Сорокоумовский Иван : другие произведения.

О хиппи, панках и битниках, взгляд антрополога

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    (What We’re Missing Out On: A Conversation About Beats, Hippies, and Punks by Paul Hiebert. Статья от 26 марта 2012) На перевод этой работы меня сподвигла встреча с одной милой девушкой из Киева: она привезла мне мед (я простудился и болел) и мы несколько часов общались с ней на темы контркультуры, хиппи и т. д. В частности, ее интересовало, как можно «идентифицировать» хиппи. Что делает человека неформалом. То есть, мы обсуждали ту самую, пресловутую тему «истинного хиппи». (Конечно, мы затронули Сартра и Камю, потому что рано или поздно, если обсуждать хиппи, речь заходит об экзистенциализме.) Кстати, наибольшей интерес в данной статье вызывают те места, где автор пишет о влияние технологий на субкультуры. Эту тему в России практически не раскрывали.

  Предисловие от редакции.
  Если вы хотите узнать нечто об американских субкультурах, поговорите с Dr. Bruce Conforth. Этот замечательный человек имеет докторскую степень в области фольклора и этномузыки. Он также был основателем и куратором «Rock and Roll Hall» в Кливленде. Родился ученый в 1950 году, вырос в Нью-Йорке, долгое время играл в музыкальных группах.
  
  В настоящее время он читает в Мичиганском университете курс лекций «Субкультуры после Второй мировой войны: битники, хиппи и панки».
  
  Его лекции достаточно популярны, может быть, излишне популярны. Мы связались с ученым, чтобы выслушать мнение эксперта о хипстерах, но были сразу же очарованы ученым. Поэтому наша редакция договорилась с историком о большом интервью, текст ниже.
  
  Как можно определить термин «субкультура»?
  Существуют несколько различных трактовок «субкультур». Я предпочитаю использовать социологическую парадигму, предложенную Кеннет Вестхуз (Kenneth Westhues).
  Эта модель подразумевает, что есть семь основных характеристик субкультурного поведения.
  
  1. Эти люди склонны к коммунизму (с маленькой к, от слова коммуна).
  
  2. Их межличностные отношения отличны от поведения в традиционной ядерной семье, моногамии.
  
  3. Они лишь в незначительной степени участвуют в политике.
  
  4. Они отвергают награды и статусные игры общества.
  
  5. Они с уважением прислушиваются к своим духовным гуру, лидерам.
  
  6. Они считают, что их путь, выбор намного более «продвинутый», нежели предлагаемые обществом карьера и работа. Общество они считают моральным или философским банкротом.
  
  7. Они предпочитают существовать независимо от основной части общества, создавая свои собственные обычаи, нравы и образ жизни.
  
  Однако известны и психологические трактовки субкультур. Психолог Натан Адлер выдвинул идею «аntinomian» личности. Антиномианская личность увлечена сексуальными экспериментами, способами изменения сознания и жаждет вернуться в «золотой век» человеческой невинности.
  
  Впрочем, если вы желаете глубже понять людей, нашедших себя в субкультурах, то изучайте трансцендентализм: Эмерсона, Уитмена, Торо, Мелвилла. Разве не Торо призывал людей отказаться от общественных игр? Разве не Уитмен жаждал возвращения к духовной невиновности?
  
  Подобная философия не новая, она древняя: как и люди, которые уходят в пустыню в поисках своего собственного пути.
  
  Посмотрите историю утопических сообществ, которые люди пытались создавать в Соединенных Штатах в 1800-х годах, например, на коммуну Oneida Нью-Йорка или на протестантов-шейкеров.
  
  Субкультуры существуют уже в течение длительного времени. Но такие группы не обязательно «контркультуры», они прежде всего субкультуры.
  
  Представители субкультур не хотят никого свергать, ничего уничтожать. Люди в субкультурах лишь желают делать свое маленькое дело.
  
  Очень часто путают субкультуры и контркультуры: кое-кто смотрит назад, в шестидесятые, и думает о протестах и политике. Но это были контркультуры, они отличались от субкультур.
  
  Скажем, хиппи в массе своей и в значительной степени не были политическими диссидентами или политиками. Они были антивоенными активистами. Хиппи лишь желали сделать свой собственный мир, создать новое общество. А для этого не обязательно выходить на улицу и участвовать в политических акциях протеста.
  
  То же самое касается битников: Джек Керуак был, вероятно, одним из самых аполитичных людей, которые вам когда-либо могли встретиться. Однако «аполитичность» хиппи имеет свои особенности: наверное, такую аполитичность следует назвать «незначительно политическим поведением».
  
  Разве создание новой музыки, моды, поэзии и способов существования в обществе не есть политический акт? Деятельность всех людей, в некотором смысле, может быть интерпретирована как политический акт. Конечно, для шестидесятых самое важное - это «политика сознания».
  
