Сорокоумовский Иван : другие произведения.

Неправда фотографии - Огюст Роден

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Живопись против фотографии — о «неправде фотографии». Чтение на выходные. Интереснейшая книга Огюст Роден, «Беседы об искусстве». Пари Лиланда Стэнфорда многократно пересказывается в книгах по истории фотографии. В общих чертах и без всяких предисловий суть спора следующая: физиолог Маре нарисовал лошадь «в движении», манера бега показалась кое-каким знатокам сомнительной. Стэнфорд договорился с фотографом Эдвардом Майбриджем, последний должен был сфотографировать все фазы бега лошади. Знатоки истории фототехники тут же поймут, что задача на то время была трудновыполнимой. Пленка малочувствительная, скоростные фотографические затворы еще не изобрели, диафрагма примитивная...Тем не менее Майбридж справился, хотя и не без труда - вдоль беговой дорожки Майбридж установил 12 кабин с фотокамерами с электрическим затвором, «запуск» затвора осуществлялся от веревок вдоль беговой дорожки...

  Как мы знаем, это событие повлияло на всю последующую киноиндустрию. Маре изобрел «киноружье», затем Луи Лепренс создает похожее устройство, затем Уильям Диксон и т. д. Ура! У нас есть киноаппарат!
  Изобретение «моментальной фотографии» также оказало серьезное воздействие на эстетику того времени. Споры были значительными, как видно из замечательной книги Огюст Роден, «Беседы об искусстве» (перевод: Галина Соловьева, Леонид Н. Ефимов). https://www.litmir.co/bd/?b=212509
  О женское тело, прекрасная глина, о чудо,
  В тебя проникает великое таинство Духа,
  Тебя, вещество липкой грязи, и тины, и ила,
  Сумел замесить он, незримый, искусный Создатель.
  Огюст Роден — сладострастный художник. Скромная мораль 19 века не позволяет правдиво писать о радостно-бесстыжей атмосфере, созданной Роденом в усадьбах и мастерских. (Достаточно сказать, что посетителей шокировали голые мужчины и женщины. «Ибо скульптор любил изучать тело в движении» - добавляют краснеющие защитники Родена.) Но девятнадцатый век — прежде всего время инженеров, физиков, врачей и химиков. Скульптор также внимательно следит за новинками техники и стремится высказаться. Если Эдгар Дега уверенно пропагандирует фотографию, то Роден... о нет! Роден призывает к иному, он противник «фотографической правды».
  - Юноши, будьте правдивыми, - говорит Роден. - Это не означает быть одномерно точными. Есть низший вид точности – точность фотографии или слепка. Искусство начинается там, где есть внутренняя точность. Пусть форма и цвет у вас всегда передают чувство.
  Далее Огюст Родест тщательно, подробно описывает свою философию искусства.
  Случалось ли вам внимательно разглядывать моментальные снимки идущих людей? - спрашивает Роден. Люди на снимках вроде бы никогда не движутся вперед. Кажется, что они стоят неподвижно, опираясь на одну ногу, или скачут на одной ноге. Нельзя изобразить Иоанна Крестителя обеими ногами стоящим на земле, как требует моментальная фотография. Мы увидим человека, внезапно пораженного параличом, окаменевшим в этой позе, как в сказке Перро «Спящая красавица» случилось со слугами. Фотографии персонажей, схваченные в момент совершения действия, кажутся внезапно застывшими в воздухе, поскольку все части их тела точно фиксируются в двадцатую или сороковую долю секунды. Но для искусства, где берется последовательное развертывание жеста, это не характерно.
  И прав художник, а фотография лжет; поскольку в реальности время не останавливается. Если художник успешно воспроизводит образ жеста, длящегося многие мгновения, его творение, разумеется, будет менее условным, чем научно достоверный образ, где течение времени грубо приостановлено.
  На это обрекают себя иные современные художники, которые, чтобы представить лошадь в галопе, воспроизводят позы, коими их снабдила моментальная фотография.
  Они дерзновенно критикуют Жерико, потому что в его «Скачках в Эпсоме», он написал лошадей, которые мчатся, по известному выражению, во весь опор, то есть одновременно выбрасывая ноги вперед и назад! Они утверждают, что светочувствительная пластинка никогда не дает подобного изображения. Но прав Жерико, а не фотография, так как его лошади и впрямь скачут!
  Художники и скульпторы, объединяя различные фазы движения в одном изображении, руководствуются отнюдь не рассудком или искусственными приемами. Они простодушно передают то, что чувствуют. Их душа и рука влекомы жестом, и инстинктивно они переводят это в движение.
  Здесь, как и вообще в сфере искусства, существует единственное правило – искренность. Художник, который довольствуется обманчивой внешностью, тщательно воспроизводит даже самые несущественные детали, никогда не станет мастером. Как на итальянском campo santo, где с наивностью художники, занимающиеся декорированием надгробий, стремятся в своих статуях копировать вышивку, кружева, волосы, заплетенные в косы. Может быть, они и точны. Но они не правдивы, поскольку их творения не обращены к душе.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"