Старковский Владимир Алесандрович : другие произведения.

Классификация демагогии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    См. заглавие.

  
  Владимир Старковский
  Классификация демагогии.
  
  Оглавление.
  
  1.Демагогия гордыни.
  1.1. Демагогия гордыни - исключительности.
  1.2. Демагогия гордыни - значительности.
  1.3. Демагогия гордыни - силы.
  1.4. Демагогия гордыни ума.
  1.5. Демагогия гордыни - дерзости.
  2.Демагогия цинизма и нигилизма.
  3.Демагогия самооправдания
  4.Синонимическая демагогия.
  5.Эмоциональная демагогия.
  6.Демагогия абсолютизации частности.
  7.Демагогия зависти и желаний.
  8.Демагогия сравнения с абсолютом.
  9.Демагогия ложного сопоставления или противопоставления.
  10.Причинно-следственная демагогия.
  
  
  Предисловие.
  Данная книга, является итогом системного анализа демагогических приёмов.
  
  
  1. Демагогия гордыни.
  
  Подавляющее большинство демагогических высказываний (софизмов) вводят читателя (слушателя) в заблуждение, обращаясь к его гордости (честолюбию, тщеславию, амбициозности).
  Всвязи с этим интересно отметить, что князь тьмы, отпавший от Бога именно из-за гордости, часто именуется в христианстве отцом лжи или лукавым.
  
  
  1.1. Демагогия гордыни - исключительности.
  
  "Моральность есть стадный инстинкт в отдельном человеке". Ф.Ницше.
  Для гордости оскорбительно быть как все (членом стада), и если мораль по утверждению Ницше это стадное чувство, то гордыня исключительности делает закономерный вывод, что мораль не для неё, независимо от того, что за этим понятием стоит.
  Вот если бы Ницше определил мораль как качество исключительных личностей, тогда отношение гордости к понятию морали было бы прямо противоположным.
  
  "И остерегайтесь добрых и праведных! Они любят распинать тех, кто изобретает для себя свою собственную добродетель". Ф.Ницше.
  Семантическая подмена: явно слукавив, Ницше определил самодовольную ханжескую жестокость как проявление праведности. Добрые и праведные никогда и никого не распинали, распинали как раз те, кто изобретал для себя свою собственную добродетель.
  Ницше представляет изобретателя своей собственной морали, как личность исключительную, тогда как в действительности, построение личной морали, является нормой, причём, чем порочней человек, тем более изобретательным ему приходится быть, дабы выглядеть благопристойно в своих собственных глазах.
  Но Ницше, в своей лести, идёт ещё дальше, он предлагает банальному самооправданию встать в один ряд с Богом, в этом случае при всяком столкновении с законом и обществом, человеческое самодовольство будет сладко преумножаться ореолом невинного мученичества.
  
  "Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперёк". Х.Р.Хименес.
  Фраза достойная подростка исповедующего протест ради протеста, и не важно, что писать поперёк не удобно, главное быть не как все.
  А ведь главное не как писать, а что писать.
  
  Подавляющее большинство человечества состоит из слабых духом и глупцов, массам нужна религия, что бы избегать порока и следовать путём добродетели". Д.Дидро.
  Разумеется, гордец считает себя сильным, добродетельным умником, а из этого следует, что религия не для него.
  
  "Религия пытается втиснуть человека в рамки своей морали". Ч.Амирэджиби.
  Гордыня исключительности с наслаждением отрицает любые рамки, даже если это рамки мира, добра и справедливости.
  
  
  
  
  1.2. Демагогия гордыни - значительности.
  
  "Лучше царствовать в аду, чем прислуживать на небесах". Д.Мильтон.
  Гордость собственной значимости склоняет человека открыто примкнуть ко злу, что бы быть первым, пусть даже во зле.
  
