Аннотация: История зарождения и развития амплуа Пьеро - персонажа итальянской комедии и французского театра.
Одна из моих любимых масок-амплуа комедии дель арте - это Пьеро.
Конечно, при звуках этого имени сразу представляется несчастный возлюбленный отвергнутый Коломбиной, печальный юноша над которым издеваются все кому не лень, особенно в этом деле преуспевает его соперник по любви Арлекино. Внешний образ Пьеро - выбеленное лицо с преувеличенной грустью и нарисованными слезами, так же как и его театральное амплуа, нещадно эксплуатировался долгие годы и в поэзии и в том же театре, и даже послужил прототипом Белым клоунам. Про роль Пьеро в живописи и литературе, в частности в поэзии вообще стоит говорить отдельно, ибо это достаточно богатый материал.
На самом деле Пьеро абсолютно неоднозначный персонаж (учитывая, что его развитие шло несколько веков), впервые появившийся в 17 столетии. Тут нужно добавить, что конечное амплуа печального любовника Луны появилось вообще в 1819, и было создано Батистом Дебюро и именно с этим Пьеро знакомы большинство, не подозревая, что изначально он был довольно-таки иным персонажем. У Пьеро, как и у всех остальных масок комедии дель арте, несмотря на то, что должны были выполнять определенную роль, были свои вариации в зависимости от спектакля (тут надо подчеркнуть, что народная комедия славилась своими импровизациями) и географического положения. У итальянской комедии было два центра, которые сформировали свои собственные квартеты масок: Венеция и Неаполь, соответственно они имели и аналоги и своих оригинальных персонажей. То же самое происходило и с Пьеро.
Для начала надо сказать, что сам Пьеро - наследие французского народного театра. Даже само его имя - уменьшительное от французского имени Пьер. Однако корни свои он берет именно из итальянской комедии. До появления и распространения комедии дель арте, в Европе не было драматического театра, поэтому гастроли итальянцев имели успех и вызвали последующее появление своих собственных трупп. Во Францию комедия добралась в 16 веке и пользовалась там необычайной популярностью, из-за чего некоторые артисты предпочли остаться во Франции, нежели возвращаться обратно в Италию. Разумеется, итальянская школа в этой стране претерпела большие изменения, и так появился на свет французский театр, что поначалу вызвало конфликт между новоявленной и старой школами.
Прототипом Пьеро в итальянской народной комедии был Педролино. Он, как и Арлекин был дзанни, вторым слугой. В отличие от Бригеллы - первого слуги, активного и циничного интригана, Арлекин и Педролино не вызывали восторгов, они были глуповатыми, частенько бывали биты, оба обжоры, и не отличались особым хитроумием.
И, тем не менее, у Педролино не было маски, его лицо обсыпали мукой, чтобы суметь передать обширную гамму эмоций. Он был пассивным, мирным, в меру изворотливым и хитрым, но не настолько, что бы сравниться с блистательным первым слугой, однако ж часто попадавшим впросак, за что был нещадно каждый раз побит. Причиной этому была особенность характера, не встречавшейся у других персонажей - честность, а еще наивность (это весьма важно, у многих персонажей были схожие черты, например хитрость, ловкость, желание обдурить ближнего своего, набить карманы деньгами и выйти сухим из воды, честность и наивность, во всяком случае, в такой концентрации не наблюдались у прочих масок). Частенько он представал как возлюбленный Францешины, которая заодно дарила свое внимание Арлекину, Бригелле, да и еще старому Панталоне. А если был мужем Фламинии, то в случае измены последней, обязательно корил себя, вымаливая прощение у женушки. Можно охарактеризовать его как неудачника. К слову сказать, что Арлекин вполне выступал не только как соперник Педролино, но и как его друг, на чьей груди белолицый слуга оплакивал свою судьбу. У Педролино уже намечаются схожие черты с Пьеро 19 столетия - неудача в отношениях и высокая вероятность отведать господской палки. Однако битье было комедийной частью представления, то есть амплуа второго слуги подразумевало битье и недалекость. Это было амплуа, которому мало сочувствовали, для переживаний была линия Возлюбленных, а для восторгов и интриг - партия Бригеллы. В общем Пьеро не был одинок и не был особенным - Арлекину и его вариациям доставалось точно так же.
Как же возник французский Пьеро? Конфликт между французским и итальянским театрами разрешился появлениями новых масок и смешиваниями старых. Из-за соединения масок Бригеллы и Арлекино, исчез представитель комедии дель арте, движущая комедийная сила, и это пустое место занял Пьеро, который теперь-то уже был исключительно французским персонажем, который привнес лирику в комедию и который говорил уже на французском. Создателем Пьеро стал Джузеппе Джератони, больше известный под французской фамилией Жератон.
