Проект "Золотой Уммка" предназначен, в первую очередь, людям с творческой жилкой. Если Вы чувствуете литературный зуд или обожаете рисовать, то народный роман-игра - это то самое место, где Ваши таланты смогут развернуться в полном блеске. Впрочем, местечко в нем смогут найти также музыканты, композиторы, актеры, режиссеры, журналисты, любители дальних странствий и просто общительные люди. Потому что "Золотой Уммка" - прежде всего коммуникационный проект, то есть проект, направленный на развитие всяческих связей между людьми, городами и странами.
Родился он на Крайнем Севере нашей страны - на Чукотке, в 1997 году, но уже тогда имел десятилетнюю предысторию. Автор проекта Александр Спиридонов, выпускник художественно-графического факультета Уфимского пединститута, художник, педагог, член Союза литераторов РФ. Под его руководством была создана в городе Анадыре детская телевизионная студия "Умка", участники которой стали авторами и персонажами этой замечательной игры. Впрочем, очень скоро игра пришлась по вкусу и взрослым.
Строго говоря, умка - это белый медведь по-чукотски, но уммка - существо высшего порядка. Его медвежье происхождение, конечно, играет свою роль и выражается в том, что тема Севера в проекте чрезвычайно важна и актуальна. И все же главное заключается в том, что уммка - это тот, кто считает, что все уммки братья. Есть братство по оружию, а есть братство по творчеству. И литературная игра, как вещь коллективная, доказывает это.
Основу проекта составляют два компонента: собственно коммуникационный процесс и процесс литературный, его освещающий. Это можно сравнить с кораблем, движущимся по определенному маршруту и вахтенным журналом, фиксирующим все перипетии перемещения корабля. Коммуникация в переводе означает связь, в данном случае, речь идет о связи между городами и поселками, расположенными на широте Северного Полярного круга. Если мысленно провести вокруг Земли полосу шириной в 111 километров (а именно такое расстояние между 66 и 67 градусом северной широты ), то в нее попадет около 400 населенных пунктов восьми стран. Функцию объединителя выполняет Ассоциация "Полярный проект", неформальная организация жителей этих городов, решивших стать побратимами. Функцию вахтенного журнала выполняет народный роман-игра "Золотой Уммка", в самых разных формах и жанрах описывающий процесс объединения.
Возникает резонный вопрос, особенно у жителей средних и южных широт: а причем здесь мы? Но не надо забывать, что Россия, по большей части, северная страна. Великое множество людей так или иначе связаны с Севером, чувствуют свое с ним родство, духовную и душевную связь. Как известно, тотем России - медведь, по некоторым источникам, - белый медведь. Так что все мы немного умки. Опять же слова Михаила Ломоносова о произрастании могущества России Сибирью... Одним словом, кому интересна тема братства наших стран и городов, те получат возможность не только себя показать во всем творческом блеске, но и людей посмотреть, помочь им увидеть друг друга.
Еще один весьма актуальный вопрос. Как в современном, все меньше читающем мире, сделать процесс чтения привлекательным? Особенно это касается детей. Особенно - школьников. Особенно тех, кому уроки литературы все больше и больше кажутся анахронизмом, а книги - унылым пережитком прошлого, безнадежно проигрывающим современным игровым технологиям. Но компьютерный мир с его виртуальной реальностью зачастую оказывается слишком убогим по содержанию, компенсируя свой недостаток ослепляющим блеском формы. Много ли существует игр умных, развивающих, действительно увлекательных?
Проект "Золотой Уммка" взял на вооружение древнее восточное изречение: "Пишущий читает дважды". Из этого следует парадоксальный вывод - для того, чтобы уметь читать, надо начать писать. И писать не просто так, а в форме игры. Здесь уместна аналогия с компьютерными играми, так как автор становится персонажем собственной сюжетной линии. Он может пользоваться всем арсеналом приемов и ситуаций, предложенных изначально, наработанных другими игроками. Он вправе рассчитывать на дружеское участие и помощь более опытных участников. Атмосфера для новичков самая комфортная, здесь нет безжалостности обычных конкурсов, где слабейший должен умереть. Это перманентный, постоянно длящийся, конкурс-тренинг, неограниченный по времени, объему, уровню участников.
Наряду с коммуникационной и литературной составляющей проекта, в нем существуют как бы вспомогательные подпрограммы. Они удачно дополняют и обогащают главные. Особенно хотелось бы выделить виртуальную галерею романа-игры, тоже, кстати, носящую игровой характер. Два десятка художников из разных городов проиллюстрировали (каждый на свой манер) текст одного из участников, на очереди другие авторы. Интересна идея создания фильма "Полярный мост", также основанная на игровой форме. Его импровизационный характер дает широкое поле для фантазии и находчивости актеров, тоже, в большинстве своем, непрофессионалов. Уже снято несколько серий. Фотографам нашлось свое место, музыкантам свое, даже для тех, кто не обладает никакими художественными дарованиями, тоже нашлось. Речь идет о целом разделе, посвященном юным журналистам нескольких общеобразовательных школ, интернатов, студий и т.п.
Как же удалось собрать воедино столь многочисленную и разношерстную компанию? Ответ прост - современные компьютерные технологии позволяют сделать это быстро и недорого. Обычный компакт-диск вмещает в себя гигантское количество информации. Соединенные вместе текст, статичные изображения, звук, видео, и определенным образом структурированные, образуют так называемую мультимедийность. Открытая структура проекта позволяет любому участнику (мало-мальски знакомому с компьютером) с помощью широко распространенного редактора Word ввести свою часть информации, записать новую версию диска и отправить его дальше по российским просторам. Причем в любом количестве.
Для особо заинтригованных могу сообщить, что роман в своей основе несет фантастический сюжет, даже, можно сказать, детективный: пропажа Полярного круга. И как следствие - исчезновение времен года. Поиски пропажи (или не поиски, или не пропажи) происходят во всех уголках Вселенной, во всех временах, но преимущественно на нашей планете, в наше сумасшедшее время. Идея достаточно безумна, чтобы показаться интересной, поэтому народный роман-игра на своих электронных страницах собрал и продолжает собирать авторов сказочных троп. В стране "Золотого Уммки" нет гениев и бездарностей, как нет таковых в детской игре. В ней есть главное - стремление каждого ко всем, а всех к каждому. А значит, есть стремление к тому великому, к чему тянется сердце любого живущего на этой планете.
Если вы решились принять участие в столь широкомасштабном предприятии, то детали вашего участия можно уточнить у координатора проекта по региону.