  "Лучше быть тигром, которого боятся, чем собакой, которую любят". Вьетнамская пословица.
  Соблазн значимости, заставляет отказаться даже от любви, в пользу личного превосходства.
  
  "Одна лишь посредственность не имеет врагов". Ж.Даламбер.
  "Не иметь врагов, может лишь предельное ничтожество". А. Бужар.
  Склочники, скандалисты и прочие негодяи, прочитав эти фразы, несомненно почувствуют себя людьми значительными.
  
  "Всё,что есть в мире прекрасного, красивого, идеального насаждено не Богом, а человеком". Г.Мопассан.
  Так хочется поверить в эту сладкую лесть, но если признать существование Бога, то следует признать и то, что Господь создал законы красоты, создал мир по этим законам, дал нам способность воспринимать прекрасное и творить по Его законам.
  Занимаясь творчеством, человек лишь использует божественные законы в меру своих весьма ограниченных возможностей.
  Но даже если не признавать существования Бога, то человек всё равно остаётся в творчестве лишь примитивным подражателем природы, но ни как не первоисточником красоты.
  
  "Человек стоит столько, во сколько он сам себя ценит". Ф.Рабле.
  Честолюбие мучает гордеца своей зависимостью от мнения окружающих, Рабле в качестве выхода предлагает формулу надменности, которая презирает окружающих до полного безразличия. Однако в действительности, человек стоит столько, насколько он нужен окружающим.
  
  "Жертвуя собой, человек становится выше Бога". С.Моэм.
  Чтобы оценить нравственную высоту Бога, надо принести в жертву Бога-Сына, не ожидая за это ни чего кроме насмешек, со стороны ничтожеств, для которых эта жертва была принесена.
  
  "Религию можно сравнить с детским неврозом". З. Фрейд.
  Сравнение не логичное, и как следствие, не остроумное, псевдоироничность этой фразы заключена в лести атеизму, испытывающему высокомерно - снисходительное чувство превосходства над "наивным", религиозным мировоззрением.
  
  
  1.3. Демагогия гордыни - силы.
  
  "Совесть - это сила, непобедимая лишь для слабых духом, сильные же быстро овладевают ею и порабощают её своим желаниям". М.Горький.
  Гордыня силы настолько беззастенчива, что готова открыто отрицать даже совесть, если совесть становится предметом, который нужно сокрушить.
  
  "Самый слабый человек - самый лучший": так говорят проповедники морали". Ф.Ницше.
  Прочитав эту фразу, гордость силы отвергнет мораль незамедлительно. Однако, тут Ницше явно слукавил, на самом деле, проповедники морали говорят, что добродетелен неприменяющий силу, а лучший тот кто, обладая силой, не применяет её.
  
  "Мораль - выдумка слабых, жалобный стон неудачников". Э.М.Ремарк.
  Ещё одно лукавство, предлагающее гордыне силы отвергнуть мораль. "Жалобный стон неудачников" - это скорей всего ханжеский голос зависти, закамуфлированный под мораль.
  Мораль призвана ограждать человека лишь от своего собственного зла.
  
  "Мощь есть нечто прекрасное, а немощь - безобразное". Сократ.
  Если признать справедливость этого утверждения, то придётся признать и то, что война, насилие и разрушение прекрасны, а культура, искусство и живая природа безобразны.
  Красота может определяться только красотой, а сила-силой.
  
  "Усомниться - значит утратить силу". О.Бальзак.
  Усомниться - значит осмотреться, а туда - ли ты прёшь со своей силой.
  
  "Там где слабый молится, - сильный дерётся". Э.Севрус.
  Ну ещё бы, драться там, где молятся, гораздо безопасней.
  
  
  1.4. Демагогия гордыни ума.
  
  "Выражение удивления - этикет невежества". Б.Грасиан.
  Человек не может всё знать, но для гордости ума, унизительно обнаруживать своё незнание, поэтому, сталкиваясь в присутствии других с неизвестным, гордец делает, многозначительно - осведомлённое выражение лица, дабы не выглядеть невеждой, при этом гордец полагает, что это его лицемерие и является хорошим тоном.
  Выражение удивления - это этикет искренности и самоуважения.
  
