Созонова Ника Викторовна : другие произведения.

Дрожащий голос

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сценарий короткометражного фильма - мой первый опыт в этом жанре.

  
  НАТ. КРЫША МНОГОЭТАЖКИ. ВЕЧЕР
  
  Поздняя осень. Вечер. На крыше многоэтажки стоит Ксана, на вид ей около 20-ти лет. Волосы распущены и спутаны. Она одета не по погоде легко: в курточку, когда-то бывшую стильной, и старые джинсы. Зябко ежится. Подходит к краю и смотрит вниз, на раскинувшийся под ней город с проносящимися машинами и маленькими фигурками прохожих. Отступает, достает из кармана мобильник.
  
  НАТ. КРЫША МНОГОЭТАЖКИ. ВЕЧЕР
  
  Крупным планом дрожащие пальцы, тыкающие в экран. В телефоне раздаются гудки.
  
  ИНТ. КВАРТИРА. ВЕЧЕР
  
  Полутемная комната. В кресле у окна Антон. Ему около 30-ти с небольшим. Раздается трель звонка. Некоторое время он не реагирует, но потом все же берет со стола мобильник, не глядя на номер, отвечает.
  
  АНТОН
  Да.
  
  ГОЛОС КСАНЫ
  Привет! Ты меня не знаешь, я тебя тоже. Я набрала первый попавшийся номер.
  
  АНТОН
  Простите. Мне неинтересны эти игры.
  
  Антон хочет отключиться.
  
  ГОЛОС КСАНЫ
   Стой!!! Не отключайся! Сперва выслушай.
  
  АНТОН
  Хорошо. Если это недолго.
  
  ГОЛОС КСАНЫ
  Я стою сейчас на краю крыши. Высотка, 16 этажей.
  Если ты сейчас же, сию минуту не скажешь, зачем мне жить, то я сделаю шаг вперед. Не молчи! Слышишь? Чего замолк?! Не вздумай отключаться!
  
  НАТ. КРЫША МНОГОЭТАЖКИ. ВЕЧЕР
  
  Ксана нервно ходит по крыше, периодически поскальзываясь на каблуках и с трудом сохраняя равновесие.
  
  ГОЛОС АНТОНА
  Я думаю.
  
  КСАНА
  О чем?
  
  ГОЛОС АНТОНА
  Какой у тебя диагноз.
  
  КСАНА
  Думаешь, я сумасшедшая? Слушай.
  
  Она вытягивает руку с мобильником вперед, предварительно нажав кнопку громкой связи.
  
  КСАНА
  Там все двигаются, шумят. Дышат, спешат куда-то. Там жизнь. Машины гудят, слышишь? Далеко. До них метров сто.
  (кричит, запрокинув голову)
  А-а-а-о-у-у-у!!! Слышишь? Никакой реакции на мои вопли. Я тут одна. На крыше. Над всем нашим паршивым городком.
  (тихо)
  Решила позвонить первому попавшемуся человеку.
  Вдруг сможет объяснить, почему я должна жить.
  Вдруг я даже сумею ему поверить...
  (кричит)
  Слышишь?!
  
  Ксана снова подходит к самому краю, опасно наклоняется. Осторожно делает шаг назад и переводит дыхание.
  
  КСАНА
  Все еще не веришь? Думаешь, я приколистка? От скуки тебе звоню? Сейчас смотрю вниз и думаю, куда лучше шмякнуться: на козырек над подъездом или прямиком на асфальт. Как считаешь? Молчишь... Уже поздно, детишки не играют. Лучше на асфальт. Какую-нибудь влюбленную парочку напугаю или одинокого бухарика. Плевать на них!
  
  ГОЛОС АНТОНА
  Дамочка, даже если вы все это всерьез, все равно обратились не по адресу. Можете считать, что этого звонка не было. Наберите лучше другой последний номер в вашей жизни.
  
  Ксана садится на корточки. Плачет, уткнув лицо в колени.
  
  ИНТ. КВАРТИРА. ВЕЧЕР
  
  Антон крутит в руках пачку сигарет, щелкает вхолостую зажигалкой. В трубке отчетливо слышны рыдания.
  
  АНТОН
  Ладно, перестань. Я уверен, что ты молода, здорова, а все твои проблемы - сущая ерунда. Мой тебе совет: слезай с крыши, иди домой, выпей горячего чая или красного вина, и на следующее утро все проблемы разрешатся сами собой.
  
  
  ГОЛОС КСАНЫ
  (после нескольких судорожных вдохов, чтобы справиться с рыданиями)
  Я все поняла, спасибо, что не швырнул трубку. Ой...
  
