младшим, наши
  старики предались мальчишеским играм!
  ...«Ложный старший» становится частью корпоративного «вертикального»
  мира. А «символические» женщины необходимы «ложному старшему» для
  укрепления места в иерархии. Завоевание женщины всегда служило мерилом
  мужской силы, это исторический стереотип. Кстати, исходя из
  вышесказанного, понятно, что полное равенство между полами сегодня
  недостижимо.
  Однако часто не замечают, что эти же качества, -
  активный поиск партнерши, потенция, - присущи, прежде всего, молодым
  мужчинам. Энергичные гонки за женское внимание – юношеский спорт.
  Так, исследовательница Бетти Фриден (Betty Friedan) сделала несколько
  замечательных выводов в работе относительно предпочтений в социальных
  группах. Например, в дискуссии о значениях мужественности и
  женственности, половых ролях выявлено, что все наши определения
  мужественности основаны на образах молодых мужчин.
  Подражая стареющим женщинам-кокеткам, властолюбивые пожилые мужчины
  должны цепляться за юность…
  Альфа-самцы вынуждены конкурировать за превосходство, доказывая
  отсутствие факта старения. Они устанавливают стандарты и предлагают
  правила для молодых, позволяющие компенсировать «недостатки» возраста.
  Альфа-самцы живут своим собственным исчислением успеха, навязывая всему
  обществу требование уважать эти измерения. Они присваивают все
  общественное богатство, которое в состоянии присвоить, но не для
  удовольствия, а для похвальбы мнимыми «достижениями».
  Ученый Дэвид Гатмен (David Gutmann), сравнивая индустриальное общество
  и исконные американские культуры, приходит к выводу, что «старшие»
  оказываются лишь стареющими версиями «успешных» молодых мужчин, т.е.
  такие люди получают почести, кредит доверия только по причине возраста.
  Заметим, для большинства мужчин, не проявивших в юности особых талантов
  и достоинств, персональные и общественные перспективы могут быть
  мрачными. Этот феномен поразительно контрастирует с типичными обычаями
  традиционной народной культуры. Любопытный факт, не красящий нашу
  цивилизацию: индустриальное общество буквально следует правилам
  известной школьной игры «король горы» от юности и до старости.
  ...Журнал «Forbes» поучает - Билл Гейтс отнюдь не старик. Он все еще
  самец. И азиатские миллиардеры суть самцы. Да и в знаменитых списках
  журнала указана лишь одна женщина: наследница косметической империи.
  Когда денег больше, нежели может истратить человек и его семья, то на
  этих непристойных конкурсах богатства мы лицезреем абстрактные оценки
  «успехов» альфа-самцов. Это - версия компьютерной игры, подобной
  «Mortal Kombat», бессмысленные вершины достижений, которые просто
  сообщают публике о появлении новых виртуальных «господ вселенной».
  Психологи феминизма много занимались освещением хитростей и трюкачеств
  альфа-самцов. В жизни мужчины «саморазделение», «отделение от матери»
  «вещь в себе»: незрелость никогда не переходит в «цельность».
  Наши традиции не позволяют отдать личностные свободу, силы, интеллект
  обществу в пределах контекста самодостаточности, ибо последний требует
  одновременно проявить ответственность, заботу и эгоизм с
  разрушительными тенденциями.
  Так, эколог и психолог Пол Шепард поднимает ключевой вопрос в этике
  окружающей среды: Почему мужчины упорствуют в разрушении собственного
  ареала обитания?
  По мнению Шепарда, мужчины онтогенетически подвержены ребяческим
  фантазиям о ролях «силы», «могущества» для достижения «победы».
  Западная социальная мифология пронизана обширными свидетельствами того,
  как детские игры формируют свои собственные цели. Нелегальное
  проникновение за границы дозволенного, попытки изменить мир силой
  соответствуют регрессивным детским настроениям.
  ...Движение за права женщин началось исторически первым и смена родовых
  стереотипов, вызванная феминизмом, привела к важным последствиям в
  обществе. Очевидно, женщины, живущие реальными проблемами, не будут
  довольны «мощью» альфа-самца.
