9.Демагогия ложного сопоставления или противопоставления.
10.Причинно-следственная демагогия.
Предисловие.
Данная книга, является итогом системного анализа демагогических приёмов.
1. Демагогия гордыни.
Подавляющее большинство демагогических высказываний (софизмов) вводят читателя (слушателя) в заблуждение, обращаясь к его гордости (честолюбию, тщеславию, амбициозности).
Всвязи с этим интересно отметить, что князь тьмы, отпавший от Бога именно из-за гордости, часто именуется в христианстве отцом лжи или лукавым.
1.1. Демагогия гордыни - исключительности.
"Моральность есть стадный инстинкт в отдельном человеке". Ф.Ницше.
Для гордости оскорбительно быть как все (членом стада), и если мораль по утверждению Ницше это стадное чувство, то гордыня исключительности делает закономерный вывод, что мораль не для неё, независимо от того, что за этим понятием стоит.
Вот если бы Ницше определил мораль как качество исключительных личностей, тогда отношение гордости к понятию морали было бы прямо противоположным.
"И остерегайтесь добрых и праведных! Они любят распинать тех, кто изобретает для себя свою собственную добродетель". Ф.Ницше.
Семантическая подмена: явно слукавив, Ницше определил самодовольную ханжескую жестокость как проявление праведности. Добрые и праведные никогда и никого не распинали, распинали как раз те, кто изобретал для себя свою собственную добродетель.
Ницше представляет изобретателя своей собственной морали, как личность исключительную, тогда как в действительности, построение личной морали, является нормой, причём, чем порочней человек, тем более изобретательным ему приходится быть, дабы выглядеть благопристойно в своих собственных глазах.
Но Ницше, в своей лести, идёт ещё дальше, он предлагает банальному самооправданию встать в один ряд с Богом, в этом случае при всяком столкновении с законом и обществом, человеческое самодовольство будет сладко преумножаться ореолом невинного мученичества.
Фраза достойная подростка исповедующего протест ради протеста, и не важно, что писать поперёк не удобно, главное быть не как все.
А ведь главное не как писать, а что писать.
Подавляющее большинство человечества состоит из слабых духом и глупцов, массам нужна религия, что бы избегать порока и следовать путём добродетели". Д.Дидро.
Разумеется, гордец считает себя сильным, добродетельным умником, а из этого следует, что религия не для него.
"Религия пытается втиснуть человека в рамки своей морали". Ч.Амирэджиби.
Гордыня исключительности с наслаждением отрицает любые рамки, даже если это рамки мира, добра и справедливости.
1.2. Демагогия гордыни - значительности.
"Лучше царствовать в аду, чем прислуживать на небесах". Д.Мильтон.
Гордость собственной значимости склоняет человека открыто примкнуть ко злу, что бы быть первым, пусть даже во зле.
"Лучше быть тигром, которого боятся, чем собакой, которую любят". Вьетнамская пословица.
Соблазн значимости, заставляет отказаться даже от любви, в пользу личного превосходства.
"Одна лишь посредственность не имеет врагов". Ж.Даламбер.
"Не иметь врагов, может лишь предельное ничтожество". А. Бужар.
Склочники, скандалисты и прочие негодяи, прочитав эти фразы, несомненно почувствуют себя людьми значительными.
"Всё,что есть в мире прекрасного, красивого, идеального насаждено не Богом, а человеком". Г.Мопассан.
Так хочется поверить в эту сладкую лесть, но если признать существование Бога, то следует признать и то, что Господь создал законы красоты, создал мир по этим законам, дал нам способность воспринимать прекрасное и творить по Его законам.
Занимаясь творчеством, человек лишь использует божественные законы в меру своих весьма ограниченных возможностей.
Но даже если не признавать существования Бога, то человек всё равно остаётся в творчестве лишь примитивным подражателем природы, но ни как не первоисточником красоты.
"Человек стоит столько, во сколько он сам себя ценит". Ф.Рабле.
Честолюбие мучает гордеца своей зависимостью от мнения окружающих, Рабле в качестве выхода предлагает формулу надменности, которая презирает окружающих до полного безразличия. Однако в действительности, человек стоит столько, насколько он нужен окружающим.
"Жертвуя собой, человек становится выше Бога". С.Моэм.