  Из телефона раздается треск, а затем механический голос сообщает, что связь прервалась.
  
  Антон кладет мобильник на стол. Задумавшись, машинально чертит что-то ручкой в блокноте. Словно решившись на что-то, хватает трубку и перезванивает.
  
  ОПЕРАТОР
  Абонент выключен или находится вне зоны действия сети.
  Антон снова набирает вызов.
  
  ОПЕРАТОР
  Абонент...
  
  Антон, зажав телефон в руке, ударяет кулаком по столу. Снова нажимает вызов.
  
  ГОЛОС КСАНЫ
  Да.
  
  АНТОН
  Слава Богу! У тебя все в порядке? Связь прервалась.
  
  ГОЛОС КСАНЫ
   (прерывается и дрожит)
  Мобильник упал... Сама чуть не рухнула, выронила и проскользнулась на нем. Едва равновесие удержала.
  
  НАТ. КРЫША МНОГОЭТАЖКИ. ВЕЧЕР
  
  Крупно пальцы Ксаны на фоне разбитого экрана телефона.
  
  КСАНА
  Экран вдребезги.
  (всхлипывает)
  Жалко.
  
  Ксана садится прямо на крышу, разглаживает трещину на экране.
  
  КСАНА
  Теперь ты точно последняя ниточка, связывающая меня с жизнью...
  
  ГОЛОС АНТОНА
  Хорошо, что это только телефон. Прости, не знаю, как тебя зовут...
  
  КСАНА
  Ксана.
  
  ГОЛОС АНТОНА
  Ксана, я понятия не имею, что там у тебя стряслось, но прыжок с крыши - это точно не выход. Судя по голосу, ты еще молода, а значит - всё решаемо. Потом спустя годы сама над своими траблами смеяться будешь.
  
  ИНТ. КВАРТИРА. ВЕЧЕР
  
  Общий план комнаты. Обстановка небогатая: тахта, стол, старое кресло. Антон, морщась, меняет положение тела.
  
  АНТОН
  Из меня психолог неважнецкий, но я уверен, что кончать с собой в твоем случае - поступок глупый и детский.
  
  ГОЛОС КСАНЫ
  Что ты знаешь о моем возрасте
  (зло)
   и о моем случае?
  
  АНТОН
  (примирительно)
  Ничего не знаю, но ты ведь можешь мне рассказать.
  
  НАТ. КРЫША МНОГОЭТАЖКИ. ВЕЧЕР
  
  Ксана вытирает глаза, под ними появляются следы туши.
  
  КСАНА
  (раздраженно)
  Не хочу я ничего рассказывать. И не могу.
  (более спокойно)
  Давай, ты просто убедишь меня, что жить стоит, не вдаваясь в подробности, что у меня стряслось.
  
  ИНТ. КВАРТИРА. ВЕЧЕР
  
  Антон, задумавшись, трет переносицу. Продолжает что-то набрасывать ручкой в блокноте.
  
  
  АНТОН
  Сложно так. Но попробую. Пока ты живая, всё можно изменить, исправить. А смерть всё перечеркнет без возврата.
  
  ГОЛОС КСАНЫ
  Ты так говоришь, словно сам себе не веришь. Пустые слова. Мертвые. Наверно, надо закончить разговор. Я...
  
  АНТОН
  (перебивает)
  Подожди! Я, правда, хочу помочь. Но если совсем не знаю, что случилось, откуда мне знать, что говорить?!
  
  НАТ. КРЫША МНОГОЭТАЖКИ. ВЕЧЕР
  
  Ксана дует на озябшие пальцы.
  
  КСАНА
  Я не могу рассказывать.
  (медлит)
  Давай поиграем. Я буду говорить 'а если'. Возможно, среди причин окажется и моя.
  
  ГОЛОС АНТОНА
  Не понимаю.
  
  КСАНА
  А если меня бросил человек, в котором для меня смысл жизни? Зачем мне жить без него?
  
   ГОЛОС АНТОНА
  Ну, это просто. Не такая уж редкая причина. Ты можешь вырасти, многого достичь и утереть ему нос. Твоя смерть ничего ему не докажет, но, если ты назло ему перерастешь его и себя, возможно, он пожалеет, что потерял такую девушку.
  
  ИНТ. КВАРТИРА. ВЕЧЕР
  
  Антон наливает в стакан воды из графина. Выщелкивает из блистера пару таблеток и, отправив их в рот, запивает.
  
