"Когда государство начинает убивать, оно всегда называет себя Родиной"
А. Стриндберг
Открыв энцеклопедический словарь или, что сейчас более актуально, Википедию, мы прочтём - патриотизм-это любовь к родине, всё предельно просто и ясно. Однако смущает слово "любовь" как понятие несколько интимное, апеллируещее к чувственной сфере, что годится больше для беллитристики или поэзии. Если же рассматривать патриотизм в научном или политическом аспекте правильнее подошло бы понятие активнoй сопричастности к жизни родного региона. В чём это может выражаться? Ну,скажем, в приношении пользы отечеству, деятельность направленная на его процветания, в защищите его интересов, борьбе с врагами, в соблюдении законов. Есть существенные различия в понимании патриотизма в Европе и России. Если в Европе акцент делается на гражданском самосознании, человек в первую очередь должен плодотворно трудиться, исправно платить налоги, участвовать в выборах, заниматься общественной работой, укреплять семью, заботится о детях, не нарушать законов и следить за их исполнением. А в России патриотизм понимается в более эмоциональном и , в то же время, более в примитивно-феодальном ключе как функция защиты отечества и доказательство превосходства относительно других стран. В России считается нормой агрессивный национализм, противопоставление себя другим народам, декларация собственной правоты и первенства во всём, бряцанье оружием в решении международных вопросов и т.д. и всё это выдаётся за истинный патриотизм, и, что самое прискорбное, в головах большинства россиян таковым и является. Как сугубо патриотическая приветствуется идея "особого пути" России, якобы отличного от всех. Россиянам навязчиво доводится мысль, что они должны развиваться не как всё человечество, а как-то по особенному. Почему? Потому что это "народ богоносец", несущий в себе единственно правильную веру или потому что это не такие люди как все? Если ребёнку внушать, что он особенный, самый талантливый, умный, сильный и при этом ограничивать его свободу во всём, что из такого ребёнка получится? Правильно, себялюбец и эгоист, не считающийся с чужим мнением, во всём априори правый, не желающий работать, потому-что и так самый крутой и, при отсутсивии демократии в семье, стороник жёстких мер в решении всех жизненных вопросов. Таким образом был воспитан советский народ, в уверенности в собственной непогрешимости и полном непонимании того, что есть гражданские свободы. Патриотизм не обеспечивающий гражданам достойное существование, жиждющийся лишь на том, что "мы делаем ракеты и перекрываем Енисей" не мог долго существовать и когда груз нищеты перетянул баласт гордости, народу стало не до самоуважения и страна развалилась.
Теперь разберёмся со слова "родина". На это тоже есть чёткое определение,-это место, где человек родился село, город, страна. А государство? А народ? Имеют к этому отношение? Ведь страна, это географическое понятие, а государство политико-экономическое. Ощущая "сопричасиность" к стране, т.е. к территории где родился, должен ли "любить" государство, которое этой страной управляет? А если ты родился в месте где живет другой народ или твой народ попал в подчинение другому государству? Кого ты должен защищать, свой народ, то место, где родился или своё государство? Вот, например, житель Донецка, по национальности русский, кого должен поддерживать, Донецкую республику, т,к. там родился, государство Украину где находится Донецк или Россию, поскольку русский? Каждое государство и Донецкая республика, и Украина и Россия вправе рассчитывать на его патриотизм. И поддерживая каждое из этих политических образований он будет прав и неправ одновременно. Родина для многих людей понятие неоднозначное. Ведь даже за одну человеческую жизнь происходит столько перемещений и перетрубаций и в личном пространстве людей и в судьбах стран, что нельзя однозначно сказать, что считать своей родиной и надо всегда уметь расчленять понятия страны и государства.
Для чего же и кому нужен патриотизм?