  Лозунг «включись, настройся, выпади» - очень политическая идея. Также известная в Хейт-Эшбери «A Prophecy of a Declaration of Independence» показательна. Мы видим желание быть свободными, стремление изменить сознание. Это очень политический манифест, но это не политика в узком смысле слова.
  
  Чем и как отличаются послевоенные субкультуры от прежних? После Второй мировой войны субкультуры ставят иные вопросы к обществу. В субкультурах начинается осмысление всего того, что произошло и происходит после войны.
  
  У вас есть пенициллин, так что вам не следует беспокоиться о венерических заболеваниях. Вы также получили от медицины «пилюлю» (противозачаточные таблетки) в 1960 году.
  
  С учетом этих изобретений, происходит переосмысление сексуальности. Женщины уже не боятся случайной беременности, никто не должен беспокоиться о венерических заболеваний. Это было задолго до того, как общество познакомилось со СПИДом.
  
  Я рассказывал своим студентам, что не помню даже разговоров со сверстниками о герпесе. Я уверен, в наше время он уже существовал, но когда вы говорили об опасных последствиях секса, на вас смотрели с усмешкой.
  
  Безусловно, изменения в сексуальности вызвали изменения в семье, изменилась роль женщины в мире.
  
  Мы также вырастали вместе с телевизором. Наше поколение начинало осознавать тот факт, что мир есть глобальная деревня (как писал Маршалл Маклюэн).
  
  Ребенком я увидел на экране Атлантический и Тихий океаны. Это завораживающее зрелище: впервые человечество смогло одновременно увидеть два великих океана.
  
  Кроме того, в то время люди выходят в космос, научная фантастика становится научным фактом. Изобретают транзистор-радиоприемник: вы уже можете взять с собой в дорогу музыку!
  
  Война во Вьетнами, гражданские права... психоделические наркотики.
  ЛСД запретили только в октябре 1966 года. Конечно, убийство Джона Кеннеди, музыка «The Beatles».
  
  Представляете, десятилетие, когда мир потрясают грандиозные события. А любая субкультура, в какой-то мере, лишь ответ на конкретный момент времени. И современные субкультуры по своему отвечают на технологические и социальные изменения в 2012 году.
  
  Но как я уже писал в статье «Что будет после хипстеров?», сейчас тяжелое время для субкультур. Слишком многое происходит в обществе, общество не поспевает за изменениями.
  
  Поэтому я уверен - во второй половине двадцатого века также было много интереснейших субкультур, но эти субкультуры не освещались СМИ в той мере, как ранее.
  
  В любое время существуют субкультуры, но не всегда субкультуры получают столь мощную рекламу, освещение в СМИ, как было с хиппи, битниками, панками.
  
  Как я уже сказал, телевидение в шестидесятых только начинало свой путь. Были три крупные станции, конкурирующие за рейтинг - CBS, NBC, ABC.
  Для журналов шестидесятое - золотое время. «Time», «Newsweek», «Life», «The Saturday Evening Post» - эти издания постоянно дрались за аудиторию.
  
  В то время все журналисты и репортеры искали сенсации. И хиппи оказались в центре внимания СМИ: ведь сумасшедшие молодые люди действительно интересны.
  
  Однако СМИ создали свою картину мира. Многие люди до сих пор уверены, будто хиппи - это огромное количество людей, будто в шестидесятые хипповали все молодые люди.
  
  На самом деле это не так. Прославленный журналистами Woodstock - это не только тусовка хиппи. Подавляющее большинство людей на Вудстоке не были хиппи, они были просто маленькими детьми, которые следовали за тенденциями моды. Некоторые из них носили длинные волосы, иные предпочитали короткие стрижки.
  
  Я готов поспорить, что из полумиллионной аудитории Вудстока лишь 25 % людей имели какое-то отношение к хиппи. Остальные - лишь дети, решившие посетить концерт, чтобы хорошо провести время.
  
  Но СМИ заставляет вас думать, дескать, это были хиппи.
  Здесь я опять вынужден сделать отступление и рассказать о т.н. «хиппи-сцене».
  
  «Сцена» всегда отличается от философии, идеологии. Сцена существует сравнительно недолго, «хиппи сцена» появляется примерно в конце 1964 года, существует до начала 1967 года. То есть, до концерта в Вудстоке. Значит ли это, что хиппи перестали существовать? Конечно, нет.
  
  Но «сцена», как специфическая сущность, как часть культуры, кооптированная в господствующею культуру, исчезает.
  
  Люди «сцены» отправились в Нью-Мексико, в другие места, чтобы создавать коммуны, как случилось с «Hog Farm».
  
  К 1967 году почти все «аутентичные» хиппи уехали из Хейт, испугавшись торговцев тяжелыми наркотиками, безумцев вроде Чарли Мэнсона и молодых людей, не знающих, как и зачем жить.
  