  "Вы должны верить в Бога, несмотря на всё, что о нём говорят церковники". Жоветт.
  Религиозная риторика, зачастую весьма неубедительна, в силу абстрактности рассматриваемых ею предметов, однако даже самая пустая богословская схоластика выглядит полемическим шедевром, в сравнении с тем, что говорят о Боге и вере "богоискатели - частники", для которых считать себя умнее многовековой богословской традиции так соблазнительно.
  
  "Мысль, которая не опасна, недостойна того, что бы называться мыслью". О.Уайлд.
  Ни что так не льстит интеллектуалу, как то, что его идеи раскачивают лодку социального равновесия, его честолюбию будет безразлично, даже если общество пойдёт ко дну, лишь-бы это было результатом его идей.
  Если бы английский писатель знал, что очень скоро идеи социального равенства и национального превосходства зальют кровью пол мира.
  
  "Искать мудрость вне себя-вот верх глупости". Китайское изречение.
  Глупости вокруг конечно хватает, но верх глупости - это искать мудрость исключительно в себе. Однако, для гордыни ума, китайское изречение просто бальзам на сердце.
  
  "Христианство и разум несовместимы". Ф.Вольтер.
  Это, совершенно бездоказательное утверждение декларирует: или ты умный, или ты верующий, а поскольку ум является предметом гордости, гордость выбирает именно его, что в данном случае становится автоматическим отрицанием христианства.
  
  "Каждый учёный изгоняет Бога из своей науки". П.Лафарг.
  Гордыня просвещённости отрицает Бога не потому, что богословие противоречит науке, (богословие пока противоречит только философии), а лишь потому, что отрицание Бога придаёт учёному самодовольству иллюзию собственного всемогущества.
  Например, для древней Греции умение делить было столь высоконаучным, что человек способный производить это нехитрое математическое действие, по утверждению Платона "Должен быть почитаем как Бог". То есть учёность нынешних школьников по Платону уже выше божественной.
  
  
  1.5. Демагогия гордыни - дерзости.
  
  Для человеческой гордыни унизительно быть кроткой и смиренной, а потому она готова соглашаться с любой глупостью взывающей к её воинственности. Причём, чем значительней объект или понятие попираемые гордыней, тем более лестно это для неё. Особенно приятно для гордости ниспровергать Бога, поскольку выше этого понятия уже ничего нет.
  "Бог есть, но я в него не верю". О.Брик.
  При чтении такого рода высказываний, вспоминается детское присловье: "Папы, мамы не боимся, писаем в штаны". Впрочем, в последней фразе, по крайней мере, есть логика.
  
  Или вот ещё:
  "Греши отважней! - Пусть добродетель -
   уделом мумий
   В грехе забвенье! а там хоть пуля,
   А там хоть рельсы".
   И.Северянин.
  А это уже какая-то уголовная бравада романтизированная высокой поэзией. Вот только непонятно к чему именно так страстно призывал поэт, то ли к убийствам и воровству, то ли к мелким пакостям.
  
  "Борьба-вот радость жизни". Л.Андреев.
  Разумеется, романтик революции не имел в виду привычную борьбу за богатство, власть, славу и другие более мелкие предметы, но как показывает историческая практика, борьба за счастье народа приводит к необходимости одну половину населения уничтожить, а вторую заставить ходить строем и думать одинаково. Так за что же бороться?
  
  
  
  
  2. Демагогия цинизма и нигилизма.
  
