Сорокоумовский Иван : другие произведения.

Субкультуры и самоубийства, социологический аспект

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Субкультуры и самоубийства, социологический аспект. Известны "традиционные" обвинения со стороны "цивильного общества" в адрес "контркультуры". Я не буду сейчас писать о наркотиках (ниже выложил перевод известной американской статьи), меня более интригуют т.н. "идеологические самоубийства на почве увлеченности субкультурами". Это очень старая тема, у нас в СССР (и в России, конечно) смутно говорили о таких самоубийствах. Конечно, зачастую писали с обвинениями в адрес неформалов и коммунистическим задором. Насколько мне известно, в 90-х годах обвинения приобрели "религиозный" оттенок. Впрочем, о самоубийствах до середины восьмидесятых вообще сообщали мало вразумительного. Настоящее обсуждение, на мой взгляд, началось в тот момент, когда Дукаревич, Амбрумова и другие отечественные психиатры попытались организовать "клубы" для людей, склонных к суициду, были созданы т.н. "городские телефоны доверия".

  Итак, "Суицид и субкультуры", австралийский электронный журнал по
  проблемам улучшения психического здоровья.
  "On suicide and subcultures", Graham Martin (Грэм Мартин)
  Кстати, эта работа использовалась в Википедии (там забавные выписки из
  статьи), и, судя по всему, для знаменитого "доклада" ФСБ.
  См http://ru.wikipedia.org/wiki/Эмо_(субкультура)
  Перевел, как всегда, по быстрому, чтобы не потерять ссылку.
  "...Недавно среди молодых людей, учеников школ, произошли самоубийства, что не только привело к общегородскому трауру, но и вызвало беспокойство местных жителей. Все самоубийцы предпочли уйти из жизни через повешение. Самоубийцы также жили в одном географическом районе. Чтобы предотвратить подобные случаи, панику, были предприняты следующие шаги и сделаны общие выводы. Во-первых, самоубийства следует освещать, в обществе не должно быть закрытых тем. Предлагалось устроить т.н. "открытые похороны", с учетом мнения членов семей погибших. Может быть, даже поставить мемориал на территории школы.
  Впрочем, в большинстве случаев памятники не ставятся в школах, если нет подобной практики в прошлом.
  Во-вторых, в школы были приглашены работники местной службы охраны
  психического здоровья для обеспечения соответствующих консультаций.
  Была распространена брошюра "Образование для жизни".
  Провели встречи с учениками, с учителями, с администрацией школы и
  местными гражданскими активистами.
  Были подняты вопросы о том, можно ли назвать эти самоубийства
  "инфекционными" (индуцированными, навязанными - как принято говорить в России), "демонстративными".
  Имитация самоубийств известна психиатрам, "кластеры "(этот термин
  обычно используется, когда все самоубийства происходят в одной школе или другом закрытом социальном институте в пределах одной группы за
  короткое время).
  Конечно, возникло много предположений и слухов.
  Опрошенные в процессе расследования друзья и знакомые самоубийц
  рассказали подробности. Так, один молодой человек утверждал, что все
  самоубийцы имели контакты друг с другом до смерти, возможно, посредством SMS сообщений.
  Многое уже читали о том, что все эти самоубийцы повесились,
  хотя этот способ ухода из жизни является наиболее распространенным в
  стране.
  Было выявлено, что все ученики определяли себя как "эмо". Они
  предпочитали думать о себе как о "эмоциональных или даже депрессивных" людях, слушали определенную музыку (пост-панк, "эмоциональный" хардкор или
  тяжелый металл), также предпочитали одежду известного рода (тартаны,
  черные ткани, узкие джинсы, шарфы), использовались гримы, тушь для
  глаз, прически и т.д.
  По этим причинам журналисты и некоторые заинтересованные люди говорили о возможном некотором соглашение или договоре между самоубийцами, о совершении коллективного самоубийства.
  Также высказывались предположения, что на подростков повлияла сама
  субкультура эмо, дескать, самоубийцы попали под влияние "тяги к
  смерти".
  Видимо, мы должны начать изучение проблемы с основного вопроса:
  способна ли субкультура увеличить количество самоубийств.
  Так, несмотря на скудость известных исследований, недавние работы
  позволяют предположить, что по сравнению с другими субкультурами,
  идентификация с готами может быть проблематичной.
  Роберт Янг и его коллеги (2006) из Глазго в лонгитюдном исследовании
  показали, что риск для жизни, причинение вреда самому себе, попытки
  самоубийств значительно увеличиваются, и при этом в 50% случаев молодые люди идентифицируют себя с субкультурой готов.
  Это, конечно, не означает, что какой-либо конкретной гот в конечном
  счете совершит самоубийство, но попытки причинить себе вред и покуситься на самоубийство, как известно, факторы провоцирующие. На пути, ведущем к самоубийству, часто используются косвенные методы аутоагрессии.
  Видимо, также нельзя прямо сравнивать поведение готов и эмо.
  Что интересно, некий журналист с веб-сайта предложил такое определение: эмо ненавидят себя, а готы ненавидят всех.
  Если это так, можно было бы утверждать, что эмо подвергаются большему
  риску нанесения ущерба себе, нежели их "коллеги" готы. И поэтому
  опасения оправданны.
  Конечно, пока нет официальных исследований по этой теме.
  И, конечно, прямые связи с суицидальными попытками не просто найти в
  молодежной субкультуре.
  Например, Стивен Стек (Stephen Stack) писал, что среди любителей оперы
  отношение к самоубийству более чем в два раза "позитивнее", нежели в
  обществе в целом, так как подобные люди считают самоубийство приемлемым способом сохранить лицо в том случае, когда потеряна честь (Stack, 2002b).
  Разумеется, мы не должны понимать это заключение, как утверждение,
  будто любой "фанат" оперы действительно имеет склонность к
  самоубийству.
  Но некоторые люди считают, что музыка, которую слушают эмо, оказывается на них слишком сильное воздействие (опр. рода). И музыка эмо характеризуется такими словами, как "темное вожделение", "боль",
  "смерть" и т.д.
  Такой аргумент был использован несколько лет, когда предположили, будто
  бы прослушивание некоторых направлений рока или тяжелого металла ведет к повышению риска совершения самоубийства, но серьезных доводов не было приведено.
  Наша собственная работа, безусловно, нашла связи между хэви-метал и
  депрессиями, попытками самоубийств (Martin, Clarke & Pearce, 1993).
  Однако в нашем понимании эти связи обусловлены тем, что молодые люди
  ищут ту музыку, которая лишь резонирует с их чувствами.
  Многим опрошенным музыка дала облегчение. Облегчение можно описать как "наконец-то я нашел нечто, объясняющее мое поведение". В конечном итоге наступало улучшение.
  Лишь незначительная часть продолжала чувствовать себя все хуже.
  Опять же, Стивен Стек (2002a) показывает связь между любовью к блюзу и психологическим "признанием" самоубийств - на примерах часто используемых в блюзе тем смерти, депрессии и боли. Что приводит к пониженному уровню религиозности - наиболее важному прогностическому фактору приемлемости самоубийств.
  И вновь мы должны сказать, что объединение на уровне группы не
  обязательно приведет нас к мысли, будто бы конкретный фанат блюза
  станет самоубийцей.
  Очевидно, следует обсудить и основные постулаты национальных стратегий по предупреждению самоубийств. Как известно, общая концепция подразумевает возникновение защитных механизмов против суицида, когда люди объединяются в группы. Например, Резник и соавторы (1997) обнаружили, что группирование в школе
  значительно сокращает суицидальные настроения.
  Иные исследования подтверждают этот факт.
  Итак, обеспечивает ли субкультура (в нашем случае эмо-субкультура)
  безопасность своим адептам?
  Нам не известны конкретные исследования, но можно предположить наличие подобной защиты.
  Интересен иной аспект проблемы. Так, если родители, учителя и
  специалисты обеспокоены фактом отождествления молодого человека с эмо, то почему они раньше не беспокоились? Как следует из выше сказанного, родители были удовлетворены, когда юноша или девушка не вовлечены в какую-либо группу.
  Однако очевидно, что тогда родители и учителя должны признать, что
  молодой человек увлекается субкультурой в тот момент, когда эмоции этой
  группы начинают резонировать с его собственными мыслями.
  Иными словами, эти юноши и девушки уже подавленны..."
  "...Эрминия Колуччи (Erminia Colucci) ставит вопросы более широко.
  Она пытается показать все аспекты влияния культуры, исследует
  толкование самоубийств в кросс-культурных исследованиях, а также
  указывает, что эти вопросы являются сложными и нуждаются в дальнейшем осмыслении. Нам нужно понять роль и место преобладающих культурных особенностей, норм, смыслов, социальных представлений и подходов в отношении самоубийств в различных культурах (и субкультурах) в мире...."
  