Чтобы оценить нравственную высоту Бога, надо принести в жертву Бога-Сына, не ожидая за это ни чего кроме насмешек, со стороны ничтожеств, для которых эта жертва была принесена.
"Религию можно сравнить с детским неврозом". З. Фрейд.
Сравнение не логичное, и как следствие, не остроумное, псевдоироничность этой фразы заключена в лести атеизму, испытывающему высокомерно - снисходительное чувство превосходства над "наивным", религиозным мировоззрением.
1.3. Демагогия гордыни - силы.
"Совесть - это сила, непобедимая лишь для слабых духом, сильные же быстро овладевают ею и порабощают её своим желаниям". М.Горький.
Гордыня силы настолько беззастенчива, что готова открыто отрицать даже совесть, если совесть становится предметом, который нужно сокрушить.
"Самый слабый человек - самый лучший": так говорят проповедники морали". Ф.Ницше.
Прочитав эту фразу, гордость силы отвергнет мораль незамедлительно. Однако, тут Ницше явно слукавил, на самом деле, проповедники морали говорят, что добродетелен неприменяющий силу, а лучший тот кто, обладая силой, не применяет её.
Ещё одно лукавство, предлагающее гордыне силы отвергнуть мораль. "Жалобный стон неудачников" - это скорей всего ханжеский голос зависти, закамуфлированный под мораль.
Мораль призвана ограждать человека лишь от своего собственного зла.
"Мощь есть нечто прекрасное, а немощь - безобразное". Сократ.
Если признать справедливость этого утверждения, то придётся признать и то, что война, насилие и разрушение прекрасны, а культура, искусство и живая природа безобразны.
Красота может определяться только красотой, а сила-силой.
"Усомниться - значит утратить силу". О.Бальзак.
Усомниться - значит осмотреться, а туда - ли ты прёшь со своей силой.
"Там где слабый молится, - сильный дерётся". Э.Севрус.
Ну ещё бы, драться там, где молятся, гораздо безопасней.
Человек не может всё знать, но для гордости ума, унизительно обнаруживать своё незнание, поэтому, сталкиваясь в присутствии других с неизвестным, гордец делает, многозначительно - осведомлённое выражение лица, дабы не выглядеть невеждой, при этом гордец полагает, что это его лицемерие и является хорошим тоном.
Выражение удивления - это этикет искренности и самоуважения.
"Вы должны верить в Бога, несмотря на всё, что о нём говорят церковники". Жоветт.
Религиозная риторика, зачастую весьма неубедительна, в силу абстрактности рассматриваемых ею предметов, однако даже самая пустая богословская схоластика выглядит полемическим шедевром, в сравнении с тем, что говорят о Боге и вере "богоискатели - частники", для которых считать себя умнее многовековой богословской традиции так соблазнительно.
"Мысль, которая не опасна, недостойна того, что бы называться мыслью". О.Уайлд.
Ни что так не льстит интеллектуалу, как то, что его идеи раскачивают лодку социального равновесия, его честолюбию будет безразлично, даже если общество пойдёт ко дну, лишь-бы это было результатом его идей.
Если бы английский писатель знал, что очень скоро идеи социального равенства и национального превосходства зальют кровью пол мира.
"Искать мудрость вне себя-вот верх глупости". Китайское изречение.
Глупости вокруг конечно хватает, но верх глупости - это искать мудрость исключительно в себе. Однако, для гордыни ума, китайское изречение просто бальзам на сердце.
"Христианство и разум несовместимы". Ф.Вольтер.
Это, совершенно бездоказательное утверждение декларирует: или ты умный, или ты верующий, а поскольку ум является предметом гордости, гордость выбирает именно его, что в данном случае становится автоматическим отрицанием христианства.
"Каждый учёный изгоняет Бога из своей науки". П.Лафарг.
Гордыня просвещённости отрицает Бога не потому, что богословие противоречит науке, (богословие пока противоречит только философии), а лишь потому, что отрицание Бога придаёт учёному самодовольству иллюзию собственного всемогущества.
Например, для древней Греции умение делить было столь высоконаучным, что человек способный производить это нехитрое математическое действие, по утверждению Платона "Должен быть почитаем как Бог". То есть учёность нынешних школьников по Платону уже выше божественной.
1.5. Демагогия гордыни - дерзости.
