Аннотация: Боевые заслуги морского летчика Николая Евграфова.
*Рассказ Веры Федоровны Евграфовой,
записанный автором в наши дни.
Наши с Антониной братья оба не вернулись с фронта. Михаил, 1909 года рождения. освобожденный от призыва в армию по состоянию здоровья, с наступлением угрозы блокады Ленинграда, в октябре 41 года записался добровольцем в Володарскую дивизию народного ополчения. Сведений о том, как он погиб и где, не сохранилось. После войны, включен в списки пропавших без вести.
Николай Евграфов, Коля. Родной брат Михаила, Антонины и Веры Евграфовых. Родился в Ленинграде 5-го мая 1921 года и на целых 12 лет моложе Михаила. К 15-ти годам он уже высокий, стройный и очень красивый юноша, чем-то похожий на знаменитого артиста американского кино Билла Смита. Летом футбол, городки. Зимой коньки и лыжи. Смелый и отчаянный до безумия. На спор мог переплыть Неву под Володарским мостом, или того хуже - прыгнуть с моста в реку, а это 18 метров свободного падения. Учился хорошо, впрочем, как и все Евграфовы. Когда сестра Тоня увлеклась прыжками с парашютом, Коля тоже стал с ней ходить в аэроклуб. С вышки прыгал, но на самолет не брали - мал еще. Как-то сестра уговорила инструктора Сергея Липатова прокатить брата по небу на У-2. Без парашюта, конечно, а как пассажира. С этого дня в Николае проснулся летчик. После школы ему пророчили карьеру киноактера, но он поступил в Ейское Военно-морское авиационное училище имени Сталина. Это был 1939 год.
Начавшаяся война ускорила курс обучения, и в июле 1941 года всех курсантов отправили летчиками в действующую армию. Николай Евграфов получил назначение на Севастопольский участок фронта в флотскую эскадрилью истребителей и приказом начальника ВВС ВМФ Љ 043 от 19 августа 1941 года был назначен военным пилотом в звании сержант. С 23.08 и по 30.09 1941г. воевал на истребителе И-16 . Бои были жестокие, сбивали немцев, но и наши летчики погибали каждый день. Погибли два сокурсника Николая, но сержанту Евграфову везло. За это время он сбил двух "мессеров", а сам ни разу не попадался под огонь врага. Вскоре из фронтовой группы истребителей он остался один и был отправлен в 46-ю отдельную штурмовую авиаэскадрилью ВВС ЧФ. Эта эскадрилья была вооружена "летающими танками", такое название получили бронированные штурмовики Ил-2. На уничтожение наземной боевой техники и живой силы противника "Илы" вылетали по 5-6 раз в день. Экипажи менялись, но не всегда. К концу октября в 46-й эскадрилье осталось всего четыре исправных самолета, один из них - евграфовский. Коле опять крепко везло. Так в период с 30.10.41г. по 27.11.41г. летчик Н.Евграфов произвел 28 штурмовых боевых вылетов, т.е. летал громить немцев в течение месяца каждый день. Уничтожал танки, артиллерию, не взлетевшие с аэродрома самолеты, живую силу противника. И постоянно оставался целым и невредимым. За проявленные при этом мужество и смелость по уничтожению вражеских войск, за умение грамотно воевать, не щадя своих сил, Приказом Командующего Черноморским флотом Љ 0759 от 7 декабря 1941г. сержанту Евграфову Н.Ф. было досрочно присвоено офицерское звание "лейтенант". А уже 8 декабря лейтенант Евграфов приказом Командующего ЧФ Љ 2с был награжден первым боевым орденом - орденом Красного Знамени. В конце октября 46-я отдельная штурмовая авиационная эскадрилья была переформирована в 18 штурмовой авиационный полк, который был укомплектован новыми экипажами и самолетами. Чудом уцелевший "Ил-2" лейтенанта Евграфова был включен в состав первой эскадрильи этого полка. Каждый день Коля рвался в бой и по-прежнему воевал успешно. В полку за его самолетом по морской традиции закрепилось прозвище "непотопляемый броненосец", а самого летчика традиционно называли "везунчик". В период с 27.11.41г. по 23.12.41г. летчик-штурман Н.Ф.Евграфов совершил 24 штурмовых боевых вылета. За проявленные при этом мужество и смелость по уничтожению живой силы и боевой техники противника на Севастопольском участке фронта приказом Команќдующего ЧФ Љ 9с от 18 февраля 1942г. Н.Ф.Евграфов награждён вторым орденом Красного Знамени.