  К слову сказать, работа весьма любопытная во всех отношениях. Но она
  большая, поэтому я цитирую лишь частично. Меня также
  заинтересовали (не вошли в перевод) попытки автора рассмотреть вопросы
  отношений "специалист-общество", описание национальных стратегий (канадских, индийских) и даже косвенный "наезд" на корпорации, которые оказывают давление на врачей и провоцируют т.н. "лекарственные самоубийства". Ну да ладно, в маленьком обзоре обо всем не расскажешь.
  Список литературы
  Howard J and Taylor B (1996) Education for Life . (A part of the Mind
  Matters Kit). Melbourne: Curriculum Corp.
  Martin G, Clarke M and Pearce C (1993) Adolescent suicide: Music
  preference
  as an indicator of vulnerability, Journal of the American Academy of
  Child
  and Adolescent Psychiatry 32(3), 530-535.
  Resnick MD, Bearman PS, Blum RW, Bauman KE, Harris KM, Jones J, Tabor
  J,
  Beuhring T, Sieving RE, Shew M, Ireland M, Bearinger LH and Udry JR
  (1997)
  Protecting adolescents from harm: Findings from the National
  Longitudinal
  Study on Adolescent Health. Journal of American Medical Association
  278(10),
  823-832.
  Stack S (2002a) Blues fans and suicide acceptability. Death Studies
  26(5),
  431-437.
  Stack S (2002b) Opera subculture and suicide for honor. Death Studies
  26(6),
  501-504.
  Young R, Sweeting H and West P (2006) Prevalence of deliberate
  self-harm and
  attempted suicide within contemporary Goth youth subculture:
  longitudinal
  cohort study. British Medical Journal 332(7549), 1058-1061.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"