  ГОЛОС КСАНЫ
  А если не бросил, а умер?
  
  АНТОН
  Больно, да. Но эта боль пройдет, притупится. Разве бы он хотел, чтобы ты из-за него с крыши прыгала? Потерпи. Главное - пережить первые месяцы.
  
  НАТ. КРЫША МНОГОЭТАЖКИ. ВЕЧЕР
  
  Ксана поднимается на ноги. Взгляд ее уже не такой застылый, лицо оживляет азарт.
  
  КСАНА
  А если нет у меня никакого любимого человека и быть не может, потому что я страшная? Ожоги по всему лицу и одна нога короче другой.
  
  ГОЛОС АНТОНА
  Ну, тогда точно стоит жить - чтобы доказать всем, что ты больше, чем твое лицо и тело. Ударься в работу, заработай миллион и исправь свою внешность. Чай, не в девятнадцатом веке живем, пластическая хирургия чудеса творит.
  
  КСАНА
  А если меня изнасиловали, и вчера я узнала, что беременна, а аборт делать нельзя по медицинским показаниям?
  
  
  ИНТ. КВАРТИРА. ВЕЧЕР
  
  Антон, разговаривая с Ксаной, продолжает всё увлеченнее рисовать, переворачивая листки блокнота.
  
  АНТОН
  Это же твой ребенок, каким бы ублюдком ни был его отец. Родишь и попробуешь его полюбить, а если поймешь, что не можешь, оставишь в роддоме. Сейчас так делают. Это точно не повод кончать с ним и собой таким кардинальным образом.
  
  ГОЛОС КСАНЫ
  А если у меня никого нет, абсолютно никого? И денег нет, и работы. И жизнь моя никому не нужна.
  
  АНТОН
  Смерть твоя не нужна тем более. Жизнь - чертово колесо: сегодня ты всеми любим, душа компании, дьявольски веселый парень, а завтра...
  (говорит через силу, словно выдавливая из себя)
  ...никому нет дела, жив ты или сдох где-нибудь.
  (собравшись, бодро)
  Но это не значит, что стоит на этом завершать. Всё может измениться в любой момент, и будет жаль, если ты не сумеешь до этого дотерпеть.
  
  
  НАТ. КРЫША МНОГОЭТАЖКИ. ВЕЧЕР
  
  Ксана выглядит успокоившейся. Она даже слегка улыбается.
  
  КСАНА
  А если у меня было всё: любовь, деньги, друзья, смысл, а потом этого вдруг - раз, и не стало?
  
  Антон молчит. В трубке слышно только его дыхание.
  
  КСАНА
  Але! Ты здесь? Только не бросай меня сейчас, не оставляй одну, пожалуйста...
  
  ГОЛОС АНТОНА
  Да, я здесь.
  
  ИНТ. КВАРТИРА. ВЕЧЕР
  
  Антон неподвижно смотрит в одну точку. Телефон лежит на столе, работает громкая связь.
  
  КСАНА
  А если я всю жизнь творила, двигалась, дышала, а потом у меня всё отняли?... И я не могу теперь ничего из того, что было моей жизнью раньше.
  
  Антон прикрывает глаза.
  
  НАТ. УЛИЦЫ ГОРОДА. ДЕНЬ
  
  Нарезка из кадров паркура. Яркие краски, лиц не видно, только фигуры, вспышки света. Слышны голоса.
  
  ГОЛОСА
  Антоха, ты огонь. Такой трюк выполнил, класс!... Антошка, это была лучшая ночь в моей жизни...
  
  Свет переходит в слепящую вспышку, затем наступает тьма.
  
  
  ИНТ. ТЕМНЫЙ ЭКРАН
  
  Звучит мужской голос, холодный и безжизненный.
  
  МУЖСКОЙ ГОЛОС
  Травмы серьезные, поврежден позвоночник. Долгая реабилитация. Шанс, что снова будет ходить, минимальный.
  
  
  ЖЕНСКИЙ ГОЛОС
  (надрывно)
  Пожалуйста, братик, не надо! Я ведь могу не успеть однажды... Не молчи. Ты справишься! Мы поставим тебя на ноги... Ноги, ноги, ноги...
  
  ИНТ. КВАРТИРА. ВЕЧЕР
  
  Панорама комнаты. Рядом со столом инвалидная коляска, которая прежде не попадала в кадр. Откуда-то издалека доносится голос Ксаны.
  
  ГОЛОС КСАНЫ
  Ноги? Какие ноги?... Я про них не говорила. Я говорила, если...
  