  "Родиться - страдание, жить - несчастье, умирать - горе". Б.Клервоский.
  Декларировать, что всё плохо, (нигилизм) является приёмом столь обыденным, что выглядит уже просто пошло.
  Нигилизм, никогда и ничего не предлагает взамен отрицаемого, дабы не обнаружить свою собственную интеллектуальную ущербность, тотальное же отрицание, автоматически возвышает нигилиста над всеми, это позиция трусливого интеллектуального честолюбия.
  
  "В мире нет ничего, что следовало бы принимать всерьёз". С.Батлер.
  Ещё одно самопревозношение нигилизма, посредством голословного, тотального отрицания.
  
   "В тот самый момент, когда зло перестало бы существовать, общество должно было бы прийти в упадок". Б.Мандевиль.
  Сделать комплимент злу, для цинизма так приятно, что его не останавливает даже совершенная бездоказательность утверждения.
  
  "Каждый добрый поступок, более чем на три четверти зиждется на гордыне, а на четверть на соображениях выгоды". Г.Флобер.
  Лицемерного добра в мире, конечно хватает, но полное отрицание добра, это просто забава циников и нигилистов.
  
  "Разумность приближает нас к животному состоянию". Г.Лихтенберг.
  Вздор какой - то, но чего только не напишешь, дабы вызвать восхищение человеческого нигилизма.
  
  "Человек - животное, варящее или жарящее свою пищу". К.Берне.
  Цинизм сравнивал человека с животным бесчисленное количество раз, причём всегда, всех людей вместе взятых, и никогда себя лично.
  
  "Церковь всегда выражает готовность предоставить райские блага в обмен на наличные деньги". Р.Ингерсолл.
  Церковь всегда являлась, излюбленным объектом насмешек для циников, поскольку перенос пошлого мировоззрения на религию, автоматически даёт остроумный результат.
  
  "Когда я слышу слово культура, я спускаю предохранитель своего револьвера". Х.Йост.
  Прогрессивная творческая интеллигенция, во все времена самоутверждалась, отрицая культурное наследие предшествующих поколений.
  Однако на примере данного высказывания хотелось бы отметить, что по - настоящему остроумные софизмы почти никогда не вызывают отторжения, ибо всегда содержат заряд самоиронии.
  
  "Что естественно, то не постыдно". Сенека Младший.
  Любимый постулат цинизма, поскольку понятие естественного можно трактовать сколь угодно широко.
  
  "Мне нравится тот, кто умеет ненавидеть". С.Джонсон.
  Должно быть, английский лексикограф любил всех. Представляю, кто у него был в любимчиках.
  
  
  
  
  3. Демагогия самооправдания.
  
  "Возможность творить зло предоставляется сто раз в день, а творить добро - раз в год". Ф.Вольтер.
  Совершенно голословное утверждение, однако так хочется верить, что просто нет никакой возможности делать добро.
  
  "Я ещё не такой подлец, чтобы думать о морали". В.В.Розанов.
  То-то подлецы только и делают, что думают о морали. Чем порядочней человек, тем чаще он задумывается о морали, и наоборот. Согласиться же с философом хочется, что бы не думать о своём собственном моральном облике.
  
  "Доброта не имеющая в себе зла, эгоистического начала - пустая, сонная доброта". Я.Бёме.
  "Немножко ненависти очищает доброту". Ж.Ренар.
  Очень хочется сохранить за собой право на применение зла, вот европейские мыслители и пытаются неуклюже доказать себе, будто бы немножко дерьма очищает мёд.
  
  "Когда Добро бессильно, оно - Зло". О.Уайлд.
  Сила зла всегда находит себе оправдание, сила зла всегда мнит себя справедливой, дайте силу "добру" и оно тут же начнёт своим железным кулаком наводить "новый", "добрый" порядок.
  Искушение свободой силы столь велико, что перед ним никакое добро не сможет остаться добром.
  Все величайшие злодеяния в истории человечества совершались под знамёнами величайшего же добра.
  