Он представал то добрым и великодушным, то оказывался и вовсе вором и предателем. И будь он трусливым или отважным - всегда бедным, но вовсе не никчемным, как его последующее воплощение изыскано-меланхоличного любовника. Впрочем, у любовничка не было таких пороков, как лень и обжорство.
Пьеро уже отличается от Педролино, хоть он и унаследовал его черты. Сентиментальность так и остается его главной чертой. Когда Король-Солнце прикрыл комедию во Франции, Ватто изобразил на прощальной гравюре Пьеро, упавшего на колени у порога театра и припавшего к нему поцелуем. Пьеро никогда не был уверенным и громогласным, наоборот мнительным и многострадальным и не важно, чем страдания вызваны: изменой или палкой Арлекина. Пьеро, как уже говорилось, привнес лирику, а значит, можно было сделать акцент на его душевное состояние. Тут-то мне и кажется и появилась отправная точка для переосмысления образа Пьеро - он уже не просто комедийная маска, призванная веселить народ, появилась возможность заглянуть под припудренное лицо и посмотреть, что творится внутри. Именно это послужило для формирования трагического образа глубоко несчастного человека, что позволило продолжить развивать персонажа, в том время как Бригелла закостенел и остался вместе с комедией дель арте на пыльной полке. Увы.
Пьеро, как и любая другая маска, имел свои собственные вариации.
Одной из разновидностей Пьеро был Пальяццио ("ломаная солома"). Хотя Пальяццио появился намного раньше, чем его французский родственник - он появился еще в 1570 году, когда труппа Жана Ганасса гастролировала по Италии, Франции и Испании.
Он был глуповатым лакеем и шутником, чьи грубые шутки и жесты, частенько вызывали гнев и последующее битье незадачливого шутничка. Одежда его была мешковата, с огромными пуговицами, а лицо обсыпано мукой и носит маску. Визуально Пальяццио похож на Пьеро, однако характеры различаются - первый весьма туп, легкомыслен и неуклюж, подзадоривает окружающих к необдуманным поступкам, а сам же остается трусом. Так же по записям Сальвадора Роза он был хорош лишь в том, чтобы постоянно спотыкаться и хвататься за старого господина, чтобы не упасть. Никакой личной жизни, как у Пьеро, не было, сходство заканчивается лишь обязательным тычком и белыми одеждами, собственно Пяльяццио был сорвиголовой, чем француз Пьеро не мог похвастать.
Еще одни вариантом Пьеро был сицилийский Пеппе-Наппа.
Он отличался тем, что носил не белый костюм, а бледно-голубой. Лицо должно быть бледным, однако, не обсыпанным мукой. Глаза его и лицо были выразительными, что обязательно запоминалось. Он очень подвижен, постоянно пританцовывает и подпрыгивает. В отличие от других П. движения его пластичны и мягки, отчего он производит впечатление, что никогда и не был человеком из крови и плоти. И, тем не менее, он глупый слуга, обожающий вдыхать аромат пищи. Обжорство и лень, как и глупость, были отличительными чертами второго слуги, возможно глупость, во всяком случае, показная, могла отойти на второй план в характере французского Пьеро, но в целом все вариации имели определенное сходство: белое лицо, мешковатая одежда, битье, недалекость и наивность. Неудачи в личной жизни, что позже стали визитной карточкой Пьеро, далеко не всегда сопутствовали ему на сцене, изначально они были обязательным комедийным эффектом, что весьма забавно, ведь в итоге это стало главной драматической силой в образе Пьеро.
Путь Пьеро от обсыпанного мукой обжоры-слуги, которого колотили за наивность и глупость до тревожного меланхоличного любовника, отвергнутого и возлюбленной и другими масками-людьми, вдохновившего Блока и прочих, был долог. Начиная с 16 века, образ Пьеро менялся, развивался, теряя или приобретая черты предшествующих масок, когда в 19 веке окончательно эволюционировал, прочно войдя в сознание людей, как печальный клоун, вечный соперник веселого Арлекино. По сути, из всех масок, Пьеро вместе с Арлекином обрел вечную славу и очень долгий путь, минуя забытье. Это довольно интересный путь, весьма неоднозначный и удивительный, особенно понимая, каким он был изначально. Однако даже сейчас образу Пьеро пытаются дать иные трактовки и развить его уже под другим углом.
Лично мне импонирует Пьеро из комедии дель арте и французского театра и именно тем, что на сцене, благодаря импровизации он получил свое развитие и множество вариаций, в то время как 19 и 20 века намертво прилепили ему на лицо белую маску вечного скорбящего по своему разбитому сердцу. От традиционного образа ему достались пинки, честность, неверная возлюбленная да наивность, очевидные комедийные черты, как лень и обжорство видно считаются неприличными для печального любовника.
Веселость и некая неприличность комедии дель арте выветрилась из Пьеро, отчего он стал так грустен, даже его необычайная трагичность, воспетая поэтами 20 веками, увы, уже окончательно приелась, превратив Пьеро в имя нарицательное.