С одной стороны дла человека как индивидуума. Для осознания своего места в жизни общества в преемственности поколений, - и в этом глубинный положительный смысл этого понятия:
"Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу,-
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его..." писал А.С.Пушкин
С другой стороны патриотизм всегда являлся и является средством манипуляций общественным сознанием политических сил для достижения ими зачастую нечистоплотных политических и своекорыстных целей. Что хорошо для страны и что плохо? Допустим, твою страну захватило соседнее государство,-это плохо? Вроде плохо. А если в твоей стране господствовала антинародная диктатура, а страна-победитель принёсла свободу и дала положительный импульс развития твоей стране? Всё равно плохо? Если английские, французские, испанские колонизаторы присоединяли к своим коронам африканские, азиатские, американские земли, приобщая их к цивилизации, это нехорошо? А если российские генералы покоряли и завоёвывали огнём и мечём территории для Российской империи,-это неплохо? И говорить о том, что там колониальная политика и порабощение, а у нас развитие отсталых регионов и народов Средней Азии и Сибири,- это и есть патриотизм? Можно посмотреть на это на все и совсем с иной точки зрения, как это делал В.И.Ленин, с классовой: "У пролетариата нет отечества". Исходя из этой концепции, человек не должен защищать свой край и свой народ, а должен защищать интересы социально близких классов и сословий. Поэтому поражение в империалистической войне большивики считали благом для страны, ведь проиграет войну царская Россия, а пролетарии и трудовой народ от этого только поимеют политические дивиденды. И неважно, что пришлось отдать большую часть Украины и Белоруссии в ожидании мирового пожара,-зато отстояли социалистическую идею. В бытность Советского Союза при изучении истории такое антипатриотическое отношение большевиков к России ,казалось, должно было приветствоваться. Однако, нельзя сказать, что российские историки в своей классовой позиций были последовательны. Изучая историографию войны 1812 года, в свете ленинской концепции, наполеоновское вторжение тоже нужно было рассматривать как положительное явление для русского народа и страны вцелом,- избавление от крепостничества, самодержавия и привнесение конституционных свобод француской революции. Однако в советских учебниках эта война с французской революционной армией почему-то трактуется как освободительная и народная, хотя в результате российской "победы" и народ ещё 50 лет не был освобождён от рабства и царизм просуществовал ещё более ста лет. И, в то же время, антигосударственный переворот, который хотели осуществить декабристы, руководствующиеся идеям французкой республики, препреподносится как правое дело. Логики нет никакой. "Тьмы мнимых истин нам дороже нас обольщающий обман,- как писал Тютчев. Перефразируя известную поговорку, можно сказать,- что для другого кирдык, для русского хорошо. И такие настроения правят общественным российским сознанием и поныне.
Патриотизм основывается на уважении граждан к госудаству, когда человек выполняет требования общества и чувствует отдачу. Но если ты работаешь и платишь налоги, а твои деньги идут не на социальную защиту населения, а на обогащение чиновников-коррупционеров, то поневоле задумаешься,-стоит ли их платить. И когда видишь плакат "Газпром наше достояние", а бензин и всё вместе с ним постоянно дорожает, задумываешься о чьём достоянии идёт речь. Когда из зарплат вычитают, так называемые, пенсионные накопления и вдруг они исчезают неизвестно куда, можно ли доверять такому государству?
И, когда проворовавшееся государство, ведущее абсолютно безграмотную экономическую политику, основанную на хищнеческом разбазаривании народного достояния, природных ресурсов с целью обогощения кучки олигархов и госчиновников, похерив при этом индустрию и сельское хозяйство, приходит к закономерному экономическому колапсу, что же ему остаётся делать? И тут как чёрт из табакерки выскакивает "национальная идея", которая должна основываться на противостоянии, а лучше на войне. Это далеко не новый политический ход, что там далеко ходить, вспомним Германию времён фашизма. Но, если на тебя никто не нападает, как разогреть доморощенный патриотизм? А можно расширить его от границ страны до понятия народ. Патриотизм это защита интересов русского народа, где бы он ни находился. Например, в Латвии или Украине. Почему там русские люди мучаются под игом инородцев? Надо им помочь. Ну и помогли, да так что кусок чужой территории патриотично ломанули. Но почему-то такое широкое понимание патриотизма не пришлось по вкусу мировому сооществу. Не доросли они до понимания таких прогрессивных взглядов и наказали Россию рублём, т.е. экономическими санкциями, ну и рублю, конечно, досталось. Одурманиваемый псевдопатриотической прапогандой, находящихся полностью в руках правящей верхушки СМИ, российский обыватель готов, забыв о здравом смысле лезть на рожён грядущей "холодной", а может и не только "холодной" войны. Ради чего? Ради заплесневелых имперских амбиций, искусно подогреваемых зарвавшейся автократией? Неужели не видно невооружённым взглядом, что путинская камарилья, драпируя свои огрехи пансловянмзмом и ура-патриотизмом, хочет отвлечь россиян от истиных проблем страны и от истинных виновников развала экономики? Не пора ли перестать заботиться об экономических сложностях Украины и дискриминации негров в Америке и обратить свои взоры на проблемы в экономике и демократии в собственной стране?! В противном случае мы можем уподобиться стаду баранов, которых козёл-провакатор ведёт на бойню.