   "В общении все люди разделяются на тех, кого приходится терпеть, и на тех, кому приходится терпеть". Э.Севрус.
  Разделение людей на "хороших" и "плохих" непроизвольно предлагает читателю причислить себя к "хорошим", с благодарностью к автору за его поддержку в осуждении окружающих "тупиц и негодяев".
  
  "Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение". Ф.Ницше.
  Нравоучительные традиции не блещут ни остроумием, ни новизной, ни глубокомыслием, но отвращение к ним порождается не этим, а нашим нежеланием честно оценивать себя. Ведь не вызывает же отвращения человек в тысячный раз заговаривающий с вами о погоде.
  
  "Первая твоя обязанность заключается в том, чтобы сделать счастливым самого себя. Если ты сам счастлив, то ты сделаешь счастливыми и других". Л.Фейербах.
  Отличная отговорка для эгоизма и бессердечности, но только как показывает практика, нет у них того предела довольства, за которым они начинают заботиться о счастье других.
  
  "Эгоизм развитого, мыслящего человека благороден, он - то и есть его любовь к науке, к искусству, к ближнему, к широкой жизни, к независимости". А.Герцен.
  "Эгоизм... есть... любовь... к ближнему". Какой только несуразицы не придумает человек, дабы оправдать своё право на эгоизм и бессердечность.
  
  "Лишь только эгоизм станет выше, умнее, утончённее, развитее, изобретательнее: мир станет менее себялюбив". Ф.Ницше.
  Ницше, как и Герцен, не предложил в качестве альтернативы эгоизму "невыгодный" альтруизм, а попытался оправдать право на эгоизм, получилось так же нелогично - беспомощно, как и у Герцена.
  
  "Лишь добродетельный человек имеет право быть атеистом". П.Марешаль.
  "Религия необходима только для тех, кто не способен испытывать чувство гуманности,...она бесполезна в отношении честных людей". Ж.Ламерти.
  Что - то я не замечал, что бы дурные, бессердечные и бесчестные люди стремились в церковь, это вероятно потому, что их мнение совпадает с мнением французских мыслителей.
  
  "Раскаиваться - значит прибавлять к совершённой глупости новую". Ф.Ницше.
  Назвал преступление глупостью, и это уже не преступление, назвал совесть глупостью и это уже не совесть. Для беспринципности очень удобно.
  
  "У необходимости нет законов". Американское изречение.
  Вероятно, речь идёт о своей необходимости, но не о чужой.
  
  
  
  4.Синонимическая демагогия.
  
  Синонимическая демагогия характеризуется использованием формально - близких понятий и определений, что может приводить к значительным искажениям правды.
  
  "Легче подражать святым, чем жить с ними". Ж.Вольфром.
  Со святошами жить просто невозможно, это да. Но со святыми, этот французский литератор, очевидно не был знаком.
  
  "Великая общая ненависть создаёт крепкую дружбу". Тацит.
  Союз основанный на ненависти - это не дружба, и вряд ли ею когда - нибудь станет.
  
  "Угрызения совести начинаются там, где кончается безнаказанность". К.Гельвеций.
  Там где кончается безнаказанность, начинаются сожаления о наказании, а совесть, если она и пробуждается, то гораздо раньше.
  
  "Совесть действительно делает из всех нас трусов". У.Шекспир.
  Страх перед наказанием, это не совесть.
  Неспособность к совершению подлости, это не трусость.
  
  "Аскетизм - это осложнение от болезней, вызванных телесным или чувственным пресыщением". Э.Севрус.
  Неспособность и невозможность - это уже не аскетизм.
  
  "Всего меньше эгоизма у раба". А.Герцен
  У раба меньше всего прав, на то, чтобы быть эгоистом, а эгоизма у него скорей всего предостаточно. Но какой виртуозно - лукавый комплимент эгоизму!
  
  "Когда их (смиренных и кротких) превозносят, они перестают быть смиренными и кроткими". С.Батлер.
  Значит, они были не смиренными и кроткими, а лицемерными и трусливыми.
  