  Антон, словно очнувшись, открывает глаза.
  
  АНТОН
  (перебивает)
  Я не хочу, чтобы ты прыгнула с крыши. Но не знаю, какие слова нужны. Не знаю, как дать тебе цель жизни...
  (кричит)
  Я для себя-то не знаю, как его найти!...
  (более спокойно)
  Не тому человеку ты позвонила, девочка.
  
  НАТ. КРЫША МНОГОЭТАЖКИ. ВЕЧЕР
  
  Ксана снова, уже осторожнее, подходит к краю крыши.
  
  КСАНА
  А по-моему, как раз тому самому: единственному, кто сможет понять и будет говорить искренне. Я не знаю твоего 'а если' и, видимо, задела, что не следует, прости. Но вот мы с тобой говорим, и мне легче. Словно ниточку, что внутри натянутая была, перерезали, и так свободно стало...
  
  ГОЛОС АНТОНА
  (хмыкает)
  Ниточка... У меня там целый канат натянут. Всё связал,
  так просто не перерубишь.
  
  КСАНА
  Так может, стоит на пару? Раз, и всё. Я здесь, с крыши, ты там - можно вены порезать или из окна выйти.
  
  Ксана видит ворону. Та сидит на краю крыши метрах в десяти от нее, подскакивает с лапы на лапу, косит в ее сторону лукавым глазом.
  
  КСАНА
  (самой себе)
  А вот и вестник смерти пожаловал. 'Черный ворон... Что ж ты вьешься...'
  (в трубку)
  Это я не тебе, прости.
  
  ИНТ. КВАРТИРА. ВЕЧЕР
  
  Антон поворачивается к окну. Детская площадка, голые деревья. На ветру раскачиваются качели.
  
  АНТОН
  Нет.
  (тверже)
  Нет. Слишком просто. А простой путь - для слабаков. Я же таковым никогда не был.
  (повышая голос)
  Ты и впрямь не туда нажала. Ты с калекой разговариваешь. А раньше я лучшим был: по крышам скакал, по миру автостопом ездил. А теперь вот на колясочке. До сортира добраться - проблема!
  
  ГОЛОС КСАНЫ
  (тихо)
  Я же не знала...
  
  Антон размашистым движением сшибает всё со стола.
  
  
  АНТОН
  К черту тебя! И причины твои - детские, взрослые, тоже к черту! Если я сегодня не сдох, и вчера не сдох, и завтра не сдохну, то и ты не имеешь права прыгать. Слышишь?!
  (тихо)
  Обещай мне, что справишься.
  
  НАТ. КРЫША МНОГОЭТАЖКИ. ВЕЧЕР
  
  Ксана оглядывается вокруг. Ворона уже улетела.
  
  КСАНА
  Я обещаю... наверно. Скажи, ты же там не совсем один?
  
  ГОЛОС АНТОНА
  Спрашиваешь, есть ли кому меня с ложечки кормить и сопли вытирать? Не беспокойся: сеструха и матушка пылинки с меня сдувают, будто я ваза хрустальная. Вздоха лишнего без их ведома не сделаешь - боятся, что тоже могу того... Хватит обо мне - я не хотел жаловаться. Так не будешь сегодня прыгать?
  
  ИНТ. КВАРТИРА. ВЕЧЕР
  
  Наклонившись, Антон с трудом поднимает с пола блокнот.
  
  ГОЛОС КСАНЫ
   Нет. Сегодня точно нет.
   Значит, ты не один, у
   тебя есть, кому
   заботиться и о ком можешь
   заботиться ты. Это много.
   Это целое счастье.
  (после паузы)
  Спасибо тебе. Хочу попросить кое о чем. Можно, когда станет совсем плохо, еще позвоню? Завтра, через месяц, через год... через десять лет. Когда-нибудь...
  
  Антон, слушая Ксану, наблюдает, как за окном на карнизе прыгает синичка, клюет рассыпанные хлебные крошки. Он стучит по стеклу пальцем, птичка пугается и вспархивает.
  
  АНТОН
  (помедлив)
  Звони.
  
  ГОЛОС КСАНЫ
  И ты обещаешь, что возьмешь трубку. И мы сможем поговорить.
  
  АНТОН
  Да, наверно... Обещаю.
  
  ГОЛОС КСАНЫ
  Спасибо.
  
  НАТ. КРЫША МНОГОЭТАЖКИ. ВЕЧЕР
  
  Ксана отключается. Размахивается, и мобильник летит вниз. Какое-то время смотрит на город под ногами. Стемнело. Машины гудят реже и тише. Ксана разворачивается и медленно идет к открытому чердачному окну.
  