  Под давлением женского движения, агрессивное «мужское» начинает
  вытесняться из культуры, но альфа-самцам по прежнему требуется
  удовлетворять амбиции.
  Устаревшие образы воина и охотника суть избыточны исторически, они уже
  не составляют базис «мужского». Кроме того, традиционная мужская
  литература избегает темы старения, заменяя старость подчеркиванием
  «возмужалости». Иногда упомянуты сострадание, сопереживание, но чаще
  присутствует театральная риторика «дикого» животного начала и
  господство «чувства голода».
  Возрастные смещения более глубокие, нежели смещения рода, поскольку
  пожилые мужчины прошли юношескую фазу жизни, когда их основными
  психологическими целями были «прекращение» материнской опеки и
  отделение от всего «женского».
  Психологически незрелые альфа-самцы постоянно в борьбе и всегда
  сталкивают друг друга с мнимых высот. Они пытаются доказать свое
  «достоинство» воина даже после того, как возраст делает их потуги
  бессмысленными. Они старые парни, которые противны, неприятны молодым.
  Они постарели, но они не старшие. Они - гериатрические мальчики.
  Поэтому альфа-самцы не лидируют благодаря мудрости, но хитростью и
  обманом.
  Среди психотерапевтов и психологов уже возникло профессиональное
  убеждение, что роль альфа-самца стала настоящим бременем многих мужчин.
  Она нездоровая по сути, не позволяет идти в ногу со временем. Кино и
  СМИ питают нас искусственными образами богатых деловых биржевых
  магнатов-самцов, принудительно подталкивая к повышению «маскулинности».
  Если темп жизни и напряжение не убьет этих новоявленных мачо, созданных
  ущербной культурой, то сломит депрессия и отчаяние.
  Мужчины, как замечает Кроз (Royda Crose), - подвержены риску ранней
  смерти, поскольку они выучены игнорировать слабость, болезнь и
  здоровье. Они не слушают свои тела, аплодируют отрицанию боли.
  Конечно, мужчины могут продолжать скрывать свои чувства, отказываться
  от помощи: это верная дорога к самоубийству. Заметим, более
  эмоционально свободные женщины демонстрируют через попытку самоубийства
  лишь желание помощи, но альфа-самцы даже к выбору средств самоубийства
  подходят «по деловому».
  ...Поиски выхода из летальной ловушки образа альфа-самца породили
  причудливое понятие мужского климакса. Строго говоря, мужского климакса
  не существует. Однако есть какие-то заметные психологические и
  эмоциональные изменения, присущие стареющим мужчинам. Некий находчивый
  терапевт поясняет: мужской климакс суть хорошо разработанный
  психологический и культурный проект поколения «boomers». Интимность
  подразумевает близость, близость понимается как «иметь самку». Когда же
  потенция слабеет, высвобождающаяся мужская энергия пробуждает другую
  мужскую черту: доминирование над младшими представителями своего
  биологического вида. Итак, после периода поиска партнера в сексе
  наступает время «вожака» семьи или «главного» в обществе.
  С точки зрения Эрика Эриксона (он первым серьезно занялся изучением
  проблемы) старение есть нормальный этап человеческого цикла жизни.
  Поэтому стремление старых мужчин доминировать над молодыми следует
  понимать через здоровое желание проявить псевдо-интимные качества,
  первоначальную родительскую заботу. Или даже коллективную
  ответственность группы «старших» за судьбы общества.
  В более широком исследовании Дэниела Левинсона (Daniel Levinson)
  показывает некоторые характерные черты «взрослого» патронажа. Определив
  «старого» как «мудрого» (наставник, учитель, педагог), общество создает
  мир пожилых мужчин, постоянно контактирующих друг с другом. Это -
  сложная роль, объединяющая функции спонсора, руководителя, советника.
  Пожилой «наставник» представляет смесь функций родителя и сверстника.
  Замечательно, что Левинсон считает «наставничество» общественной
  задачей, которая осуществляется за пределами родительских отношений.