Для человеческой гордыни унизительно быть кроткой и смиренной, а потому она готова соглашаться с любой глупостью взывающей к её воинственности. Причём, чем значительней объект или понятие попираемые гордыней, тем более лестно это для неё. Особенно приятно для гордости ниспровергать Бога, поскольку выше этого понятия уже ничего нет.
"Бог есть, но я в него не верю". О.Брик.
При чтении такого рода высказываний, вспоминается детское присловье: "Папы, мамы не боимся, писаем в штаны". Впрочем, в последней фразе, по крайней мере, есть логика.
Или вот ещё:
"Греши отважней! - Пусть добродетель -
уделом мумий
В грехе забвенье! а там хоть пуля,
А там хоть рельсы".
И.Северянин.
А это уже какая-то уголовная бравада романтизированная высокой поэзией. Вот только непонятно к чему именно так страстно призывал поэт, то ли к убийствам и воровству, то ли к мелким пакостям.
"Борьба-вот радость жизни". Л.Андреев.
Разумеется, романтик революции не имел в виду привычную борьбу за богатство, власть, славу и другие более мелкие предметы, но как показывает историческая практика, борьба за счастье народа приводит к необходимости одну половину населения уничтожить, а вторую заставить ходить строем и думать одинаково. Так за что же бороться?
2. Демагогия цинизма и нигилизма.
"Родиться - страдание, жить - несчастье, умирать - горе". Б.Клервоский.
Декларировать, что всё плохо, (нигилизм) является приёмом столь обыденным, что выглядит уже просто пошло.
Нигилизм, никогда и ничего не предлагает взамен отрицаемого, дабы не обнаружить свою собственную интеллектуальную ущербность, тотальное же отрицание, автоматически возвышает нигилиста над всеми, это позиция трусливого интеллектуального честолюбия.
"В мире нет ничего, что следовало бы принимать всерьёз". С.Батлер.
Ещё одно самопревозношение нигилизма, посредством голословного, тотального отрицания.
"В тот самый момент, когда зло перестало бы существовать, общество должно было бы прийти в упадок". Б.Мандевиль.
Сделать комплимент злу, для цинизма так приятно, что его не останавливает даже совершенная бездоказательность утверждения.
"Каждый добрый поступок, более чем на три четверти зиждется на гордыне, а на четверть на соображениях выгоды". Г.Флобер.
Лицемерного добра в мире, конечно хватает, но полное отрицание добра, это просто забава циников и нигилистов.
"Разумность приближает нас к животному состоянию". Г.Лихтенберг.
Вздор какой - то, но чего только не напишешь, дабы вызвать восхищение человеческого нигилизма.
"Человек - животное, варящее или жарящее свою пищу". К.Берне.
Цинизм сравнивал человека с животным бесчисленное количество раз, причём всегда, всех людей вместе взятых, и никогда себя лично.
"Церковь всегда выражает готовность предоставить райские блага в обмен на наличные деньги". Р.Ингерсолл.
Церковь всегда являлась, излюбленным объектом насмешек для циников, поскольку перенос пошлого мировоззрения на религию, автоматически даёт остроумный результат.
"Когда я слышу слово культура, я спускаю предохранитель своего револьвера". Х.Йост.
Прогрессивная творческая интеллигенция, во все времена самоутверждалась, отрицая культурное наследие предшествующих поколений.
Однако на примере данного высказывания хотелось бы отметить, что по - настоящему остроумные софизмы почти никогда не вызывают отторжения, ибо всегда содержат заряд самоиронии.
"Что естественно, то не постыдно". Сенека Младший.
Любимый постулат цинизма, поскольку понятие естественного можно трактовать сколь угодно широко.
"Мне нравится тот, кто умеет ненавидеть". С.Джонсон.
Должно быть, английский лексикограф любил всех. Представляю, кто у него был в любимчиках.
3. Демагогия самооправдания.
"Возможность творить зло предоставляется сто раз в день, а творить добро - раз в год". Ф.Вольтер.
Совершенно голословное утверждение, однако так хочется верить, что просто нет никакой возможности делать добро.
"Я ещё не такой подлец, чтобы думать о морали". В.В.Розанов.
То-то подлецы только и делают, что думают о морали. Чем порядочней человек, тем чаще он задумывается о морали, и наоборот. Согласиться же с философом хочется, что бы не думать о своём собственном моральном облике.
"Доброта не имеющая в себе зла, эгоистического начала - пустая, сонная доброта". Я.Бёме.
