Позднее утро. В большой светлой комнате сидят два молодых человека. Это ВАСЯ и ПЕТЯ, недавние выпускники сценарной студии. Они сочиняют синопсис очередного фильма исторического сериала "Как изгалялась шваль". Фильм посвящен строительству Днепрогэса.
ВАСЯ. Ну что? Стартуем с совещания в Кремле, где Сталин дает задание начать строительство?
ПЕТЯ. Ты что! Ясно же сказано: Сталин - людоед и преступник, а все победы и достижения - дело рук народа.
В. Тогда так: в маленькой хатке за поздним ужином сидит семья - Тарас и два его сына, Остап и Андрий.
П. Точно! В хате темно, горит только лучина.
В. Слышь, а лучина это что? Как она горит?
П. Откуда я знаю? Это пусть режиссер с консультантом разбирается... Ну вот, и Тарас вдруг говорит: "А что, хлопцы, хреново без света?" - "Хреново, батька, - дружно откликаются сыновья. - Ни телик поглядеть, ни Интернет подключить. И чтоб мобилу зарядить, в район надо ездить..." Постой! А в деревне тогда какой Интернет был? Кабельный или вай-фай?
П. Откуда я знаю! Это пусть консультант подсказывает.
В. А если решат сэкономить на консультанте?
П. Тогда и хрен с ним! Как напишем, так и будет... Значит, так, дальше Тарас говорит: "Тогда вот что, хлопцы, связывайтесь со своими друганами. Подымайте народ на стройку. Будем сооружать Днепрогэс..." Хлопцы переглядываются, вынимают мобильники. Тарас: "Нет, хлопцы, мобильники НКВД прослушивает. А надо действовать так, чтобы начальство ничего не почуяло. А то ведь они, душегубы, мигом всех нас в ГУЛАГ запрут. Вы вот что - идите прямо сейчас по хатам, пусть соседи собираются, идут по соседним селам. И потихоньку, поодиночке, задами, задами всем миром к Запорожью..."
В. А как это "задами"? Спиной вперед, что ли?
П. Балда, в Даля заглядывать надо! "Задами" - это значит по задворкам.
В. А-а...
П. Ну и вот сыновья подымаются и с песней уходят.
В. А какую песню они поют?
П. Я думаю на музыку Берковского: "Я хату покинул, пошел працювать, чтоб вольты-амперы с Днепра получать..."
В. Годится!.. Ну, середина проще простого. Народ трудится. Власти пытаются разведать, что именно там творится, засылают шпионов и вредителей. А народ их разоблачает и - к ногтю!
П. Не всех. Некоторых перевоспитывает. Там же гарные дивчины тоже работают. Они любого коммуняку сделают ангелом с крылышками. Представляешь, какие сюжеты можно закрутить? Тут тебе и страсть, и ревность, и соперничество, и диверсии, и перестрелки со смершевцами. Шекспир отдыхает!
В. А стройка?
П. А что стройка? Кому она интересна? Строят и строят... Теперь главное - концовка.
В. Давай такой финал сделаем: кабинет в Кремле. Ночь, Москва спит. Сталин, покуривая трубку, бесшумно ходит по кабинету в своих мягких сапогах и френче. Время от времени он подходит к столу, где громоздятся расстрельные списки, чтобы поставить свою подпись.
П. Точно! И тут вдруг дверь без стука распахивается и в кабинет, роняя пенсне, влетает Берия...
В. Нет, погоди. Сталин подходит к окну, глядит на спящую Москву. Камера берет панораму темных улиц, по которым движутся десятки автомобильных фар. Это "черные воронки" забирают новых репрессированных...
П. Потом камера спускается вниз, к перекрестку, где остановились два "воронка". Водители выходят из кабин, здороваются...
В. "Здорово, Диман!" - " Здорово, Серый! Закурить найдется?" - "Держи". - "Ух, ты, иностранные! - читает по буквам: - Лу-ски стри-ке... Где взял?" - "Где-где - в Караганде! У шпиона, конечно! У меня была наводка на 16-ю квартиру, а там никого. Ну, я к соседу. Ты, спрашиваю, Иванов Петр Иванович? Он - нет, говорит, я Петров Иван Петрович..."
П. ... "Ага, говорю, успел, гад, в подполье уйти! Тут у вас, выходит, целое змеиное кубло. И глядь - у него на столе целый блок этих сигарет лежит. Где, говорю, взял? А он мне этак бесстыже: я, дескать, дипкурьер, летал в Америку, там и купил. Я говорю: всё понятно, собирайся, соколик, долетался..."
В. И тут мобильник начинает играть вызов: "Ши-ро-ка-а стра-на моя родна-ая..." Диман подносит трубку к уху: "Слухаю, товарищ сержант госбезопасности!" Из мобильника строгий голос: "Ты где Васильков? Расстрельная команда уже весь спирт выпила, а тебя все нет и нет". - "Виноват, товарищ сержант госбезопасности! Через десять минут буду! Ну, ладно, Диман, держи пять"...
П. Камера отъезжает, плавно переходит опять в кремлевский кабинет. Вдруг дверь без стука распахивается и в кабинет, роняя пенсне, влетает Берия...
В. "Коба! - кричит он. - Только что поступило сообщение: эти сволочи Днепрогэс построили!" Сталин спокойно отвечает: "Таваришч Бэриа, далажитэ спакойна, что там у вас в странэ праизашло". Берия, взяв себя в руки, сообщает, что по оперативным донесениям в эксплуатацию только что сдан нелегально построенный на Днепре гидроузел, который уже дает ток.
П. Сталин на минуту задумывается, потом говорит: "Так, таваришч Бэриа, всэх страитэлэй расстрэлять... Днэпр, это гдэ?" - "На Украине, товарищ Сталин..." Сталин подходит к огромному глобусу, ищет Украину. Добавляет: "Всё рукаводства Украины тоже расстрэлять... Хатя нэт, нэ всэх. Никиту аставьтэ, он гапак харашо пляшет".
В. На лице у Сталина появляется улыбка. Из-под густых усов выдвигаются длинные белоснежные клыки.
П. Точно! Потом Сталин приказывает: "Днэпрагэс обэспэчьтэ рабсилой... И пускай он тэпэр называэтся Днэпрагэс имэни Владымыра Ильича Лэнина". Берия радостно восклицает: "Бусделано, товарищ Сталин!" И улыбается в ответ. У него изо рта тоже проглядывают клыки, только калибром поменьше.
В. Камера плавно переходит на кремлевские звезды, истекающие багряной кровью невинно убиенных страстотерпцев. Звучит мелодия "Интернационала"... Конец фильма!
П. Класс! Значит, ты пиши первую серию, а я берусь за вторую.
В. Лады!
Друзья хлопают друг друга по ладоням и, открыв ноутбуки, дружно набрасываются на клавиатуру. В дальнем темном углу, крепко обнявшись, безутешно рыдают Клио и Мельпомена.