  Отцы и матери связанны «взрослыми правилами игры», поэтому не способны
  к «учительству», в строгом смысле слова. Левинсон идентифицирует
  «наставничество» как форму отношений в любви. Но эта любовь между
  мужчинами, замутненная давней традицией страхов цивилизации перед
  гомоэротизмом. Альфа-самец с очень большим трудом способен преодолеть
  этот первичный страх гомосексуальных отношений, доминирующий в
  обществе.
  Однако в некоторых культурах мы наблюдаем иные отношения. Так было в
  Греции времен Сократа, где не видели никакой серьезной проблемы в
  подобных отношениях между молодыми и старыми. Современный альфа-самец
  принудительный «супергетеросексуал», ему требуется постоянно утверждать
  право «верхнего».
  Кстати, Левинсон показывает и возрастные рамки, необходимые для лучшего
  исполнения социальной роли «наставника»: разница должна быть в половину
  поколения. Если «наставник» отличается гибкой психической организацией,
  способен погрузиться в мир юношеских фантазий, разница в 20 или даже 50
  лет не испортит общения.
  В работе Левинсона мечта, фантазия имеет специальное, техническое
  значение. Это как бы задача жизни, которая сопровождает подростка на
  возрастном этапе. Не все молодые люди формируют мечту, не всем
  позволено иметь предпочтения. Работа «наставника» должна соединять
  страсть мечты с реальной жизнью.
  Роберт Блай (Robert Bly) в своей поздней работе выдвигает аналогичный
  предыдущему поэтический тезис. Он определяет мир взрослых через
  возможность сохранить мечту юности и придать ей интенсивность. Как
  Левинсон, так и Блай напоминают нам: цинизм и отчаяние делают старость
  ужасной. Блай считает, что безудержная дикость молодых мужчин, их
  специфические трудности с пониманием ответственности, имеет только одно
  «лечение»: более старые мужчины должны давать хорошие примеры.
  Фундаментальная проблема суть вопрос обобществления молодых самцов.
  Но это не женская работа. Это - работа пожилых мужчин.
  Мы теряем нашу способность старости. Под коммерческим давлением
  двигаемся назад, к искусственной юности или даже к детству. Без
  эффективных ритуалов инициации молодые мужчины в нашей культуре ходят
  кругами.
  Почти невозможно проводить инициации взросления в обществе, где
  доминируют «ложные старшие»:
  альфа-самцам присущи цинизм и безжалостность, обманные стратегии,
  агрессия.
  Подобные качества делают альфа-самца непригодным к роли эффективного
  учителя и гуру. Психология «предпринимателей» не имеет ничего общего с
  мягкостью или состраданием; она требует «победы».
  Так давление коммерсантов на общество приводит к мировому заговору
  альфа-самцов…
  «Волосы»
  Глубинные вопросы мужественности и женственности сыграли важную роль в
  контркультуре. Был период, когда от каждой «освобожденной» женщины
  требовалось декларировать свою победу над пуританством распутством.
  …Печально, первые ростки сексуальной свободы требовали от женщин и
  мужчин сексуальной грубости. В 1969 Робин Морган (Robin Morgan)
  написала замечательное эссе, где предлагала всем друзьям, братьям и
  любовникам прекратить подражать альфа-самцам в грубости и хамстве.
  Подделка под поведение доминирующего самца суть попытка отчаянного
  захвата поля мужского одобрения. Это не есть феминизм и освобождение.
  Поэтому Робин сердито предложила сказать «прощайте» так называемой
  «сексуальной революции». Ибо такое соперничество напоминает лицемерное
  «освобождение рабов», а не философию свободы: это скрытое под другим
  именем притеснение.
  ...В очерке Бейли (Beth Bailey) содержится напоминание о «macho
  posturing», характерном для первого периода контркультуры. В подземной
  прессе графические символы свободы представлялось обнаженной женщиной.
  Так в борьбу с патриархальным обществом включалась женственность.
  Что для многих людей поколения значили волосы?