"Немножко ненависти очищает доброту". Ж.Ренар.
Очень хочется сохранить за собой право на применение зла, вот европейские мыслители и пытаются неуклюже доказать себе, будто бы немножко дерьма очищает мёд.
"Когда Добро бессильно, оно - Зло". О.Уайлд.
Сила зла всегда находит себе оправдание, сила зла всегда мнит себя справедливой, дайте силу "добру" и оно тут же начнёт своим железным кулаком наводить "новый", "добрый" порядок.
Искушение свободой силы столь велико, что перед ним никакое добро не сможет остаться добром.
Все величайшие злодеяния в истории человечества совершались под знамёнами величайшего же добра.
"В общении все люди разделяются на тех, кого приходится терпеть, и на тех, кому приходится терпеть". Э.Севрус.
Разделение людей на "хороших" и "плохих" непроизвольно предлагает читателю причислить себя к "хорошим", с благодарностью к автору за его поддержку в осуждении окружающих "тупиц и негодяев".
"Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение". Ф.Ницше.
Нравоучительные традиции не блещут ни остроумием, ни новизной, ни глубокомыслием, но отвращение к ним порождается не этим, а нашим нежеланием честно оценивать себя. Ведь не вызывает же отвращения человек в тысячный раз заговаривающий с вами о погоде.
"Первая твоя обязанность заключается в том, чтобы сделать счастливым самого себя. Если ты сам счастлив, то ты сделаешь счастливыми и других". Л.Фейербах.
Отличная отговорка для эгоизма и бессердечности, но только как показывает практика, нет у них того предела довольства, за которым они начинают заботиться о счастье других.
"Эгоизм развитого, мыслящего человека благороден, он - то и есть его любовь к науке, к искусству, к ближнему, к широкой жизни, к независимости". А.Герцен.
"Эгоизм... есть... любовь... к ближнему". Какой только несуразицы не придумает человек, дабы оправдать своё право на эгоизм и бессердечность.
"Лишь только эгоизм станет выше, умнее, утончённее, развитее, изобретательнее: мир станет менее себялюбив". Ф.Ницше.
Ницше, как и Герцен, не предложил в качестве альтернативы эгоизму "невыгодный" альтруизм, а попытался оправдать право на эгоизм, получилось так же нелогично - беспомощно, как и у Герцена.
"Лишь добродетельный человек имеет право быть атеистом". П.Марешаль.
"Религия необходима только для тех, кто не способен испытывать чувство гуманности,...она бесполезна в отношении честных людей". Ж.Ламерти.
Что - то я не замечал, что бы дурные, бессердечные и бесчестные люди стремились в церковь, это вероятно потому, что их мнение совпадает с мнением французских мыслителей.
"Раскаиваться - значит прибавлять к совершённой глупости новую". Ф.Ницше.
Назвал преступление глупостью, и это уже не преступление, назвал совесть глупостью и это уже не совесть. Для беспринципности очень удобно.
"У необходимости нет законов". Американское изречение.
Вероятно, речь идёт о своей необходимости, но не о чужой.
4.Синонимическая демагогия.
Синонимическая демагогия характеризуется использованием формально - близких понятий и определений, что может приводить к значительным искажениям правды.
"Легче подражать святым, чем жить с ними". Ж.Вольфром.
Со святошами жить просто невозможно, это да. Но со святыми, этот французский литератор, очевидно не был знаком.
"Великая общая ненависть создаёт крепкую дружбу". Тацит.
Союз основанный на ненависти - это не дружба, и вряд ли ею когда - нибудь станет.
"Угрызения совести начинаются там, где кончается безнаказанность". К.Гельвеций.
Там где кончается безнаказанность, начинаются сожаления о наказании, а совесть, если она и пробуждается, то гораздо раньше.
"Совесть действительно делает из всех нас трусов". У.Шекспир.
Страх перед наказанием, это не совесть.
Неспособность к совершению подлости, это не трусость.
"Аскетизм - это осложнение от болезней, вызванных телесным или чувственным пресыщением". Э.Севрус.
Неспособность и невозможность - это уже не аскетизм.
"Всего меньше эгоизма у раба". А.Герцен
У раба меньше всего прав, на то, чтобы быть эгоистом, а эгоизма у него скорей всего предостаточно. Но какой виртуозно - лукавый комплимент эгоизму!