Но 1-го марта 1942 года пилот-лейтенант Евграфов Николай Федорович при очередном вылете на штурмовку боевых позиций врага на Восточном склоне высоты 157,5 Севастопольского участка фронта был сбит зенитной артиллерией противника и не вернулся с боевого задания. Второй орден Красного Знамени так и остался в наградном отделе Черноморского Флота.
"Похоронка" была отправлена в блокадный Ленинград на имя Евграфова Федора Евграфовича, отца погибшего летчика, которого и самого уже не было в живых. Да и дома Евграфовых в правобережной Сосновке тоже уже не было, так что скорбное сообщение не нашло адресата, и до конца войны хранилось в Ленинградском Горвоенкомате.
О гибели Николая в семье стало известно, только в 1948 году. На поиски Анной Петровной своего сына Коли откликнулся Отдел кадров ВВС ЧФ. Вот что писал подполковник Лачков, начальник этого отдела в письме к матери Николая Евграфова: "Уважаемая Анна Петровна! На Ваше письмо о поиске сына сообщаю, что Ваш сын Николай Евграфов воевал при обороне города Севастополя, воевал хорошо, дерзко, можно сказать геройски. Всего за два месяца боев совершил 52 успешных боевых вылета, за что был награжден двумя орденами "Красное Знамя". Об этом посылаю Вам официальную справку. Но 1-го марта 1942 года при штурмовке вражеских войск самолет лейтенанта Евграфова был сбит немецкой зенитной артиллерией и Ваш сын не вернулся из боя.
Подробности гибели летчика мне не известны, но лейтенант Евграфов в тот день вылетел на боевое задание в звене старшего лейтенанта Ефимова Мирона Ефимовича, который теперь Герой Советского Союза. Они с Вашим сыном летали вместе, и Ефимов может рассказать Вам больше. Напишите ему письмо, вот его адрес: Геленджик, в/часть 49309.
Положенную Вам пенсию за погибшего сына лучше оформить через наше управление кадров, будет вернее и скорее. Для этого прошу направить мне необходимые документы по списку местного Горсовета. При получении документов будет сделано все то, чтобы Вы начали получать пенсию без задержки.
Уважаемая Анна Петровна, у нас сохранилась фотография Николая, посылаю ее Вам, возможно, что такой у Вас нет. Желаю Вам здоровья на долгие годы".
Письмо от Героя Советского Союза, капитана Мирона Ефимова пришло под Новый 1949 год. Он писал: "Дорогая Анна Петровна! С Вашим сыном Николаем в Севастополе мы служили и воевали вместе, я командир звена, он мой ведомый. Но на земле мы друзья, то есть ровня. Я как и он, и еще трое наших однополчан, окончили Ейское военно-морское училище летчиков, но я на два года раньше прибывшей в августе 1941 года молодежи.. Наше училище носило имя И.В.Сталина и нас на флоте первыми стали называть Сталинскими соколами. Мы гордо с достоинством носили это звание и воевали храбро. Особенно Ваш сын Николай. Его бесстрашие меня поражало. Он всегда летал очень низко, заглядывая в стволы зениток, но чудом каждый раз возвращался с победой. Никто из нас не думал о смерти, хотя каждый день наши ряды становились все реже, и для любого следующий день мог стать последним. Но на фронте к этому быстро привыкаешь и не думаешь об опасности. Главное бить врага, и Коля делал это умело. Я как кадровый офицер Красной армии, очень ценил умелого молодого летчика. В бою он был удачлив и надежен. О везучести лейтенанта Евграфова знали и в штабе флота. Так, когда стало известно о приближающейся к Севастополю то ли со стороны Румынии, то ли со стороны Болгарии крупной эскадры немецких кораблей, это был конец ноября, понадобился пилот, способный провести воздушную разведку. Комфлота вице-адмирал Октябрьский сказал: "Чтобы обшарить днем полморя и не попасться, нужен везунчик". Летное командование предложило пилота Евграфова. Его самолет был разоружен, но дооборудован двумя подвесными бензобаками. Это позволяло находиться в полете на два часа дольше, не беспокоясь о запасе топлива. На борту была установлена кино-фото аппаратура с управлением от штурвала пилота. Коля предложил и применил новую тактику фоторазведки. Забравшись в небо на три тысячи метров, летчик с такой высоты видит дальше и главное раньше, чем его обнаружат. Заметив эскадру вражеских кораблей, летчик пускает самолет в пике, развивая максимальную скорость, и оставаясь для врага маленькой точкой под солнцем. У самой воды ложился на курс вдоль эскадры, производил кино-фото съемку и снова взмывал как можно выше. Новая тактика сработала. Немцы, не ожидая такой дерзости от самолета-одиночки, даже не успели открыть по нему огня. Поставленная задача была успешно выполнена, а пилот сержант Евграфов получил офицерское звание досрочно. Были и другие примеры летного мастерства Вашего сына. Так мы с ним в паре рано утром 2-го декабря в бреющем полете сожгли прямо на аэродроме семь не взлетевших "юнкерсов", за что были награждены орденами "Красное знамя". Для Коли это был первый боевой орден. Потом был и второй, но его он получить не успел.