  ИНТ. КВАРТИРА. ВЕЧЕР
  
  Антон не сразу выпускает из рук молчащую трубку. Открывает блокнот. Внизу на каждом листочке нарисована фигурка с длинными волосами, стоящая на крыше. При быстром перелистывании создается эффект мультика. Фигурка пританцовывает на краю, волосы развеваются.
  
  ИНТ. КАФЕ. ДЕНЬ
  
  Ксана за столиком неторопливо смакует кофе. Она одета дорого и со вкусом, волосы красиво уложены. В зале больше никого нет, лишь сонная официантка меланхолично протирает барную стойку.
  В кафе забегает Аня, сестра Антона. Увидев Ксану, приветливо машет рукой. Еще не дойдя до нее, начинает говорить: весело, улыбаясь.
  
  АНЯ:
  Ксана, здравствуйте! Прощения прошу огромадного за опоздание! Три маршрутки пропустила - забитые едут. Лишь в четвертую с боем втиснулась. Вы не очень спешите?
  
  КСАНА
  Ну, минут десять у меня в запасе еще есть.
  
  АНЯ
   (расстроено)
  Всего лишь десять... А я рассказать хотела. Поделиться.
  
  Она внезапно хватает руку Ксаны и крепко сжимает.
  
  АНЯ
  Я спасибо хочу сказать!
  
  Подходит официантка, вопросительно смотрит на Аню. Та, смутившись, отпускает Ксанину руку.
  
  АНЯ
  Мне чаю черного и супчика какого-нибудь пожевать. Солянка есть?
  
  ОФИЦИАНТКА
  (флегматично)
  Солянки нет, есть куриная лапша и украинский борщ.
  
  АНЯ
  О, вот борщика и принесите.
  (Ксане, виновато)
  С работы бежала. Покушать домой не успела заскочить.
  
  Аня кладет на стол сумку, открывает и принимается что-то искать. Выкладывает различные предметы (ключи, косметику, платок), не переставая говорить.
   АНЯ
  Он прежде из дома не вылезал, все сидел в окно смотрел, а тут уже неделю каждый день куда-то выбирается. Трудно ему на коляске с третьего этажа спуститься, так он соседа просит помочь, тот дядька здоровый, на руках запросто сносит. Сперва коляску, потом его. Со мной разговаривает, и не так, как раньше, через силу, а даже улыбается. Друзей позвал, компанию свою бывшую, я их после несчастья и не видела ни разу. Видео какие-то ему показывали, смеялись, и он тоже...
  
  Аня находит наконец то, что искала - несколько купюр. Протягивает их Ксане.
  АНЯ
  Вот, возьмите, спасибо вам. За разбитый телефон тоже сюда включила. Я ведь не верила, Антон же от всех психологов отказывался. Нашла одного, что на дом приходит, так брат его даже на порог не пустил.
  
  Ксана убирает деньги в сумочку. Подходит официантка с тарелкой супа, ставит ее на стол и отходит. Аня одним движением сгребает всё вынутое из недр сумки обратно.
  
  АНЯ
  Я после сеанса этой вашей экстремальной психологической помощи в мусорном ведре нашла десять упаковок сильного снотворного. Откуда оно у него вообще взялось, ума не приложу.
  
  КСАНА
  Откуда - не важно. Главное, выбросил. Значит, уверен, что оно ему не понадобится.
  
  Ксана поднимается, аккуратно подсовывает купюру под кофейное блюдце.
  
  КСАНА
  Я бы с удовольствием еще пообщалась, но - дела.
  
  АНЯ
  Да, конечно. Спасибо еще раз! И от меня, и от брата. Он, правда, не знает, но все равно спасибо.
  
  КСАНА
  Будет лучше, если и не узнает.
  
  АНЯ
  Да, конечно. Можно один вопрос задам, самый-самый последний? Зачем вы лезли на крышу и так рисковали? Не проще ли было позвонить из дома, с чашкой чая в руках?
  
  КСАНА
  Понимаете, Аня. Я ведь не на психолога училась, а на актрису.
  (улыбается)
  Да-да, актриса. Хоть и не бешено популярная. А в актерской игре главное - достоверность. Если я сама себе верить не буду, то и никто не поверит. Думаете, звони я из дома, у меня так же бы дрожал голос?
  
  Аня молча кивает. Ксана улыбается на прощанье, выходит из кафе, садится за руль дорогой машины и уезжает.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"