  "Человек, который много согрешил, всегда умён". М.Горький.
  Ловок, хитроумен, лукав, лицемерен, но не умён же.
  
  "Слабый поневоле добр". Абхазская пословица.
  Доброта поневоле, это не доброта, но лишь лицемерная трусость.
  
  "Глубочайшим свойством человеческой природы, является страстное стремление людей быть оценёнными по достоинству". У.Джеймс.
  Ну зачем лукавить, "страстное стремление быть оценённым по достоинству", это всего лишь - тщеславие, честолюбие и гордыня.
  
  "Упорствовать в ошибке уже обнаруженной - признак слабохарактерности". К.Боуви.
  Не слабохарактерности, а опять - таки тщеславия, честолюбия и гордыни.
  
  
  
  5.Эмоциональная демагогия.
  
  Шутливое высказывание, шутка всегда настолько эмоциональна, что даже и не предполагает необходимости истинности высказывания, а это позволяет пошлости и неправде особенно легко проникать в сознание.
  
   "Добродетель, сама по себе наказание". Законы Мерфи.
  Зло, в силу своей беспринципности более выгодно, нежели добродетель, но отсутствие эгоизма, алчности и наглости у человека вряд ли можно считать наказанием.
  
  "Единственный способ отделаться от искушения - уступить ему". О.Уайлд.
  Ещё одна небезобидная шутка. Искушение никогда не устраняется уступками, но напротив, с каждой уступкой оно обретает всё большую власть над человеком вплоть до полного его порабощения.
  
  "Бог - просто главный герой религиозного романа". Ллойд - Джордж.
  А так шутить, вообще не следует. На всякий случай.
  
  "Религии подобны светлячкам: для того, чтобы светить, им нужна темнота". А.Шопенгауэр.
  Красивые поэтические образы, как и шутки, воздействуют на человеческую эмоциональность, затмевая тем самым недостоверность содержания.
  Для учёного самодовольства эпохи Просвещения, утверждение Шопенгауэра может и было актуально, но как показало время, учёные прошлых веков сильно погорячились с утверждением: "Наука доказала, что Бога нет".
  
  "Кто спасает человека против его воли, тот не лучше убийцы". Гораций.
  "Убийство" - сильное, эмоционально - негативное понятие, его использование, негативно окрашивает даже сугубо положительные идеи.
  Минутное отчаяние проходит, а поступки совершённые в этом состоянии могут быть необратимы, поддержать отчаявшегося человека спасительно, но отнюдь не убийственно.
  
  "Религия - опиум для народа". К.Маркс.
  "Религия - род духовной сивухи". В.Ленин.
  "В словах "Бог" и "религия" вижу тьму, мрак, цепи и кнут". В.Белинский.
  "Религии - все до единой - нелепы, их мораль рассчитана на детей, их обещания эгоистичны и чудовищно глупы". Г.Мопассан.
  Негативация, (очернение) является настолько сильным демагогическим приёмом, что и не предполагает наличия доказательств истинности.
  
  "Парадоксы - вот единственная правда". Б.Шоу.
  Парадоксы - излюбленная забава остроумных интеллектуалов. Парадоксальность, оригинальность мышления, игра ума, производят столь сильное впечатление на человеческие эмоции, что человеку уже становится не важно, насколько эти утверждения истинны.
  Разумеется, парадоксы не единственная правда, более того, правды в них не более чем в других типах суждений, то есть очень и очень мало.
  
  "Добро уныло и занудливо
  И постный вид и ходит боком,
  А зло обильно и причудливо,
  Со вкусом запахом и соком".
   И.Губерман.
  Поэтизация неправды. Разумеется, Игорь Губерман подразумевал под понятием зла вульгарный набор, состоящий из пьянства, обжорства и распутства, а вовсе не подлости и преступления.
  А высмеивая добро, подразумевал показную фарисейскую благочестивость, а вовсе не честность, искренность и доброту.
  Но это моя трактовка нравственной позиции поэта, некоторые же могут решить, что это гуманность "уныла и занудлива", а геноцид "со вкусом, запахом и соком".
  