Первого марта наш 18 ШАП получил приказ уничтожить группировку крупнокалиберных артиллерийских орудий противника, которая вела прицельный обстрел севастопольской бухты из-за бугра по нашим боевым кораблям. На карте это место значилось как Восточный склон высоты 157,5. Разведданных не было. Командование попросило, не приказало, а попросило, нас с Николаем, как самых опытных и везучих, слетать на эту высотку. Мы могли отказаться, так как с первого марта по приказу командующего флотом, находились в трехдневном отпуску для поправки нервов и отдыха от изнурительных боевых полетов. Летчики такой отпуск в шутку называли отгулом за сверхурочную работу. Мы летали два месяца беспрерывно и вот получили отпуск. Рано утром, 1-го марта гладко выбрились, одели парадную форму с орденами и уже залезли в кузов аэродромного грузовика, который отправлялся на Херсонский маяк за боеприпасами. У смотрителя маяка была семнадцатилетняя дочь Оля, в которую Николай влюбился еще тогда, когда наш полк базировался у этого маяка. Оле Николай тоже нравился. Теперь мы собрались к ней в гости, но так и не доехали. Дежурный по части прямо у КПП сообщил о срочном задании и о просьбе комполка вылететь немедленно. Так прямо в парадных костюмах, а это плохая примета, я и Коля вылетели на штурмовку двумя самолетами. Используя тактику испытанную Николаем при разведке морской эскадры, мы с высоты быстро обнаружили немецкие дальнобойки. Зашли на них со стороны солнца, но тут же попали под плотный зенитный обстрел. Немцы успели хорошо защитить свои батареи. Мы с Николаем сумели пустить торпеды в цель и две вкопанные в землю пушки загорелись. Выходя из пике, я увидел, что самолет моего ведомого горит. Я принял вправо и решил пропустить его вперед. Но скорость горящего Ила быстро падала и мой друг Николай Евграфов направил машину на колону немецких грузовиков. Так, последний удар по врагу Николай Евграфов совершил горящим самолетом, направленным на немецкую технику, повторив героический подвиг Николая Гастелло. Сделав круг, я вернулся к месту гибели друга и своими глазами видел, как рвались снаряды в подожженных грузовиках. Потом я пролетел над немецкой батареей и добил последнее орудие. Задание было выполнено, но какой кровью? Я чувашский крестьянин, мужик крепкий. Но возвращаясь на аэродром, ревел как баба.
Дорогая Анна Петровна! Воевал Ваш сын недолго, всего полгода. Но его жизнь дорого стоила фашистам. Такие летчики как он быстро становились Героями Советского Союза. И Коля стал бы, если бы ни то злосчастное первое марта. И это не только мое мнение. Подписывая приказ о награждении лейтенанта Н.Ф.Евграфова вторым орденом Красного Знамени, 18 февраля 1942г. (приказ Љ 9с), т.е. всего через 50 дней после первого награждения, Командующий Черноморским Флотом вице-адмирал Филипп Сергеевич Октябрьский сказал: "Этот парень настоящий герой, дай Бог ему уцелеть до конца войны". К сожалению, просьба Комфлота не дошла до бога. Но в моем сердце Коля настоящий герой. Вечная ему память.
Дорогая Анна Петровна, желаю Вам в Новом 1949 году здоровья и мирного успокоения. Ваш Мирон Ефимов. 21.12.1948 г."
На высоте 157,5 под Севастополем установлен монумент погибшим в период обороны легендарного города. В память о Николае, горсть крымской земли, взятая у монумента, захоронена на Ваганьковском кладбище в Москве в могилу Антонины Федоровны Смолиной (урожденной Евграфовой). Это его родная сестра.