  «Сцена» существовала в течение очень короткого периода времени. Та же картина наблюдается у битников. Многим кажется, будто Керуак пишет о событиях 50-го года в романе «На дороге». Потому что повесть была опубликована в то время.
  
  Но Керуак пишет о послевоенной Америке, когда же писатель попытался повторить свою поездку позднее, он обнаружил, что мир изменился. Знакомая Керуаку битническая «сцена» исчезла.
  
  Битники и хиппи создавали «оптимистический» взгляд на человечество. Но уже в семидесятых годах появляются панк-субкультуры — очень разнообразная группа культурных форм.
  
  В отличие от битников или хиппи, которые органически вырастают как идеологический ответ на массовую культуру, панк не ведет беседу с массовой культурой, он спорит с предыдущими субкультурами.
  
  Punk ответил на эксцессы хиппи, например, минималистской музыкой (отрицая виртуозный рок хиппи). Панки обратились к идее, известной в искусстве как бриколаж. Используется все доступное, также пропагандируется подход «сделай сам».
  
  Это действительно сдвиг в субкультурах от модернизма к постмодернизму, Возможно, панк становится первой субкультурой, в которой происходит театральная попытка спровоцировать возмущение общества. Но избыточность панка разрушительна: мы видим гамму от нигилизма до анархизма, в сочетании с любовью к тяжелым наркотикам.
  
  Субкультуры всегда развиваются вокруг новых технологий. Хиппи возникают в эпоху рок-н-ролла и телевидения. Можно сказать, что даже ЛСД суть новые технологии. Но существует ли «духовная составляющая» при формировании субкультуры?
  
  Я уже упоминал о намерении изменить сознание человека, построить утопию, что позволяет искать какую-то религиозность в некоторых субкультурах. Молодые люди по сути своей наивные и невинные. Это прекрасно.
  
  Однако подумайте о том, что многие молодые люди верили в сумасшедшие вещи. Дескать, можно ничего не делать, только заниматься личностным ростом, и мир изменится. А кто, черт возьми, будет заботиться о бизнесе? Но когда ты молод, утопия кажется доступной.
  Вы еще не понимаете важности ответственности.
  
  Очень легко сказать: каждый имеет право делать все. Это естественная мысль для молодого ума. Ведь в нашем обществе «личное» доминирует над «коллективным».
  
  Но сейчас мы наблюдаем изменения в динамике современных субкультур. Технологии создали индивидуалистический подход к вещам. Еще в начале 60-х годов не было никаких кассетных плееров: когда люди хотели услышать музыку, они покупали гитары и флейты, барабаны и
  выходили на лужайку играть музыку.
  
  В любом кампусе колледжа в то время вы видели людей, играющих музыку. Но появились переносные магнитофоны. Для того, чтобы послушать музыку, нужно лишь купить кассету. А что дальше?
  
  В продажу поступил плеер Walkman. Вы можете взять вашу музыку с собой в любое место. Я помню, как удивился, когда увидел объявление о продаже первого плеера. На картинке был изображен какой-то парень, он стоял на скале и перед ним открывался невероятно живописный вид Йеллоустонского национального парка. У него были наушники, он слушал Walkman.
  
  Однако в то время еще требовалось покупать кассеты с записями музыкантов или иметь дома качественную стерео-систему, чтобы самому записывать музыку. Вы оставались еще подключенными к процессу «создания» музыки.
  
  Сейчас вы можете скачать музыку в Интернете, вам не требуется дорогое оборудование. Так что я сегодня не слушаю альбомы, я выбираю одну песню и слушаю ее.
  Это не только изолирует меня, как потребителя, это разрушает эстетическую идею, разрушает замысел художника, размещающего песни в определенном порядке. Мы видим разрушение контекста. Поэтому современные субкультуры отличаются от прежних.
  
  Будь то компьютер или сотовый телефон, IPad - у нас есть в первую очередь интерфейс, а не взаимодействие. Даже движение «Occupy Wall Street», которое, несомненно, является субкультурой, было вызвано не спонтанным взаимодействием людей, а спонтанным взаимодействием интерфейса.
  
  Это все создано компьютером. Безусловно, во многих смыслах это хорошая вещь. Потому что пришло поколение inter-generational, inter-economic, inter-gender, inter-race. Такое взаимодействие невозможно без компьютера.
  
  В шестидесятых люди были изолированы между собой, а сегодня вы свободно общаетесь с человеком в Сингапуре или Финляндия.
  
  Но как ты общаешься? Просто пишешь письма, присылаешь фотографии или видео? Каким должен быть следующий шаг? Правильно! Личная встреча! Это единственный логичный следующий шаг.
  
  Поэтому, даже если компьютеры могут свести нас вместе, они все еще не могут дать нам возможность общаться лицом к лицу.
  
  Возможно, компьютеры изменят понятие субкультуры в конечном счете, потребуется пересмотр концепций. Новое определение, вероятно, будет включать какие-то необходимые изменения для описания виртуальных субкультур.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"