  
  6.Демагогия абсолютизации частности.
  
  "Если нет ада, то армия священников добывает деньги под лживым предлогом". У.Сандей.
  В силу объективных причин, деньги представляются предметом абсолютной важности, чуть ли не источником жизни, а потому не удивительно, что в атеистическом сознании, религия является исключительно коммерческим предприятием.
  Столь ограниченное (частное) представление о религии и приводит к искажению истины.
  
  "Единственное благо - знание, единственное зло - невежество". Диоген.
  "Образование - единственное, что божественно и бессмертно в нас". Плутарх.
  Гордыня учёности бессознательно пренебрегает первенством нравственных качеств человека, видя в них достоинство доступное каждому, перед которым образование - ничто.
  С самых древних, непросвещённых времён, времён Диогена и Плутарха, самообольщение учёностью приводило к восхвалению всякого примитивного и псевдонаучного вздора, к упорству в заблуждениях, учёный авторитет всегда служил препятствием для развития самого же знания.
  
  "Неспособному мстить, остаётся только ненавидеть". Э.Севрус.
  На первый взгляд, может показаться, что это действительно единственный вариант, но у неспособного мстить есть ещё возможность проявить великодушие по отношению к обидчику, встать на его место и понять его, найти ему оправдание, а себе долю вины, ответить на зло добром и простить.
  
   "Отнимите у христианства страх перед адом, и вы отнимите у него веру". Д.Дидро.
  В православной традиции принято считать, что отношение верующего человека к Богу бывает трёх видов: отношение раба, который руководствуется в своих действиях страхом перед наказанием, отношение наёмника, целью которого является обещанное вознаграждение, и отношение сына, для которого заповедь любви стала его естеством.
  Отнимите у христианства страх перед адом, и христианство только очистится от лицемерия, но отнимите у христианства любовь, и христианство рухнет.
  
  
  
  
  7. Демагогия зависти и желаний.
  
  "Главное средство уменьшить бедность народа, это сократить чрезмерный избыток богатых людей". Неизвестный автор.
  Сокращение количества богатых людей приводит только к сокращению количества богатых людей.
  Тем не менее, зависти очень хочется верить, что неизвестный автор всё - таки прав.
  
  "Если бы боги заботились о людях, то хорошо жилось бы хорошим, а дурным плохо, но этого-то и нет". Энний.
  Римский поэт видимо хотел сказать, что если бы боги заботились о людях, то хорошо жилось бы моим близким, и мне - хорошему, а плохо, тем негодяям, которым я в тайне завидую, но такая откровенность не нашла бы поддержки во мнении читателей.
  
  "Ничему не научишь человека, не научив его хотеть". В.М.Борисов.
  Вот уж чему - чему, а хотению человека можно не учить, но поверить утверждению афориста всё - таки хочется, хотя бы для того, чтобы оправдать своё право на непрестанное хотение.
  
  "Лучше самому согрешить, чем завидовать удовольствиям, которые получают от своих прегрешений другие". Э.Севрус.
  Чем завидовать негодяям, лучше самому стать негодяем, очень сомнительный тезис.
  
  "Назад оглянешься, досада
  Берёт за прошлые года,
  Что не со всех деревьев сада
  Поел запретного плода".
   И.Губерман.
  Зато не наступала и расплата,
  Но это вроде бы, такая ерунда.
  
  
  
  8.Демагогия сравнения с абсолютом.
  