  Ирония судьбы, но когда мужчины «контркультуры» наслаждались дарами
  сексуальной революции среди «освобожденных» женщин, они становились до
  некоторой степени изгоями. Длинные волосы - атрибут, подчеркивающий
  «инаковость» представителей поколения. Длинноволосые мужчины-хиппи
  вызывали враждебность и высмеивались за «женственность». В конце
  концов, это была эра организованных стриженых людей. Доминировали
  прически-ежики, отчетливые военные тонзуры. В контексте милитаристской
  экономики длинные волосы, ничем не примечательные для мужчин прошлого
  столетия, были чуть ли не «проявлениями» гомосексуализма. Даже
  гусарские усы и бороды не могли компенсировать «женоподобность» длинных
  волос. Хиппи и люди, рискнувшие им подражать, не принимались обществом.
  Следовательно, сигнатура «tribal love-rock musical» была кипучим
  праздником... волос.
  Волосы, волосы, волосы, волосы, волосы, - так поет герой эпохи
  обнаженного тела. Волосы, подобные волосам Иисуса. Аллилуйя!
  Таким образом, мужчины «контркультуры» незримо шли на борьбу с
  представителями альфа-самцов.
  ...В фильме «Easy Rider» именно длинные волосы становятся поводом для
  насмешки и враждебности. Волосы приводят к провоцированию убийства.
  - Почему они нас ненавидят? - спрашивает длинноволосый хиппи.
  Ответ: вы вызываете страх, вас боятся. Ваши волосы делают вас опасными
  в их глазах.
  ...Многое изменились с шестидесятых, однако генералы, лорды, «правящая
  элита» все еще с нами. И женщинам приписывают носить обязательные
  короткие военные шорты. Подобно английской «железной леди» Маргарет
  Тэтчер, женщины должны быть тверды, целеустремленны и непоколебимы.
  Иногда таких женщин иронически называют «курицами Аттилы».
  Будущая культура «пожилых людей», имеющая потребность в сострадании,
  вынуждена отказаться от психологии альфа-самца. Желание физической и
  эмоциональной помощи, которое приходит с возрастом - живое напоминание
  о нашей взаимозависимости: старых от молодых и наоборот.
  «Революция долговечности» выполняет свою работу, облагораживает мир.
  Но как нам избавиться от глубоко укоренившегося в нашем наследии
  «синдрома альфа-самца»? Даже в бунтующих шестидесятых, когда так много
  людей сознательно отказывались от демонстрации «маскулинности», не
  удалось преодолеть вечное стремлении к агрессивной конкуренции.
  Старение – биологический процесс, открывающий нам горькую мудрость
  Экклезиаста. Никакой иной опыт не предоставляет возможностей столь
  впечатляющих открытий...
  
  [1] Betty Friedan, Fountain of Age (New York: Simon and Schuster,
  1993), p. 165.
  [2] David Gutmann, Reclaimed Powers: Toward a New Psychology of Men and
  Women in Later Life (New York: Basic Books: 1987), p. 236.
  [3] Jean Baker Miller, Women’s Growth in Connection (New York: Guilford
  Press, 1991), pp. 25–26. Also see Catherine Keller, From a Broken Web:
  Separation, Sexism, and Self (Boston: Beacon Press, 1986).
  [4] Paul Shepard, Nature and Madness (San Francisco: Sierra Club Books,
  1982).
  [5] Royda Crose, Why Women Live Longer Than Men, and What Men Can Learn
  from Them (San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1997), p. 74.
  [6] Erik Erikson, “Identity and the Life Cycle,” York: International
  Universities Press, 1959, p. 41
  [7] Daniel Levinson, The Seasons of a Man’s Life ( New York : A l f r e
  d A . K n o p f , 1978 ) , pp. 98–99.
  [8] Robert Bly, The Sibling Society (New York: Addison-Wesley
  Publishing Company, 1996), pp. 44–45, 180.
  [9] Beth Bailey, “Sex as a Weapon,” in Peter Braunstein and Michael
  William Doyle, eds., Imagine Nation: The American Counterculture of the
  1960s and 70s (New York: Routledge, 2002), p. 308.
  [10] Robin Morgan, “Good-bye to All That,” in Betty and Theodore
  Roszak, eds., Masculine/Feminine: Readings in Sexual Mythology and the
  Liberation of Women (New York: Harper Torchbooks, 1969), pp. 242–243.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"