  "Все религии спасли определённое количество душ, но ни одна из них, ещё не оказалась способной одухотворить человечество". А.Гхош.
  Из этого высказывания следует, что ни одну религию нельзя считать истинной и совершенной.
  Но если у человечества нет сердца и воли обратиться к Богу, то даже Сам Бог ему в этом не поможет.
  Кстати, сравнивать бесчисленные религиозные теории с христианством, по количеству спасённых душ, по крайней мере, необъективно.
  
  
  
  9. Демагогия ложного противопоставления или сопоставления.
  
  "Одна религия настолько же истинна, как и другая". Р.Бертон.
  Но если предположить, что какая - либо религия всё - таки истинно отображает устроение мира, то в этом случае высказывание английского философа оборачивается совершенной глупостью.
  
  "Противоположностью истины, является другая истина". Ж.Вольфром.
  Совершенно очевидно, что одна из этих истин является ложью, истина не может противоречить самой себе.
  
  "Делайте различие между злым, бесчеловечным и бессердечным эгоизмом, и эгоизмом добрым, участливым, человечным". Л.Фейербах.
  Зачем оправдывать эгоизм, когда совершенно очевидно, что доброта, участливость и человечность относятся к прямо противоположной категории человеческих качеств?
  
  "Есть эгоизм узкий, животный, грязный, так есть и любовь узкая, животная, грязная". А.Герцен.
  Герцен, оправдывая эгоизм, выражается более лукаво. Он допускает, что любовь может определяться, как: распутство, блуд, непристойность, потом переносит понятийную двойственность на эгоизм, от чего возникает впечатление, что и эгоизм бывает "большим, светлым, и чистым".
  
  "Сказано, что мы должны прощать своих врагов, но ни где не сказано, что мы обязаны прощать своих друзей". К.Медичи.
  Очевидно, правитель Флоренции не читал Евангелия и судит о священном писании по расхожим цитатам.
  
  "Всё справедливо в любви и на войне". Английская пословица.
  Война лишь "списывает" подлости и преступления, но становятся ли они от этого справедливыми?
  
  "Вера в Бога и знания - всё равно, что две чаши весов: когда одна поднимается, другая опускается". А. Шопенгауэр.
  Знание не может противоречить вере в Бога, но вера в свои знания - может.
  
  
  
  10. Причинно - следственная демагогия.
  
  "Возможность украсть создаёт вора". Ф.Бэкон.
  Возможность украсть, заключена в самом человеке, такой человек может обокрасть даже банк, обокрасть который просто не представляется возможным.
  
  "Религия - дочь невежества". Л.Фейербах.
  Происхождение религий, вопрос несравненно более сложный, чем это пытаются представить самоуверенные атеисты эпохи Просвещения.
  Глупость - дочь самодовольства.
  
  "Невежество - мать злобы, зависти, алчности и всех прочих грубых и низких пороков и грехов". Г.Галилей.
  Если бы это было так, мы бы уже жили в век праведности и святости.
  
  "Если Бог не мог сделать людей счастливее на земле, как можем мы надеяться на рай, где избранные будто - бы должны вечно наслаждаться каким - то неизъяснимым блаженством". П.Гольбах.
  Ну а почему собственно нет? А если учесть, что это будут не просто избранные, а честные, добрые, великодушные, чистосердечные, благородные люди, то тогда, христианская логика эволюции бытия становится довольно очевидной.
  
  "Религии, подобно хамелеонам, окрашиваются в цвет почвы на которой живут". А.Франс.
  Религии не меняются в угоду обстоятельствам, они в них рождаются.
  
  "Согрешив, человек избавляется от влечения к греху". О.Уайлд.
  Если бы это было так, мы бы все были святыми.
  
  "Нам была дана заповедь: "Люби ближнего своего, как самого себя", - но если правильно понять эту заповедь, то можно прочесть в ней и обратное утверждение: "Ты обязан любить себя должным образом". С.Кьёркегор.
  Если правильно понять эту заповедь, то можно прочесть в ней: "А как любить себя, Я думаю никому объяснять не надо".
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"